Главные вкладки

    Конспект НОДпо восприятию художественной литературы и фольклора на основе технологии продуктивного чтения-слушания на тему «Красота зимнего леса» на примере сказки Г.Скребицкого для детей старшей группы
    план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа) на тему

    Миронова Елена Александровна

    Конспект НОДпо восприятию художественной литературы и фольклора на основе технологии продуктивного чтения-слушания на тему «Красота зимнего леса» на примере сказки Г.Скребицкого

    для детей старшей группы

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл novyy_zima.docx60.08 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект НОД по восприятию художественной литературы и фольклора на основе технологии продуктивного чтения-слушания на тему «Красота зимнего леса» на примере сказки Г.Скребицкого

    для детей старшей группы

    Миронова Елена Александровна

    воспитатель МБОУ «ЦО №34» ДО «Крохи»

    Автор  и название произведения

    Сказка Г.А. Скребицкого «Четыре художника. Зима»

    Художественная задача текста

    Показать отношение автора к явлениям природы

    Цель воспитателя

    Обеспечить эмоциональное восприятие текста, включение творческого воображения и наблюдение по тексту за зимними явлениями в природе.

    Тема НОД

    Красота зимнего леса

    Этапы деятельности

    Действия детей

    Задачи

    Образовательные области

    Познавательное развитие

    Речевое развитие

    Речевое развитие

    Социально-коммуникативное развитие,

    Речевое развитие

    Речевое развитие

    Познавательное развитие

    Речевое развитие

    Физическое развитие

    Познавательное развитие

    Социально-коммуникативное развитие

    Художественно-эстетическое развитие

    Социально-коммуникативное развитие

    Речевое развитие

    Речевое развитие

    Социально-коммуникативное развитие

    Мотивационный этап

    (до чтения)

    Интересуются сказкой

    Развитие любознательности, познавательной мотивации

    Включаются в диалог, выдвигают свои предположения

    Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи

    Ориентировочный этап (до чтения)

    Высказываются, отвечают на вопросы

    Развитие связной речи

    Осознают и формулируют цель ключевыми словами

    Развитие целенаправленности, речи как средства общения

    Исполнительский этап

    (во время чтения и после чтения)

    Слушают, комментируют вопросы педагога, проявляют эмоции

    Восприятие содержания текста, его эмоционально составляющей.

    Обогащение словаря (обрядила, нахлобучила, чинно, чародейка), активизация словаря (зима-художница, кисти плодов, медвежий след, зажглись, заискрились, заплясали, снеговое одеяло, лесные богатыри)

    Развитие воображения, наблюдательности, творческой активности.

    Отвечают на соответствующие вопросы

    Развитие связной, грамматически  правильной  речи

    Показ примеров из текста с помощью разнообразных жестов, движений.

    Совершенствование двигательных умений и навыков, развитие координации движений

    Выполнение творческого задания

    Развитие воображения, логического и творческого мышления, познавательной активности, наблюдательности.

    Формирование положительного отношения к совместной деятельности.

    Восприятие музыки, художественной литературы.

    Рефлексивный этап

    Выражают свои эмоции

    по итогам деятельности

    Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками

    Отвечают на вопросы

    Развитие связной речи

    Перспективный этап

    Что рассказать дома о зимней природе

    Развитие связной речи

    Как вести себя в зимнем лесу

    Формирование основ безопасного поведения в природе

    Предполагаемая цель ребенка

    Узнать, как в сказке словами можно передать красоту зимнего леса

    Работа до чтения

    Чтение сказок, рассказов о зиме.

    Заучивание стихотворений о зиме.

    Рассматривание иллюстраций в книгах, зимних пейзажей.

    Рисование зимних пейзажей, иллюстраций к зимним сказкам.

    Работа во время чтения

    Выполняется на отдельном листе с напечатанным текстом выбранного произведения

    Работа после чтения

    Итоговые вопросы

    Игра «Покажи по сказке…..»

    Творческое задание «Придумай иллюстрацию к сказке»

    РППС

    Вырезанные из картона следы, текст сказки, плакаты природы, разрезные картинки к ним

    Вопросы для рефлексии

    Что больше всего понравилось,  запомнилось? Пригодятся ли в жизни полученные знания?

    Рекомендации для самостоятельной деятельности

    Что рассказать дома о зимней природе.

    Правильно вести себя в зимнем лесу.

    Ход НОД

    Этапы НОД

    Действия педагога  и детей (предполагаемые ответы детей)

    Мотивационный этап

    (3мин)

    Дети заходят в зал. Педагог обращает внимание на картину на стене с изображением зимнего пейзажа.

    • Ребята что изображено на картине (Зима)
    • А кто изобразил эту картину(Художник)
    • С помощью чего художник нарисовал картину(Красками ,карандашами)

    Ориентировочный этап

    (2мин)

    Ребята с помощью наводящих вопросов рассуждают о том, как можно нарисовать зиму без карандашей и красок.

    • Ребята, а вы хотите узнать, как без помощи красок и карандашей можно нарисовать зимний пейзаж?

