Главные вкладки

    Приобщение дошкольников к чтению художественной литературы. Перспективный план
    календарно-тематическое планирование по художественной литературе (подготовительная группа)

    Горошилова Елена Панцофиевна

    Данный перспективный план составлен в комплексе с непрерывной образовательной деятельностью дошкольников. Он не только знакомит детей с разнообразием фольклорных жанров, с русской и зарубежной классикой, прививает любовь книге, но  и закрепляет знания , приобретенные в ходе непрерывной образовательной деятельности.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл chhl_na_kazhdyy_den.docx51.88 КБ

    Предварительный просмотр:

    Приобщение к художественной литературе

    Подготовительная группа

    Актуальная проблема современного общества — приобщение детей к чтению. Не секрет, что уже в дошкольном возрасте слушанию сказок многие малыши предпочитают просмотр мультфильмов, компьютерные игры. Между тем литература — это мощное средство интеллектуального, нравственного и эстетического воспитания. Она обогащает детскую речь, эмоции, формирует гуманные чувства, даёт возможность размышления, фантазирования.

    Художественная литература  в дошкольном детстве закладывается фундамент, на который будет опираться всё последующее знакомство с огромным литературным наследием. 

    Задача детского сада, как отмечает Л. М. Гурович, заключается в подготовке к долгосрочному литературному образованию, которое начинается в школе. Детский сад может дать достаточно обширный литературный багаж, литературную начитанность, так как в дошкольном детстве ребенок знакомится с разнообразием фольклорных жанров (сказка, загадка, пословица, небылица и др.). В эти же годы дети знакомятся с русской и зарубежной классикой - с произведениями А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского, братьев Гримм, X. К. Андерсена, Ш. Перро и др.

    Данный перспективный план составлен в комплексе с непрерывной образовательной деятельностью дошкольников. Он не только знакомит детей с разнообразием фольклорных жанров, с русской и зарубежной классикой, прививает любовь книге, но  и закрепляет знания , приобретенные в ходе непрерывной образовательной деятельности.

    Сентябрь

     Первая неделя:

    1.Итальянская сказка »Ленивая Бручолина»

    Задачи: Учить детей слушать сказку, следить за развитием событий. Развивать умение оценивать поступки героини.

    2.Л.Воронкова «Живой фонарик»  

    Задачи: Способствовать умению запоминать последовательность действий в рассказе. Развивать знания о времени года лето.

    3.Л.Воронкова «Грушевое яблоко»  

    Задачи: Способствовать умению запоминать последовательность действий в рассказе. Развивать знания о времени года лето, о фруктах.

    4. Я. Аким «Песенка в лесу»  

    Задачи: Расширить представления детей о жизни в лесу летом. Развивать интерес к чтению поэтических произведений.

    5. К. Ушинский   «Дети  в  роще»

    Цели: Учить  детей  осмысливать  поступки  героев ,замечать  изобразительно-выразительные  средства, помогающие  раскрытию  содержания. Развивать  умение отстаивать  свою  точку  зрения 

    Вторая неделя:

    1.А.Барто «Я выросла»

    Задачи: Развивать умения детей понимать смысл поэтического произведения. Формировать умение понимать скрытые мотивы поведения героя стихотворения.

    2.С.Маршак « 1день календаря»

    Задачи: Расширить представления детей о национальных праздниках. Воспитывать желание учиться в школе.

    3.А.Барто «Первый урок»

    Задачи: Формировать представления детей об учебе в школе. Развивать умение сопереживать герою стихотворения. Воспитывать любовь к поэзии.

    4.А.Барто «В школу»

    Задачи: Продолжать формировать у детей интерес к школе. Развивать  умение понимать скрытые мотивы поведения героя поэтического произведения.

    5.Л.Н.Толстой  «Филиппок»

    Задачи: Учить  детей  понимать  образное  содержание  произведения. Закрепить  представление  о  жанровых  особенностях  рассказа  и  его  отличии  от  сказки. Воспитывать  мотивацию  к  учёбе  в  школе.        

    Третья неделя:

    1.Алтайская сказка « Страшный гость»

    Задачи: Продолжать развивать интерес к чтению. Совершенствовать умение детей, участвовать  в обсуждении прочитанного произведения.

    2.Р.Н.С.»Лиса и заяц»

    Задачи: Продолжать знакомить детей с разнообразием  строений для жилья. Учить детей сравнивать , находить лучшие свойства и качества строений для проживания.

    3. С. Михалков «Три поросенка»

    Задачи: Продолжать знакомить детей с разнообразием домов. Формировать умение понимать скрытые мотивы героев сказки.

    4.А.Бианки « Лесные домишки»

    Задачи: Познакомить детей с разнообразием гнезд у птиц. Развивать знания детей об использовании птицами разных материалов для стройки гнезда.

    5.В.Орлов «Дом под крышей голубой»

    Задачи: Формировать представление детей о жизни на Земле. Развивать умение слушать стихотворение, понимать смысл его.

            Четвертая неделя:

    1.М.Яснов «Крокодиленок»

    Задачи: Расширить знания детей об овощах. Развивать умение понимать  смысл поэтического произведения. Воспитывать любовь к поэзии.

    2.Э.Шим «Молчком то лучше»

    Задачи:  Формировать представления детей о природе. Развивать умение следить за развитием сюжета. Воспитывать любовь к чтению.

