МАСТЕР - КЛАСС для педагогов «Технология продуктивного чтения-слушания как средство приобщения дошкольников к чтению художественной литературы и формирования ценностно-смыслового восприятия и понимания произведения »
презентация
1 слайд
Добрый день.
Тема моего мастер – класса «Технология продуктивного чтения-слушания как средство приобщения дошкольников к чтению художественной литературы и формирования ценностно-смыслового восприятия и понимания произведения »
2слайд
Приобщение детей к чтению художественной литературы является приоритетным направлением в образовательном процессе, основной целью которого является развитие личности дошкольника.
3слайд
Актуальность избранной темы обусловлена тем, что в современном мире социокультурная ситуация повлияла на снижение интереса к чтению художественной литературы. Угасание интереса к чтению, негативно отразилось на взрослых и детях и, как следствие, крайне отрицательно влияет на их личностное развитие.
Таким образом, одной из главных задач, направленных на формирование личности и развитие нравственности детей старшего дошкольного возраста является приобщение детей к чтению художественной литературы. Дошкольное детство - период развития психических процессов и становления личности Художественная литература служит действенным средством умственного и социально-нравственного воспитания дошкольников. Ребенок в процессе чтения учится на примере героев взаимодействовать с окружающим миром, с близкими людьми в соответствии с моральными нормами
4 слайд
Но как научить дошкольников умению правильного восприятия и понимания текста произведения художественной литературы?
Одним из действенных средств является новая нетрадиционная технология продуктивного чтения-слушания.
Цель мастер-класса – представить технологию продуктивного чтения-слушания как средство формирования ценностно-смыслового восприятия и понимания дошкольниками произведений художественной литературы
Задачи: представлены на экране.
- представить опыт использования технологии продуктивного чтения-слушания путём показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности.
- создать положительный эмоциональный фон, настроить на активную деятельность
- определить эффективность использования технологии продуктивного чтения-слушания в образовании детей дошкольного возраста.
5 слайд
Технология продуктивного чтения - слушания - это природосообразная образовательная технология, которая опирается на законы читательской деятельности и обеспечивает полноценное восприятие и понимание текста, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору.
Авторами данной технологии являются Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова.
(Адаптирована для детского сада Н.Н. Светловой)
С позиции структуры читательской деятельности технология предполагает три этапа работы с текстом.
6слайд
Первый этап. Работа с текстом до чтения:
Цель: вызвать у дошкольников желание (мотивацию) к чтению художественной литературы.
Данный этап включает в себя:
-рассматривание обложки книги, иллюстраций;
-сообщение названия произведения и имени автора;
- ответы на вопросы детей;
-прогнозирование – о ком и о чем будем читать.
Результат: включение механизма антиципации (предугадывания).
7 слайд
Второй этап. Работа с текстом во время чтения.
Цель: понимание текста произведения художественной литературы и создание его читательской интерпретации (истолкование, оценка).
Данный этап так же предусматривает несколько видов деятельности, которые вы видите на экране.
Результат: полноценное восприятие текста.
8 слайд
Третий этап. Работа с текстом после чтения.
Цель: корректировка собственной интерпретации объективным авторским смыслом.
Зздесь так же несколько видов деятельности результатом которых является углубленное восприятие и понимание текста.
МАСТЕР-КЛАСС
А теперь, чтобы продолжить знакомство с данной технологией, я предлагаю вам окунуться в детство и совершить прогулку в весенний лес.
9 слайд
Итак, наступает весна, просыпается природа, мы с вами гуляем по весеннему лесу.
-Чувствуете, какой свежий воздух? Вдохните поглубже. Дует легкий ветерок. Ласково светит солнышко. (Небольш. пауза )
- Как- то тихо в лесу, как будто чего-то не хватает….
Как вы думаете, чего? (пение птиц)
Кто еще обитает в лесу? Кто мог спрятаться в траве? (животные, насекомые)
-Да вы правы! Природа оживает!
На слайде (появляются птицы, животные, насекомые)
- А что бывает утром на траве и цветах? (роса).
Да как красиво солнечные блики отражаются в капельках росы.
Но мне кажется, что блестит не только роса… Да это же монетка! Наверное кто-то обронил…
Монетка – это деньги, для чего нужны деньги? (чтобы что-нибудь купить)
А как вы думаете, за деньги всё можно купить? (нет, да)
Мнения ваши разделились.
У поэта Владимира Орлова есть стихотворение, оно называется «Что нельзя купить»
Попробуйте предположить, о чём оно? (о том, что нельзя купить за деньги)
А как мы можем узнать, правы вы или нет? (прочесть стихотворение)
Конечно! Слушайте!
Владимир Орлов.
«Что нельзя купить»
Я с утра брожу босой,
Весь обрызганный росой,
С птицей, возле тополька,
Воду пью из родника.
Где-то дома, у метро,
Пепси-кола и ситро,
Карусели, зоосад,
Всюду вывески висят.
Если деньги накопить,
Можно многое купить,
Как вы думаете, что можно купить? (одежду, квартиру, конфеты….)
Давайте проверим ваши предположения.
Дом, одежду и завод,
Самолёт и пароход.
Но нельзя купить
Как вы думаете, что же нельзя купить? (пение птиц, дружбу, …..)
Давайте проверим!
Но нельзя купить росу,
Птичье пение в лесу.
И не спрятать в кошелёк Родничок и тополёк.
Помните, мы предполагали, говорили, о том, что нельзя купить?
Наши предположения подтвердились? (да)
ДА, нельзя купить росу,
Птичье пение в лесу.
И не спрятать в кошелёк Родничок и тополёк. Молодцы!
10 слайд
- А теперь обратите внимание на экран, я предлагаю вам поиграть, будьте очень внимательны.
