Чтение художественной литературы. Перспективное планирование
методическая разработка по развитию речи (средняя группа) по теме

Перспективное планирование. Образовательная область "Чтение художественной литературы в средней группе" ФГТ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Образовательная область

«Чтение художественной литературы»

Средняя группа

С 3 сентября по 14 сентября

«До свиданья лето, здравствуй детский сад!»

1.Тема: «Козлятки и волк»  в обр.К.Ушинского  (пересказ сказки)

Цель: учить детей согласовывать слова в предложении, совершенствовать умение правильно использовать предлоги.

Развивать умение пересказывать знакомую короткую сказку.

Развивать память, воображение, интонационную выразительность речи.

Воспитывать любовь к русским народным сказкам.

Словарная работа: активизировать словарь – тоненький, толстый-претолстый.

Интеграция образовательных областей:  «коммуникация», «социализация», «музыка».

( Г.Я.Затулина  «Конспекты комплексных занятий по развитию речи» - стр. 31)

2.Тема: «Что такое хорошо и что такое плохо» В.Маяковский

                                                 (чтение  произведения)

Цель: познакомить детей с новым литературным произведением, учить детей понимать содержание, оценивать поступки героев. Учить отвечать на вопросы по содержанию произведения, использовать в речи слова-антонимы.

Развивать внимание, мышление, память, связную речь.

Воспитывать нравственно-эстетические чувства в общении: в быту, играх.

Словарная работа: активизировать словарь – поступок, плохой, хороший.

Интеграция образовательных областей:  «коммуникация», «художественное творчество».

( Г.Я.Затулина  «Конспекты комплексных занятий по развитию речи» - стр.7)

С 19 сентября по 30 сентября

«Осень. Дары осени»

1.Тема: «Осень» К.Бальмонт (заучивание стихотворения)

Цель: познакомить детей с новым стихотворением, заучить его. Учить отвечать на вопросы по содержанию, используя строки из текста.

Развивать внимание, память, мышление, интонационную выразительность речи.

Воспитывать интерес к поэзии, эстетические чувства.

Словарная работа: обогащать словарь – грустнее, блистают, благовонья.

Интеграция образовательных областей:  «познание», «коммуникация», «художественное творчество», «музыка».

( Г.Я.Затулина  «Конспекты комплексных занятий по развитию речи» - стр. 26)

2.Тема: «Осень в лесу» И.Соколов-Микитов    (чтение рассказа)

Цель: познакомить детей с рассказами о природе. Учить отвечать на вопросы по содержанию.

Развивать память, внимание, познавательные интересы детей.

Воспитывать любовь к родной природе.

Словарная работа: активизировать словарь – золотая осень, погожие деньки.

Интеграция образовательных областей:  «коммуникация», «художественное творчество», «музыка».

( Г.Я.Затулина  «Конспекты комплексных занятий по развитию речи» - стр.30)

3.Тема: «Колосок»       (рассказывание украинской сказки)

Цель: познакомить детей с новой сказкой, учить следить за развитием действия, характеризовать поступки героев. Учить детей отвечать на вопросы по содержанию сказки.

Развивать внимание, мышление, память, интонационную выразительность речи.

Воспитывать интерес к сказкам других народов, трудолюбие.

Словарная работа: обогащать и активизировать словарь – мельница, колосок, трудолюбивый, лодыри.

Интеграция образовательных областей:  «коммуникация», «социализация», «музыка».

 ( Г.Я.Затулина  «Конспекты комплексных занятий по развитию речи» - стр.17)

С 1 октября по 12 октября мониторинг

С 15 октября по 31 октября «Я среди людей (семья, друзья)»

1.Тема: «Если добрый ты…»   (беседа)

Цель: познакомить детей с русским народным творчеством (пословицами и поговорками) и скрытой в них смысловой окраской.

Развивать внимание, мышление, умение детей отвечать на вопросы.

Воспитывать положительные черты характера, побуждать к добрым делам и поступкам.

