Развитие воображения и понятийных суждений у старших дошкольников в процессе слушания музыки
консультация (старшая группа) на тему

Мастрюкова  Татьяна Евгеньевна

Важнейшим компонентом музыкальной культуры является восприятие музыки. На эту тему мы вместе с педагогами пытались рассуждать.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

"Развитие воображения и понятийных суждений у старших дошкольников в процессе слушания музыки" музыкальный руководитель высшей квалификационной категории Мастрюкова Т. Е. МБДОУ "ДСКВ №37" г. Братска

Слайд 2

« Слово никогда не может до конца объяснить всю глубину музыки, - но без слова нельзя приблизиться к этой тончайшей сфере познания чувств». В.А.Сухомлинский

Слайд 3

музыкальные впечатления + творческое воображение = музыкальный образ

Слайд 4

мыслительная деятельности, представляющая собой целостное интегральное отражение действительности, в котором одновременно представлены основные категории (пространство, движение, цвет, форма, фактура и т. д.) образ

Слайд 5

непроизвольное произвольное сновидения грезы творческая деятельность человека образное мышление

Слайд 6

психологический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте. воображение

Слайд 7

воссоздающее творческое воображение мечта

Слайд 8

музыка

Слайд 9

это способность переживать настроения и чувства музыкальное восприятие эмоции

Слайд 10

Музыкальный руководитель не сообщает детям название пьесы и ее автора. А предлагает ответить на вопросы: Что вы представляете себе, слушая это музыкальное произведение? Как бы вы назвали данную пьесу?

Слайд 12

рисование Игра на музыкальных инструментах Сопоставление произведений Дидактические игры Музыкально- ритмические движения

Слайд 13

веселая радостная игривая задорная озорная шутливая звонкая смешная забавная резвая солнечная плясовая улыбающаяся танцевальная характеристика образа

Слайд 14

страшная грубая тяжелая сердитая недовольная темная характеристика образа

Слайд 15

самостоятельная деятельность

Слайд 16

музыкальные уголки SOS

Слайд 17

«…В каждом человеке есть солнце, так дайте ему светить»

Слайд 18

спасибо за внимание, желаю творческих находок, успехов и удачи!



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 37»

Консультация для воспитателей

«Развитие воображения и понятийных суждений у старших дошкольников в процессе слушания музыки»

Подготовила:

Мастрюкова Т. Е.

музыкальный руководитель

высшей  квалификационной категории

г. Братск

План:

I. Что такое воображение

II. Развитие воображения в процессе слушания музыки

  • Пассивное восприятие
  • Активное восприятие
  • Характеристика образного содержания музыки

III. Организация самостоятельной деятельности.

«Слово никогда не может до конца

объяснить всю глубину музыки, -

 писал В.А.Сухомлинский, -

но без слова нельзя приблизиться

к этой тончайшей сфере познания чувств».

Музыкальное воспитание по новым требованиям  нацелено на приобщение детей к музыкальному искусству.  Важнейшим компонентом музыкальной культуры является восприятие музыки. Вне восприятия нет музыки, т.к. оно является основным звеном и необходимым условием изучения и познания музыки.

        Музыка как живое искусство рождается и живет в результате единения всех видов деятельности. Общение между ними происходит через музыкальные образы, т.к. вне образов музыка (как вид искусства) не существует. В сознании композитора под воздействием музыкальных впечатлений и творческого воображения зарождается музыкальный образ, который затем воплощается в музыкальном произведении.

        Образ - субъективный феномен, возникающий в результате предметно-практической, сенсорно-перцептивной, мыслительной деятельности, представляющий собой целостное интегральное отражение действительности, в котором одновременно представлены основные категории (пространство, движение, цвет, форма, фактура и т. д.). В информационном отношении образ представляет собой необычно емкую форму репрезентации окружающей действительности.

        Образное мышление - один из основных видов мышления, выделяемый наряду с наглядно-действенным и словесно-логическим мышлением. Образы-представления выступают, как важный продукт образного мышления и как одно его функционирования.

Образное мышление носит как непроизвольный, так и произвольный характер. Примером 1-го являются сновидения, грезы. «-2-ое широко представлено в творческой деятельности человека.

