Приобщение дошкольников к чтению художественной литературы. Перспективный план
календарно-тематическое планирование по художественной литературе (подготовительная группа)

Горошилова Елена Панцофиевна

Данный перспективный план составлен в комплексе с непрерывной образовательной деятельностью дошкольников. Он не только знакомит детей с разнообразием фольклорных жанров, с русской и зарубежной классикой, прививает любовь книге, но  и закрепляет знания , приобретенные в ходе непрерывной образовательной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chhl_na_kazhdyy_den.docx51.88 КБ

Предварительный просмотр:

Приобщение к художественной литературе

Подготовительная группа

Актуальная проблема современного общества — приобщение детей к чтению. Не секрет, что уже в дошкольном возрасте слушанию сказок многие малыши предпочитают просмотр мультфильмов, компьютерные игры. Между тем литература — это мощное средство интеллектуального, нравственного и эстетического воспитания. Она обогащает детскую речь, эмоции, формирует гуманные чувства, даёт возможность размышления, фантазирования.

Художественная литература  в дошкольном детстве закладывается фундамент, на который будет опираться всё последующее знакомство с огромным литературным наследием. 

Задача детского сада, как отмечает Л. М. Гурович, заключается в подготовке к долгосрочному литературному образованию, которое начинается в школе. Детский сад может дать достаточно обширный литературный багаж, литературную начитанность, так как в дошкольном детстве ребенок знакомится с разнообразием фольклорных жанров (сказка, загадка, пословица, небылица и др.). В эти же годы дети знакомятся с русской и зарубежной классикой - с произведениями А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского, братьев Гримм, X. К. Андерсена, Ш. Перро и др.

Данный перспективный план составлен в комплексе с непрерывной образовательной деятельностью дошкольников. Он не только знакомит детей с разнообразием фольклорных жанров, с русской и зарубежной классикой, прививает любовь книге, но  и закрепляет знания , приобретенные в ходе непрерывной образовательной деятельности.

Сентябрь

 Первая неделя:

1.Итальянская сказка »Ленивая Бручолина»

Задачи: Учить детей слушать сказку, следить за развитием событий. Развивать умение оценивать поступки героини.

2.Л.Воронкова «Живой фонарик»  

Задачи: Способствовать умению запоминать последовательность действий в рассказе. Развивать знания о времени года лето.

3.Л.Воронкова «Грушевое яблоко»  

Задачи: Способствовать умению запоминать последовательность действий в рассказе. Развивать знания о времени года лето, о фруктах.

4. Я. Аким «Песенка в лесу»  

Задачи: Расширить представления детей о жизни в лесу летом. Развивать интерес к чтению поэтических произведений.

5. К. Ушинский   «Дети  в  роще»

Цели: Учить  детей  осмысливать  поступки  героев ,замечать  изобразительно-выразительные  средства, помогающие  раскрытию  содержания. Развивать  умение отстаивать  свою  точку  зрения 

Вторая неделя:

1.А.Барто «Я выросла»

Задачи: Развивать умения детей понимать смысл поэтического произведения. Формировать умение понимать скрытые мотивы поведения героя стихотворения.

2.С.Маршак « 1день календаря»

Задачи: Расширить представления детей о национальных праздниках. Воспитывать желание учиться в школе.

3.А.Барто «Первый урок»

Задачи: Формировать представления детей об учебе в школе. Развивать умение сопереживать герою стихотворения. Воспитывать любовь к поэзии.

4.А.Барто «В школу»

Задачи: Продолжать формировать у детей интерес к школе. Развивать  умение понимать скрытые мотивы поведения героя поэтического произведения.

5.Л.Н.Толстой  «Филиппок»

Задачи: Учить  детей  понимать  образное  содержание  произведения. Закрепить  представление  о  жанровых  особенностях  рассказа  и  его  отличии  от  сказки. Воспитывать  мотивацию  к  учёбе  в  школе.        

Третья неделя:

1.Алтайская сказка « Страшный гость»

Задачи: Продолжать развивать интерес к чтению. Совершенствовать умение детей, участвовать  в обсуждении прочитанного произведения.

2.Р.Н.С.»Лиса и заяц»

Задачи: Продолжать знакомить детей с разнообразием  строений для жилья. Учить детей сравнивать , находить лучшие свойства и качества строений для проживания.

3. С. Михалков «Три поросенка»

Задачи: Продолжать знакомить детей с разнообразием домов. Формировать умение понимать скрытые мотивы героев сказки.

4.А.Бианки « Лесные домишки»

Задачи: Познакомить детей с разнообразием гнезд у птиц. Развивать знания детей об использовании птицами разных материалов для стройки гнезда.

5.В.Орлов «Дом под крышей голубой»

Задачи: Формировать представление детей о жизни на Земле. Развивать умение слушать стихотворение, понимать смысл его.

        Четвертая неделя:

1.М.Яснов «Крокодиленок»

Задачи: Расширить знания детей об овощах. Развивать умение понимать  смысл поэтического произведения. Воспитывать любовь к поэзии.

2.Э.Шим «Молчком то лучше»

Задачи:  Формировать представления детей о природе. Развивать умение следить за развитием сюжета. Воспитывать любовь к чтению.