В большой красивый кошелек мы должны спрятать то, что можно купить.
Что мы можем купить за деньги? (одежду, дом , самолет, параход….)
А теперь – внимание!
(Осталась природа)
Давайте вспомним, как называется стихотворение В.Орлова, с которым мы сегодня познакомились. (Что нельзя купить)
Так что же нельзя купить? (показать на экран) (росу, пение птиц, луну и звезды,тополек….)
- Да, нельзя купить красоту, которую дарит нам природа, она бесценна.
И сейчас я предлагаю всем посмотреть друг на друга и подарить то, что тоже нельзя купить – искреннюю улыбку, добрый взгляд, тепло своих сердец.
Итак, вашему вниманию были представлены 3 этапа работы с текстом технологии продуктивного чтения-слушания.
11слайд
Данная технология способствует повышению эффективности образовательного процесса и достижению тех результатов, о которых говорится в ФГОС, а именно:
- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров литературы
- формированию ценностно-смыслового восприятия и понимания детьми произведений словесного искусства
- владение речью как средством общения и культуры.
12 слайд
«Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается перед ребёнком лишь тогда,
когда наряду с чтением, одновременно с ним и даже раньше,
чем впервые, раскрыта книга, начинается кропотливая работа над словами» В.А.Сухомлинский
13 слайд
Спасибо за внимание!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass.pptx | 2.27 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Нормативно– правовая основа Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приобщение детей к чтению художественной литературы является приоритетным направлением в образовательном процессе, основной целью которого является развитие личности дошкольника.
Актуальность избранной темы обусловлена тем, что в современном мире социокультурная ситуация повлияла на снижение интереса к чтению художественной литературы. Угасание интереса к чтению негативно отразилось на взрослых и детях и, как следствие, крайне отрицательно влияет на их личностное развитие.
Цель мастер-класса : представить технологию продуктивного чтения-слушания как средство формирования ценностно-смыслового восприятия и понимания дошкольниками произведений художественной литературы . Задачи: представить опыт использования технологии продуктивного чтения-слушания путём показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности; создать положительный эмоциональный фон, настроить на активную деятельность; определить эффективность использования технологии продуктивного чтения-слушания в образовании детей дошкольного возраста.
Технология продуктивного чтения - слушания «Технология продуктивного чтения - слушания - это природосообразная образовательная технология, которая опирается на законы читательской деятельности и обеспечивает полноценное восприятие и понимание текста, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору. Авторами данной технологии являются Е.В. Бунеева , О.В. Чиндилова . (Адаптирована для детского сада Н.Н. Светловой). С позиции структуры читательской деятельности разработанная технология предполагает три этапа работы с текстом.
Первый этап. Работа с текстом до чтения. Цель: вызвать у ребенка желание (мотивацию) к чтению художественного произведения. Данный этап включает в себя: -рассматривание обложки книги, иллюстраций; -сообщение названия произведения и имени автора; - ответы на вопросы детей; -прогнозирование – о ком и о чем будем читать . Результат: включение механизма антиципации (предугадывания)
Второй этап. Работа с текстом во время чтения. Цель : понимание текста и создание его читательской интерпретации (истолкование, оценка). Этап предусматривает: - непосредственно чтение текста (медленное, художественное) с остановками для комментирования прочитанного (объяснение непонятных слов, речевых оборотов, предположений о дальнейших событиях). Результат: полноценное восприятие текста.
Третий этап. Работа с текстом после чтения. Цель: корректировка собственной интерпретации объективным авторским смыслом. Этап предполагает: беседу о прочитанном произведении; -воспроизведение прочитанного с помощью заданий: через имитацию движений, драматизацию, игру и др . Результат: углубленное восприятие и понимание текста.
Технология продуктивного чтения – слушания способствует повышению эффективности образовательного процесса и достижению тех результатов, о которых говорится в ФГОС, а именно : - знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров литературы; - формированию ценностно-смыслового восприятия и понимания детьми произведений словесного искусства; - владение речью как средством общения и культуры.
« Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается перед ребёнком лишь тогда, когда наряду с чтением, одновременно с ним и даже раньше, чем впервые, раскрыта книга, начинается кропотливая работа над словами » В.А.Сухомлинский
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ Т.С. Волкова Воспитатель МКДОУ «Детский сад № 12 «Алёнушка»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Приобщение дошкольников к чтению художественной литературы"
2015 год в России - год русской литературы!Педагогический совет для воспитателей детского сада"Приобщение детей к чтению художественной литературы" Художественная литература –...
Презентация "Приобщение дошкольников к чтению художественной литературы".
В данной презентации представлен опыт работы по теме "Духовно-нравственное воспитание младшего дошкольного возраста через знакомство с русскими народными сказками"....
"Приобщение дошкольников к чтению художественной литературы".
В данном материле представлен опыт работы по теме "Духовно-нравственное воспитание младших дошкольников через знакомство с русскими народными сказками"....
Приобщение дошкольников к чтению художественной литературы
Художественная литература должна занимать в жизни ребёнка важное место. Приобщение к книге – одна из основных задач художественно – эстетического воспитания дошкольника. Знакомство с доступными ему об...
Мастер-класс для педагогов на тему "Буктрейлер как эффективное средство приобщения дошкольников к чтению художественной литературы"
Мастер-класс...
Мастер-класс для педагогов «Буктрейлер как эффективное средство приобщения дошкольников к чтению художественной литературы», 25.09.23 г
В презентации дана пошаговая инструкция, как сделать буктрейлер...
Напольная игра как эффективное средство приобщения дошкольников к чтению художественной литературы.
Цели и задачи напольных игр.Значение их в приобщении дошкольников к чтению художественной литературы. Описание вариантов игр....