Словарная работа: обогащать  словарь – аукнется, откликнется, недоброжелательный.

Интеграция образовательных областей:  «коммуникация», «художественное творчество», «познание».

(Е.Н.Арсенина  «Мероприятия для детей старшего дошкольного возраста» - стр.78)

2.Тема: «Смоляной бычок»     (рассказывание русской народной сказки)

Цель: познакомить детей с новой сказкой, учить понимать ее содержание.  Учить детей отвечать на вопросы по содержанию распространенными предложениями или коротким рассказом.

Развивать внимание, память.

Воспитывать интерес и любовь к русским народным сказкам.

Словарная работа: активизировать и обогащать словарь – смоляной, деревянная, железная, бумажная.

Интеграция образовательных областей:  «коммуникация», «художественное творчество».

(Г.Я.Затулина  «Конспекты комплексных занятий по развитию речи» - стр.52)

3. Тема: «Про себя и про ребят» Г.Ладонщикова,

               «Солнце в доме» Е.Серова   (чтение стихотворений)

Цель: учить детей эмоционально воспринимать и осознавать образное содержание поэтического текста, отвечать на вопросы.

Развивать образность речи, умение слушать.

Воспитывать любовь к поэзии.

Словарная работа: обогащать словарь – мотыльки, растопятся льды, чехарда.

Интеграция образовательных областей:  «коммуникация», «художественное творчество», «музыка».

(В.Ю.Дьяченко, О.В.Гузенко «Развитие речи. Тематическое планирование занятий»  стр.64)

С 1 ноября по 11 ноября «Мой дом, мой город, моя страна»

1.Тема: «Как собака друга искала» (рассказывание сказки)

Цель: познакомить детей с новой сказкой, учить отвечать на вопросы по содержанию.

Развивать память, воображение, умение использовать в  речи однородные члены предложения.

Воспитывать интерес к сказкам разных народов, дружеские взаимоотношения.

Словарная работа: активизировать словарь – трусливый, неважный, дружные.

Интеграция образовательных областей:  «коммуникация», «художественное творчество».

(Г.Я.Затулина  «Конспекты комплексных занятий по развитию речи» - стр.99)

2.Тема: «Утка с утятами». Е.Чарушин    (пересказ)

Цель: учить детей пересказывать произведение близко к тексту.

Развивать монологическую речь.

Воспитывать любовь к окружающей природе.

Словарная работа: обогащать словарь – тина, червяки, вёсла, загребайте.

Интеграция образовательных областей:  «коммуникация», «художественное творчество», «социализация».

(В.Ю.Дьяченко, О.В.Гузенко «Развитие речи. Тематическое планирование занятий»  стр.68)

С 12 ноября по 18 ноября «Знакомимся с ПДД»

1.Тема: «Три чудесных цвета» А.Северный, «Если бы…» О.Бедарев    (чтение стихотворений)

Цель: продолжать знакомить детей с новыми произведениями о правилах дорожного движения, учить эмоционально воспринимать и осознавать образное содержание поэтического текста, отвечать на вопросы.

Развивать мышление, познавательные интересы у детей.

Воспитывать культуру поведения на дороге.

Словарная работа: активизировать словарь детей – транспорт, светофор, переход.

Интеграция образовательных областей:  «познание», «коммуникация», «художественное творчество», «безопасность».

С 19 ноября по 30 ноября «Я вырасту здоровым»

1.Тема: «Загадки о овощах и фруктах»     (ознакомление с малыми фольклорными формами)

Цель: расширять знания детей о жанровых особенностях произведений малых фольклорных форм – частушках и загадках, дать о них новые представления. Учить детей отгадывать загадки, построенные на описании и сравнении.

Развивать мышление, память.

Воспитывать интерес к народному творчеству.

Словарная работа: пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний об овощах и фруктах.

Интеграция образовательных областей:  «коммуникация», «здоровье», «познание», «музыка».

