Главные вкладки

    Мастер - класс «Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания художественных произведений на основе технологии продуктивного чтения (слушания) О.В. Чиндиловой»
    методическая разработка

    Голубкова Юлия Анатольевна

    Технология продуктивного чтения О.В. Чиндиловой обеспечивает с помощью конкретных приёмов чтения (слушания) полноценное восприятие и понимание текста ребёнком, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл master-klass_tehnologiya_produktivnogo_chteniya.docx257.4 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

    Детский сад №9 «Снежинка»

    МАСТЕР – КЛАСС

    «Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания  художественных произведений на основе технологии продуктивного чтения (слушания) О.В. Чиндиловой»

    Воспитатель

     МБДОУ Д/с № 9

     «Снежинка»:

    Голубкова

    Юлия Анатольевна

    2019 год

    Пояснительная записка

    Целевая аудитория: педагоги ДОУ.

    Принцип отбора материала по В.В. Краевскому:

    - соответствие содержания  образования уровню современной науки и основным требованиям развивающегося демократического общества;

    - учёт единства содержательной и процессуальной сторон обучения;

    - структурной целостности содержания образования.

    Принцип организации материала

    1. 1.Вступление.
    2. 2.Практическая часть.
    3. 3.Рефлексия.

    Обоснование применение технологии:

    технология продуктивного чтения О.В. Чиндиловой обеспечивает с помощью конкретных приёмов чтения (слушания) полноценное восприятие и понимание текста ребёнком, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору.

    Оборудование:

    м/м установка, ноутбук.

    Материалы:

    Приложение 1 презентация к мастер-классу

    Приложение 2 буклет Методические рекомендации «Использование в работе с детьми технологии продуктивного чтения О.В. Чиндиловой»

    Компетентности, которыми овладеют педагоги:

    повышение  профессиональной  компетентности.

    Цель: повышение  профессиональной  компетентности педагогов через ознакомление  с технологией продуктивного чтения О.В. Чиндиловой.
    Задачи:
    1. Обосновать актуальность темы для слушателей.
    2. Познакомить с теоретическим аспектом технологии.
    3. Показать,  как правильно использовать технологию продуктивного чтения О.В. Чиндиловой.
    4. Способствовать систематизации  полученных знаний.

            Технология для рефлексии:   

            ПОПС - формула, созданная  профессором права Дэйвидом Маккойд-Мэйсоном.

    Модель взаимодействия в процессе проведения мастер-класса: 

           «педагог -  педагоги»

    1. Ожидаемые результаты:

    педагоги поймут,  почему тема мастер-класса актуальна, будут знать теорию технологии продуктивного чтения О.В. Чиндиловой, увидят,  как правильно использовать технологию продуктивного чтения О.В. Чиндиловой, с помощью рефлексии систематизируют полученные знания.

    1. В результате повысят свою  профессиональную компетентность.

    Ход  мастер – класса:

    СЛАЙД 1

    «Читать — это еще ничего не значит; что читать и как понимать читаемое — вот в чем главное дело» (К.Д. Ушинский)

    «Чтение – слушание - это не умение озвучивать печатное слово, а восприятие текста на слух и его понимание» (О. В. Чиндилова).

    1. Вступление

    Уважаемые коллеги, тема моего мастер-класса «Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания  художественных произведений на основе технологии продуктивного чтения (слушания) О.В. Чиндиловой»

    Актуальность

    Вопрос аудитории?

    Как каждый из вас считает, почему мы должны учить детей воспринимать и понимать художественные произведения?

    СЛАЙД 2

    Во-первых, это реализация Стандарта,  ООПДО;

    Во-вторых, школа диктует свои требования по развитию умения воспринимать и понимать текст прочитанного;

    Кроме того, через понимание услышанного или прочитанного текста развиваются мыслительные процессы.

    Известно, что непонимание текста приводит к его отторжению, к нежеланию читать, в то же время, у детей, которые понимают текст, развивается осознанное отношение к тому, что, зачем, как они делают, и повышается мотивация к чтению.

    СЛАЙД 3

    В.В. Путин  сказал: «Из страны, которая занимала первые позиции в рейтинге самых читающих стран мира по грамотности чтения и способности адекватно воспринять прочитанный материал, сегодня наши подростки находятся на 43-м месте в мире»

    Какие способы каждый из вас  применяет, чтобы научить дошкольников воспринимать и понимать литературные произведения?

    СЛАЙД 4

    Сравнительный анализ двух подходов.

    Уважаемые коллеги, вот два подхода: традиционный и инновационный. Предлагаю вам сравнить результаты.

    В течение 5 месяцев я  приобщала дошкольников к пониманию сюжета, смысла и идеи прослушанного текста с помощью  вопросов и обсуждения, т.е. традиционный подход. Результат такой:   было – высокий уровень 23%, средний – 37%,низкий – 40%   стало - высокий 28%, средний – 36%, низкий – 36%

    СЛАЙД 5

    В течение 3 месяцев я использовала  технологию продуктивного чтения. Результат такой:   было – высокий  уровень 23%, средний – 37%, низкий 40%   стало- высокий уровень 32%, средний 30%, низкий 36%.ж

    Вывод: с помощью традиционных  приёмов высокого результата достичь не удаётся. Дети   любят книги, но прочитанное  не всегда могут  объяснить, истолковать, соотнести с чем-либо. Технология продуктивного чтения О.В. Чиндиловой показала свою результативность.  