    3. Я.Тайц «Все здесь»

    Задачи: Продолжать расширять знания детей о труде человека в деревне. Формировать умение понимать мотивы поведения героев произведения.

    4.Белорусская сказка «Пых»

    Задачи: Расширить знания детей об овощах. Развивать умение оценивать поступки героев. Воспитывать в детях смелость.

    5.Украинская  народная  сказка «Колосок»

    Задачи:  Учить  детей  воспринимать  образное  содержание  сказки. Закрепить  знания  о  жанровых ,композиционных  особенностях  сказки.  Закрепить  умение  оценивать  поступки  героев.                    

    Октябрь

    Первая неделя:

    1.Т.А.Шорыгина «Родные вещи»  

    Задачи: Формировать представления детей о своей малой Родине. Воспитывать чувство гордости за своих родных.

    2.Т.А.Шорыгина « Песенка»

    Задачи:  Учить детей внимательно слушать, запоминать последовательность действий.  Развивать эмоциональное отношение к произведению.

     

    3 Г.Х.Андерсен  «Гадкий  утёнок»

    Задачи:: Расширить  знания  детей  о творчестве  датского  писателя Г.Х..Андерсена. Учить  осмысливать  и  оценивать  характеры  персонажей  сказки. Развивать  умение  чувствовать  и  понимать значение  семьи  и  родного  дома.

    4.Т.А.Шорыгина «Лужа»

    Задачи: Способствовать развитию у детей умению оценивать поступки героя. Развивать умение чувствовать и понимать значение родного дома.

    5.Т.А.Шорыгина «Заколдованный бурундук»

    Задачи: Формировать представление детей о значении природы в жизни человека. Воспитывать желание заботиться о природе.

    Вторая неделя:

    1.Т.А.Шорыгина «Глупый барин»  

    Задачи: Расширить представления детей о своей Родине. Воспитывать чувство гордости за свой народ, свою страну.

    2Т.А.Шорыгина « Ковер самолет»

    Задачи: Формировать представление детей о своей малой Родине. Развивать умение чувствовать и понимать значение семьи и родного дома.

    3. Т.А.Шорыгина «Солдат и лихо»

    Задачи:  Продолжать развивать понимание значения семьи, родного дома.  Закрепить умение оценивать поступки героев сказки. Воспитывать любовт к родным и близким.

    4. Т.А.Шорыгина «Волшебные семена»

    Задачи: Формировать представление детей о своей малой Родине. Развивать умение чувствовать и понимать значение семьи и родного дома.

     5.        Л.Н.Толстой  «Два  брата»

    Цели: Учить  детей  понимать  характеры  сказочных  героев ,ситуации. Развивать  умение  придумывать  разные  варианты  окончания  сказки. Формировать  умение  активно  использовать  запас  образной  лексики  в  собственных  сочинениях

    Третья неделя:

    1.В.Степанов «Рыжий пес»

    Задачи:  Расширить знания детей о домашних животных. Воспитывать желание заботится , помогать животным.

    2.К.Д.Ушинский «Бодливая корова»  

    Задачи: Расширить знания детей о жизни в деревне. Развивать знания детей о домашних животных. Воспитывать любовь к живой природе.

    3.Г.Снегирев «Морская свинка»

    Задачи: Продолжать расширять знания детей о животных живущих рядом с человеком. Воспитывать желание заботиться о них.

    4.И.Акимушкин «Чем кролик на зайца похож»  

    Задачи: Формировать представление детей о том, что все домашние животные - прирученные дикие животные. Развивать умение детей запоминать  описания животных. Воспитывать любовь к живой природе.

    5.Ш.Перро « Кот  в  сапогах»

    Задачи: Учить  чувствовать  юмористический  характер  сказки, замечать  образный  язык. Развивать  творческую  активность  в  процессе  придумывания  различных  вариантов  окончания  сказки

    Четвертая неделя:

    1.Т.А.Шорыгина «Катя и божья коровка»

    Задачи: Формировать представление детей о жизни на Земле. Способствовать развитию умения детей запоминать последовательность действий. Воспитывать бережному отношению к природе.

    2.Т.А.Шорыгина «Рябина»

    Задачи:  Расширить знания детей о жизни животных в лесу. Развивать умение  внимательно слушать, запоминать последовательность  действий. Воспитывать бережное отношение к природе.

    3.Т.А.Шорыгина « Волшебный попугай»

    Задачи:  Расширить знания детей о природе ближайшего окружения. Развивать умение следить за развитием сюжета.

    4.Л.Воронкова «Живой фонарик»

    Задачи: Расширить знания детей о насекомых. Развивать эмоциональное отношение к произведению.

    5.         В.Бианки «Аришка-трусишка»

    Задачи: Способствовать  правильному  восприятию  детьми  рассказа. Продолжать  знакомить  детей  с  литературными  жанрами .

    Ноябрь

    Первая неделя:

    С.Есенин «Черемуха»  

    Задачи: Воспитывать любовь к поэзии. Расширить знания детей о природе ближайшего окружения. Развивать умение видеть красоту родной природы.

    2.В.Бианки «Сова»  

    Задачи:  Расширить знания детей о взаимосвязях в природе. Развивать умение запоминать последовательность действий. Способствовать умению оценивать поступки героев.

