Главные вкладки

    Сообщение на тему: Развитие воображения и понятийных суждений у старших дошкольников в процессе слушания музыки.
    консультация (старшая группа) на тему

    Погосова Ксения Вячеславовна

    Сообщение в котором  говорится о слушании музыки дошкольников, как развивается  общее психическое развитие  ребенка,  через слушание музыки. Как развивается мышление и воображение у ребенка, в процессе слушания музыки.  

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл Сообщение: Слушание музыки20.47 КБ

    Предварительный просмотр:

    Слушание музыки - уникальный вид музыкальной деятельности . Его уникальность состоит в тех развивающих возможностях, которые слушание обеспечивает как в плане музыкального, так и общего психического развития ребенка. Слушая музыку,  ребенок познает мир во всем его многообразии, поскольку музыка отражает его в звуках разносторонне и полно. Музыку называют «Языком чувств», она дает ни с чем несравнимые возможности для развития эмоциональной сферы детей.

    Музыкальное искусство включает в себя и интеллектуальное начало. Б.В. Асафьев писал: «Слушая, мы не только  чувствуем или испытываем те или иные состояния, но дифференцируем воспринимаемый материал, производим отбор, оцениваем, следовательно,  мыслим». При восприятии и анализе музыки у ребенка развивается мышление и воображение, произвольность и познавательная активность.

    В процессе рассказа о музыке и ее анализе у дошкольника развивается речь, которая становится значительно более содержательной , образной и выразительной. Воплощая свои впечатления от музыки в художественной деятельности, он становится более свободным и творческим.

    Когда возникает необходимость обсудить прослушанную или исполненную музыку, что нужно сказать словами о музыкальном произведении ? Прежде всего, важно передать  те чувства, мысли, настроения, которые возникают у слушателя; надо выразить свое отношение к прослушанному произведению, к тому, что хотел сказать композитор своим произведением; важно рассказать своими словами, каким образом, используя средства выразительности, трансформируется в сознании слушателя содержание музыкального произведения.

    Очень трудно найти слова, чтобы они в полной мере соответствовали тем чувствам, которые возникают у человека при слушании или исполнении музыки. Однако в музыкальном воспитании словесный метод имеет неоценимое значение: используя его, педагог  передает детям определенные знания о музыке, композиторах, исполнителях, средствах музыкальной выразительности , учит приемам исполнения музыки, развивает творческие возможности детей. Словесный метод способствует образному и осмысленному восприятию музыки.

    Как известно из педагогики, беседа является одним из важных методов обучения и воспитания. Тематика бесед на музыкальном занятии связана с обсуждением эмоционального впечатления , полученного детьми от прослушанной музыки , с выявлением  средств музыкальной выразительности , особенностей музыкального языка того или иного композитора.

    Особое место в системе работы по музыкальному воспитанию занимают проблемы развития мышления, речи, творческого воображения. Если ребенок умеет анализировать, выделять главное, это значит, что он сумеет выполнить задание конструктивного и творческого характера, подняться от репродукции к творчеству.   Эти задачи решаются в комплексе с задачей развития музыкальных восприятий.

    Как известно, существуют два взаимосвязанных процесса: восприятие музыки и музыкальное восприятие, которые, по мнению Е.В. Назайкинского, существенно различаются. «Восприятие музыки - это нечто слышимое и действующее на орган слуха», рассуждает ученый, в то время как: - «Музыкальное восприятие есть восприятие, направленное на постижение и осмысление тех значений, которыми обладает музыка как искусство, как особая форма отражения действительности, как художественно - эстетический феномен». Спонтанное восприятие музыки свойственно, в основном, воспитанию ребенка в семье. Ребенок слушает то, что предпочитают слушать его родственники. Если учесть, что возраст родителей современных дошкольников в преобладающем большинстве  25-35 лет, то и репертуар спонтанного слушания ребенка, соответственно – модные шлягеры, поп, рок, метал. Классика, за очень редким исключением, дома звучит редко и не связана с жизнью семьи, ее традициями, интересами родителей (если только они не музыканты). В силу этих обстоятельств особо велика роль детского сада – образовательного учреждения, в котором целенаправленно, систематически и компетентно занимаются развитием общей музыкальности, формированием основ музыкальной культуры, развитием музыкальных способностей. Накоплением у детей представлений о различных музыкальных жанрах, произведениях, композиторах, сочиняющих музыку.    

    Музыкальное восприятие рассматривается как сложный процесс сотворчества композитора, исполнителя и слушателя. Слушателю недостаточно просто искренне и непосредственно пережить те чувства, которые заложены творчеством автора и исполнителя в музыкальном произведении, важно различать его по форме, структуре, ритмических особенностях, характеру, эмоционально представлять и сопереживать содержание музыкального произведения. Необходимо также осмыслить переживания, возникающие при его восприятии, образы и мысли, возникающие в сознании и находящие отклик, который рождается в душе, то есть все то, что создает уже собственное творческое воображение слушателя. Таким образом, к творчеству композитора и исполнителя присоединяется творчество того, для кого создано и звучит музыкальное произведение - слушателя! Продуктом восприятия становится «вторичный» музыкально-ритмический образ. Однако такое творческое восприятие музыкальных произведений необходимо целенаправленно и планомерно развивать, стремясь  к благой цели - сделать музыку областью личных интересов, увлекательного познания и как результат - культурным достоянием личности ребенка.

