МАСТЕР - КЛАСС для педагогов «Технология продуктивного чтения-слушания как средство приобщения дошкольников к чтению художественной литературы и формирования ценностно-смыслового восприятия и понимания произведения »
презентация

Волкова Татьяна Семеновна

1 слайд

Добрый день.

Тема моего мастер – класса «Технология продуктивного чтения-слушания как средство приобщения дошкольников к чтению художественной литературы и формирования ценностно-смыслового восприятия и понимания произведения »

2слайд

Приобщение детей к чтению художественной литературы является приоритетным направлением в образовательном процессе, основной целью которого является развитие личности дошкольника.

3слайд

Актуальность избранной темы  обусловлена тем, что в современном мире социокультурная ситуация повлияла на снижение интереса к чтению художественной литературы. Угасание интереса к чтению, негативно отразилось на взрослых и детях и, как следствие, крайне отрицательно влияет  на их личностное развитие.

Таким образом, одной из главных задач, направленных на  формирование личности и развитие нравственности детей старшего дошкольного возраста является приобщение детей к чтению художественной литературы. Дошкольное детство - период развития психических процессов  и становления личности Художественная литература служит действенным средством умственного и социально-нравственного воспитания дошкольников.  Ребенок в процессе чтения учится на примере героев взаимодействовать с окружающим миром, с близкими людьми в соответствии с моральными нормами

4 слайд

Но как научить дошкольников умению правильного восприятия и понимания текста произведения художественной литературы?

Одним из действенных средств является новая нетрадиционная технология продуктивного чтения-слушания.

Цель мастер-класса – представить технологию продуктивного чтения-слушания как средство формирования ценностно-смыслового восприятия и понимания дошкольниками произведений художественной литературы

Задачи: представлены на экране.

  • представить опыт использования технологии продуктивного чтения-слушания путём показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности.
  • создать положительный эмоциональный фон, настроить на активную деятельность
  • определить эффективность использования технологии продуктивного чтения-слушания   в образовании детей дошкольного возраста.

5 слайд

Технология  продуктивного  чтения - слушания - это природосообразная образовательная технология, которая опирается на законы читательской деятельности и обеспечивает полноценное восприятие и понимание текста, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору.

Авторами данной технологии являются Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова.

(Адаптирована для детского сада Н.Н. Светловой)

С позиции структуры читательской деятельности технология предполагает три этапа работы с текстом.

6слайд

Первый этап. Работа с текстом до чтения:

Цель:  вызвать у дошкольников желание (мотивацию) к чтению художественной  литературы.

Данный этап включает в себя:

-рассматривание обложки книги, иллюстраций;

-сообщение названия произведения и имени автора;

- ответы на вопросы детей;

-прогнозирование – о ком и о чем будем читать.

Результат: включение механизма антиципации (предугадывания).

7 слайд

Второй этап. Работа с текстом во время чтения.

Цель: понимание текста произведения художественной литературы и создание его читательской интерпретации (истолкование, оценка).

Данный этап так же  предусматривает несколько видов деятельности, которые вы видите на экране.

Результат: полноценное восприятие текста.

8 слайд

Третий этап. Работа с текстом после чтения.

Цель: корректировка собственной интерпретации объективным авторским смыслом.

Зздесь так же несколько видов деятельности результатом которых является углубленное восприятие и понимание текста.

 

МАСТЕР-КЛАСС

 

А теперь, чтобы продолжить знакомство с данной технологией, я предлагаю вам окунуться в детство и  совершить прогулку в весенний лес.

9 слайд

Итак, наступает  весна, просыпается природа, мы с вами гуляем по весеннему лесу.

-Чувствуете, какой свежий воздух? Вдохните поглубже. Дует легкий ветерок. Ласково светит солнышко. (Небольш. пауза )

- Как- то тихо в лесу, как будто чего-то не хватает….

Как вы думаете, чего? (пение птиц)

Кто еще обитает в лесу? Кто мог спрятаться в траве? (животные, насекомые)

-Да вы правы! Природа оживает!