    Есть такая сказка "Четыре художника. Зима" Сейчас мы её почитаем и выясним, как по-другому можно изобразить пейзаж.

    Исполнительный этап

    (15мин)

    Педагог читает, поясняя, комментируя, задавая вопросы):

    Побелели поля и пригорки. Тонким льдом покрылась река, притихла, уснула, как в сказке. (Мы ведь догадались с вами, почему это произошло ? Да?)

    Ходит зима по горам, по долинам, ходит в больших мягких валенках, ступает тихо, неслышно. А сама поглядывает по сторонам — то тут, то там свою волшебную картину исправит. (Вот как зима картину рисует)

    Вот бугорок среди поля, с него проказник ветер взял да и сдул белую шапку. (Смотрите и ветер картину зимы рисует) Нужно её снова надеть. А вон меж кустов серый зайчишка крадётся. Плохо ему, серенькому:  на белом снегу сразу заметит его хищный зверь или птица, никуда от них не спрячешься. (Как же помочь зайке?)

    «Одену-ка я косого в белую шубку,— решила Зима,— тогда уж его на снегу не скоро заметишь». (Молодец, зима!)

    А Лисе Патрикеевне одеваться в белое незачем. Она в глубокой норе живёт, под землёй от врагов прячется. Её только нужно покрасивее да потеплее нарядить.

    Чудесную шубку припасла ей Зима, просто диво: вся ярко-рыжая, как огонь горит! Поведёт лиса пушистым хвостом, будто искры рассыплет по снегу. (Вот зима-художница! Да заботливая)

    Заглянула Зима в лес. «Его-то уж я так разукрашу, что Солнышко залюбуется!» 

    Обрядила (одеть, нарядить) она сосны и ели в тяжёлые снеговые шубы; до самых бровей нахлобучила (сверху надела) им белоснежные шапки; пуховые варежки на ветки надела. Стоят лесные богатыри (Кто это?) друг возле друга, стоят чинно(важно), спокойно.

    А внизу под ними разные кустики да молоденькие деревца укрылись. Их, словно детишек, Зима тоже в белые шубки одела.

    И на рябинку, что у самой опушки растёт, белое покрывало накинула. Так хорошо получилось! На концах ветвей у рябины грозди ягод  (кисти плодов) висят, точно красные серьги из-под белого покрывала виднеются.

    Представили себе, какую картину зима рисует?

    Под деревьями Зима расписала весь снег узором разных следов и следочков. Тут и заячий след: спереди рядом два больших отпечатка лап, а позади — один за другим — два маленьких; и лисий — будто по ниточке выведен: лапка в лапку, так цепочкой и тянется; и серый волк по лесу пробежал, тоже свои отпечатки оставил. А вот медвежьего следа нигде не видать (Почему же не видно  медвежьего следа?), да и не мудрено: устроила Зимушка-Зима Топтыгину в чаще леса уютную берлогу, сверху укрыла толстым снеговым одеялом: спи себе на здоровье! А он и рад стараться — из берлоги не вылезает. Поэтому медвежьего следа в лесу и не видать.

    Живёт зимний лес. Живут заснеженные поля и долины. Живёт вся картина седой чародейки  (волшебницы, феи, колдуньи) Зимы. Можно её и Солнышку показать.

    Раздвинуло Солнышко сизую тучку. Глядит на зимний лес, на долины. А под его ласковым взглядом всё кругом ещё краше становится. (Солнышко, оказывается, тоже  лес разукрашивает)

    Вспыхнули, засветились снега. Синие, красные, зелёные огоньки зажглись на земле, на кустах, на деревьях. А подул ветерок, стряхнул иней с ветвей, и в воздухе тоже заискрились, заплясали разноцветные огоньки.(И ветер к картинке добавляет свои краски)

    Чудесная получилась картина! Пожалуй, лучше и не нарисуешь.

    • Ребята, так  вы поняли ,как же можно изобразить пейзаж ,не касаясь ни красок ,ни карандашей?(ответы детей)

    Такую красивую сказку написал Георгий Скребицкий.

    Закройте глаза и представьте себе этого автора.

    А теперь посмотрите на его портрет, таким вы его представляли? (показ портрета писателя)

    Как вы думаете, какой он? (добрый, мудрый, чуткий, милый….)