(В.Ю.Дьяченко, О.В.Гузенко «Развитие речи. Тематическое планирование занятий»  стр.82)

С 3 декабря по 16 декабря «Зима»

1.Тема: «Береза» С.Есенин        (заучивание стихотворения)

Цель: учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, передавая интонацией любование зимней природой. Учить чувствовать и воспроизводить образный язык стихотворения.

Развивать память, воображение, интонационную выразительность речи.

Воспитывать любовь к природе, эстетические чувства.

Словарная работа: обогащать словарь -  принакрылась снегом, снежною каймой, заря, серебро.

Интеграция образовательных областей:  «коммуникация», «художественное творчество», «музыка».

(Г.Я.Затулина  «Конспекты комплексных занятий по развитию речи» - стр.55)

2.Тема: «Большое путешествие маленького мышонка»    (рассказывание сказки)

Цель: познакомить детей с новой сказкой народов Севера, учить отвечать на вопросы по содержанию.

Развивать память, мышление, внимание, познавательные интересы.

Воспитывать интерес к сказкам разных народов.

Словарная работа: обогащать словарь – эскимосская сказка, север, тундра, океан.

Интеграция образовательных областей:  «коммуникация», «художественное творчество», «музыка».

(Г.Я.Затулина  «Конспекты комплексных занятий по развитию речи» - стр.75) 

С 17 декабря по 30 декабря «Новый год»

1.Тема: «Хрюша на елке» Б.Заходер       (чтение сказки)

Цель: продолжать учить детей эмоционально воспринимать и понимать содержание и идею сказки, замечать образные слова и выражения.

Развивать память, мышление, умение пользоваться приемами сравнения.

Воспитывать интерес к художественной литературе.

Словарная работа: активизировать словарь – ягнята, важный-преважный, пятачок.

Интеграция образовательных областей:  «коммуникация», «социализация».

(В.Ю.Дьяченко, О.В.Гузенко «Развитие речи. Тематическое планирование занятий»  стр.86)

2.Тема: «Елка» Е.Трутнева        (заучивание стихотворения)

Цель: учить детей рассказывать стихотворение наизусть, эмоционально воспринимать произведение.

Развивать образность речи, творческое воображение.

Воспитывать умение слушать, отвечать на вопросы четко и внятно.

Словарная работа: активизировать словарь – ледышки, снежное пальтишко, стайка.

Интеграция образовательных областей:  «коммуникация», «художественное творчество», «музыка».

(В.Ю.Дьяченко, О.В.Гузенко «Развитие речи. Тематическое планирование занятий»  стр.87)

3.Тема: «Лесная газета» В.Бианки         (чтение рассказов)

Цель: продолжать учить детей отвечать на вопросы, употребляя в речи простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

Закрепить знания детей о жизни зверей зимой, как они готовятся к зиме.

Развивать мышление, память воображение, познавательные интересы.

Словарная работа: активизировать словарь – теплое жилье, холодные ветры, запасы на зиму.

Интеграция образовательных областей:  «коммуникация», «художественное творчество», «музыка».

(Г.Я.Затулина  «Конспекты комплексных занятий по развитию речи» - стр.64)

С 8января по 20 января «Народные традиции и культура»

1.Тема: «Пузырь, соломинка и лапоть»    (чтение  сказки)

Цель: познакомить детей с новой сказкой, учить понимать ее содержание. Учить детей отвечать на вопросы по содержанию распространенными предложениями.

Развивать у детей зрительное и слуховое внимание – умение вслушиваться в речь взрослого, отгадывать загадки, искать выход из проблемных ситуаций.

Воспитывать интерес к книге, к ее художнику-иллюстратору.

Словарная работа: активизировать словарь детей прилагательными – тонкий,  толстый, смелая, лопнул, низкий.

Интеграция образовательных областей:  «коммуникация», «художественное творчество», «музыка».

(О.А.Новиковская «Конспекты комплексных занятий по сказкам с детьми 4-5 лет» - занятие №1)

2.Тема: «Федул, что губы надул?... и др.»      (заучивание диалогов-небылиц)

Цель: познакомить детей с русским устным народным творчеством, продолжать учить детей запоминать короткие небылицы.