    3.М.Пришвин «Золотой лугу»

    Задачи: Расширить знания детей о растениях ближайшего окружения. Воспитывать любовь к родной природе.

    4.М. Пришвин «Разговор деревьев»  

    Задачи: Расширить знания детей о деревьях ближайшего окружения. Воспитывать  бережное отношение к природе.

    5.        Г.Скребицкий «Четыре  художника»

    Задачи: Углубить  знания  детей  об  особенностях  природы  в  разное  время  года. Формировать  эстетическое  восприятие  картин  природы, художественных  текстов. Развивать  умение  передавать  образ  природы  в  словесном  описании. 

    Вторая неделя:

    1.Т.А.Шорыгина «Новогодние игрушки»  

    Задачи:  Расширить представление детей об игрушках. Развивать знания о народных праздниках. Воспитывать бережное отношение к игрушкам.

    2.А.Барто «Я выросла»

    Задачи: Способствовать развитию знаний об игрушках. Развивать умение понимать скрытые мотивы поступка героини.

    3.Саша Черный  

    Задачи: Формировать представление детей о значении игрушек . Развивать умение понимать смысл поэтического произведения.

    4.В.Берестов «Про машину»  

    Задачи: Формировать представление детей об игрушках, о необходимости бережного отношения с ними. Развивать умение оценивать поступки героя .Воспитывать  в детях доброту.

    5. Р.Н.С. »Деревянный  орёл»

    Задачи: Учить  детей  осмысливать  характеры  персонажей, воспринимать  образное  содержание  сказки.. Закрепить  знания  о  жанровых  особенностях сказки. Формировать  образность  речи.

    Третья неделя:

    1.Я.Аким «Мой брат Миша»

    Задачи: Формировать представления детей о родственных отношениях. Развивать умение чувствовать и понимать значение семьи и родного дома.

    2.С.Георгиев «Как Санька стал большим»  

    Задачи: Расширять знания детей о семье. Развивать умение оценивать поступки героев.

    3.В.Лунин «За что?»  

    Задачи: Продолжать расширять знания детей о семье, об отношениях в семье. Развивать умение оценивать поступки героев.

    4. Е. Пермяк « Чужая калитка»

    Задачи: : Формировать представление детей о своей малой Родине. Развивать умение чувствовать и понимать значение семьи и родного дома

    5.Ненецкая  сказка  «Кукушка»

    Задачи: Учить  понимать  и  оценивать  поступки  героев. Закрепить  представления  о  жанровых  особенностях  сказки. Развивать  понимание  ценности  самого  близкого  человека – матери. 

    Четвертая неделя:

    1.Т.А.Шорыгина «Катя и божья коровка»

    Задачи: Формировать представление детей о жизни на Земле. Способствовать развитию умения детей запоминать последовательность действий. Воспитывать бережному отношению к природе.

    2.Т.А.Шорыгина «Рябина»

    Задачи:  Расширить знания детей о жизни животных в лесу. Развивать умение  внимательно слушать, запоминать последовательность  действий. Воспитывать бережное отношение к природе.

    3.Т.А.Шорыгина « Волшебный попугай»

    Задачи:  Расширить знания детей о природе ближайшего окружения. Развивать умение следить за развитием сюжета.

    4.Л.Воронкова «Живой фонарик»

    Задачи: Расширить знания детей о насекомых. Развивать эмоциональное отношение к произведению.

    5. В. Бианки «Аришка-трусишка»

    Задачи: Способствовать  правильному  восприятию  детьми  рассказа. Продолжать  знакомить  детей  с  литературными  жанрами .

    Декабрь 

    Первая неделя:

    1.С.Маршак «Тихая сказка»

    Задачи: Формировать представление детей о  приспособленности животных для жизни в лесу. Развивать понимать скрытые мотивы героев сказки.

    2.Р.Н.Сказка «Крылатый, мохнатый и масленый»

    Задачи: Продолжать знакомить детей с русскими народными сказками. Закрепить знание  отличительных особенностей этих произведений .

    3. К. Ушинский «Отчего у лисы длинный хвост»

    Задачи:  Способствовать расширению  знаний детей о диких животных. Развивать умение понимать скрытые мотивы поступка животного. Воспитывать бережное отношение к живой природе.

    4.Э.Шим «Полосы и пятнышки»  

    Задачи: Формировать представление детей о  приспособленности животных для жизни в лесу. Развивать понимать скрытые мотивы героев сказки.

    5.Ш. Перро  «Золушка»

    Задачи:: Учить  детей  воспринимать  яркие  выразительные  средства  сказочного  повествования (фантастические  превращения, Афористичность  языка, противопоставления)..Закрепить  знания  о  жанровых  особенностях  сказки.

    Вторая неделя:

    1.Э.Успенский «Рассеянная няня»

    Задачи: Расширить знания детей о ситуации « потерялся на улице». Развивать умение следить за развитием сюжета, понимать скрытые мотивы поведения героев произведения.

    2.С.Георгиев «Как Санька стал большим»  

    Задачи: Способствовать развитию умения детей внимательно слушать рассказ, запоминать его содержание. Совершенствовать умение детей понимать жанровые особенности рассказа.

    3.А.Крестинский «Заколдованная девочка»

    Задачи: Формировать умение детей внимательно слушать произведение, запоминать последовательность действий. Воспитывать чуткость к художественному слову.