    • Как вы считаете, прочитанное произведение – сказка или рассказ?
    • Понравилась ли вам сказка?
    • С кем сравнивает автор зиму? Как он её описывает? (Художница Зима, седая чародейка Зима.)
    • Как ходит Зима? (Тихо, не слышно.)
    • Какие образные выражения автор использует для описания зимней природы? (Снежная шапка на холме, деревья одеты в тяжёлые снеговые шубы, на глаза нахлобучены меховые шапки, белое покрывало на рябине.)
    • С кем сравнивает автор большие деревья –сосны и ели? ( С лесными богатырями.)
    • А кустики и молоденькие деревца? (С детишками.)
    • Как позаботилась Зима о животных? (Приготовила им тёплые шубы.)
    • Какую шубку Зима приготовила зайчишке? (Белую.) Почему? (Чтобы не заметил его хищный зверь или птица.)
    • А лисе – какую? (Ярко-рыжую.) Почему тоже не белую? (Ей одеваться в белое незачем, она в глубокой норе живёт, под землёй от врагов прячется.)  
    • Каким узором расписала Зима снег? (Из разных следов и следочков.)
    • Как автор описывает заячьи следы на снегу? (Спереди рядом два больших отпечатка лап, а позади – один за другим – два маленьких.)
    • А лисий след? (Будто по ниточке выведен: лапка в лапку, так цепочкой и тянется.)
    • Снег зимой бывает разным. Какой снег бывает в морозный день? А какой – в оттепель?
    • Как вы думаете, почему снег под солнечными лучами из белоснежного превратился в разноцветный?
    • Подумайте, с чем можно сравнить снег? (С белым одеялом, которое покрывает землю; с хрусталём, блестит на солнце; белый и пушистый, как вата.)

    Творческое задание:

    Обратить внимание детей на стоящие мольберты и картинки возле них. Спросить, что надо делать? (воссоздать зимний пейзаж в лесу по прочитанной сказке).

    А в лесу опасно находиться одному. Почему, как вы думаете? (можно заблудиться, потеряться, испугаться).  Для этого детям надо разделиться на команды по 4 человека.

    Проблемная ситуация.

    У каждой группы детей есть одна лишняя картинка, не относящаяся к зимнему периоду.

    Результат опыта перенести на содержание сказки: подходят наши пейзажи к данной сказке?

    Дети делятся по четыре человека и должны договориться друг с другом, кто и какую картинку будет  наносить на мольберт.

    Вы пойдете по маршруту, он выложен следами. А чтобы не потеряться в дороге, как надо идти  (друг за другом, по одному). После того, как прикрепили картинки, возвращайтесь на свое место.

    Во время выполнения творческого задания педагог следит, чтобы команды не распадались.

    Обратить внимание детей на ошибки, если они их сами не увидели. (серый зайчик на картинке, медведь на плакате, кустик без снега).

    Подходят наши плакаты к сказке о зиме?

    Предложить детям расположиться поудобнее и побыть в сказочном зимнем лесу. (погружение в сказку зимнего леса)

    Звучит музыка П.И.Чайковского «Времена года»

    Рефлексивный этап

    (3 мин)

    • Ребята, что больше всего понравилось? Запомнилось? Что нового вы узнали?

    Игра. Дети в кругу.

    • Давайте представим, что с помощью волшебной палочки мы можем попасть в эту сказку.
    • Представьте себе Зиму ,которая ступает неслышно, тихо .А сама поглядывает по сторонам(дети повторяют движения)
    • Покажите ,как серый зайчик крадётся меж кустов.
    • А как Лиса-Патрикеевна расхаживает в новой шубке.
    • Как можно показать, что снега вспыхнули, засветились, заискрились?
    • А теперь мальчики покажут ,как стоят лесные богатыри, а девочки кустики и деревца.

    Молодцы, ребята!

    Перспективный этап

    (2 мин)

    • Ребята, вы сегодня побывали в волшебном зимнем лесу, знаете, какой он красивый и чудесный. Обязательно расскажите о том новом ,что узнали своим друзьям и родным!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Развитие у детей старшего дошкольного возраста эмоциональной отзывчивости средствами художественной литературы ( вид детской деятельности – восприятие художественной литературы и фольклора)».

    «Развитие у детей старшего дошкольного возраста эмоциональной отзывчивости средствами художественной литературы ( вид детской деятельности – восприятие художественной литературы и фольклора)»....

    Технология продуктивного чтения-слушания на примере сказки "Заюшкина избушка"

    Технология продуктивного чтения-слушания на примере сказки "Заюшкина избушка"Вторая младшая группа...

    Технологическая карта занятия по восприятию художественной литературы и фольклора на основе технологии продуктивного чтения-слушания на тему «Чудеса весеннего леса» на примере сказки Г.Скребицкого для детей старшей группы

    Технологическая карта занятияпо восприятию художественной литературы и фольклора на основе технологии продуктивного чтения-слушания на тему «Чудеса весеннего леса» на примере сказки Г.Скре...

    Мастер - класс «Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания художественных произведений на основе технологии продуктивного чтения (слушания) О.В. Чиндиловой»

    Технология продуктивного чтения О.В. Чиндиловой обеспечивает с помощью конкретных приёмов чтения (слушания) полноценное восприятие и понимание текста ребёнком, активную читательскую позицию по отношен...

    Методическая разработка "Использование элементов технологии продуктивного чтения-слушания для формирования навыка восприятия и понимания текста старшими дошкольниками

    Какой родитель не мечтает,чтобы его ребенок хорошо учился в школе? Для решения данной задачи используются различные средства и способы. Работая во взамосвязи с родителями (законными представителями) п...