Развивать память, совершенствовать отчетливое произнесение слов, интонационную выразительность речи.

Воспитывать любовь и уважение к русским народным праздникам, традициям.

Словарная работа: активизировать словарь – кафтан, ворот, дыра.

Интеграция образовательных областей:  «коммуникация», «художественное творчество», «музыка».

С 21 января по 3 февраля «Всякий труд почетен  (профессии)»

1.Тема: «Дядя Степа» С.Михалков  (чтение произведения)

Цель: познакомить детей с новым произведением, учить характеризовать поступки героя. Продолжать учить отвечать на вопросы по содержанию произведения.

Развивать внимание, мышление, память, познавательные интересы.

Воспитывать уважение к взрослым, интерес к их профессиям.

Словарная работа: активизировать словарь – называть слова с противоположным значением, обозначающим величину.

Интеграция образовательных областей:  «коммуникация», «художественное творчество».

(Г.Я.Затулина  «Конспекты комплексных занятий по развитию речи» - стр.79)

2.Тема: «Работа» Д.Габе          (чтение рассказа)

Цель: продолжать учить детей внимательно слушать рассказы, отвечать на вопросы по их содержанию.

Развивать мышление, память, учить активно участвовать в беседе.

Воспитывать интерес к труду взрослых, желание им помогать.

Словарная работа: активизировать словарь  -  бездельник, инструменты, доброжелательно.

Интеграция образовательных областей:  «коммуникация», «художественное творчество», «труд».

(Г.Я.Затулина  «Конспекты комплексных занятий по развитию речи» - стр.92)

С 4 февраля по 15 февраля «Что нас окружает (рукотворный мир)»

1.Тема: «Буратино»   (ознакомление с предметами)

Цель: познакомить детей с предметами ближайшего окружения.

Развивать память, мышление, воображение, наблюдательность, познавательные интересы.

Воспитывать бережное отношение к предметам.

Словарная работа: активизировать словарь – полено, гладкий, прочный.

Интеграция образовательных областей: «познание», «коммуникация», «художественное творчество», «музыка».

(Г.Я.Затулина  «Конспекты комплексных занятий по развитию речи» - стр.131)

2.Тема: «В гости к книжке»  (знакомство с творчеством художников-иллюстраторов )

Цель: познакомить детей с творчеством художников-иллюстраторов Ю.Васнецова, В.Чижикова, Е.Чарушина, с тем как важны в книге рисунки, как много интересного можно узнать, внимательно рассматривая книжные иллюстрации.

Развивать произвольное внимание.

Воспитывать эстетический вкус.

Словарная работа: обогащать словарь – иллюстрации, художники-иллюстраторы.

Интеграция образовательных областей:  «познание», «коммуникация», «художественное творчество», «музыка».

(В.Ю.Дьяченко, О.В.Гузенко «Развитие речи. Тематическое планирование занятий»  стр.92)

С 18 февраля по24 февраля «День защитника Отечества»

1.Тема: «Пограничники»  С.Я.Маршак   (заучивание стихотворения)

Цель: познакомить детей с новым стихотворением – о пограничниках, воинах, охраняющих нашу Родину. Учить отвечать на вопросы по содержанию произведения.

Развивать память, внимание, интонационную выразительность речи.

Воспитывать интерес к воинам Российской армии, уважение к ним.

Словарная работа: обогащать словарь – пограничники, родной рубеж, граница.

Интеграция образовательных областей:  «коммуникация», «художественное творчество», «музыка».

(Г.Я.Затулина  «Конспекты комплексных занятий по развитию речи» - стр.82)

С 25 февраля по 8 марта «Международный женский день»

1.Тема: «Мамин день»  Г.Виеру  (заучивание стихотворения)

Цель: познакомить детей с новым стихотворением, учить его наизусть. Учить детей отвечать на вопросы по содержанию, отчетливо произносить слова и словосочетания.

Развивать память, внимание, интонационную выразительность речи.