    Поэтому тема  моего мастер-класса очень актуальна.

    Теоретический аспект технологии.

    Что представляет из себя эта технология?

    Технология продуктивного чтения – это обеспечение  с помощью конкретных приёмов чтения (читает педагог) полноценного восприятия и понимания текста ребенком, активной читательской позиции по отношению к тексту и его автору.

    Кто её разработал?

    Её разработал для школ профессор  Наталья Николаевна Светловская, а Ольга Васильевна Чиндилова  адаптировала её  для дошкольников.

    Какие этапы есть у этой технологии?

    СЛАЙД 6

    Данная технология предполагает три этапа работы с текстом.

    1 Этап

    Создание мотивации к чтению.

    2 Этап

    Чтение с пояснением и толкованием.

    3 этап

    Обсуждение прочитанного, творческие задания. 

    1. Практическая часть.

    Я хочу поделиться как использовала «Технологию продуктивного чтения О.В. Чиндиловой» на примере рассказа  «Тайное становится явным».

    Итак, 1 этап – создание мотивации  слушать чтение книги.

    Для этого я предложила детям рассмотреть иллюстрации в книге. Что я вам сейчас и предлагаю сделать. СЛАЙД 7

    Как бы каждый из вас назвал данный рассказ?  Рассказ называется «Тайное становится явным» Как вы думаете о ком он? Что с ними произошло? Этот рассказ будет веселым или грустным? Кто его написал? Писатель Виктор Юзефович Драгунский. Сейчас, самое интересное.  Я   прочитаю рассказ Виктора Юзефовича Драгунского «Тайное становиться явным».

    СЛАЙД 8

    Какой у нас 2-ой этап в рамках этой технологии?        

    Чтение с пояснением и толкованием.

    Как вы думаете, что это значит?

    Перед тем как читать рассказ, надо   проработать текст и подобрать  вопросы. Затем, в процессе чтения –слушания эти вопросы задавать. Дети  говорят свои   предположения, и мы проверяем  по ходу  чтения.

    Итак, давайте попробуем. (Читаю и попутно задаю  вопросы).

    Как вы думаете, что означает фраза вылитый Кощей?

    Чем это можно объяснить?

     Что из этого следует?

    Что сейчас случится?

     Почему именно так?

    Для чего?

    (Педагоги отвечают на вопросы)

    Я прочитала вам рассказ, каким оказался этот рассказ по настроению?

    Вы предположили, что рассказ будет веселым, так ли это?

    Какой он по настроению? (побуждает задуматься)

    Посмотрите на иллюстрации, какой именно фрагмент текста проиллюстрировал художник? Давайте мы его вместе вспомним (пересказ отрывка)

    Точен ли художник в деталях?

    Так ли вы себе представляли эту сцену?

    Какой у нас 3-ий этап?

    СЛАЙД 9

    Да, работа с текстом после чтения. Обсуждение прочитанного, творческие задания.

    Вопросы:

    1. Назовите главных героев рассказа?
    2. Что можно сказать о Денискином поступке?
    3. Нарочно ли он это сделал?
    4.  А какое чувство испытывал  каждый из вас, когда слушали эту часть?
    5. Как вы думаете, почему мама не наказала Дениску?

    Посмотрите на фотографию, как вы думаете: кто этот человек по профессии? СЛАЙД 10

    Правильно – это детский писатель Виктор Юзефович Драгунский.

    Он является автором целого сборника рассказов о мальчике Дениске, с которым мы сегодня познакомились. Этот сборник называется «Денискины рассказы». Сборник повествует о забавных приключениях двух мальчишек  — Дениске Кораблеве и его лучшего товарища Мишки. Потом мы еще почитаем об этом герое, узнаем о других его приключениях.

    Повторное обращение к заглавию произведения и иллюстрациям.

    Как бы вы сейчас назвали рассказ?

    Как теперь вы можете объяснить смысл слов, которые стали заглавием рассказа?

    Игра «Правда – неправда»,

    Правда, что Дениска не любил манную кашу?

    Правда, что он хотел пойти с мамой в Кремль?

    Правда, что он съел всю манную кашу?

    Правда ли, что Дениска испугался милиционера?

    Правда, то что Дениска понял смысл фразы «Тайное становиться явным»?

    Можно предложить нарисовать комикс, инсценировать диалог Дениски и мамы.

    Технология продуктивного чтения О.В. Чиндиловой несложна в применении. Она даёт высокий  результат по  обучению  дошкольников полноценному восприятию и пониманию текста.

    СЛАЙД 11

    1. Рефлексия.

    Для рефлексии мы применим технологию  ПОПС – формула.

