Материалы педагогического опыта работы в детском саду "Развитие восприятия и эмоциональной отзывчивости в процессе слушания музыки"
презентация

Ирина Алексеевна Левкович

Из всех видов искусства музыка обладает наибольшей силой воздействия на человека, непосредственно обращаясь к его душе, миру его переживаний, настроений. Её называют языком чувств, моделью человеческих эмоций. Человек не рождается с чувством прекрасного, его надо развивать, воспитывать. И во многом этому помогает музыка. Ей дана волшебная власть заставлять наши сердца грустить и радоваться тогда, когда реально с нами не происходит ничего печального или радостного.

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Опыт работы

«Развитие восприятия и эмоциональной отзывчивости в процессе слушания музыки»

Левкович И.А. музыкального руководителя МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 15» г. Михайловска Шпаковского муниципального района.

Актуальность. Из всех видов искусства музыка обладает наибольшей силой воздействия на человека, непосредственно обращаясь к его душе, миру его переживаний, настроений. Её называют языком чувств, моделью человеческих эмоций. Человек не рождается с чувством прекрасного, его надо развивать, воспитывать. И во многом этому помогает музыка. Ей дана волшебная власть заставлять наши сердца грустить и радоваться тогда, когда реально с нами не происходит ничего печального или радостного.

В древности прекрасно понимали, что с помощью музыки можно настроить душу человека и на добро, и на агрессию, разжечь страсти, их умиротворить. В VI веке до н.э. в Древней Греции пифагорейцы использовали музыку, как мощное средство психического, нравственного и педагогического воздействия. Им же приписывают применение музыки и для врачевания больных.

В настоящее время издаются новые программы, совершенствуются технологии музыкального воспитания, отмечается интенсивное развитие теории эстетического воспитания. Но одно в жизни остается неизменным - это вечная музыка с ее неумирающими мимическими, детскими, народными произведениями и вечные «больные» проблемы»  Жизнь, Добро, Любовь, Честь, Труд, Творчество, Красота...

Именно музыка стимулирует умственное развитие детей с помощью науки, именно музыка дает духовную пищу и радость общения, именно музыка учит и воспитывает.

Дошкольный возраст – важнейший этап развития и воспитания личности. Это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей и любознательность. В связи с этим особую актуальность приобретает воспитание у дошкольников художественного вкуса, формирование у них творческих умений, осознание ими чувства прекрасного.

Теоретическое обоснование. «…Прекрасное побуждает доброе» Д.Б. Кабалевский. «Красота музыки имеет своим источником красоту окружающего мира» В.А. Сухомлинский. Эти слова выдающихся педагогов я всегда беру за основу в своей работе.

В разработке психологических основ современной теории музыкального восприятия особую роль сыграла монография Б.М. Теплова «Психология музыкальных способностей» (1947). В ней музыкальное восприятие рассматривается как интонационно-образное, направленное, прежде всего, на содержательную, смысловую сторону музыки. Подходя таким образом к музыкальному восприятию, Б.М. Теплов следовал лучшим традициям отечественного музыкознания, которые создавали и отстаивали Б.В. Асафьев и Б.Л. Яворский. Эти идеи получили блестящее подтверждение и развитие в музыковедческих работах Е.В. Назайкинского, Д.Б. Кабалевского, В.В. Медушевского, в психологических и педагогических исследованиях.

У музыки есть свои секреты, многие из которых дети постигают с помощью систем, разработанных Т.М. Орловой, С.И. Бекиной (система развития голоса), О. Радыковой (развитие восприятия и эмоциональной отзывчивости), Н.А. Ветлугиной (творчество в детском саду, методические приемы). Не каждый взрослый (будь то даже родители) может близко соприкасаться с миром детства, а лишь те, кому дана эта возможность - музыкальные руководители детского сада. Нет, мы не готовим профессиональных музыкантов, мы «врачуем» души наших малышей. Вместе с ними мы мечтаем, фантазируем, грустим, веселимся, уносимся в другой, самый замечательный мир музыки! Именно музыка стимулирует умственное развитие детей, дает духовную пищу и радость общения.

Цель. Главная цель - сделать жизнь ребенка содержательнее, духовнее, приобщить к истинным ценностям, воспитывать хороший вкус.

Задачи. Прежде всего, я определила для себя конкретные задачи.

Первая задача - пробудить у детей интерес к музыке, научить детей слушать и слышать разную музыку. Искусство слышать! Что значит слышать музыку? Я понимаю это очень широко: слышать - внимать, открывать её, входить в неё, погружаться, переживать, следовать, следить за мелодией, развитием содержания действия, замечать что-то новое, познавать, различать части, образы, оценивать. Слышать музыку в моем понимании - это откликаться на неё эмоционально, вживаться в музыкальный образ, мысленно перевоплощаясь, испытывать нравственное переживание и, значит, духовно, нравственно совершенствоваться. А из этого вытекают остальные задачи.