Воспитывать любовь и уважение к маме.

Словарная работа: активизировать словарь – подснежник, расцвел, поляна.

Интеграция образовательных областей:  «коммуникация», «художественное творчество», «музыка».

(В.Ю.Дьяченко, О.В.Гузенко «Развитие речи. Тематическое планирование занятий»  стр.99)

С 11 марта по 23 марта «Театральная весна»

1.Тема: «Заяц и еж» Братья Гримм  ( рассказывание сказки)

Цель: познакомить детей с новой сказкой, учить правильно воспринимать содержание произведения, сопереживать его героям.

Учить детей отвечать на вопросы по содержанию сказки, используя простые и сложные предложения, образовывать форму единственного и множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных.

Развивать память, внимание.

Воспитывать интерес к сказкам разных народов.

Словарная работа: активизировать словарь – насмешливый, грубый, важный, вежливый.

Интеграция образовательных областей:  «коммуникация», «художественное творчество».

(Г.Я.Затулина  «Конспекты комплексных занятий по развитию речи» - стр.133)

2.Тема: «В театре»   А.Барто      (чтение стихотворения)

Цель: учить детей эмоционально воспринимать образное содержание поэтического текста, понимать средства выразительности.

Развивать память, воображение, умение отвечать на вопросы.

Воспитывать любовь к художественной литературе.

Словарная работа: обогащать словарь – оркестр, сцена, театр, балет.

Интеграция образовательных областей:  «коммуникация», «художественное творчество», «музыка».

С 25 марта по 30 марта «Знакомство с ПДД»

1.Тема: «Поезд»  Я.Тайц      ( пересказ  рассказа)

Цель: учить детей пересказывать небольшой рассказ, впервые прочитанный на занятии, выразительно передавать прямую речь персонажей. Учить самостоятельно подбирать слово  со звуком «с».

Упражнять в образовании формы родительного падежа множественного числа  существительных.

Развивать внимание,  память.

Воспитывать интерес к занятию.

Словарная работа: обогащать словарь – машинист, кондуктор.

Интеграция образовательных областей:  «коммуникация», «художественное творчество», «безопасность».

(В.Ю.Дьяченко, О.В.Гузенко «Развитие речи. Тематическое планирование занятий»  стр.87)

С 1 апреля по 13 апреля «Познаем мир (космос, земля, воздух, вода)»

1.Тема: «Летит корабль»  В.Орлов  (заучивание стихотворения)

Цель: дать представление о том, что растениям для роста нужна, земля, вода, свет и тепло.

Развивать мышление, наблюдательность, умение высказывать свои предположения в простых предложениях.

Воспитывать интерес к растениям и желание за ними ухаживать.

Словарная работа: активизировать словарь – космическая даль, морской прибой, стальной корабль.

Интеграция образовательных областей:  «коммуникация», «познание», «музыка».

2. Тема:  «Краденое солнце»    (чтение произведения)

Цель: продолжать учить детей понимать содержание произведения, помочь осмыслить значение образных выражений.

Развивать слуховое внимание.

Воспитывать любознательность.

Словарный запас: обогащать словарь – темнота, ворота, зубаст, пучеглазые.

Интеграция образовательных областей:  «коммуникация», «художественное творчество», «музыка».

(В.Ю.Дьяченко, О.В.Гузенко «Развитие речи. Тематическое планирование занятий»  стр.83)

С 15 апреля по 27 апреля «Весна»

1.Тема:  «Одуванчик» З.Александрова    (заучивание стихотворения)

Цель: продолжать учить детей запоминать короткие стихотворения, отвечать на вопросы по содержанию строками из стихотворения.

Развивать внимание, память, интонационную выразительность.

Воспитывать эстетические чувства, любовь к поэзии.

Словарная работа: активизировать словарь – прошуршал, хрупкая ножка, развеял.

Интеграция образовательных областей:  «коммуникация», «художественное творчество», «музыка».