        В образном мышлении используются различные приемы. К их числу относятся: увеличение или уменьшение объекта или его частей, аглютинации (создание новых представлений путем присоединения в образном плане частей или свойств одного объекта и др.), включение имеющихся  образов в новый конспект, обобщение.

        Образное мышление является не только генетически ранним этапом в развитии по отношению к словесно-логическому мышлению, но и составляет у взрослого человека самостоятельный вид мышления, получая особое развитие в техническом и художественном творчестве.

В психологии образное мышление иногда описывается в качестве специальной функции - воображения.

        Воображение - психологический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте. Воображение присуще только человеку. Воображение необходимо в любом виде деятельности человека, тем более при восприятии музыки и «музыкального образа».

        Различают воображение произвольное (активное) т непроизвольное (пассивное), а также воссоздающее и  творческое воображение. Воссоздающим воображением называют процесс создания образа предмета по его описанию, рисунку или чертежу. Творческим воображением называют  самостоятельное создание новых образов. Оно требует отбора материалов, необходимых для построения образа в соответствии с собственным замыслом.

        Особая форма воображения - мечта. Это также самостоятельное создание образов, но мечта есть создание образа желаемого и более или менее отдаленного, т.е. не дает непосредственно и немедленно объективного продукта.

Музыка, сама по себе, как явление настолько сильна, что пройти мимо человека незамеченной она просто не может. Даже если в детстве она была для него закрытой дверью, то в отрочестве он все равно распахивает эту дверь и бросается в рок - или поп-культуру, где жадно насыщается тем, что был лишен: возможностью дикого, варварского, но подлинного самовыражения. Но ведь потрясение, которое он при этом испытывает, могло бы и не быть - в случае «благополучного музыкального прошлого».

Качество восприятия во многом зависит от вкусов, интересов. Если человек рос в «немузыкальной» среде, у него зачастую формируется негативное отношение к «серьезной» музыке. Такая музыка не вызывает эмоционального отклика, если человек не привык сопереживать выраженным в ней чувствам с детства. Дошкольный педагог Н. А. Ветлугина пишет: «Развитие музыкальной восприимчивости не является следствием возрастного созревания человека, а является следствием целенаправленного воспитания».

Важнейшим этапом является накопление музыкальных впечатлений. Музыкантами – психологами доказан факт неоднозначности музыкального восприятия: каждый человек воспринимает музыку в силу своего жизненного опыта, опыта слушания музыки, богатства творческого воображения. У каждого человека  образуется «личный запас ассоциаций и образов, своеобразный словарь – тезаурус».(клад, хранилище) Таким образом,  чем больше восприятие музыки, тем богаче музыкальный опыт ребенка и его духовный мир. Без слушания музыки вся творческая деятельность сводится к подражанию, воспроизведению по образцу  и не несет развивающей функции. Отсутствует творческое начало, что же это такое? Это когда человек мыслит, закрыто, традиционно, имея на вопрос – один ответ. Творческий же подход имеет несколько вариантов ответов на один вопрос.                        

Доказано, что музыка таит в себе огромные возможности воздействия на человека, и этим воздействием можно управлять, что и было все прошлые века. Когда человек относился к музыке, как к чуду, данному для общения с высшим духовным миром. И он мог общаться с этим чудом постоянно. Богослужение сопровождало человека всю жизнь, питало его духовно и вместе с тем воспитывало и образовывало. А ведь богослужение - это в основе своей слово и музыка. С  календарными земледельческими праздниками связана огромная песенно-танцевальная культура. Свадебный обряд в художественном преломлении - это целая наука о жизни. Народные хороводы - это обучение геометрии, воспитание пространственного мышления, не говоря уж о культуре знакомства, общения, ухаживания и т.д

        Развитие воображение у детей дошкольного возраста имеет следующие особенности:

  • Происходит переход от непроизвольного  восприятия к произвольному
  • Преобладает вид воображения, творчески преобразующий действительность, основанный на субъективной новизне создаваемых образов

Как же музыкальные занятия развивают воображение ребенка? Остановимся на одном разделе музыкального воспитания.

