Главные вкладки

    Материал (младшая группа) на тему:
    "Приобщение дошкольников к чтению художественной литературы".

    В данном материле представлен опыт работы по теме "Духовно-нравственное воспитание младших дошкольников через знакомство с русскими народными сказками".

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon hudozhestvennaya_liter_s_ml_detmi.doc42 КБ

    Предварительный просмотр:

    Приобщение дошкольников к чтению художественной литературы.

    Работая с детьми дошкольного возраста на протяжении 27 лет я замечаю как меняется речь наших дошкольников: она стала беднее, появилась масса жаргонных выражений, детям сложно выразить чувства по отношению к различным событиям. Конечно причин этому множество, но одной из них является тот факт, что в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать. Поэтому приоритетной задачей для себя считаю  приобщение ребенка к чтению. Книга дает возможность домыслить, "дофантазировать". Она учит размышлять над новой информацией, развивает креативность, творческие способности, умение думать самостоятельно.

    В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она делает эмоции более насыщенными, воспитывает воображение и дает дошкольнику прекрасные образцы русского литературного языка.

    Умение правильно воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выразительности не приходит к ребенку само собой: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста. В связи с этим очень важно формировать у детей способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь. Благодаря этим навыкам у ребенка будет формироваться своя яркая, образная, красочная, грамматически правильно построенная речь.

    Очень важно вовремя воспитать любовь и интерес к книге. С.Я.Маршак считал основной задачей взрослых открыть в ребенке "талант читателя".

    Дети дошкольного возраста — слушатели, а не читатели, художественное произведение доносит до них педагог, поэтому владение им навыками выразительного чтения приобретает особое значение. Перед педагогом стоит важная задача — каждое произведение нужно донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел, заразить слушателя эмоциональным отношением к прочитанному: чувствам, поступкам, лирическим переживаниям героев.

    Известны определенные методы, способствующие формированию и развитию литературного вкуса в дошкольном возрасте (коротко сформулировать).

    1.        Выразительное чтение вслух способствует созданию у ребенка образных представлений, воздействует на эмоции и восприятие, помогает заинтересовать ребенка, вызвать у него желание вновь слушать знакомое произведение. Более того, чтение вслух приучает к внимательному слушанию текста. Выбирая эту форму работы с книгой, соблюдала определенные правила: четко выговаривала слова, читала не очень громко, но и не очень тихо, соблюдала паузы (слайд). Чтение должно быть эмоционально окрашенным, чтобы удержать внимание ребенка. Не секрет, что монотонное, однообразное чтение или чтение с запинками вряд ли будут слушать даже взрослые, какими бы интересными ни были читаемые произведения. Выбирала небольшие по объему произведения, с динамичным сюжетом, повторами, что способствует более внимательному слушанию и более быстрому запоминанию текста. Я составила перспективный план, в который  включила  важные произведения для детей, необходимые для восприятия. Для выразительного чтения вслух рекомендуем русские народные сказки: "Репка", "Колобок", "Теремок" (для младших дошкольников), "Василиса Премудрая", "Иван-царевич и серый волк" (для старших дошкольников).

    2.        Использование иллюстративного комментария при чтении вслух младшим дошкольникам небольших по объему произведений, например стихотворений А. Барто, Б. Заходера, К. Чуковского. Методика работы следующая: воспитатель читает вслух художественный текст, дети показывают предметы и героев, изображенных на иллюстрации к книге.

    Например, взрослый читает стихотворение А. Барто "Слон": (фотографии деятельности с детьми)

    Спать пора! Уснул бычок,

    Лег в кроватку на бочок.

    Сонный мишка лег в кровать,

    Только слон не хочет спать

    Головой качает слон,

    Он слонихе шлет поклон.

    Младшие дошкольники показывают, где на иллюстрации расположены бычок, кроватка, мишка, слон, качающий головой, и т.д.

    При выборе книг предпочтение отдавала тем иллюстрированным изданиям, где изображение животных, людей, предметного мира максимально реалистично.

    1. Со старшими дошкольниками планирую иллюстрирование художественных произведений детской литературы (предложить детям нарисовать запомнившегося героя, понравившийся сюжет. Так, к сказке "Федорино горе" К. И. Чуковского, дошкольники нарисуют грязную посуду, убегающую от Федоры). Такая работа способствует развитию не только литературного вкуса, любви к чтению, но и творческих способностей, фантазии, воображения.

