«Поговорим о музыке» Беседа первая «Музыка, музыка всюду слышна» Приложение к слушанию музыки
учебно-методический материал (старшая, подготовительная группа) на тему

Дьяконова Ирина Владимирована

Приобщить детей к музыкальному искусству. Научить детей слушать музыку.

Учить детей сопереживать чувствам, выраженным в музыке.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №31 «Дружба»

города Бийска Алтайского края

«Поговорим о музыке»

Беседа первая

 «Музыка, музыка всюду слышна»

Приложение к слушанию музыки

подготовила  музыкальный руководитель

Дьяконова Ирина Владимировна

Бийск 2016

Цель:

Приобщение детей к музыкальному искусству.

Задачи:

Научить детей слушать музыку.

Учить детей сопереживать чувствам, выраженным в музыке.

 

 Что такое музыка? (ответы детей)

          Музыканты говорят, что это язык чувств. Физики говорят, что это звуковые колебания, вибрация. А поэты пишут стихи, посвященные музыке. Послушайте стихотворение К. Ибряева, посвященное музыке.

Тихо-тихо рядом сядем -

Входит музыка в наш дом

В удивительном наряде,

Разноцветном, расписном.

И раздвинутся все стены -

Вся земля видна вокруг:

Плещут волны речки пенной,

Чутко дремлют лес и луг.

Вдаль бегут степные тропки,

Тают в дымке голубой...

Это музыка торопит

И ведет нас за собой.

Вместе с музыкой хорошей

К нам приходит волшебство,

Осторожней,  осторожней,

Не спугнуть бы нам его.

Так что же такое музыка? (ответы детей)

 Если мы остановимся, замрем и прислушаемся, то услышим звуки мира

окружающего нас. На прогулке в лесу мы услышим шелест листьев, журчание лесного ручейка, пение птиц, стрекотание насекомых — поет лес на разные голоса.  На берегу моря — шум прибоя, крики чаек, дельфинов. И нам до бесконечности хочется слушать музыку моря.

Когда же впервые человек слышит музыку? (ответы детей)

Наверное, в первый раз он слышит мамину колыбельную. Послушайте

стихотворение Л.Дымовой «Мама поет»

                                Светят звезды ласково

Над моим окном

И поет мне песенку

Мама перед сном.

Самую любимую

Песенку мою:

«Спи, моя хорошая,

Спи, моя пригожая,

Баюшки-баю!»

Почему дети засыпают под колыбельные песни? (ответы детей)

   Колыбельные песни, как правило, спокойные по характеру, несколько монотонные, убаюкивающие.  

        Где же звучит музыка? (ответы детей)

        Дома — это мультфильмы, фильмы, телепередачи, все они сопровождаются музыкой, которая подчеркивает сюжет, драматургию, характеры героев, что побуждает эмоциональному сопереживанию  и лучшему осознанию содержания.

      Начиная с детского сада, музыка звучит на всех праздниках, сопровождая песни и танцы. На музыкальных занятиях дети знакомятся с народной, классической музыкой, другими музыкальными стилями. В школе дети изучают такой предмет, как музыка, и продолжают слушать и исполнять музыку.

      Все великие композиторы писали музыку для детей, наверное потому, что дети самые благодарные слушатели. Да и композиторы старались писать музыку яркую, образную, стараясь изобразить в музыке природные явления — дождь, гром, пение ручейка, шум моря и т.д.. Так же композиторы старались выразить в музыке мысли, чувства, настроение людей — радость, веселье, грусть, обиду, любовь и ненависть т.д..

   Музыку писали на все случаи жизни. Для детей — колыбельные, танцевальные, игровые песни. Для праздников — танцевальную музыку: вальсы, польки, мазурки, полонезы, аранжировки народных танцев. Для торжеств и парадов — марши. Народ всегда слагал песни о своей жизни, они помогали и в работе и на празднике и в повседневной жизни.

      В классе хореографии все движения выполняются под музыку.  Музыка задает темп, ритм,  характер. Какой же это танец без музыки?