Слушание музыки – наиболее  сложный раздел музыкального занятия в детском саду. Восприятие – процесс активный, творческий  и сложный, подразумевающий в первую очередь восприятие музыки,  которое еще затруднительно для детей дошкольного возраста, требующий специальных методов и приемов. Музыкальное восприятие – это способность переживать настроения и чувства – это эмоциональная составляющая.

Основной принцип деятельности – принцип синкретизма – взаимосвязь разных видов музыкальной и художественно – эстетической деятельности, что позволяет воспитывать «творческое слышание» музыки и выявить отношение детей к услышанному, проявить свою позицию.  Музыкальное искусство, несмотря на всю свою уникальную специфичность, не может быть плодотворно освоено без поддержки со стороны других видов искусства, т.к. только в их органическом единстве можно познать целостность и единство мира, универсальность законов его развития во всем богатстве чувственных ощущений, многообразия звуков, красок, движений.

Существует два вида восприятия – пассивное и активное.

Пассивное:

  • Прослушивание произведения на музыкальном занятии на стульчиках

Перед прослушиванием делается установка, от которой во многом зависит восприятие произведения.

Рассмотрим пример:

Музыкальный руководитель не сообщает детям название пьесы и ее автора. А предлагает ответить на вопросы: Что вы представляете себе, слушая это музыкальное произведение? Как бы вы назвали данную пьесу?

Музыкант – психолог Б. М. Теплов считал, что угадывание названия произведения занятие праздное и, в сущности, антимузыкальное, так как в основе  его лежит стремление подойти к музыке не как к искусству выражения, а как к искусству изображения или обозначения. Вместо того чтобы слушать музыку, дети начинают искать в ней изобразительный моменты и пытаются расшифровать ребус. Знать то, как называется произведение - необходимое условие полноценного и адекватного восприятия музыки.

  • Прослушивание произведения с видеорядом (синтез искусств)

Такое восприятие легче, но рождает реактивную деятельность.

Пассивное восприятие возможно на первоначальном этапе, для накопления опыта, чтобы в последствии побудить интерес к познанию, но недопустимо для развития творческого мышления.

 Рассмотрим активные методы восприятия:

  • Музыкально – ритмические движения, ритмопластика. Музыкально-ритмические движения - один из видов музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, ее характер передаются в движениях. Сюжетно-образные движения используются как средства более глубокого ее восприятия и понимания.

пластические этюды: а) передать с помощью тела или части тела, какой – либо образ

                                б) передать образ, чувства с помощью предмета

Постановка музыкальных сказок, спектакль – игр

Кукольного музыкального театра

Музыка сопровождает передаваемый образ.

  • Сопоставление  произведений: а) с одинаковым названием, но различных по характеру

                                                           б) контрастных по содержанию

Активизируется  мыслительная деятельность.

  • Игра на детских музыкальных инструментах

Под руководством педагога учатся творить, используя для этого звуки. Дети принимают участие в музыкальной обработке сюжета. Подбирают музыкальные тембры и озвучивают образ. Образ воображаемый  и личный. Здесь не очень важно как именно, а важно кто как, и что у всех удачно. Непосредственно в этой деятельности прекрасно решаются многие психологические проблемы общения: застенчивый ребенок может, участвуя в таком музыкальном действе, почувствовать себя в центре жизни; а творческий ребенок - проявит свою фантазию на деле. Дети чувствуют ценность каждого в общем деле.

  • Рисование

Выражение  своего  понимания образов музыки в рисунке, в цвете, в линии.  Прием цветовое уподобление позволяет усвоить и применить слово – образ, высказать свое мнение в занимательной, игровой форме. Определенный цвет связывается с соответствующим музыкальным настроением. Пастельный тона – нежный, густые темные – мрачные, тревожные, яркие – решительные, торжественные.

  • Дидактические игры

Для закрепления образов восприятия можно использовать дидактические игры, задачи которых связаны с различением и воспроизведением средств музыкальной выразительности: высоты звуков, ритма, тембра, динамики. Обучение проходит в игровых увлекательных ситуациях. Например, в игре «Эхо» или «Догадайся, кто поет» ребята на слух определяют тембр голоса поющего: «Коля, ты сейчас в лесу, / Слышишь, я тебя зову? / Быстро, Коля, отвечай, / Кто позвал тебя, узнай. / Ау!» или «Эту песенку свою / j Я тебе, дружок, спою. / Ты глаза не открывай, / Кто я — ну-ка, угадай!» и т.д.