3. Я.Тайц «Все здесь»

Задачи: Продолжать расширять знания детей о труде человека в деревне. Формировать умение понимать мотивы поведения героев произведения.

4.Белорусская сказка «Пых»

Задачи: Расширить знания детей об овощах. Развивать умение оценивать поступки героев. Воспитывать в детях смелость.

5.Украинская  народная  сказка «Колосок»

Задачи:  Учить  детей  воспринимать  образное  содержание  сказки. Закрепить  знания  о  жанровых ,композиционных  особенностях  сказки.  Закрепить  умение  оценивать  поступки  героев.                    

Октябрь

Первая неделя:

1.Т.А.Шорыгина «Родные вещи»  

Задачи: Формировать представления детей о своей малой Родине. Воспитывать чувство гордости за своих родных.

2.Т.А.Шорыгина « Песенка»

Задачи:  Учить детей внимательно слушать, запоминать последовательность действий.  Развивать эмоциональное отношение к произведению.

 

3 Г.Х.Андерсен  «Гадкий  утёнок»

Задачи:: Расширить  знания  детей  о творчестве  датского  писателя Г.Х..Андерсена. Учить  осмысливать  и  оценивать  характеры  персонажей  сказки. Развивать  умение  чувствовать  и  понимать значение  семьи  и  родного  дома.

4.Т.А.Шорыгина «Лужа»

Задачи: Способствовать развитию у детей умению оценивать поступки героя. Развивать умение чувствовать и понимать значение родного дома.

5.Т.А.Шорыгина «Заколдованный бурундук»

Задачи: Формировать представление детей о значении природы в жизни человека. Воспитывать желание заботиться о природе.

Вторая неделя:

1.Т.А.Шорыгина «Глупый барин»  

Задачи: Расширить представления детей о своей Родине. Воспитывать чувство гордости за свой народ, свою страну.

2Т.А.Шорыгина « Ковер самолет»

Задачи: Формировать представление детей о своей малой Родине. Развивать умение чувствовать и понимать значение семьи и родного дома.

3. Т.А.Шорыгина «Солдат и лихо»

Задачи:  Продолжать развивать понимание значения семьи, родного дома.  Закрепить умение оценивать поступки героев сказки. Воспитывать любовт к родным и близким.

4. Т.А.Шорыгина «Волшебные семена»

Задачи: Формировать представление детей о своей малой Родине. Развивать умение чувствовать и понимать значение семьи и родного дома.

 5.        Л.Н.Толстой  «Два  брата»

Цели: Учить  детей  понимать  характеры  сказочных  героев ,ситуации. Развивать  умение  придумывать  разные  варианты  окончания  сказки. Формировать  умение  активно  использовать  запас  образной  лексики  в  собственных  сочинениях

Третья неделя:

1.В.Степанов «Рыжий пес»

Задачи:  Расширить знания детей о домашних животных. Воспитывать желание заботится , помогать животным.

2.К.Д.Ушинский «Бодливая корова»  

Задачи: Расширить знания детей о жизни в деревне. Развивать знания детей о домашних животных. Воспитывать любовь к живой природе.

3.Г.Снегирев «Морская свинка»

Задачи: Продолжать расширять знания детей о животных живущих рядом с человеком. Воспитывать желание заботиться о них.

4.И.Акимушкин «Чем кролик на зайца похож»  

Задачи: Формировать представление детей о том, что все домашние животные - прирученные дикие животные. Развивать умение детей запоминать  описания животных. Воспитывать любовь к живой природе.

5.Ш.Перро « Кот  в  сапогах»

Задачи: Учить  чувствовать  юмористический  характер  сказки, замечать  образный  язык. Развивать  творческую  активность  в  процессе  придумывания  различных  вариантов  окончания  сказки

Четвертая неделя:

1.Т.А.Шорыгина «Катя и божья коровка»

Задачи: Формировать представление детей о жизни на Земле. Способствовать развитию умения детей запоминать последовательность действий. Воспитывать бережному отношению к природе.

2.Т.А.Шорыгина «Рябина»

Задачи:  Расширить знания детей о жизни животных в лесу. Развивать умение  внимательно слушать, запоминать последовательность  действий. Воспитывать бережное отношение к природе.

3.Т.А.Шорыгина « Волшебный попугай»

Задачи:  Расширить знания детей о природе ближайшего окружения. Развивать умение следить за развитием сюжета.

4.Л.Воронкова «Живой фонарик»

Задачи: Расширить знания детей о насекомых. Развивать эмоциональное отношение к произведению.

5.         В.Бианки «Аришка-трусишка»

Задачи: Способствовать  правильному  восприятию  детьми  рассказа. Продолжать  знакомить  детей  с  литературными  жанрами .

Ноябрь

Первая неделя:

С.Есенин «Черемуха»  

Задачи: Воспитывать любовь к поэзии. Расширить знания детей о природе ближайшего окружения. Развивать умение видеть красоту родной природы.

2.В.Бианки «Сова»  

Задачи:  Расширить знания детей о взаимосвязях в природе. Развивать умение запоминать последовательность действий. Способствовать умению оценивать поступки героев.

3.М.Пришвин «Золотой лугу»

Задачи: Расширить знания детей о растениях ближайшего окружения. Воспитывать любовь к родной природе.