    4.Л.Пантелеев «На море»

    Задачи:  Формировать первичные представления детей о о безопасном поведении на отдыхе. Продолжать развивать умение внимательно слушать , следить за развитием сюжета.

    5.Таджикская  сказка  «Коза - кудрявые  ножки»

    Задачи: Познакомить  детей  с  таджикской сказкой. Формировать  представление  детей о  разных  авторах  сказок .Учить  детей чувствовать  сходство  и  различие  в  построении  сюжетов  сказок : русских, украинских ,ненецких, таджикских.

    Третья неделя:

    1.Т.А.Шорыгина «Южный ветерок»

    Задачи: Формировать представление детей о климатических зонах России. Развивать умение следить за последовательностью действий. Воспитывать любовь к чтению.

    2.Т.А.Шорыгина «Волшебник с планеты Омега»

    Задачи:  Расширить представления детей о своей стране , о планете Земля. Развивать умение понимать и чувствовать значение родного дома, страны, планеты.

    3.Т.А.Шорыгина «Голубое озеро»

    Задачи: Продолжать формировать у детей представление о родной земле. Развивать понимание значения природы в жизни человека. Воспитывать бережное отношение к природе.

    4.Т.А.Шорыгина «Маленькие путешественницы»

    Задачи: Формировать представление детей о климатических зонах России. Развивать умение следить за последовательностью действий. Воспитывать любовь к чтению.

    5.М.Л.Михайлов  «Два  Мороза»

    Задачи: Закрепить знания  об  изменениях  в  зимней  природе. Учить  замечать  изобразительно-выразительные  средства. Развивать  способность  к  целостному  восприятию  сказки  в  единстве  её  содержания  и художественной  формы.

    Четвертая неделя:

    1.С.Михалков «Не спать!»  

    Задачи: : Формировать умение детей внимательно слушать произведение, запоминать последовательность действий. Воспитывать чуткость к художественному слову.

    2.Г.Балл «Ветерок заболел»  

    Задачи:  Формировать представления детей о поэзии. Развивать знания детей о жанровых особенностях поэзии.

    3.С.Прокофьев «Сказка про ленивые ручки и ножки»

    Задачи: Учить  детей  осмысливать  характеры  персонажей, воспринимать  образное  содержание  сказки.. Закрепить  знания  о  жанровых  особенностях сказки. Формировать  образность  речи.

    4.А .Барто « Прогулка»  

    Задачи: Формировать умение детей внимательно слушать произведение, запоминать последовательность действий. Воспитывать чуткость к художественному слову.

    5.В.И.Одоевский  «Мороз  Иванович»

    Задачи: Учить  детей  эмоционально  воспринимать  образное  содержание  сказки, подвести  к  пониманию  идеи  произведения, связать  её  со  значением  пословицы.

    Январь

    Первая неделя:

    А. Барто «Дело было в январе «

    Задачи: Продолжать формировать представление детей о народных праздниках. Развивать  умение слушать поэтический текст, следить за развитием сюжета.

    2.Г.Лагздынь «Мороз»

    Задачи: Продолжать развивать интерес к чтению художественной литературы. Расширить знания детей о времени года зима.

    3.Н.Артюхова «Белый дед»  

    Задачи: Способствовать правильному  восприятию детьми произведения. Развивать умение сопереживать герою. Воспитывать любовь к чтению.

    4.Ю.Кушак «Ночное приключение»

    Задачи: Продолжать развивать интерес к чтению художественной литературы. Развивать умение понимать скрытые мотивы поведения героя.

    5.С. Маршак «Двенадцать  месяцев»

    Задачи: Уточнить  представления  детей  о  месяцах  года, их  последовательности.   Закрепить  знания  о  жанровых  особенностях  сказки. Продолжать  учить  эмоционально  воспринимать  образное  содержание  сказки, оценивать  поступки  героев.

    Вторая неделя:

    1.Р.Н.С. «Сивка – Бурка»

    Задачи:  Продолжать знакомить с устным народным творчеством.. Развивать умение сопереживать герою произведения.

    2. Немецкая сказка «Пряничный домик»

    Задачи: Продолжать знакомить детей со сказками народов мира. Развивать умение детей понимать скрытые мотивы героев сказки. Воспитывать читателя, способного испытывать сострадание к героям сказки.

    3. Корейская сказка « Братья»

    Задачи: Формировать представление детей об устном народном творчестве народов мира. Развивать умение детей понимать мотивы героев сказки.

    4.Дональд Биссет «Про поросенка, который учился летать»  

    Задачи: Продолжать знакомить детей со сказками народов мира. Развивать умение детей понимать скрытые мотивы героев сказки. Воспитывать читателя, способного испытывать сострадание к героям сказки

    5.Л.Н.Толстой  «Три  медведя»

    Задачи: Учить  детей  осмысливать  содержание   сказки. Развивать  творческую  активность  детей  в  процессе  придумывания  различных  вариантов  сказки .

    Третья неделя:

    1.Т.А.Шорыгина «Льняное платьице»

    Задачи: Расширить знания детей об одежде человека. Формировать умение детей внимательно слушать произведение, запоминать последовательность действий. Воспитывать чуткость к художественному слову

    2.Ш.Перро «Золушка»

    Задачи: Развивать умение  детей  воспринимать  яркие  выразительные  средства  сказочного  повествования (фантастические  превращения, Афористичность  языка, противопоставления)..Закрепить  знания  о  жанровых  особенностях  сказки.

