Методика развития музыкального восприятия у старших дошкольников в процессе слушания музыкальных произведений
статья

Митинкина Людмила Вячеславовна

В данной статье рассматривается такой вид музыкальной деятельности, как слушание. Определяются методы, приёмы и условия успешного освоения этого вида деятельности. Отмечается взаимосвязь слушания с другими видами музыкальной деятельности. Раскрывается роль музыкально-дидактических игр в процессе слушания музыки.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Митинкина Людмила Вячеславовна

Музыкальный руководитель МАДОУ «Детский сад № 402 «Золотая рыбка» города Нижнего Новгорода

Методика развития музыкального восприятия у старших дошкольников в процессе слушания музыкальных произведений

Аннотация: в данной статье рассматривается такой вид музыкальной деятельности, как слушание. Определяются методы, приёмы и условия успешного освоения этого вида деятельности. Отмечается взаимосвязь слушания с другими видами музыкальной деятельности. Раскрывается роль музыкально-дидактических игр в процессе слушания музыки.

Ключевые слова: восприятие, слушание, детская музыкальная деятельность, музыкальное произведение, музыкально-дидактическая игра.

В воспитании и развитии дошкольника значительная роль принадлежит звуковым ориентировкам - способности слышать звуки, соотносить их с источником, различать их по тону, тембру, окраске, сравнивать одни звуки с другими и т.д. Очень важно воспитать у детей способность воспринимать красоту звуков и их сочетаний и воспроизводить в слове, песне, музыке. Культура слуховых восприятий является результатом обучения, воспитания.

Ученые утверждают, что человек не может воспринимать прежде, чем научится пользоваться органами чувств (осязать, видеть, слышать и т. д., ибо восприятие - это система перцептивных действий, и овладение ими требует обучения и практики. При этом развитие музыкального восприятия невозможно без специально организованной деятельности -слушания музыки. Оно является первым и ведущим видом в детской музыкальной деятельности. Слушание складывается из следующих действий:

-слушания произведений;

-слушания в процессе разучивания песен, хороводов, танцев.

-слушания с целью определения свойств звука в дидактических играх.

Основной из форм музыкальной деятельности в детском саду являются занятия, которые предусматривают слушание музыкальных произведений доступных для восприятия детей.

Организация процесса восприятия музыкального произведения включает несколько этапов (Безбородова Л. А., Гогоберидзе А. Г. и др.):

• краткое и образное вступительное слово педагога, способствующее заинтересованности, активации внимания детей, их настрою на восприятие;

• первоначальное прослушивание музыкального произведения;

• беседа о прослушанном произведении, разбор полученных впечатлений, привлечение внимания детей к основным средствам выразительности;

• повторное слушание, уточнение отдельных средств выразительности, закрепление представлений о прослушанном произведении, готовность рассуждать о нем, оценивать, желание послушать его еще;

• слушание музыкального произведения на последующих занятиях с целью сравнения его с новыми музыкальными образами, создание условий для выражения результатов восприятия в деятельности - игровой, художественной, двигательной.

Слушание музыки осуществляется в различных формах: в ходе участия детей во всех видах детской музыкальной деятельности, на праздниках, на музыкальных занятиях, в повседневной жизни.

• ознакомление с различными художественными произведениями, их запоминание формирование любви к музыке, накопление впечатлений;

• привитие навыков культуры слушания;

• формирование начальных основ музыкального вкуса путем накопления слуховых впечатлений и доступных сведений о музыке.

Активному восприятию музыки способствуют методы и приемы, складывающиеся из выразительного исполнения произведения, умелого использования слова и наглядных средств, при пояснении его характера.

Беседы о прослушанной музыке с детьми старшего дошкольного возраста носят развернутый характер. В беседах привлекаем внимание дошкольников к развитию художественного образа, поясняем назначение отдельных выразительных средств. Во время рассказа педагог исполняет отдельные вариации и музыкальные фразы. Таким образом, дети воспринимают пьесу динамично, в развертывании повествования музыкальным языком.

