Статья "Формирования ценностно - смыслового восприятия музыки у дошкольников в процессе слушания музыки"
статья по музыке по теме

Сытина Наталья Викторовна

В статье представлены методические рекомендации по развитию ценностоно-смыслового восприятия у детей ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsennostno_smyslovoe_vospriyatie_muzyki.docx20.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Формирования ценностно - смыслового восприятия музыки у дошкольников в процессе слушания музыки.

Муз. руководитель Сытина Н. В.

        Ценностно - смысловое музыкальное восприятие – это активный творческий процесс, т. е. активное целостное и целенаправленное творческое переживание художественных образов, их эстетической ценности, и создание своего собственного субъективного образа.

Любовь к музыке, потребность в ней формируются у ребенка прежде всего в процессе ее слушания, благодаря которому у детей развивается музыкальное восприятие, закладываются основы музыкальной культуры. Для развития музыкальной восприимчивости необходимо последовательное руководство процессом слушания. Для формирования эстетического восприятия музыки важно не только переживать, понимать ее содержание, но и различать отдельные средства музыкальной выразительности. Музыка только тогда будет выполнять свою эстетическую, познавательную и воспитательную роль, когда дети по-настоящему научатся вслушиваться в нее и размышлять о ней.

Вопросы слушания - восприятия музыки рассматривали музыканты-психологи КВ. Тарасова, Б.М. Теплов; научные работники-педагоги НА. Ветлугина, И.Л.  Дзержинская, О. П.  Радынова, СМ. Шоломович; педагоги-практики С. И.  Бекина, Е.М. Дубянская, Е.Н. Соковнина, ИЯ. Френкель и многие другие.

Для развития умения слушать и воспринимать музыку необходимо музыкально-сенсорное воспитание ребенка. Оно предполагает различение звуков по высоте, тембру, силе звучания, длительности. Известно, что большее влияние на детей оказывает вокальная музыка, так как основана на единстве музыкального и литературного текстов, а ребенок всегда связывает звучание с какими-либо конкретными образами. Текст песен расширяет его представления об окружающем. Яркость и впечатляющая сила музыкального звучания углубляют содержание поэтического текста песни. Композиторы В. Витлин, В. Герчик, М. Иорданский, М. Красев, М. Филиппенко и другие создали много детских песен разнообразной тематики. Охотно слушают дети также выразительные народные мелодии.

В работе с детьми используется программная инструментальная музыка, снабженная литературной программой или названием, в котором композитор конкретизирует образное содержание произведения. Слушают дети и непрограммную музыку, выражающую только определенное настроение. В основном это произведения для упражнений, несюжетных игр, плясок, которые дети в дальнейшем будут исполнять, или колыбельные мелодии, танцевальные пьесы, которые дети хорошо воспринимают, но воплощать в движении не будут.

Слушание музыки - активный внутренний процесс сосредоточения, который дает детям возможность воспринимать и понимать различные виды, жанры музыкального искусства.

В процессе слушания музыки в единстве с музыкальным осуществляется и всестороннее развитие ребенка: совершенствуется его нравственный облик, формируются умственные способности, укрепляется физическое состояние, развивается универсальная способность восприятия.

Слушание музыки в значительной степени способствует развитию музыкальных способностей, мелодического, гармонического, ритмического и тембрового слуха. Слушание углубляет представления детей об окружающем, помогает в формировании интеллекта дошкольников: Музыка - могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие ребенка. При помощи бесед, вопросов, музыкальных загадок дети учатся замечать сходство между произведениями или их частями, своеобразие каждой из них; соотносить содержание произведений с окружающей жизнью; овладевают специальной музыкальной терминологией. При правильной организации процесса слушания музыки у детей формируются произвольное внимание и волевые качества. Музыка воздействует на чувство любви к родной стране, ее природе, возбуждает интерес к жизни других народов.

Таким образом, занимаясь с детьми слушанием музыки, педагог знакомит их с разнообразными по содержанию музыкальными произведениями, углубляет и расширяет круг их представлений, воспитывает чувства, музыкальное восприятие и музыкальный вкус. При определении задач по слушанию музыки необходимо учитывать возрастные возможности детей.