На слайде  (появляются птицы, животные, насекомые)

- А что бывает утром на траве и цветах? (роса).

Да как красиво солнечные блики отражаются в капельках росы.

Но мне кажется, что блестит не только роса… Да это же монетка! Наверное кто-то обронил…

Монетка – это деньги, для чего нужны деньги?  (чтобы что-нибудь купить)

А как вы думаете, за деньги всё можно купить?  (нет, да)

Мнения ваши разделились.

У поэта Владимира Орлова есть стихотворение, оно называется  «Что нельзя купить»

Попробуйте предположить, о чём оно?  (о том, что нельзя купить за деньги)

А как мы можем узнать, правы вы или нет?  (прочесть стихотворение)

Конечно! Слушайте!

 

Владимир Орлов.

«Что нельзя купить»

Я с утра брожу босой, 
Весь обрызганный росой, 
С птицей, возле тополька, 
Воду пью из родника. 
Где-то дома, у метро, 
Пепси-кола и ситро, 
Карусели, зоосад, 
Всюду вывески висят. 
Если деньги накопить, 
Можно многое купить,

Как вы думаете, что можно купить? (одежду, квартиру, конфеты….)

Давайте проверим ваши предположения.

Дом, одежду и завод, 
Самолёт и пароход.

Но нельзя купить

Как вы думаете, что же нельзя купить?  (пение птиц, дружбу, …..)

Давайте проверим!

Но нельзя купить  росу, 
Птичье пение в лесу. 
И не спрятать в кошелёк  Родничок и тополёк.

 

Помните, мы предполагали, говорили, о том, что нельзя купить?

Наши предположения подтвердились?  (да)

ДА,  нельзя купить росу, 
Птичье пение в лесу. 
И не спрятать в кошелёк  Родничок и тополёк.  Молодцы!

10 слайд

- А теперь обратите внимание на экран, я предлагаю вам поиграть, будьте очень внимательны.

В большой красивый кошелек мы должны спрятать то, что можно купить.

Что мы можем купить за деньги? (одежду, дом , самолет, параход….)

А теперь – внимание!

(Осталась природа)

Давайте вспомним, как называется стихотворение В.Орлова, с которым мы сегодня познакомились.   (Что нельзя купить)

Так  что же нельзя купить? (показать на  экран)  (росу, пение птиц, луну и звезды,тополек….)

- Да,  нельзя купить красоту, которую дарит нам природа, она бесценна.

И сейчас я предлагаю всем посмотреть друг на друга и подарить то, что тоже нельзя купить – искреннюю  улыбку, добрый взгляд, тепло своих сердец.

 

Итак, вашему вниманию были представлены 3 этапа работы с текстом технологии продуктивного чтения-слушания.

11слайд

Данная технология способствует повышению эффективности образовательного процесса и достижению тех результатов, о которых говорится в ФГОС, а именно:

- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров литературы

- формированию ценностно-смыслового восприятия и понимания детьми произведений словесного искусства

- владение речью как средством общения и культуры.

12 слайд

«Чтение – это окошко, через которое дети видят  и познают мир и самих себя. Оно открывается перед ребёнком лишь тогда,
когда наряду с чтением,  одновременно с ним и даже раньше,
чем впервые, раскрыта книга, начинается кропотливая работа над словами»                В.А.Сухомлинский

13 слайд

Спасибо  за внимание!

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.pptx2.27 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МАСТЕР - КЛАСС «Технология продуктивного чтения-слушания как средство приобщения дошкольников к чтению художественной литературы и формирования ценностно-смыслового восприятия и понимания произведения» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №12 «Аленушка» Презентацию подготовила: Воспитатель Т.С. Волкова

Слайд 2

Нормативно– правовая основа Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приобщение детей к чтению художественной литературы является приоритетным направлением в образовательном процессе, основной целью которого является развитие личности дошкольника.