Значение словесного метода в развитии музыкального восприятия также очень велико. C помощью яркого исполнения и умело проведенной беседы педагог может не только привить детям интерес, любовь к музыке, расширить представления о некоторых явлениях действительности, но и обогатить их внутренний мир, чувства, сформировать нравственные качества, интересы. Помогает этому художественная литература - образный краткий рассказ, сказка, стихотворение.

Применение зрительной наглядности имеет вспомогательное значение. Она используется, чтобы усилить впечатления детей от музыки, вызвать в их воображении зрительные образы, близкие музыке, или проиллюстрировать незнакомые явления или образы. Для этого используем в нашей работе картины, репродукции, иллюстрации в книгах, эстампы.

Ветлугина Н. А., Радынова О. П. и другие ученые утверждают, что для развития восприятия важную роль играет музыкально- сенсорное воспитание ребенка. В дошкольном детстве это развитие наиболее успешно происходит в процессе усвоения дидактических игр, в которых разбираются звуковые сочетания, свойства музыкального звука. В результате динамические, высотные, ритмические, тембровые свойства звуков складываются в средства музыкальной выразительности. В обучении детей большое место занимают игровые приемы, которые обеспечивают связь познавательной деятельности с игровой. Учитывая ограниченные возможности умственной сферы и волевых усилий ребенка, нужно строить обучение так, чтобы оно вызывало у детей положительные эмоции и воспринималось как игра.

Когда дошкольники сравнительно хорошо ознакомятся с произведением, им даем задание сочинить коллективный рассказ, который отражал бы основные изменения в музыке. Обращаем внимание на то, чтобы на заданные вопросы отвечали не одни и те же ребята, обязательно помогаем высказываться и малоактивным детям. Музыкальный педагог только направляет рассказ, отбирает фрагменты, наиболее соответствующие музыкальному образу, наглядно объясняет свой выбор. Эти задания очень полезны, так как побуждают детей внимательно вслушиваться в звучание произведения, точнее анализировать все изменения, учиться говорить о музыке.

В старших группах знакомим детей с различными произведениями известных русских композиторов М. Глинки, П. Чайковского, Н. Римского-Корсакова, Р. Шумана, Д. Кабалевского, А. Пахмутовой и др. При проведении музыкально-дидактической игры «Кто больше?» детям показываем портрет П. Чайковского и предлагаем назвать его произведения. За каждый правильный ответ ребенок получает фишку. Побеждает тот, кто получит большее число фишек.

Для закрепления пройденного материала в разделе слушания музыки в группах старшего возраста используем музыкально-дидактическую игру «Найди нужную иллюстрацию». Обычно дети узнают произведение уже по вступлению. Например, ребенок выбирает иллюстрацию с танцующими детьми после прослушивания «Детской польки» М. Глинки. А вот на картинке яркая красочная кукла в нарядном платье, она улыбается. Ребенок поднимает эту картинку, прослушав «Новую куклу» П. Чайковского.

В дидактическую игру «В лесу» включаем не программные произведения. В кармашки планшета вставляем различные картинки, соответствующие содержанию песни, пьесы. Дети встречаются в этой игре и с Чебурашкой, и с крокодилом Геной, и с Винни-Пухом. Дошкольники не только узнают песни о любимых героях, но и могут передать мелодию каждой из них.

Постепенно, благодаря играм, дети приобщаются к умению распознавать знакомые произведения, различают и узнают танец, колыбельную, марш и их части (вступление, заключение, запев, фраза.

При организации слушания музыки эффективен прием оркестровки музыкальных произведений, который заключается в использовании детьми шумовых музыкальных инструментов при повторном слушании музыки. Этот прием применяется для развития творческих возможностей детей и одновременно способствует приобретению навыков игры на шумовых музыкальных инструментах. Главное в оркестровке произведений - выбрать и использовать наиболее выразительные тембры инструментов, соответствующие характеру музыки. Для того, чтобы подчеркнуть бодрый, торжественный характер марша используем четкий тембр барабана или бубна, а нежный, грациозный характер вальса - мягкий, прозрачный тембр колокольчика или треугольника. В ходе слушания музыки предлагаем детям прохлопать ритмический рисунок произведения. Прием оркестровки и прохлопывание ритма музыкальных произведений - элементы методики Карла Орфа, которые дают большой эффект в развитии детского музыкального восприятия. Прием оркестровки применяем после того, как дети послушают музыкальное произведение и ознакомятся с характером музыки.