    3. Ш.Перро «Кот в сапогах»

    Задачи: Развивать умение  детей  воспринимать  яркие  выразительные  средства  сказочного  повествования (фантастические  превращения, Афористичность  языка, противопоставления)..Закрепить  знания  о  жанровых  особенностях  сказки.

    4.Р.Н.С.»Финист Ясный Сокол»

    Задачи: Продолжать знакомить с устным народным творчеством.. Развивать умение сопереживать герою произведения.

    5.К.Д.Ушинский  «Как  рубашка  в  поле  выросла»

    Задачи : Способствовать  правильному  восприятию  детьми  рассказа. Продолжать  знакомить  с  литературными  жанрами, побуждать  находить  отличие сказочных  и  прозаических  произведений. Закрепить  представление  о  роли  человека - труженика

    Февраль

    Первая неделя:  

    1.А.Митяев  «Шесть  Иванов ,шесть  капитанов»

    Задачи: Учить  детей  понимать  смысл  сказки, аргументировано  отвечать  на  вопросы.  Развивать  умение  интонацией  передавать  своё  отношение  к  содержанию  произведения. Прививать  интерес  к  чтению.

    2.Г.Х.Андерсен «Русалочка»

    Задачи: Продолжать развивать у детей интерес к чтению художественной литературы. Помочь понять скрытые мотивы поведения персонажей. Расширить знания детей об обитателях моря.

    3.М.Бородицкая «Ракушки»

    Задачи: Расширить знания детей о море. Способствовать правильному восприятию детьми содержания  произведения.

    4.С.Сахарнов «Еж морской».

    Задачи: Продолжать расширять знания детей об обитателях моря. Развивать  умение  детей   аргументировано  отвечать  на  вопросы по содержанию рассказа. Прививать  интерес  к  чтению.

    5.С.Сахарнов «Рыба меч»

    Задачи: Расширить знания детей о море. Закрепить знание жанровых особенностей литературного произведения.

     Вторая неделя:

    1.Е.Пермяк «Чужая калитка»

    Задачи: Способствовать развитию умения детей понимать характер и поступки героя. Воспитывать любовь к своей малой родине.

    2.Ю.Энтин «Край, в котором ты живешь»

    Задачи: Расширить знания детей о понятиях «Родина» , »родной край». Развивать умение детей запоминать содержание стихотворения, запоминать отдельные строки.

    3.В.Орлов «Дом под крышей голубой»  

    Задачи: Продолжать развивать умение детей внимательно слушать  поэтическое произведение, запоминать отдельные строки. Воспитывать любовь к Родине.

    4.К.Д.Ушинский «Наше Отечество»

    Задачи: Расширить знания детей о понятиях : Родина, Отечество. Развивать умение осмысливать  текст произведения. Воспитывать чуткость к художественному слову.

    5.С.Маршак  «Рассказ  о  неизвестном  герое»

    Задачи: : Учить  понимать  характер  образов  героев  произведения. Развивать  умение  находить  отличие  поэтических  и  прозаических  произведений. Воспитывать  положительное  отношение к  проявлению смелости  и  скромности.

    Третья неделя

    1.Р.н.Сказание «Никита Кожемяка»

    Задачи: Формировать представление детей о понятии «Русский богатырь». Развивать чуткость к художественному слову. Воспитывать гордость за свой народ, свою Родину.

    2.»Илья  Муромец  и  Соловей – разбойник»

    Задачи: Познакомить  детей  с  жанром  былины , помочь  понять  его  особенности. Развивать  знания  о  русских  богатырях  защищавших  свою  Родину. Обратить  внимание  на  изображение  богатырей .Учить  детей  понимать  скрытые  мотивы   поведения  героев  произведения .Воспитывать  чувство  гордости  за  свой  народ

    3. А.Гайдар «Мальчиш-Кибальчиш»

    Задачи:  Расширить знания детей о российской армии. Развивать умение детей  осмысливать характер главного героя. Воспитывать желание  служить в российской армии.

    4. А.Барто «На заставе»

    Задачи: Формировать представления детей о трудной , но почетной обязанностью защищать Родину., охранять её покой и безопасность. Воспитывать увахительное отношение к армии.

    5.Ю.Кушак «Ночное приключение»

    Задачи: Способствовать  правильному восприятию детьми содержания произведения. Развивать умение сопереживать персонажам произведения.

    Четвертая неделя:

    1.В.Бианки  «Три  весны»

    Задачи: Учить  детей понимать  содержание  произведения .Развивать  умение  соотносить содержание  с  действительностью. Закрепить  характерные  особенности  весны (начало, середина, конец) Способствовать формированию  эмоционального  отношения к  чтению.

    2.Т.А.Шорыгина « Четыре лебедя»

    Задачи: Формировать представление детей о смене времен года. Расширить знания детей об изменениях в природе при смене времени года. Воспитывать доброе и бережное отношение к природе.

    3.Т.А.Шорыгина «Кукушка в часах»

    Задачи: Расширить знания детей о времени, часах. Развивать умение определять время по часам. Закрепить знание детей о значении времени в жизни человека.