    5. Кукольные драматизации. Дошкольники могут под руководством воспитателей или родителей заниматься изготовлением кукол, быть не только слушателями, но и полноценными участниками спектакля. Кукольный театр поможет ребенку более осознанно слушать литературный текст, ярче представлять героев, активнее следить за развитием действия. В своей работе уже сегодня я использую элементы драматизации. Мои малыши берут  в руки игрушки и, манипулируя ими на столе, проигрывают сказки (с моей помощью). Иногда мы продолжаем сюжет, используя дополнительные средства (постройки из кубиков) (слайд с фото)

    Помимо указанных методов работы по формированию у детей литературного вкуса, художественное слово включаю в повседневную жизнь детей. Умывание, одевание, приём пищи – везде использую стихи и присказки. Собрала целую папку, где подобраны короткие стихи для всех режимных моментов. (подготовить)

    Важным условием своей педагогической работы считаю сопровождение чтения игровыми действиями. Дошкольники способны слушать понравившееся им произведение многократно, сохраняя непосредственность эмоционального переживания. Я эмоционально включаюсь в процесс чтения, в зависимости от ситуации занимаю позицию зрителя или участника событий. Знакомство с новой книгой начинаю с показа ярких цветных иллюстраций. Уже в раннем возрасте малыши учатся прогнозировать будущее чтение, отвечают на вопросы по иллюстрациям: "О ком эта сказка? Кто это? Кто к кому пришел в гости?" (слайд фото) и т.п. Наиболее эффективно такое рассматривание книги с небольшой группой детей (не более четырех-пяти человек), когда каждого можно включить в беседу, каждому обеспечить доступ к книге.

    Как научить ребенка любить читать (буклет для родителей).

    Окружите детей книгами (дополнить).

    Разложите книги и журналы так, чтобы их было легко найти.

    Место для книг отведите в самом светлом месте. Дома соберите библиотеку.

    Дайте им яркие, красочные книги.

    Яркие картинки вызывают интерес к чтению.

    Аудио-книги - один из возможных вариантов для возбуждения интереса к произведениям литературы.

    Сказки или истории на ночь.

    Чтение перед сном сделайте ритуалом. Дети с нетерпением ждут истории, лежа в постели. Если у Вас двое детей, попросите старшего рассказать историю младшему.

    Читайте сами.

    Подайте детям пример собственным чтением. Дети на подсознательном уровне берут привычки у своих родителей.

    Позвольте детям самим выбирать книги.

    Берите с собой вашего малыша в библиотеку или в книжный магазин, давайте ему возможность выбирать книги.

    При этом, помогите вашему ребенку найти правильный формат книги, пролистайте книгу вместе. Объясните ему, чем эта книга интересная или нет.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    семинар – практикум «Приобщение детей к чтению художественной литературы»

    В программе семинара представлены различные формы работы с педагогами, родителями и детьми по решению годовой задачи "Приобщение детей к чтению художественной литературы"...

    Приобщение детей к чтению художественной литературы

    В работе представлен план работы по приобщению детей к чтению художественной литературы...

    "Приобщение дошкольников к чтению художественной литературы"

    2015 год в России - год русской литературы!Педагогический совет для воспитателей детского сада"Приобщение детей к чтению художественной литературы"      Художественная литература –...

    Презентация "Приобщение дошкольников к чтению художественной литературы".

    В данной презентации представлен опыт работы по теме "Духовно-нравственное воспитание младшего дошкольного возраста через знакомство с русскими народными сказками"....

    Приобщение дошкольников к чтению художественной литературы

    Художественная литература должна занимать в жизни ребёнка важное место. Приобщение к книге – одна из основных задач художественно – эстетического воспитания дошкольника. Знакомство с доступными ему об...

    Конспект регламентированной образовательной деятельности по теме: «Приобщение детей к чтению художественной литературы» (Чтение русской народной сказки «Снегурушка и лиса»)

    Цель: познакомить детей с русской народной сказкой «Снегурушка и лиса», с образом лисы (отличным от лисиц из других сказок). Упражнять в выразительном чтении отрывка – причитания Сне...