Беседа первая: «В чем сила сказки?»
статья по теме

 

Мир изменился до неузнаваемости с момента появления сказок. Что в них такого, что позволяет им существовать столько времени? Нас, современников, и древние народы, которые начали сочинять сказки, очень многое рознит, кроме устройства психики. Ребенок обожает сказки в период своего самого интенсивного развития, в дошкольном возрасте. Дети запоминают их, требуют повторять, переделывают, сочиняют сами, отождествляют себя с различными персонажами. Сказки просто не могут не влиять на их внутренний мир. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon beseda_pervaya._v_chem_sila_skazki.doc30 КБ

Предварительный просмотр:

Беседа первая: «В чем сила сказки?»

            Мир изменился до неузнаваемости с момента появления сказок. Что в них такого, что позволяет им существовать столько времени? Нас, современников, и древние народы, которые начали сочинять сказки, очень многое рознит, кроме устройства психики. Ребенок обожает сказки в период своего самого интенсивного развития, в дошкольном возрасте. Дети запоминают их, требуют повторять, переделывают, сочиняют сами, отождествляют себя с различными персонажами. Сказки просто не могут не влиять на их внутренний мир.

Сказки на людей действуют по-разному, в зависимости от жизненного опыта и индивидуальных особенностей. Наиболее распространены народные сказки, которые несут в себе жизненно важные для жизни идеи:

  1. Мир, в котором мы живем – живой. Животные, птицы, растения, даже рукотворные вещи могут говорить с нами. Такое представление формирует бережное отношение ко всему, что нас окружает.

2. Существует добро и зло. Добро, в конце концов, побеждает. Это положение вещей способствует развитию бодрости духа, стремления к лучшему.

3. Самое ценное дается через испытание, а то, что далось даром, может быстро уйти. Эта идея учит добиваться намеченных целей, прилагать усилия и иметь терпение.

4. Существуют дополнительные, волшебные ресурсы. Но они приходят на помощь, когда мы сами не можем справиться с ситуацией. Эта идея дает чувство защищенности и стимулирует развитие самостоятельности.

Сказки достаточно разнообразны, как и наша жизнь. Дети до пяти лет обычно лучше воспринимают сказки о животных и о взаимоотношениях людей и животных. Они лучше всего передают малышам жизненный опыт («Лиса и журавль», «Теремок», «Коза-дереза»). Чем младше ребенок, тем проще и короче сказка, тем больше в ней повторений («катится, катится колобок», «тянут – потянут – вытянуть не могут»).

Бытовые сказки демонстрируют особенности семейной жизни, учат выходить из конфликтных ситуаций, придерживаться здравого смысла  («Золотая рыбка», «Кривая уточка», «Мудрая жена».) Поэтому они могут быть полезны для детей в любом возрасте.

Сказка показывает возможные и желательные формы поведения. Пример Иванушки-дурачка, который сделал вид, что не знает, как садиться на лопату Бабы Яги, показывает, в каких случаях эффективна хитрость. В других ситуациях ребенок, слушая сказку, узнает, что есть моменты, когда нужно быть смелым и использовать прямую агрессию – достать меч и победить Змея Горыныча, показать свою силу или состоятельность.

Сказка, особенно волшебная, является источником, восстанавливающим душевные силы. Возможность использования волшебной силы – это ничто иное, как напоминание о том, что для решения любых проблем можно найти дополнительные рычаги.

Сказка позволяет переживать эмоции. Персонажи, конечно, выдуманные, но их действия вызывают вполне реальные чувства. То есть – сказка дает возможность учиться на чужих ошибках! Можно, например, пережить состояние сестрицы из сказки «Гуси-лебеди» и узнать, как тяжко будет, если «оставить братца и заиграться, загуляться».

Сказка обладает силой внушения. Чаще всего вы рассказываете сказку

перед сном, когда ребенок расслаблен, а это благоприятное состояние для внушения. Поэтому на ночь желательно рассказывать позитивные сказки со счастливым концом.

Сказка готовит к взрослению. Неказистый Емеля превращается в красавца жениха, маленькая Дюймовочка проходит ряд испытаний и попадает в страну Эльфов. Это ничто иное, как истории превращения ребенка во взрослого человека.

Сказка – зеркало, отражающее реальный мир через призму личного восприятия. В ней возможно все, чего не бывает в жизни. И всегда счастливый конец! Слушатель всегда сопричастен с происходящим, он может вообразить себя любым из персонажей, пережить все перипетии сюжета, отзываясь на них душой.

Каждый родитель может сделать сказку помощником в воспитании и обучении собственного ребенка, в познании им себя, во взаимопонимании с окружающими. Все что вы хотите донести до ребенка, лучше делать через сказку. Когда вы рассказываете сказку, можете быть уверенными, что ребенок вас слышит. Старайтесь прививать ребенку добрые и нужные истины.

Психолог Павел Лебедько, отвечая как-то на вопрос: «Как правильно читать ребенку сказку?», сказал, что в первую очередь читать нужно с удовольствием, тогда ребенок получит больше пользы от народного творчества. И вообще, лучше все делать с удовольствием, это, с точки зрения психолога, – лучший и правильный подход. Тогда и в нашей жизни, на которую можно посмотреть двояко, будет больше приятных моментов, чем трудностей.

Не забывайте читать детям сказки, откройте для них этот удивительный мир! Сказка поможет решить любую проблему. Не надо только считать ее панацеей от всех бед. Это не чудо-лекарство, помогающее за один прием, а долгая, кропотливая работа, эффект от которой со временем обязательно будет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Поговорим о музыке» Беседа первая «Музыка, музыка всюду слышна» Приложение к слушанию музыки

Приобщить детей к музыкальному искусству. Научить детей слушать музыку.Учить детей сопереживать чувствам, выраженным в музыке....

Тема беседы: «Первый космонавт»

Цель: введение детей в тематический день посредством  знакомства воспитанников с первым космонавтом планеты Ю. А. Гагариным. Задачи:1.     Познакомить детей с подвиг...

В помощь родителям. Готовимся к школе (беседа первая)

Поступление в школу – важное событие в жизни ребёнка, учёба в школе – нелёгкий труд, к которому ребёнок должен быть подготовлен. Уметь управлять своим поведением, подчинять его норм...

Беседа Первый в космосе

Беседа Первый в космосе...

Беседа «Первый полет Ю. А. Гагарина в космос»

Беседа «Первый полет Ю. А. Гагарина в космос»Цель: способствовать ознакомлению детей с первым космонавтом.Задачи: способствовать ознакомлению с историей первой космической ракеты, расширен...

Беседа «Первый полет Ю. А. Гагарина в космос»

Беседа «Первый полет Ю. А. Гагарина в космос»Цель: способствовать ознакомлению детей с первым космонавтом.Задачи: способствовать ознакомлению с историей первой космической ракеты...