(Г.Я.Затулина  «Конспекты комплексных занятий по развитию речи» - стр.129)

2.Тема: «Хотела галка пить…» Л.Н.Толстой      (пересказ  произведения)

Цель: продолжать учить детей  пересказывать литературный текст, использовать в речи сложноподчиненные предложения. Учить образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных.

Развивать мышление, память.

Воспитывать познавательные интересы у детей.

Словарная работа: активизировать словарь -  гладкие, галчата, воронята, скворчата, воробьята.

Интеграция образовательных областей:  «коммуникация», «художественное творчество», «социализация».

(Г.Я.Затулина  «Конспекты комплексных занятий по развитию речи» - стр.135)

С 29 апреля по 11 мая «День Победы»

1.Тема: «О мальчике Тишке и отряде немцев»  (чтение произведения)

Цель: знакомить детей с событиями происходившими в годы Великой Отечественной войны. Учить поддерживать разговор по теме, отвечать на вопросы и задавать их.

Развивать познавательные интересы детей.

Воспитывать любовь к Родине.

Словарная работа: активизировать словарь – страна, фашисты, защитники, партизаны.

Интеграция образовательных областей:  «коммуникация», «художественное творчество», «музыка».

(Г.Я.Затулина  «Конспекты комплексных занятий по развитию речи» - стр.126)

2.Тема: «День Победы» А.Усачев      (заучивание стихотворения)   

Цель: познакомить детей с новым стихотворением, учить его наизусть. Учить детей отвечать на вопросы по содержанию, отчетливо произносить слова и словосочетания.

Развивать память, внимание, интонационную выразительность речи.

Воспитывать уважение к защитникам Родины.

Словарная работа: активизация словаря -  фейерверк, день Победы, парад.

Интеграция образовательных областей:  «коммуникация», «художественное творчество».

(В.Ю.Дьяченко, О.В.Гузенко «Развитие речи. Тематическое планирование занятий»  стр.110)

С 13 мая по 25 мая Мониторинг

С 27 мая по 1 июня «Здравствуй, лето!»

1.Тема: «Сказка про Комара Комаровича – Длинный Нос и про Мохнатого Мишу – Короткий хвост»    (чтение произведения Д.Мамина-Сибиряка)

Цель: продолжать учить детей слушать большую по объему сказку, сопереживать ее героям, правильно воспринимать содержание произведения.

Развивать внимание, интерес к информации, которую несет текст.

Воспитывать интерес к сказкам, усидчивость.

Словарная работа: обогащать  словарь – полдень, болото, комаришка.

Интеграция образовательных областей:  «коммуникация», «художественное творчество», «музыка».

(В.Ю.Дьяченко, О.В.Гузенко  «Развитие речи. Тематическое планирование занятий»  стр.109)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективно - тематическое планирование по образовательной области "Чтение художественной литературы"

Разработано перспективно - тематическое планирование в подготовительной группе в соответствии с лексическими темами....

Перспективное планирование непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Чтение художественной литературы» во второй младшей группе

Перспективное планирование составлено по программе "Программа воспитания и обучения в детском саду" под редакцией М.А.Васильевой с учетом ФГТ и тематического планирования. использовала методическ...

Перспективное планирование по образовательной области "Чтение художественной литературы" в подготовительной группе

Перспективное планирование по образовательной области "Чтение художественной литературы" в подготовительной группе...

Перспективное планирование по чтению художественной литературы.

Перспективное планирование "Чтение художественной литературы" для старшей группы по программе "От рождения до школы под редакциейН.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой....

Развитие творческих способностей детей среднего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности в процессе ознакомления с художественной литературой. Перспективное планирование на год.

В  статье кратко описаны актуальность темы, задачи, методы работы по развитию творческих способностей детей среднего возраста средствами театрализованной деятельности в процессе ознакомлени...

Приобщение дошкольников к чтению художественной литературы. Перспективный план

Данный перспективный план составлен в комплексе с непрерывной образовательной деятельностью дошкольников. Он не только знакомит детей с разнообразием фольклорных жанров, с русской и зарубежной классик...