4.М. Пришвин «Разговор деревьев»  

Задачи: Расширить знания детей о деревьях ближайшего окружения. Воспитывать  бережное отношение к природе.

5.        Г.Скребицкий «Четыре  художника»

Задачи: Углубить  знания  детей  об  особенностях  природы  в  разное  время  года. Формировать  эстетическое  восприятие  картин  природы, художественных  текстов. Развивать  умение  передавать  образ  природы  в  словесном  описании. 

Вторая неделя:

1.Т.А.Шорыгина «Новогодние игрушки»  

Задачи:  Расширить представление детей об игрушках. Развивать знания о народных праздниках. Воспитывать бережное отношение к игрушкам.

2.А.Барто «Я выросла»

Задачи: Способствовать развитию знаний об игрушках. Развивать умение понимать скрытые мотивы поступка героини.

3.Саша Черный  

Задачи: Формировать представление детей о значении игрушек . Развивать умение понимать смысл поэтического произведения.

4.В.Берестов «Про машину»  

Задачи: Формировать представление детей об игрушках, о необходимости бережного отношения с ними. Развивать умение оценивать поступки героя .Воспитывать  в детях доброту.

5. Р.Н.С. »Деревянный  орёл»

Задачи: Учить  детей  осмысливать  характеры  персонажей, воспринимать  образное  содержание  сказки.. Закрепить  знания  о  жанровых  особенностях сказки. Формировать  образность  речи.

Третья неделя:

1.Я.Аким «Мой брат Миша»

Задачи: Формировать представления детей о родственных отношениях. Развивать умение чувствовать и понимать значение семьи и родного дома.

2.С.Георгиев «Как Санька стал большим»  

Задачи: Расширять знания детей о семье. Развивать умение оценивать поступки героев.

3.В.Лунин «За что?»  

Задачи: Продолжать расширять знания детей о семье, об отношениях в семье. Развивать умение оценивать поступки героев.

4. Е. Пермяк « Чужая калитка»

Задачи: : Формировать представление детей о своей малой Родине. Развивать умение чувствовать и понимать значение семьи и родного дома

5.Ненецкая  сказка  «Кукушка»

Задачи: Учить  понимать  и  оценивать  поступки  героев. Закрепить  представления  о  жанровых  особенностях  сказки. Развивать  понимание  ценности  самого  близкого  человека – матери. 

Четвертая неделя:

1.Т.А.Шорыгина «Катя и божья коровка»

Задачи: Формировать представление детей о жизни на Земле. Способствовать развитию умения детей запоминать последовательность действий. Воспитывать бережному отношению к природе.

2.Т.А.Шорыгина «Рябина»

Задачи:  Расширить знания детей о жизни животных в лесу. Развивать умение  внимательно слушать, запоминать последовательность  действий. Воспитывать бережное отношение к природе.

3.Т.А.Шорыгина « Волшебный попугай»

Задачи:  Расширить знания детей о природе ближайшего окружения. Развивать умение следить за развитием сюжета.

4.Л.Воронкова «Живой фонарик»

Задачи: Расширить знания детей о насекомых. Развивать эмоциональное отношение к произведению.

5. В. Бианки «Аришка-трусишка»

Задачи: Способствовать  правильному  восприятию  детьми  рассказа. Продолжать  знакомить  детей  с  литературными  жанрами .

Декабрь 

Первая неделя:

1.С.Маршак «Тихая сказка»

Задачи: Формировать представление детей о  приспособленности животных для жизни в лесу. Развивать понимать скрытые мотивы героев сказки.

2.Р.Н.Сказка «Крылатый, мохнатый и масленый»

Задачи: Продолжать знакомить детей с русскими народными сказками. Закрепить знание  отличительных особенностей этих произведений .

3. К. Ушинский «Отчего у лисы длинный хвост»

Задачи:  Способствовать расширению  знаний детей о диких животных. Развивать умение понимать скрытые мотивы поступка животного. Воспитывать бережное отношение к живой природе.

4.Э.Шим «Полосы и пятнышки»  

Задачи: Формировать представление детей о  приспособленности животных для жизни в лесу. Развивать понимать скрытые мотивы героев сказки.

5.Ш. Перро  «Золушка»

Задачи:: Учить  детей  воспринимать  яркие  выразительные  средства  сказочного  повествования (фантастические  превращения, Афористичность  языка, противопоставления)..Закрепить  знания  о  жанровых  особенностях  сказки.

Вторая неделя:

1.Э.Успенский «Рассеянная няня»

Задачи: Расширить знания детей о ситуации « потерялся на улице». Развивать умение следить за развитием сюжета, понимать скрытые мотивы поведения героев произведения.

2.С.Георгиев «Как Санька стал большим»  

Задачи: Способствовать развитию умения детей внимательно слушать рассказ, запоминать его содержание. Совершенствовать умение детей понимать жанровые особенности рассказа.

3.А.Крестинский «Заколдованная девочка»

Задачи: Формировать умение детей внимательно слушать произведение, запоминать последовательность действий. Воспитывать чуткость к художественному слову.