 Дети уже в раннем детстве различают общее настроение, характер музыки, воспринимают ее эмоциональное содержание. В младших группах у детей сравнительно слабая устойчивость внимания, быстрая его переключаемость - они лучше воспринимают небольшие произведения, яркие по своим образам, эмоциональнее откликаются на вокальную музыку. Выразительные интонации певческого голоса, передающего чувства, мимика лица педагога особенно захватывают детей. для этого возраста характерны внешние проявления чувств при слушании - жесты удивления, радость, выражающаяся в подпрыгивании, хлопках в ладоши. Часто после прослушивания музыки, которая им понравилась, у детей возникают воспоминания о приятном: о празднике, новом платье, игрушке. Чувства, вызываемые музыкой, быстро возникают и быстро исчезают, хотя у детей 4-5 лет уже заметна некоторая устойчивость в музыкальных переживаниях. Вызываемые музыкой чувства носят более дифференцированный характер. Дети очень живо, бурно, весело откликаются на бодрые плясовые мелодии, у них возникает большая, чем у малышей, заинтересованность в содержании музыки. Дети часто хотят узнать, о чем рассказывает музыка. Отмечаются отдельные проявления слуховой наблюдательности.

У детей 5-7 лет значительно изменяются особенности музыкального восприятия в результате полученного ими опыта по слушанию музыки. Вырабатываются произвольное внимание, умение сосредоточиваться при слушании, улавливать детали исполнения. Дети отличаются любознательностью, начинают более осознанно интересоваться музыкой. Появляются любимые произведения, которые они готовы слушать неоднократно. При повторном слушании дети замечают новые, ранее не отмеченные детали построения музыкального произведения. Они способны уловить и установить не только общее настроение, характер произведения, но и смену их на протяжении развития музыкальных образов. Дети называют, перечисляют отдельные, наиболее выразительные музыкальные средства и самостоятельно находят для этого своеобразные определения. Они в состоянии сопоставить отдельные явления действительности с теми впечатлениями, которые получают от музыки.

Систематическое обогащение музыкальными впечатлениями и целенаправленное руководство в процессе работы по слушанию музыки способствует развитию музыкального восприятия детей.

Программа по слушанию музыки в детском саду определяется совокупностью воспитательных, обучающих задач. Основная цель этого вида деятельности приобщить детей к музыке, воспитывать устойчивый интерес и любовь к ней.

В соответствии с этой целью главной воспитательной задачей по слушанию музыки является формирование первоначальных основ музыкальной культуры: 

  • знакомство детей с доступными для их восприятия современными, классическими произведениями, а также с народным музыкальным творчеством, дифференциация по жанрам, видам
  • формирование у детей музыкальной восприимчивости, способности эмоционально откликаться на музыку, сопереживать выраженным в ней чувствам;
  • развитие способности запоминать музыкальные произведения, их содержание, характер, средства музыкальной выразительности; постепенное формирование представлений о музыке;
  • воспитание оценочного отношения к музыке и ее исполнению, что является первоначальным проявлением музыкального вкуса;
  • формирование навыка слушания музыки;
  • создание «фонда» любимых детских произведений.

В содержании программы по слушанию музыки можно выделить три основных направлений

1) ознакомление с музыкальными произведениями, их запоминание, накопление музыкальных впечатлений;

2) развитие музыкальных способностей и навыков культурного слушания музыки;

3) развитие способности различать характер песен, инструментальных пьес, средств их выразительности; формирование музыкального вкуса.

Знакомство с музыкальными произведениями происходит по определенной системе. Последовательно усложняется семантический музыкальный ряд - музыкальные образы в их развитии, разнообразнее становятся чувства, настроения, расширяется круг явлений жизни, переданных в музыке. В памяти детей создается «фонд- любимых произведений, которые они слушают неоднократно, узнают и различают. Постепенно развивается музыкальная память. Многие первые музыкальные впечатления человек помнит всю жизнь.

Навыки культуры слушания музыки формируются на основе воспитанных в детстве умений прислушиваться к музыке. Детей 3-4 лет приучают дослушивать песню или инструментальную пьесу до конца, а затем про слушать ее вторично, обращая внимание на определенные ее стороны. У них вырабатываются навыки устойчивого слухового внимания.

Формирование способностей дифференциации, оценки музыкальных явлений и первоначальных знаний о них происходит при постоянном живом общении с самой музыкой. Дети в процессе слушания музыки получают от педагога необходимые сведения, направленные на то, чтобы разъяснитъ им содержание воспринимаемого, чтобы побудить их к активному восприятию.

Вначале от детей не требуется кратких и точных формулировок, запоминания сложных терминов. Лишь к концу своего пребывания в детском саду ребенок начинает узнавать произведения не только в целом, но и по отдельным частям. Имея запас знакомых музыкальных произведений, дети могут различать по характеру и незнакомые им произведения (такие, как марш, пляска, колыбельная). у них формируются первоначальные представления о содержании песен, инструментальных пьес, об их форме, средствах музыкальной выразительности.

Дети старших групп получают сведения о том, что музыку создает народ, творят композиторы. Им объясняют, что музыкальные произведения могут исполняться на различных музыкальных инструментах как солистами, так и ансамблем музыкантов, оркестром.