    4.Т.А.Шорыгина «О чем говорили месяцы»

    Задачи: Продолжать развивать знания детей о временах года. Развивать умение детей соотносить содержание произведения с действительностью.

    5. Т.А.Шорыгина «Волшебный попугай»

    Задачи: Способствовать  правильному  восприятию  детьми  произведения. Продолжать  знакомить  с  литературными  жанрами, побуждать  находить  отличие сказочных  и  прозаических  произведений

    Март

    Первая неделя:

    1.С.Маршак «Почта»

    Задачи: Формировать представление детей о труде  людей. Развивать умение запоминать развитие сюжета.

     

    2.В.Маяковский «Кем быть?»

    Задачи: Продолжать знакомить детей с разнообразием профессий Воспитывать уважение к труду, желание трудиться.

    3.Михалуов «А что у вас?»

    Задачи: Способствовать развитию знаний о труде родителей. Развивать знания об особенностях поэтического жанра художественной литературы.

    4.Л.Н.Толстой «Пожарные  собаки»

    Задачи : Развивать умение понимать  смысл  рассказа, аргументировано  отвечать  на  вопросы. Закрепить  знания  о  жанровых  особенностях  рассказа. Побуждать  оценивать  поступки  героев  произведения

    5.Финская сказка «Лиса нянька»

    Задачи: Развивать умение внимательно  и заинтересованно слушать сказки. Способствовать рассказыванию детьми о своем восприятии конкретного поступка персонажа сказки.

     Вторая неделя:

    1.И.А.Крылов  «Стрекоза  и  муравей»

    Задачи: Познакомить  детей  с  басней, с её  жанровыми  особенностями; подвести  к  пониманию  аллегории  басни, идеи. Воспитывать  чуткость  к  образному  строю  языка  басни. Учить  понимать  значение  пословиц  о  труде.

    2. Братья Гримм «Храбрый портняжка»

    Задачи: Формировать представление детей о труде  людей. Развивать умение запоминать развитие сюжета. Способствовать формированию эмоционального отношения литературным произведениям

    3. А.Пушкин «Сказка о попе и его работнике Балде»»

    Задачи: Развивать умение внимательно  и заинтересованно слушать сказки. Способствовать рассказыванию детьми о своем восприятии конкретного поступка персонажа сказки

    4.Джани Родари « Чем пахнут ремесла»

    Задачи:  Продолжать знакомить детей с разнообразием профессий Воспитывать уважение к труду, желание трудиться.

    5.Братья Грамм «Три брата»

    Задачи: : Развивать умение внимательно  и заинтересованно слушать сказки. Способствовать рассказыванию детьми о своем восприятии конкретного поступка персонажа сказки

    Третья неделя:

    1.Н.А.Некрасов  «Дед  Мазай  и  зайцы»

    Задачи:: Учить  детей  внимательно  слушать  ,понимать  и  высказывать  своё  отношение  к  содержанию  произведения, Развивать  детей  сопереживать  героям произведения, давать  оценку  их  поступкам.

    2.А.Барто «На заставе»

    Задачи: Продолжать знакомить детей с героическими профессиями людей. Воспитывать у детей уважение к тем , кто охраняет покой и безопасность родной страны.

    3.С.Михалков « Светлячок»  

    Задачи: Способствовать  развитию умения детей следить за развитием сюжета. Развивать умение понимать  смысл  рассказа, аргументировано  отвечать  на  вопросы. Закрепить  знания  о  жанровых  особенностях  рассказа.

    4.А.Барто «По дороге в  класс»

    Задачи: Развивать умение понимать  смысл  стихотворения, аргументировано  отвечать  на  вопросы. Закрепить  знания  о  жанровых  особенностях  рассказа, сказки и стихотворения. Побуждать  оценивать  поступки  героев  произведения.

    5.А.Усачев «Паповоз»

    Задачи: Продолжать развивать интерес к чтению художественной литературы. Развивать умение понимать скрытые мотивы поведения героя.

    Четвертая неделя:

    1.Е.Благинина  «Посидим  в  тишине»

    Задачи: Учить  детей  чувствовать  выразительность, напевность,  ритмичность  стихотворения. Развивать  умение понимания образной  речи. Закрепить  знание о  различии  стихотворения  и  рассказа. Прививать  чуткость  к  поэтическому  слову

    2.Ненецкая сказка «Кукушка»

    Задачи: Развивать умение внимательно  и заинтересованно слушать сказки. Способствовать рассказыванию детьми о своем восприятии конкретного поступка персонажей сказки

    3.Нанайская сказка «Айога»  

    Задачи: Развивать умение внимательно  и заинтересованно слушать сказки. Способствовать рассказыванию детьми о своем восприятии конкретного поступка персонажей сказки.

    4.Т.Александрова «Зверик»  

    Задачи: Продолжать развивать интерес к чтению художественной литературы. Развивать умение понимать скрытые мотивы поведения героя.

    5.В.Сухомлинский «Седьмая дочь»

    Задачи: Продолжать формировать представление детей о семье. Развивать умение сопереживать главному герою. Воспитывать любовь к матери.

    Апрель

    Первая неделя:

    1.В.Катаев  «Цветик- семицветик»

    Задачи: Учить  детей  понимать  нравственный  смысл  сказки .Развивать  умение  мотивированно  оценивать  поступки  и  характер  главной  героини  произведения. Закрепить  знания  жанровых  особенностей  сказки.