4.Л.Пантелеев «На море»

Задачи:  Формировать первичные представления детей о о безопасном поведении на отдыхе. Продолжать развивать умение внимательно слушать , следить за развитием сюжета.

5.Таджикская  сказка  «Коза - кудрявые  ножки»

Задачи: Познакомить  детей  с  таджикской сказкой. Формировать  представление  детей о  разных  авторах  сказок .Учить  детей чувствовать  сходство  и  различие  в  построении  сюжетов  сказок : русских, украинских ,ненецких, таджикских.

Третья неделя:

1.Т.А.Шорыгина «Южный ветерок»

Задачи: Формировать представление детей о климатических зонах России. Развивать умение следить за последовательностью действий. Воспитывать любовь к чтению.

2.Т.А.Шорыгина «Волшебник с планеты Омега»

Задачи:  Расширить представления детей о своей стране , о планете Земля. Развивать умение понимать и чувствовать значение родного дома, страны, планеты.

3.Т.А.Шорыгина «Голубое озеро»

Задачи: Продолжать формировать у детей представление о родной земле. Развивать понимание значения природы в жизни человека. Воспитывать бережное отношение к природе.

4.Т.А.Шорыгина «Маленькие путешественницы»

Задачи: Формировать представление детей о климатических зонах России. Развивать умение следить за последовательностью действий. Воспитывать любовь к чтению.

5.М.Л.Михайлов  «Два  Мороза»

Задачи: Закрепить знания  об  изменениях  в  зимней  природе. Учить  замечать  изобразительно-выразительные  средства. Развивать  способность  к  целостному  восприятию  сказки  в  единстве  её  содержания  и художественной  формы.

Четвертая неделя:

1.С.Михалков «Не спать!»  

Задачи: : Формировать умение детей внимательно слушать произведение, запоминать последовательность действий. Воспитывать чуткость к художественному слову.

2.Г.Балл «Ветерок заболел»  

Задачи:  Формировать представления детей о поэзии. Развивать знания детей о жанровых особенностях поэзии.

3.С.Прокофьев «Сказка про ленивые ручки и ножки»

Задачи: Учить  детей  осмысливать  характеры  персонажей, воспринимать  образное  содержание  сказки.. Закрепить  знания  о  жанровых  особенностях сказки. Формировать  образность  речи.

4.А .Барто « Прогулка»  

Задачи: Формировать умение детей внимательно слушать произведение, запоминать последовательность действий. Воспитывать чуткость к художественному слову.

5.В.И.Одоевский  «Мороз  Иванович»

Задачи: Учить  детей  эмоционально  воспринимать  образное  содержание  сказки, подвести  к  пониманию  идеи  произведения, связать  её  со  значением  пословицы.

Январь

Первая неделя:

А. Барто «Дело было в январе «

Задачи: Продолжать формировать представление детей о народных праздниках. Развивать  умение слушать поэтический текст, следить за развитием сюжета.

2.Г.Лагздынь «Мороз»

Задачи: Продолжать развивать интерес к чтению художественной литературы. Расширить знания детей о времени года зима.

3.Н.Артюхова «Белый дед»  

Задачи: Способствовать правильному  восприятию детьми произведения. Развивать умение сопереживать герою. Воспитывать любовь к чтению.

4.Ю.Кушак «Ночное приключение»

Задачи: Продолжать развивать интерес к чтению художественной литературы. Развивать умение понимать скрытые мотивы поведения героя.

5.С. Маршак «Двенадцать  месяцев»

Задачи: Уточнить  представления  детей  о  месяцах  года, их  последовательности.   Закрепить  знания  о  жанровых  особенностях  сказки. Продолжать  учить  эмоционально  воспринимать  образное  содержание  сказки, оценивать  поступки  героев.

Вторая неделя:

1.Р.Н.С. «Сивка – Бурка»

Задачи:  Продолжать знакомить с устным народным творчеством.. Развивать умение сопереживать герою произведения.

2. Немецкая сказка «Пряничный домик»

Задачи: Продолжать знакомить детей со сказками народов мира. Развивать умение детей понимать скрытые мотивы героев сказки. Воспитывать читателя, способного испытывать сострадание к героям сказки.

3. Корейская сказка « Братья»

Задачи: Формировать представление детей об устном народном творчестве народов мира. Развивать умение детей понимать мотивы героев сказки.

4.Дональд Биссет «Про поросенка, который учился летать»  

Задачи: Продолжать знакомить детей со сказками народов мира. Развивать умение детей понимать скрытые мотивы героев сказки. Воспитывать читателя, способного испытывать сострадание к героям сказки

5.Л.Н.Толстой  «Три  медведя»

Задачи: Учить  детей  осмысливать  содержание   сказки. Развивать  творческую  активность  детей  в  процессе  придумывания  различных  вариантов  сказки .

Третья неделя:

1.Т.А.Шорыгина «Льняное платьице»

Задачи: Расширить знания детей об одежде человека. Формировать умение детей внимательно слушать произведение, запоминать последовательность действий. Воспитывать чуткость к художественному слову

2.Ш.Перро «Золушка»

Задачи: Развивать умение  детей  воспринимать  яркие  выразительные  средства  сказочного  повествования (фантастические  превращения, Афористичность  языка, противопоставления)..Закрепить  знания  о  жанровых  особенностях  сказки.