               Модель построения стратегии и тактики музыкального развития, воспитания и обучения дошкольников, лучше всего отражает китайская пословица: “Я слышу и забываю. Я вижу и помню долго. Я делаю и понимаю”. Задачей педагогов детского сада  (подчеркну - не только музыкального руководителя) является сделать слышимое - услышанным, звучащее – видимым, процесс слушания интерактивным. Как показывает наш опыт, все дети в этом процессе проявляют себя  по-разному. Если их разделить на группы по психическому типу, то мы получим слушателей, деятелей и зрителей, то есть тех, кто воспринимает мир (соответственно и музыку) посредством визуальных образов. В любом случае музыкальные способности развиваются в процессе активной разнообразной деятельности, сопровождаемой музыкой.  Для обогащения музыкальных представлений, развития способности слушать и слышать музыку, получать эстетическое удовольствие от ее познания в детском саду используются разные формы организации осмысленного, прочувствованного и деятельного музыкального восприятия.

    -  Беседы о музыке (предваряющие, и завершающие слушание),  в контексте которых детей подводят к составлению эмоционально-образной характеристики прослушанного произведения, доступного возрасту анализу средств музыкальной выразительности. При этом важно подвести детей не к простому перечислению выразительных средств, а к выявлению их роли в создании музыкального образа. Как пишет О.П. Радынова: «Детям необходимо понять, что музыка имеет свой язык, свою музыкальную речь, которая рассказывает, но только не словами, а звуками. Чтобы понять, о чем рассказывает музыка, нужно внимательно вслушиваться в ее звучание, все время меняющееся». Мною  используются различные формы организации активного осмысленного слушания музыки:

    внесение  художественных репродукций, соответствующих характеру музыкального произведения в качестве визуальных опор слушания,

    -  моделирование музыки движениями  рук  (активизирует осознание детьми характера мелодии  (плавное и отрывистое звуковедение, направление мелодии и т.д.),

    -  двигательно-танцевальная  импровизация (помогает выразить свои переживания от музыки через танец – общий эмоциональный настрой музыки, ритмический рисунок, динамику, темп и т.д.),

    -  музыкальные игры  (коллективные игры-фантазии под музыкальное сопровождение с участием педагога, музыкальные  игры-сказки по методике О.П.Радыновой, музыкально-дидактические игры на развитие музыкально-сенсорных способностей детей,

    - метод полихудожественного уподобления характеру музыки (термин О.П.Радыновой), что позволяет ребенку осознать выразительные средства разных искусств: живописи, художественного слова, театра, пантомимы, балета. Сравнение музыкального произведения с произведениями изобразительного искусства в плане общности или различия выраженных в них настроений и, наоборот.

    Особо хочется остановиться на приемах использования визуальных опор при восприятии музыки, различении ее жанра, характера, композиции

    В музыкальном творчестве проявляется синтез абстрактного и конкретного мышления, логики и интуиции, творческого воображения и умения мыслить аналитически.  Развитие этих способностей проходит определенные этапы:

         1. Накопление музыкальных впечатлений;

    2. Проявление творчества в двигательных, речевых, вокальных импровизациях, отражение в рисовании;

         3.Создание собственных музыкально -хореографических композиций     (импровизаций), являющихся воплощением какого-либо художественного впечатления

    Занятия музыкой способствуют развитию ассоциативного мышления ребёнка, поиск им таких же выразительных средств, в других видах искусства, осознанию им содержания музыкальных образов, своего к ним отношения, возникновению интереса к дальнейшему познанию этой области человеческого творчества.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие эмоциональной отзывчивости старших дошкольников в процессе прослушивания музыки

    Интеграция муз.деятельности с другими видами деятельности в развлечении....

    Выступления на педагогическом совете по теме: «Развитие воображение у детей подготовительного к школе возраста в процессе освоение техники «квиллинг».

    Небольшое сообщение для педагогического совете по теме: «Развитие воображение у детей подготовительного к школе возраста в процессе освоение техники «квиллинг»....

    Развитие воображения и понятийных суждений у старших дошкольников в процессе слушания музыки

    Важнейшим компонентом музыкальной культуры является восприятие музыки. На эту тему мы вместе с педагогами пытались рассуждать....

    Статья "Формирования ценностно - смыслового восприятия музыки у дошкольников в процессе слушания музыки"

    В статье представлены методические рекомендации по развитию ценностоно-смыслового восприятия у детей ДОУ....

    Картотека игр на развитие воображения и мелкой моторики у старших дошкольников с ОВЗ

    В картотекепредставлены игры и упражнения на разитие воображения и мелкой моторики у старших дошкольников с ОВЗ.  ДАнные игры подойдут педагогам-психологам при проведении занятий,  а так ж м...

    Методика развития музыкального восприятия у старших дошкольников в процессе слушания музыкальных произведений

    В данной статье рассматривается такой вид музыкальной деятельности, как слушание. Определяются методы, приёмы и условия успешного освоения этого вида деятельности. Отмечается взаимосвязь слушания с др...