Сравнения, ассоциации, начальные обобщения возникают в условиях непосредственного восприятия музыки. Желание узнать, «О чем рассказывает музыка», заставляет детей прислушиваться к звучанию, различать некоторые музыкальные формы, выразительные средства. Постепенно они приучаются сопоставлять с ними характер музыки. Так бодрым, веселым, плясовым мелодиям чаще соответствует быстрый темп, громкое звучание, активный ритм, а грустным, спокойным более тихое звучание, медленное движение. Дети связывают содержание литературного текста песни с его музыкальным отображением, название программной инструментальной пьесы с характером музыки. Перед ними можно ставить задачу: сравнить после прослушивания похожие и непохожие музыкальные фразы, части произведения. Эти сравнения даются сначала на ярко контрастных сопоставлениях, а затем постепенно на менее контрастных.

Формы слушания музыки

Восприятие музыки в детском саду проводится в различных формах.

1. Дети встречаются со слушанием музыки в процессе всей музыкальной работы с ними - в пении, музыкально- ритмических движениях, музыкально-дидактических играх, игре на инструментах. Перед тем как начать разучивать пляски или игры, детям предлагается послушать соответствующий музыкальный материал. Слушание музыки является методическим приемом работы по обучению всем видам музыкально-эстетической деятельности.

2. Часть музыкального занятия посвящается специальному слушанию музыки, не связанному с пением и движением. Дети слушают небольшие фрагменты музыкальных произведений или короткие музыкальные произведения целиком, как вокальные, так и инструментальные, анализируют их, знакомятся с музыкальной терминологией, жанрами и их разновидностями, узнают фамилии композиторов.

3. Дети встречаются со слушанием музыки на вечерах досуга, праздниках. Устраиваются концерты, целиком посвященные слушанию музыки. В отличие от занятий по слушанию музыки здесь не проводится анализ музыкальных произведений. Даются названия пьес или предлагается краткое вступительное слово взрослого, а затем дети слушают про изведение. Положительный момент на концертах - знакомство детей с различными музыкальными инструментами, выступление учащихся музыкальных школ, педагогического коллектива детского сада. Не стоит утомлять детей длительным слушанием музыки, так как у них пропадает интерес к музыкальным произведениям. Слушание как часть музыкального занятия может занимать 2-4 мин, а специальное занятие или концерт, на котором дети только слушают музыку, длится 10-12 мин в средней группе и 15-20 мин в старшей и подготовительной группах.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ ПРЕДПОСЫЛОК ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОГО ВОСПРИЯТИЯ И ПОНИМАНИЯ ФОЛЬКЛОРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ

КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДПОСЫЛОК ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОГО ВОСПРИЯТИЯ И ПОНИМАНИЯ ФОЛЬКЛОРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ У ДЕТЕЙ...

Сообщение на тему: Развитие воображения и понятийных суждений у старших дошкольников в процессе слушания музыки.

Сообщение в котором  говорится о слушании музыки дошкольников, как развивается  общее психическое развитие  ребенка,  через слушание музыки. Как развивается мышление и воображение ...

Развитие воображения и понятийных суждений у старших дошкольников в процессе слушания музыки

Важнейшим компонентом музыкальной культуры является восприятие музыки. На эту тему мы вместе с педагогами пытались рассуждать....

Мастер - класс «Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания художественных произведений на основе технологии продуктивного чтения (слушания) О.В. Чиндиловой»

Технология продуктивного чтения О.В. Чиндиловой обеспечивает с помощью конкретных приёмов чтения (слушания) полноценное восприятие и понимание текста ребёнком, активную читательскую позицию по отношен...

Методика развития музыкального восприятия у старших дошкольников в процессе слушания музыкальных произведений

В данной статье рассматривается такой вид музыкальной деятельности, как слушание. Определяются методы, приёмы и условия успешного освоения этого вида деятельности. Отмечается взаимосвязь слушания с др...

Материалы педагогического опыта работы в детском саду "Развитие восприятия и эмоциональной отзывчивости в процессе слушания музыки"

Из всех видов искусства музыка обладает наибольшей силой воздействия на человека, непосредственно обращаясь к его душе, миру его переживаний, настроений. Её называют языком чувств, моделью человечески...

МАСТЕР - КЛАСС для педагогов «Технология продуктивного чтения-слушания как средство приобщения дошкольников к чтению художественной литературы и формирования ценностно-смыслового восприятия и понимания произведения »

1 слайдДобрый день.Тема моего мастер – класса «Технология продуктивного чтения-слушания как средство приобщения дошкольников к чтению художественной литературы и формирования ценностно-смы...