3. Ш.Перро «Кот в сапогах»

Задачи: Развивать умение  детей  воспринимать  яркие  выразительные  средства  сказочного  повествования (фантастические  превращения, Афористичность  языка, противопоставления)..Закрепить  знания  о  жанровых  особенностях  сказки.

4.Р.Н.С.»Финист Ясный Сокол»

Задачи: Продолжать знакомить с устным народным творчеством.. Развивать умение сопереживать герою произведения.

5.К.Д.Ушинский  «Как  рубашка  в  поле  выросла»

Задачи : Способствовать  правильному  восприятию  детьми  рассказа. Продолжать  знакомить  с  литературными  жанрами, побуждать  находить  отличие сказочных  и  прозаических  произведений. Закрепить  представление  о  роли  человека - труженика

Февраль

Первая неделя:  

1.А.Митяев  «Шесть  Иванов ,шесть  капитанов»

Задачи: Учить  детей  понимать  смысл  сказки, аргументировано  отвечать  на  вопросы.  Развивать  умение  интонацией  передавать  своё  отношение  к  содержанию  произведения. Прививать  интерес  к  чтению.

2.Г.Х.Андерсен «Русалочка»

Задачи: Продолжать развивать у детей интерес к чтению художественной литературы. Помочь понять скрытые мотивы поведения персонажей. Расширить знания детей об обитателях моря.

3.М.Бородицкая «Ракушки»

Задачи: Расширить знания детей о море. Способствовать правильному восприятию детьми содержания  произведения.

4.С.Сахарнов «Еж морской».

Задачи: Продолжать расширять знания детей об обитателях моря. Развивать  умение  детей   аргументировано  отвечать  на  вопросы по содержанию рассказа. Прививать  интерес  к  чтению.

5.С.Сахарнов «Рыба меч»

Задачи: Расширить знания детей о море. Закрепить знание жанровых особенностей литературного произведения.

 Вторая неделя:

1.Е.Пермяк «Чужая калитка»

Задачи: Способствовать развитию умения детей понимать характер и поступки героя. Воспитывать любовь к своей малой родине.

2.Ю.Энтин «Край, в котором ты живешь»

Задачи: Расширить знания детей о понятиях «Родина» , »родной край». Развивать умение детей запоминать содержание стихотворения, запоминать отдельные строки.

3.В.Орлов «Дом под крышей голубой»  

Задачи: Продолжать развивать умение детей внимательно слушать  поэтическое произведение, запоминать отдельные строки. Воспитывать любовь к Родине.

4.К.Д.Ушинский «Наше Отечество»

Задачи: Расширить знания детей о понятиях : Родина, Отечество. Развивать умение осмысливать  текст произведения. Воспитывать чуткость к художественному слову.

5.С.Маршак  «Рассказ  о  неизвестном  герое»

Задачи: : Учить  понимать  характер  образов  героев  произведения. Развивать  умение  находить  отличие  поэтических  и  прозаических  произведений. Воспитывать  положительное  отношение к  проявлению смелости  и  скромности.

Третья неделя

1.Р.н.Сказание «Никита Кожемяка»

Задачи: Формировать представление детей о понятии «Русский богатырь». Развивать чуткость к художественному слову. Воспитывать гордость за свой народ, свою Родину.

2.»Илья  Муромец  и  Соловей – разбойник»

Задачи: Познакомить  детей  с  жанром  былины , помочь  понять  его  особенности. Развивать  знания  о  русских  богатырях  защищавших  свою  Родину. Обратить  внимание  на  изображение  богатырей .Учить  детей  понимать  скрытые  мотивы   поведения  героев  произведения .Воспитывать  чувство  гордости  за  свой  народ

3. А.Гайдар «Мальчиш-Кибальчиш»

Задачи:  Расширить знания детей о российской армии. Развивать умение детей  осмысливать характер главного героя. Воспитывать желание  служить в российской армии.

4. А.Барто «На заставе»

Задачи: Формировать представления детей о трудной , но почетной обязанностью защищать Родину., охранять её покой и безопасность. Воспитывать увахительное отношение к армии.

5.Ю.Кушак «Ночное приключение»

Задачи: Способствовать  правильному восприятию детьми содержания произведения. Развивать умение сопереживать персонажам произведения.

Четвертая неделя:

1.В.Бианки  «Три  весны»

Задачи: Учить  детей понимать  содержание  произведения .Развивать  умение  соотносить содержание  с  действительностью. Закрепить  характерные  особенности  весны (начало, середина, конец) Способствовать формированию  эмоционального  отношения к  чтению.

2.Т.А.Шорыгина « Четыре лебедя»

Задачи: Формировать представление детей о смене времен года. Расширить знания детей об изменениях в природе при смене времени года. Воспитывать доброе и бережное отношение к природе.

3.Т.А.Шорыгина «Кукушка в часах»

Задачи: Расширить знания детей о времени, часах. Развивать умение определять время по часам. Закрепить знание детей о значении времени в жизни человека.

4.Т.А.Шорыгина «О чем говорили месяцы»

Задачи: Продолжать развивать знания детей о временах года. Развивать умение детей соотносить содержание произведения с действительностью.