Характеристика эмоционально – образного содержания музыки – наиболее уязвимый момент. Дети без труда определяют моменты изобразительности (падают листочки, журчит ручеек, выделяют отдельные средства выразительности (темп, динамику, регистр). Однако их высказывания о характере произведений, чувствах, настроениях не отличается разнообразием. Часто встречающиеся в практике деление в музыке только на веселую и грустную примитивизирует, обедняет ее восприятие. Характеристики нежная, задумчивая, взволнованная, являются словами – образами. Это затрудняет применением их детьми, так как слова употребляются для непривычного для них значения (светлая бумага и светлая музыка, решительный, серьезный человек и серьезная музыка). Именно образные характеристики  (эпитеты, метафоры, сравнение) формируют представления о художественных образах, сама природа музыкального искусства располагает не к бытовой, а к образной речи.

Музыкальные характеристики нужно вводить постепенно и систематично, дети учатся их понимать и вводят их в активный словарь.

В наше время – время большого потока информации и цифровых технологий у детей преобладает слайдовое восприятие. Вижу – слышу – запоминаю информацию вкупе. Слайд ушел – ничего не помню. Чтобы этого избежать очень важно, чтобы музыка звучала в повседневной жизни детского сада в самых разнообразных ситуациях. Это слушание уже знакомых произведений, игры – сказки, звучание музыки фоном во время тихих игр, сюжетно – ролевых игр, перед сном и при пробуждении рисования или физкультминуток, театральных постановок и праздничных утренников.

Большое  значение имеет интерес педагога к этой деятельности развивающая среда, так как создать условия для творчества должен все – таки педагог.

        С музыкой надо жить, а не изучать ее. Звучащая, музицирующая среда сама начинает воспитывать и обучать. Воображение необходимо развивать для того, чтобы ребенок смог суметь взглянуть по-своему на явления и процессы окружающего мира в целом и через это глубже почувствовать свой духовный мир.

          Педагог должен не погубить природу ребенка, а дать толчок к ее развитию.

«…В каждом человеке есть солнце, так дайте ему светить»

Литература:

  1. Радынова О. П. «Настроение, чувства в музыке». - М: ТЦ Сфера, 2010
  2. Тютюнникова Т. Э. «Бим! Бам! Бом!» Сто секретов музыки для детей. СПб: ЛОИРО, 2003
  3. «Развитие воображения и понятийных суждений у старших дошкольников в процессе слушания музыки», статья Картушина М. Ю. // «Воспитатель ДОУ». – 2010 - №9

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие организаторских способностей и лидерских качеств старших дошкольников в процессе формирования у них навыков сотрудничества.

 В детском саду дошкольник  включается в различные  виды деятельности – игру, труд, конструирование и др. Все они имеют совместный, коллективный характер, а значит, создают услов...

Развитие эмоциональной отзывчивости старших дошкольников в процессе прослушивания музыки

Интеграция муз.деятельности с другими видами деятельности в развлечении....

Сообщение на тему: Развитие воображения и понятийных суждений у старших дошкольников в процессе слушания музыки.

Сообщение в котором  говорится о слушании музыки дошкольников, как развивается  общее психическое развитие  ребенка,  через слушание музыки. Как развивается мышление и воображение ...

Статья "Формирования ценностно - смыслового восприятия музыки у дошкольников в процессе слушания музыки"

В статье представлены методические рекомендации по развитию ценностоно-смыслового восприятия у детей ДОУ....

Картотека игр на развитие воображения и мелкой моторики у старших дошкольников с ОВЗ

В картотекепредставлены игры и упражнения на разитие воображения и мелкой моторики у старших дошкольников с ОВЗ.  ДАнные игры подойдут педагогам-психологам при проведении занятий,  а так ж м...

Методика развития музыкального восприятия у старших дошкольников в процессе слушания музыкальных произведений

В данной статье рассматривается такой вид музыкальной деятельности, как слушание. Определяются методы, приёмы и условия успешного освоения этого вида деятельности. Отмечается взаимосвязь слушания с др...