    Уважаемые педагоги, предлагаю каждому из вас   сказать:

    П – позицию (объясняет, в чём заключается ваша точка зрения: «Я считаю, что технология продуктивного чтения О.В. Чиндиловой…»);

    О – обоснование (не просто объяснять свою позицию относительно этой технологии, но и доказать, начиная фразой типа: «Потому что...»);

    П – пример (при разъяснении сути своей позиции пользуется конкретными

    примерами, используя в речи обороты типа: «Я могу подтвердить это тем…);

    С – следствие (делает вывод в результате обсуждения определённой проблемы, например, говорит: « Исходя из этого, я делаю вывод, что…»).

    В заключении мастер – класс на руки слушателям раздаются буклеты.

    Методические рекомендации

    «Использование в работе с детьми технологии продуктивного чтения

    О.В. Чиндиловой»

    Технология продуктивного чтения – обеспечение с помощью конкретных приёмов чтения (читает педагог) полноценного восприятия и понимания текста ребенком, активной читательской позиции по отношению к тексту и его автору.

    Данная технология предполагает три этапа работы с текстом.

    I. Работа с текстом до чтения

    Дети листают книгу, рассматривают иллюстрации. Во время обсуждения

    названия книги, просмотра иллюстраций и вопросов взрослого высказывают

    свои предположения о героях, теме, содержании.

    Результат: прогнозирование и мотивация к чтению.

    II. Работа с текстом во время чтения.

    1. Дошкольники слушают чтение взрослого с установкой провести диалог

    с автором и проверить свои предположения и ожидания.

    2. Чтение (взрослым) вслух в режиме диалога с автором,

    комментированное чтение.

    Результат: вычитывание не только фактуальной информации, но и подтекста,

    своя интерпретация текста.

    III. Работа с текстом после чтения.

    1. Педагог предлагает детям коротко рассказать, о чём текст. Далее

    следуют ответы детей на этот вопрос и беседа. Её результатом должно стать

    понимание авторского смысла.

    2. Рассказ взрослого о писателе и беседа с детьми о его личности

    рекомендуются после чтения произведения, а не до, поскольку именно после

    чтения эта информация ляжет на подготовленную почву: ребёнок сможет

    соотнести её с тем представлением о личности автора, которое у него

    сложилось в процессе чтения. Кроме того, грамотно построенный рассказ о

    писателе углубит понимание прочитанного произведения.

    3. Повторное обращение к заглавию произведения и иллюстрациям.

    Беседа о смысле заглавия, о его связи с темой, главной мыслью автора и т.д.

    Вопросы по иллюстрации: «Какой именно фрагмент текста

    проиллюстрировал художник (а может быть, это иллюстрация ко всему

    тексту в целом)? и т.д.

    4. Выполнение творческих заданий: рисование, пересказ от лица одного

    из героев, устное словесное рисование и др. Можно дать творческие задания

    группе детей. Главный критерий для выбора заданий на данном этапе – это

    ориентир на наиболее активно включившуюся у детей в процессе чтения

    текста сферу читательской деятельности (В.Г. Маранцман). Из четырёх сфер

    читательской деятельности (эмоциональная, воображения, осмысление

    содержания, реакция на художественную форму) самая развитая у

    дошкольников - это сфера осмысления содержания.

    Результат: понимание авторского текста, корректировка своей

    интерпретации.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Система развития предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания дошкольного возраста произведений словесного творчества

    Презинтация на тему: Система развития предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания дошкольного возраста произведений словесного творчества....

    ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ ПРЕДПОСЫЛОК ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОГО ВОСПРИЯТИЯ И ПОНИМАНИЯ ФОЛЬКЛОРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ

    КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДПОСЫЛОК ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОГО ВОСПРИЯТИЯ И ПОНИМАНИЯ ФОЛЬКЛОРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ У ДЕТЕЙ...

    «Система развития предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания детьми дошкольного возраста произведений искусства»

    Итоговая работапо модулю инвариантной части курсов повышения квалификации ИОЧ«Основные направления региональной образовательнойполитики в контексте модернизации российского образования»по теме: «...

    Итоговая работа на тему: «Система развития предпосылок ценностно – смыслового восприятия и понимания детьми дошкольного возраста произведений словесного искусства»

    I.   Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной д...

    Технологическая карта занятия по восприятию художественной литературы и фольклора на основе технологии продуктивного чтения-слушания на тему «Чудеса весеннего леса» на примере сказки Г.Скребицкого для детей старшей группы

    Технологическая карта занятияпо восприятию художественной литературы и фольклора на основе технологии продуктивного чтения-слушания на тему «Чудеса весеннего леса» на примере сказки Г.Скре...

    Конспект НОДпо восприятию художественной литературы и фольклора на основе технологии продуктивного чтения-слушания на тему «Красота зимнего леса» на примере сказки Г.Скребицкого для детей старшей группы

    Конспект НОДпо восприятию художественной литературы и фольклора на основе технологии продуктивного чтения-слушания на тему «Красота зимнего леса» на примере сказки Г.Скребицкогодля детей с...