5. Т.А.Шорыгина «Волшебный попугай»

Задачи: Способствовать  правильному  восприятию  детьми  произведения. Продолжать  знакомить  с  литературными  жанрами, побуждать  находить  отличие сказочных  и  прозаических  произведений

Март

Первая неделя:

1.С.Маршак «Почта»

Задачи: Формировать представление детей о труде  людей. Развивать умение запоминать развитие сюжета.

 

2.В.Маяковский «Кем быть?»

Задачи: Продолжать знакомить детей с разнообразием профессий Воспитывать уважение к труду, желание трудиться.

3.Михалуов «А что у вас?»

Задачи: Способствовать развитию знаний о труде родителей. Развивать знания об особенностях поэтического жанра художественной литературы.

4.Л.Н.Толстой «Пожарные  собаки»

Задачи : Развивать умение понимать  смысл  рассказа, аргументировано  отвечать  на  вопросы. Закрепить  знания  о  жанровых  особенностях  рассказа. Побуждать  оценивать  поступки  героев  произведения

5.Финская сказка «Лиса нянька»

Задачи: Развивать умение внимательно  и заинтересованно слушать сказки. Способствовать рассказыванию детьми о своем восприятии конкретного поступка персонажа сказки.

 Вторая неделя:

1.И.А.Крылов  «Стрекоза  и  муравей»

Задачи: Познакомить  детей  с  басней, с её  жанровыми  особенностями; подвести  к  пониманию  аллегории  басни, идеи. Воспитывать  чуткость  к  образному  строю  языка  басни. Учить  понимать  значение  пословиц  о  труде.

2. Братья Гримм «Храбрый портняжка»

Задачи: Формировать представление детей о труде  людей. Развивать умение запоминать развитие сюжета. Способствовать формированию эмоционального отношения литературным произведениям

3. А.Пушкин «Сказка о попе и его работнике Балде»»

Задачи: Развивать умение внимательно  и заинтересованно слушать сказки. Способствовать рассказыванию детьми о своем восприятии конкретного поступка персонажа сказки

4.Джани Родари « Чем пахнут ремесла»

Задачи:  Продолжать знакомить детей с разнообразием профессий Воспитывать уважение к труду, желание трудиться.

5.Братья Грамм «Три брата»

Задачи: : Развивать умение внимательно  и заинтересованно слушать сказки. Способствовать рассказыванию детьми о своем восприятии конкретного поступка персонажа сказки

Третья неделя:

1.Н.А.Некрасов  «Дед  Мазай  и  зайцы»

Задачи:: Учить  детей  внимательно  слушать  ,понимать  и  высказывать  своё  отношение  к  содержанию  произведения, Развивать  детей  сопереживать  героям произведения, давать  оценку  их  поступкам.

2.А.Барто «На заставе»

Задачи: Продолжать знакомить детей с героическими профессиями людей. Воспитывать у детей уважение к тем , кто охраняет покой и безопасность родной страны.

3.С.Михалков « Светлячок»  

Задачи: Способствовать  развитию умения детей следить за развитием сюжета. Развивать умение понимать  смысл  рассказа, аргументировано  отвечать  на  вопросы. Закрепить  знания  о  жанровых  особенностях  рассказа.

4.А.Барто «По дороге в  класс»

Задачи: Развивать умение понимать  смысл  стихотворения, аргументировано  отвечать  на  вопросы. Закрепить  знания  о  жанровых  особенностях  рассказа, сказки и стихотворения. Побуждать  оценивать  поступки  героев  произведения.

5.А.Усачев «Паповоз»

Задачи: Продолжать развивать интерес к чтению художественной литературы. Развивать умение понимать скрытые мотивы поведения героя.

Четвертая неделя:

1.Е.Благинина  «Посидим  в  тишине»

Задачи: Учить  детей  чувствовать  выразительность, напевность,  ритмичность  стихотворения. Развивать  умение понимания образной  речи. Закрепить  знание о  различии  стихотворения  и  рассказа. Прививать  чуткость  к  поэтическому  слову

2.Ненецкая сказка «Кукушка»

Задачи: Развивать умение внимательно  и заинтересованно слушать сказки. Способствовать рассказыванию детьми о своем восприятии конкретного поступка персонажей сказки

3.Нанайская сказка «Айога»  

Задачи: Развивать умение внимательно  и заинтересованно слушать сказки. Способствовать рассказыванию детьми о своем восприятии конкретного поступка персонажей сказки.

4.Т.Александрова «Зверик»  

Задачи: Продолжать развивать интерес к чтению художественной литературы. Развивать умение понимать скрытые мотивы поведения героя.

5.В.Сухомлинский «Седьмая дочь»

Задачи: Продолжать формировать представление детей о семье. Развивать умение сопереживать главному герою. Воспитывать любовь к матери.

Апрель

Первая неделя:

1.В.Катаев  «Цветик- семицветик»

Задачи: Учить  детей  понимать  нравственный  смысл  сказки .Развивать  умение  мотивированно  оценивать  поступки  и  характер  главной  героини  произведения. Закрепить  знания  жанровых  особенностей  сказки.