В своей работе используем такой прием как рассказывание. Для этого подбираем сказки, небольшие рассказы, которые можно проиллюстрировать музыкой. В сказку включаем 2 - 3 инструментальные пьесы, соответствующие программе выразительные и короткие. Одна из них может повторяться дважды.

Чтобы не снижать интереса детей к музыке при многократном повторении произведения, выбираем для каждого занятия новое задание, новый методический прием. Знакомя детей с одним произведением в течение длительного времени, на каждом из занятий перед детьми ставятся все более сложные задачи. Это способствует тому, что восприятие детьми музыкального произведения становится более полным, более детальным.

К продуктивной деятельности приступаем тогда, когда дети хорошо познакомились с музыкальным произведением, прочувствовали его настроение, накопили слуховые и зрительные впечатления.

Предлагаем прослушать музыку и нарисовать то, о чем она рассказывает: «Нарисуй то настроение, которое передает музыка, как она звучит? Какие краски могут передать это настроение?» Очень эффективным приемом является совместное рассматривание и обсуждение рисунков:

Созвучен ли рисунок музыке? Какое она передает настроение? Удалось ли его воплотить в красках?

Систематическое слушание музыки в детском саду помогает детям в более старшем возрасте лучше понимать и любить ее.

Этап закрепления имеет большое значение для развития художественного вкуса, формирования оценочных суждений.

В процессе закрепления целесообразно также предложить детям выбрать для слушания пьесы, которые им больше всего нравятся.

Применение указанных приемов повышает интерес детей к слушанию музыкальных произведений и способствует развитию творчества.


Список литературы

  1. Костина Э.П. Музыкально-дидактические игры: методическое пособие – Ростов н/Д: Феникс, 2010. 212 с.
  2. Костина Э.П. Теория и практика креативной педагогической технологии содействия музыкальному образованию детей 5-6 лет: учебное пособие для педагогов дошкольных учреждений – Н.Новгород: Пламя, 2008. 424 с.
  3. Радынова О.П. Слушаем музыку: книга для воспитателя и музыкального руководителя детского сада – М.: Просвещение, 1990. 160 с.
  4. Щербакова Н.А. Музыкальный сундучок: пособие для работников дошкольных образовательных учреждений – М.: Обруч, 2012. 80 с.
  5. Юдина Е.И. Первые уроки музыки и творчества. – М.: Аквариум ЛТД, 1999. 272 с.  

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

доклад на тему «Развитие музыкально-творческих способностей старших дошкольников в процессе интегрированных занятий образовательной области «Музыка»

В практике моей работы большое место отведено интегрированным занятиям, в которых развитие музыкально-творческих способностей реализуется интеграцией образовательных областей....

Сообщение на тему: Развитие воображения и понятийных суждений у старших дошкольников в процессе слушания музыки.

Сообщение в котором  говорится о слушании музыки дошкольников, как развивается  общее психическое развитие  ребенка,  через слушание музыки. Как развивается мышление и воображение ...

Развитие воображения и понятийных суждений у старших дошкольников в процессе слушания музыки

Важнейшим компонентом музыкальной культуры является восприятие музыки. На эту тему мы вместе с педагогами пытались рассуждать....

Статья "Формирования ценностно - смыслового восприятия музыки у дошкольников в процессе слушания музыки"

В статье представлены методические рекомендации по развитию ценностоно-смыслового восприятия у детей ДОУ....

Развитие творческого воображения у старших дошкольников в процессе музыкально - игровой деятельности

Данная консультация поможет воспитателям  ДОУ развивать творческое воображение старших дошкольников посредством музыкально - игровой деятельности в группах....

Статья "Особенности развития творческих способностей старших дошкольников в процессе самостоятельной музыкальной деятельности"

Статья"Особенности развития творческих способностей старших дошкольников в процессе самостоятельной музыкальной деятельности"...