    2. Ж.Монтейру Лобазу «Разговорные пилюли»

    Задачи: Формировать представление детей о компонентах здорового образа жизни. Развивать  умение мотивированно  оценивать  поступки  и  характер  главной  героини  произведения.

    3.Х.А.Ланглессия «Крокодиловы  слезы» (

    Задачи: Формировать представление детей о компонентах здорового образа жизни. Развивать  умение мотивированно  оценивать  поступки  и  характер  главного  героя произведения.

    4.Т.А.Шорыгина «Медведица и три бородача»

    Задачи: : Учить  детей  понимать  нравственный  смысл  сказки .Развивать  умение  мотивированно  оценивать  поступки  и  характер  главной  героини  произведения. Закрепить  знания  жанровых  особенностей  сказки.

    5.Лена Гулыга «Поликлиника игрушек»

    Задачи:Развивать умение внимательно слушать поэтический текст, следить за развитие сюжета. Воспитывать бережное отношение к игрушкам. 

    Вторая неделя:

    1.Д.Мамин-Сибиряк «Заяц-хвастун»

    Задачи: Формировать  целостное  восприятие  художественного текста  в  единстве  содержания  и  художественной  формы. Закрепить знания  детей  об  особенностях  разных  литературных  жанров.

    2.В.Данько «Солнышко»

    Задачи: Продолжать знакомить детей с природными явлениями. Способствовать  правильному  восприятию  детьми  произведения. Продолжать  знакомить  с  литературными  жанрами, побуждать  находить  отличие сказочных  и  прозаических  произведений

    3. В.Степанов «Лесные звезды»  

    Задачи: Способствовать  правильному  восприятию  детьми  произведения. Продолжать  знакомить  с  литературными  жанрами, побуждать  находить  отличие сказочных  и  прозаических  произведений

    4.Сербская сказка «Почему у месяца нет платья»

    Задачи: Продолжать знакомить детей с природными явлениями. Способствовать  правильному  восприятию  детьми  произведения. Продолжать  знакомить  с  литературными  жанрами, побуждать  находить  отличие сказочных  и  прозаических  произведений

    5. М. Бородицкая «По серебрянной дорожке»

    Задачи: Формировать умение детей внимательно слушать произведение, запоминать последовательность действий. Воспитывать чуткость к художественному слову.

    Третья неделя:

    1.И.А.Крылов  «Ворона  и  лисица»

    Задачи: Продолжать  знакомить  с  жанровыми  особенностями  басни. Учить  понимать  аллегорию, её  обобщённое  значение, выделять  мораль  басни. Обратить  внимание  детей  на  языковые  образные  средства  художественного  текста. Развивать  чуткость  к  восприятию  образного  строя  языка  басни.

    2.М.Зощенко  «Умная птичка»

    Задачи: Расширить представления детей о птицах. Развивать умение слушать рассказ, следить за развитием сюжета. Воспитывать бережное отношение к живой природе.

    3.Н.Романова «Умная ворона»

    Задачи: Способствовать развитию знаний детей о жизни птиц в природе. Развивать умение слушать рассказ, следить за развитием сюжета. Воспитывать бережное отношение к живой природе.

    4. В.Бианки «Подкидыш»  

    Задачи: : Способствовать развитию знаний детей о жизни птиц в природе. Развивать умение слушать рассказ, следить за развитием сюжета. Воспитывать бережное отношение к живой природе.

    5. М.Пришвин «Журка»  

    Задачи: Расширить представления детей о птицах. Развивать умение слушать рассказ, следить за развитием сюжета. Воспитывать бережное отношение к живой природе.

    Четвертая неделя:

    1.В.Драгунский «Тайное  становится  явным «

    Задачи: Учить  детей  понимать  нравственный  смысл  рассказа, оценивать  поступки  героя. Углубить  представления  детей о  соответствии  названия  рассказа  и  его  содержания. Развивать  умение  осмысливать образное  содержание  и  обобщённое значение  пословиц.

    2.М.Пляцковский «Однажды утром»

    Задачи: Способствовать правильному восприятию детьми содержание произведения. Развивать умение понимать скрытые мотивы поведения героя.

    3.С.Михалков «Фома»

    Задачи: : Учить  детей  понимать  нравственный  смысл  рассказа, оценивать  поступки  героя. Углубить  представления  детей о  соответствии  названия  рассказа  и  его  содержания.

    4.Е.Пермяк «Пичугин мост».

    Задачи: Учить  детей  понимать  нравственный  смысл  рассказа .Развивать  умение  мотивированно  оценивать  поступки  и  характер  главного героя  произведения

    5.В.Осеева «Добрая хозяюшка»

    Задачи: : Учить  детей  понимать  нравственный  смысл  рассказа .Развивать  умение  мотивированно  оценивать  поступки  и  характер  главного героя  произведения

    Май

    Первая неделя:

     

    1.А,Твардовский  «Рассказ  танкиста»

    Задачи:: Познакомить  детей  с  одним  эпизодом  войны  с  фашисткой  Германией. Побуждать  оценивать  поступки  героев  произведения. Воспитывать  чувство  гордости  за  свой  народ ,желание  быть  похожими.