2. Ж.Монтейру Лобазу «Разговорные пилюли»

Задачи: Формировать представление детей о компонентах здорового образа жизни. Развивать  умение мотивированно  оценивать  поступки  и  характер  главной  героини  произведения.

3.Х.А.Ланглессия «Крокодиловы  слезы» (

Задачи: Формировать представление детей о компонентах здорового образа жизни. Развивать  умение мотивированно  оценивать  поступки  и  характер  главного  героя произведения.

4.Т.А.Шорыгина «Медведица и три бородача»

Задачи: : Учить  детей  понимать  нравственный  смысл  сказки .Развивать  умение  мотивированно  оценивать  поступки  и  характер  главной  героини  произведения. Закрепить  знания  жанровых  особенностей  сказки.

5.Лена Гулыга «Поликлиника игрушек»

Задачи:Развивать умение внимательно слушать поэтический текст, следить за развитие сюжета. Воспитывать бережное отношение к игрушкам. 

Вторая неделя:

1.Д.Мамин-Сибиряк «Заяц-хвастун»

Задачи: Формировать  целостное  восприятие  художественного текста  в  единстве  содержания  и  художественной  формы. Закрепить знания  детей  об  особенностях  разных  литературных  жанров.

2.В.Данько «Солнышко»

Задачи: Продолжать знакомить детей с природными явлениями. Способствовать  правильному  восприятию  детьми  произведения. Продолжать  знакомить  с  литературными  жанрами, побуждать  находить  отличие сказочных  и  прозаических  произведений

3. В.Степанов «Лесные звезды»  

Задачи: Способствовать  правильному  восприятию  детьми  произведения. Продолжать  знакомить  с  литературными  жанрами, побуждать  находить  отличие сказочных  и  прозаических  произведений

4.Сербская сказка «Почему у месяца нет платья»

Задачи: Продолжать знакомить детей с природными явлениями. Способствовать  правильному  восприятию  детьми  произведения. Продолжать  знакомить  с  литературными  жанрами, побуждать  находить  отличие сказочных  и  прозаических  произведений

5. М. Бородицкая «По серебрянной дорожке»

Задачи: Формировать умение детей внимательно слушать произведение, запоминать последовательность действий. Воспитывать чуткость к художественному слову.

Третья неделя:

1.И.А.Крылов  «Ворона  и  лисица»

Задачи: Продолжать  знакомить  с  жанровыми  особенностями  басни. Учить  понимать  аллегорию, её  обобщённое  значение, выделять  мораль  басни. Обратить  внимание  детей  на  языковые  образные  средства  художественного  текста. Развивать  чуткость  к  восприятию  образного  строя  языка  басни.

2.М.Зощенко  «Умная птичка»

Задачи: Расширить представления детей о птицах. Развивать умение слушать рассказ, следить за развитием сюжета. Воспитывать бережное отношение к живой природе.

3.Н.Романова «Умная ворона»

Задачи: Способствовать развитию знаний детей о жизни птиц в природе. Развивать умение слушать рассказ, следить за развитием сюжета. Воспитывать бережное отношение к живой природе.

4. В.Бианки «Подкидыш»  

Задачи: : Способствовать развитию знаний детей о жизни птиц в природе. Развивать умение слушать рассказ, следить за развитием сюжета. Воспитывать бережное отношение к живой природе.

5. М.Пришвин «Журка»  

Задачи: Расширить представления детей о птицах. Развивать умение слушать рассказ, следить за развитием сюжета. Воспитывать бережное отношение к живой природе.

Четвертая неделя:

1.В.Драгунский «Тайное  становится  явным «

Задачи: Учить  детей  понимать  нравственный  смысл  рассказа, оценивать  поступки  героя. Углубить  представления  детей о  соответствии  названия  рассказа  и  его  содержания. Развивать  умение  осмысливать образное  содержание  и  обобщённое значение  пословиц.

2.М.Пляцковский «Однажды утром»

Задачи: Способствовать правильному восприятию детьми содержание произведения. Развивать умение понимать скрытые мотивы поведения героя.

3.С.Михалков «Фома»

Задачи: : Учить  детей  понимать  нравственный  смысл  рассказа, оценивать  поступки  героя. Углубить  представления  детей о  соответствии  названия  рассказа  и  его  содержания.

4.Е.Пермяк «Пичугин мост».

Задачи: Учить  детей  понимать  нравственный  смысл  рассказа .Развивать  умение  мотивированно  оценивать  поступки  и  характер  главного героя  произведения

5.В.Осеева «Добрая хозяюшка»

Задачи: : Учить  детей  понимать  нравственный  смысл  рассказа .Развивать  умение  мотивированно  оценивать  поступки  и  характер  главного героя  произведения

Май

Первая неделя:

 

1.А,Твардовский  «Рассказ  танкиста»

Задачи:: Познакомить  детей  с  одним  эпизодом  войны  с  фашисткой  Германией. Побуждать  оценивать  поступки  героев  произведения. Воспитывать  чувство  гордости  за  свой  народ ,желание  быть  похожими.

2.А.Твардовский «О герое»

Задачи: Формировать представление детей о войне, о героизме  воинов. Воспитывать у детей желание быть похожими на героев отечественной войны.