Слайд 3

Актуальность избранной темы обусловлена тем, что в современном мире социокультурная ситуация повлияла на снижение интереса к чтению художественной литературы. Угасание интереса к чтению негативно отразилось на взрослых и детях и, как следствие, крайне отрицательно влияет на их личностное развитие.

Слайд 4

Цель мастер-класса : представить технологию продуктивного чтения-слушания как средство формирования ценностно-смыслового восприятия и понимания дошкольниками произведений художественной литературы . Задачи: представить опыт использования технологии продуктивного чтения-слушания путём показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности; создать положительный эмоциональный фон, настроить на активную деятельность; определить эффективность использования технологии продуктивного чтения-слушания в образовании детей дошкольного возраста.

Слайд 5

Технология продуктивного чтения - слушания «Технология продуктивного чтения - слушания - это природосообразная образовательная технология, которая опирается на законы читательской деятельности и обеспечивает полноценное восприятие и понимание текста, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору. Авторами данной технологии являются Е.В. Бунеева , О.В. Чиндилова . (Адаптирована для детского сада Н.Н. Светловой). С позиции структуры читательской деятельности разработанная технология предполагает три этапа работы с текстом.

Слайд 6

Первый этап. Работа с текстом до чтения. Цель: вызвать у ребенка желание (мотивацию) к чтению художественного произведения. Данный этап включает в себя: -рассматривание обложки книги, иллюстраций; -сообщение названия произведения и имени автора; - ответы на вопросы детей; -прогнозирование – о ком и о чем будем читать . Результат: включение механизма антиципации (предугадывания)

Слайд 7

Второй этап. Работа с текстом во время чтения. Цель : понимание текста и создание его читательской интерпретации (истолкование, оценка). Этап предусматривает: - непосредственно чтение текста (медленное, художественное) с остановками для комментирования прочитанного (объяснение непонятных слов, речевых оборотов, предположений о дальнейших событиях). Результат: полноценное восприятие текста.

Слайд 8

Третий этап. Работа с текстом после чтения. Цель: корректировка собственной интерпретации объективным авторским смыслом. Этап предполагает: беседу о прочитанном произведении; -воспроизведение прочитанного с помощью заданий: через имитацию движений, драматизацию, игру и др . Результат: углубленное восприятие и понимание текста.

Слайд 11

Технология продуктивного чтения – слушания способствует повышению эффективности образовательного процесса и достижению тех результатов, о которых говорится в ФГОС, а именно : - знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров литературы; - формированию ценностно-смыслового восприятия и понимания детьми произведений словесного искусства; - владение речью как средством общения и культуры.

Слайд 12

« Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается перед ребёнком лишь тогда, когда наряду с чтением, одновременно с ним и даже раньше, чем впервые, раскрыта книга, начинается кропотливая работа над словами » В.А.Сухомлинский

Слайд 13

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ Т.С. Волкова Воспитатель МКДОУ «Детский сад № 12 «Алёнушка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Приобщение дошкольников к чтению художественной литературы"

2015 год в России - год русской литературы!Педагогический совет для воспитателей детского сада"Приобщение детей к чтению художественной литературы"      Художественная литература –...

Презентация "Приобщение дошкольников к чтению художественной литературы".

В данной презентации представлен опыт работы по теме "Духовно-нравственное воспитание младшего дошкольного возраста через знакомство с русскими народными сказками"....

"Приобщение дошкольников к чтению художественной литературы".

В данном материле представлен опыт работы по теме "Духовно-нравственное воспитание младших дошкольников через знакомство с русскими народными сказками"....

Приобщение дошкольников к чтению художественной литературы

Художественная литература должна занимать в жизни ребёнка важное место. Приобщение к книге – одна из основных задач художественно – эстетического воспитания дошкольника. Знакомство с доступными ему об...

Напольная игра как эффективное средство приобщения дошкольников к чтению художественной литературы.

Цели и задачи напольных игр.Значение их в приобщении дошкольников к чтению художественной литературы. Описание вариантов игр....