    2.А.Твардовский «О герое»

    Задачи: Формировать представление детей о войне, о героизме  воинов. Воспитывать у детей желание быть похожими на героев отечественной войны.

    3.А.Твардовский «В наступлении»

    Задачи: Расширить знания детей о великой отечественной войне.. Воспитывать чувство сопричастности к событиям происходящим в стране.

    4. А.Твардовский «Высшая честь»

    Задачи: Формировать представление детей о войне, о героизме  воинов. Воспитывать у детей желание быть похожими на героев отечественной войны.

    5.М.Сидоров «Славный праздник День Победы»

    Задачи: Формировать представление детей о дне Победы. Расширить знания о Великой Отечественной Войне. Способствовать формированию эмоционального отношения к поэзии

    Вторая неделя:

    1.        Р.Н.С.  «Сивка- бурка»

    Задачи: Учить  детей  эмоционально  воспринимать  образное  содержание  сказки. Развивать  умение   осмысливать  характеры  персонажей. Закрепить   знания  о жанровых  особенностях  сказки.  Формировать  образность  речи.

    2.Э.Шим «Кто копыто потерял»

    Задачи: Формировать представление детей о жанрах художественной литературы. Развивать умение детей находить отличительные особенности : рассказа, сказки, поэзии.

    3.Крылов «Муравей и стрекоза»

    Задачи: Продолжать  знакомить  с  жанровыми  особенностями  басни. Учить  понимать  аллегорию, её  обобщённое  значение, выделять  мораль  басни. Обратить  внимание  детей  на  языковые  образные  средства  художественного  текста. Развивать  чуткость  к  восприятию  образного  строя  языка  басни.

    4.А.Барто «Любочка»

    Задачи: : Способствовать правильному восприятию детьми содержание произведения. Развивать умение понимать скрытые мотивы поведения героя.

    5.Р.Н.сказка «Журавль и цапля»

    Задачи: Учить  детей  эмоционально  воспринимать  образное  содержание  сказки, подвести  к  пониманию  идеи  произведения, связать  её  со  значением  пословицы 

    Третья неделя:

    1.В.Драгунский  «Друг  детства»

    Задачи: Учить  детей  змоционально  воспринимать   образное  содержание  рассказа, осмысливать  идею. Закрепить  представления  о  жанровых  особенностях  литературных  произведений(сказка. стихотворение, рассказ).

    2.Т.А.Шорыгина «Желтая птичка»

    Задачи: Формировать представление детей о правах детей. Развивать умение детей  правильному восприятию детьмя смысла произведения.

    3.Т.А.Шорыгина «В ремонтной мастерской»

    Задачи: Расширить знания детей о правилах поведения в обществе. Развивать умение запоминать наиболее яркие отрывки.

    4.Т.А.Шорыгина «Муравьиный город»

    Задачи: Совершенствовать навыки культуры поведения и речевого общения. Прививать  интерес к чтению.

    5.В.сеева «Сыновья»

    Задачи: Продолжать формировать представление детей о семье. Помочь понять скрытые мотивы поведения героев произведения.

    Четвертая неделя:

    1.С.Аксаков  «Аленький  цветочек»

    Задачи:: Систематизировать  и  углубить  знания  детей  о  русском  народном  творчестве: сказках,  потешках , пословицах, композиционных особенностях  русской сказки.

    2. Т. А. Шорыгина «Марта и Чичи идут в парк»

    Задачи: Расширить знания детей об элементах дороги, о правилах передвижения пешеходов. Развивать умение детей запоминать содержание произведения.

    3.Т.А.Шорыгина «Волшебный мяч»

    Задачи: Расширить знания детей о безопасном поведении во время игры рядом с дорогой. Развивать умение оценивать поступки героев произведения.

    4.Т.А.Шорыгина «Золотая рыбка»

    Задачи: Развивать умение детей слушать рассказ, следить за развитием сюжета. Побуждать рассказывать о своем восприятии конкретного поступка литературного героя.

    5.Т.А.Шорыгина «Волшебные ворота»

    Задачи: : Развивать умение детей слушать рассказ, следить за развитием сюжета. Побуждать рассказывать о своем восприятии конкретного поступка литературного героя.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Чтение художественной литературы. Перспективное планирование

    Перспективное планирование. Образовательная область "Чтение художественной литературы в средней группе" ФГТ...

    "Приобщение дошкольников к чтению художественной литературы"

    2015 год в России - год русской литературы!Педагогический совет для воспитателей детского сада"Приобщение детей к чтению художественной литературы"      Художественная литература –...

    Презентация "Приобщение дошкольников к чтению художественной литературы".

    В данной презентации представлен опыт работы по теме "Духовно-нравственное воспитание младшего дошкольного возраста через знакомство с русскими народными сказками"....

    "Приобщение дошкольников к чтению художественной литературы".

    В данном материле представлен опыт работы по теме "Духовно-нравственное воспитание младших дошкольников через знакомство с русскими народными сказками"....

    Приобщение дошкольников к чтению художественной литературы

    Художественная литература должна занимать в жизни ребёнка важное место. Приобщение к книге – одна из основных задач художественно – эстетического воспитания дошкольника. Знакомство с доступными ему об...

    Перспективный план по приобщению детей к чтению художественной литературы

    План по приобщению детей старшей группы к чтению художественной литературы по лексическим темам....