3.А.Твардовский «В наступлении»

Задачи: Расширить знания детей о великой отечественной войне.. Воспитывать чувство сопричастности к событиям происходящим в стране.

4. А.Твардовский «Высшая честь»

Задачи: Формировать представление детей о войне, о героизме  воинов. Воспитывать у детей желание быть похожими на героев отечественной войны.

5.М.Сидоров «Славный праздник День Победы»

Задачи: Формировать представление детей о дне Победы. Расширить знания о Великой Отечественной Войне. Способствовать формированию эмоционального отношения к поэзии

Вторая неделя:

1.        Р.Н.С.  «Сивка- бурка»

Задачи: Учить  детей  эмоционально  воспринимать  образное  содержание  сказки. Развивать  умение   осмысливать  характеры  персонажей. Закрепить   знания  о жанровых  особенностях  сказки.  Формировать  образность  речи.

2.Э.Шим «Кто копыто потерял»

Задачи: Формировать представление детей о жанрах художественной литературы. Развивать умение детей находить отличительные особенности : рассказа, сказки, поэзии.

3.Крылов «Муравей и стрекоза»

Задачи: Продолжать  знакомить  с  жанровыми  особенностями  басни. Учить  понимать  аллегорию, её  обобщённое  значение, выделять  мораль  басни. Обратить  внимание  детей  на  языковые  образные  средства  художественного  текста. Развивать  чуткость  к  восприятию  образного  строя  языка  басни.

4.А.Барто «Любочка»

Задачи: : Способствовать правильному восприятию детьми содержание произведения. Развивать умение понимать скрытые мотивы поведения героя.

5.Р.Н.сказка «Журавль и цапля»

Задачи: Учить  детей  эмоционально  воспринимать  образное  содержание  сказки, подвести  к  пониманию  идеи  произведения, связать  её  со  значением  пословицы 

Третья неделя:

1.В.Драгунский  «Друг  детства»

Задачи: Учить  детей  змоционально  воспринимать   образное  содержание  рассказа, осмысливать  идею. Закрепить  представления  о  жанровых  особенностях  литературных  произведений(сказка. стихотворение, рассказ).

2.Т.А.Шорыгина «Желтая птичка»

Задачи: Формировать представление детей о правах детей. Развивать умение детей  правильному восприятию детьмя смысла произведения.

3.Т.А.Шорыгина «В ремонтной мастерской»

Задачи: Расширить знания детей о правилах поведения в обществе. Развивать умение запоминать наиболее яркие отрывки.

4.Т.А.Шорыгина «Муравьиный город»

Задачи: Совершенствовать навыки культуры поведения и речевого общения. Прививать  интерес к чтению.

5.В.сеева «Сыновья»

Задачи: Продолжать формировать представление детей о семье. Помочь понять скрытые мотивы поведения героев произведения.

Четвертая неделя:

1.С.Аксаков  «Аленький  цветочек»

Задачи:: Систематизировать  и  углубить  знания  детей  о  русском  народном  творчестве: сказках,  потешках , пословицах, композиционных особенностях  русской сказки.

2. Т. А. Шорыгина «Марта и Чичи идут в парк»

Задачи: Расширить знания детей об элементах дороги, о правилах передвижения пешеходов. Развивать умение детей запоминать содержание произведения.

3.Т.А.Шорыгина «Волшебный мяч»

Задачи: Расширить знания детей о безопасном поведении во время игры рядом с дорогой. Развивать умение оценивать поступки героев произведения.

4.Т.А.Шорыгина «Золотая рыбка»

Задачи: Развивать умение детей слушать рассказ, следить за развитием сюжета. Побуждать рассказывать о своем восприятии конкретного поступка литературного героя.

5.Т.А.Шорыгина «Волшебные ворота»

Задачи: : Развивать умение детей слушать рассказ, следить за развитием сюжета. Побуждать рассказывать о своем восприятии конкретного поступка литературного героя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Чтение художественной литературы. Перспективное планирование

Перспективное планирование. Образовательная область "Чтение художественной литературы в средней группе" ФГТ...

"Приобщение дошкольников к чтению художественной литературы"

2015 год в России - год русской литературы!Педагогический совет для воспитателей детского сада"Приобщение детей к чтению художественной литературы"      Художественная литература –...

Презентация "Приобщение дошкольников к чтению художественной литературы".

В данной презентации представлен опыт работы по теме "Духовно-нравственное воспитание младшего дошкольного возраста через знакомство с русскими народными сказками"....

"Приобщение дошкольников к чтению художественной литературы".

В данном материле представлен опыт работы по теме "Духовно-нравственное воспитание младших дошкольников через знакомство с русскими народными сказками"....

Приобщение дошкольников к чтению художественной литературы

Художественная литература должна занимать в жизни ребёнка важное место. Приобщение к книге – одна из основных задач художественно – эстетического воспитания дошкольника. Знакомство с доступными ему об...

МАСТЕР - КЛАСС для педагогов «Технология продуктивного чтения-слушания как средство приобщения дошкольников к чтению художественной литературы и формирования ценностно-смыслового восприятия и понимания произведения »

1 слайдДобрый день.Тема моего мастер – класса «Технология продуктивного чтения-слушания как средство приобщения дошкольников к чтению художественной литературы и формирования ценностно-смы...