          Давайте поговорим о ритме: ритмическая  организация  является  основой  жизни. Все,  окружающее нас,  живет  по  законам  ритма.  Смена  времен  года,  дня  и  ночи, биение  сердца,  возрастные  процессы -   все  это  и  многое  другое  подчинено  определенному  ритму.  Послушайте стихотворение:

Стучат колеса поезда: та-там, та-там, та-там,

Звучит в оркестре барабан: ба-бам, ба-бам, ба-бам.

Часы отстукивают так: тик-так, тик-так, тик-так,

Лягушки дружно квакают: ква-квак, ква-квак.

Стучит сапожник в мастерской: тук-тук-тук,

Разносится ритмичный, четкий стук, стук, стук.

И воробьиный слышен крик: чирик, чирик, чирик,

Из телефонной трубки слышим: пик, пик, пик.

Так что такое ритм? Наверно, ты поймешь,

Когда определение верное найдешь.

Музыкальный пульс ты сможешь ощутить,

Если этот ритм сумеешь повторить.

        Попробуйте рассмотреть внимательно, в деталях, какой – либо орнамент. В каждом орнаменте отдельные его элементы повторяются и повтор этот отличает одна особенность – ритмичность. В музыке мы можем услышать такую же ритмичность: длинные, короткие, средние по длительности звуки равномерно, упорядоченно чередуются, образуя красочные ритмические узоры, или ритмические рисунки.

         Как музыка влияет на человека? (ответы детей)

        Звуки различных инструментов по разному влияют на организм человека: звучание ударных инструментов способно дать ощущение устойчивости, уверенности в будущем, физически взбодрить, придать человеку силы.

         Духовые инструменты влияют на формирование эмоциональной сферы. Медно-духовые мгновенно пробуждают человека ото сна, делают его бодрым и активным.

         Интеллектуальной сфере соответствует музыка, исполняемая клавишными инструментами, особенно фортепианная. Неслучайно звучание рояля называют самой математической музыкой, а пианистов относят к музыкальной элите, которая обладает четким мышлением и очень хорошей памятью.

        Струнные инструменты прямо воздействуют на сердце. Они, особенно скрипки, виолончели и гитары, развивают в человеке чувство сострадания.

        Вокальная музыка влияет на весь организм, но больше всего на горло.

        На музыку реагирует и температура тела. Громкая музыка с сильными ритмами может повысить температуру на несколько градусов и согреть в холод, в то время как мягкая музыка способна «охладить» нас.

          А теперь, в заключении, давайте вспомним:

- когда человек впервые соприкасается с музыкой;

- где звучит музыка;

- как музыка влияет на человека;

- нужна ли нам в жизни музыка?

  (ответы детей)

Список использованной литературы:

1. Н. Ветлугина. Музыкальный букварь. Москва. «Музыка» 1988г.

2. Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. Москва. «Либерия-Бибинформ» №12. 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Формирования ценностно - смыслового восприятия музыки у дошкольников в процессе слушания музыки"

В статье представлены методические рекомендации по развитию ценностоно-смыслового восприятия у детей ДОУ....

Поговорим о музыке» Беседа третья «Музыкальный темп»

Цель: Приобщение детей к музыкальному искусству.Задачи: Научить детей слушать музыку.Научить детей определять темп....

«Поговорим о музыке» Беседа вторая «Король Ритм» Приложение к слушанию музыки

Цель: Познакомить детей с понятием ритм в музыке и танце.Задачи: Научить детей слушать музыку.Учить детей сопереживать чувствам, выраженным в музыке....

Конспект Непрерывной образовательной деятельности по музыке во второй младшей группе слушание музыки «Просьба, радость, печаль».

Цель: учить различать и определять словесно разные музыкальные настроения (ласковое, веселое, грустное) и их оттенки.Задачи:Образовательные:1. Стимулировать активность детей в слушании музыки, пении, ...

Крошечная музыка или где рождается музыкальное восприятие (слушание музыки для дошкольников)

С чего начинается речка? Наверное, с маленького ручейка или крошечного родника. Вокруг них мы всегда увидим ребятишек с корабликами, ведерками, камушками. Они будут весело плескаться, завороженные вол...

«Музыка, музыка всюду слышна»

Приложение к слушанию музыкиЦель:Приобщение детей к музыкальному искусству.Задачи:Научить детей слушать музыку.Учить детей сопереживать чувствам, выраженным в музыке....