Поднять общую музыкальность - это моя вторая задача. Ведь посредством слушания музыки у детей развиваются и обогащаются слуховые восприятия, повышается культура слушания.

Третья задача - привить ребенку вкус к хорошей музыке. Я думаю, очень важно с малых лет создать для ребенка благоприятную музыкальную среду, знакомить с доступными, их восприятию, образами современной, классической, народной музыки.

А четвертой задачей является формирования знаний об основных элементах музыки (мелодия, лад, гармония), её создателях и исполнителях, музыкальных инструментах, подведение детей к запоминанию музыкальных произведений, различению их содержания, характера, предоставления детям свободы самовыражения, ощущения чувства интеллектуальной и эмоциональной раскованности.

Методы и приемы. Решить эти задачи мне помогают следующие методы и приёмы: показ картин, иллюстраций, игрушек, инструментов, портретов композиторов, карточек; беседы из истории создания произведения, сведения о композиторах, музыкантах, о появлении новых инструментов; использование поэтического слова; сравнение нескольких музыкальных произведений с одинаковыми названиями, но разными характерами; сочетание аудиозаписей и «живого» исполнения, оркестровки; передача характера в танцевальных и игровых импровизациях.

Технология опыта. Музыка - сложное искусство! Я начинаю работать с детьми в возрасте от полутора лет и провожаю их в школу на выпускном утреннике. На этом пути продолжительностью в несколько лет ребята систематически и последовательно, от простого, к более сложному знакомятся с той музыкой, которую можно назвать искусством. Из многолетнего опыта я пришла к такому выводу: только хорошо продуманные занятия, только систематическое слушание музыки в младших группах помогает детям в более старшем возрасте лучше понимать и любить её. Эти условия помогут получить прекрасные результаты у детей от рождения без явных музыкальных способностей.

Свои занятия с самыми маленькими (от 2 до 3 лет) я всегда стараюсь строить в виде игры, маленького сюрприза, сказки. Если слушаем песенку «Зайка» (муз. Карасевой), то обязательно в руках у меня - игрушка. Воспитатель может прочитать о нем стихотворение, взяв игрушку обыграть содержание песни. А на следующих занятиях «зайка» - активный участник - «слушает», как дети поют, «смотрит», как танцуют, обязательно играет с детьми. На последующих двух- трех занятиях «зайка» может спрятаться и тогда дети (особенно если это середина занятия) ищут его и сюжет развивается дальше: «зовут» зайку песенкой, хлопками, узнают настроение зайки, что он делает. А зайка может «постучать и прийти» в гости с подарками (новой пластинкой, кассетой, иллюстрацией, музыкальными инструментами), с другом - игрушкой кукольного театра. Эта структура занятия остается, когда «приходит кукла», «где-то плачет киска», «прилетела птичка», «спрятался петушок», «потерялась собачка». Вот такое применение игрушек (или кукол би-ба-бо) вызывает истинный восторг у детей. Малыши стараются активнее вести себя, внимательнее, заинтересованно слушать (причем до конца), понимать содержание, запоминать, а значит, становятся эмоциональнее.

На каждом занятии с малышами стараюсь использовать или детские стихи (небольшие четверостишья) или потешки, пестушки, или иллюстрации, просто загадки - отгадки (иллюстрированные книги), заводные игрушки. Сколько радости доставляют они детям! А значит просто не могут не оставить их без эмоций.

Многие годы считала, что в репертуар для слушания в младших группах должно входить 16-18 произведений в год. Причем, половина из них - вокальные. Практика показала, что малыши могут слушать, и слушают внимательно, воспринимают гораздо большее количество пьес и песен. С большим удовольствием, интересом слушают музыку на различных инструментах, особенно знакомые мелодии. Нравятся детям оркестровое исполнение в грамзаписи, звучание шумового оркестра в исполнении взрослых и детей старших групп.

Как же я распределяю материал для слушания? Возьмём, например, сентябрь-октябрь. В сентябре дети слушают «Дождик» М. Раухвергера (с использованием иллюстраций, стихотворения, металлофона, треугольника, колокольчиков, «шелестелок»). Вместе с воспитателем знакомим с песней «Листики» А. Филиппенко («Танец осенних листочков»). В этом же месяце даю слушание инструментальной музыки, которую раньше дети слушали, но в грамзаписи или исполняю на другом инструменте (например «Полянка») р.н.м., «Ах вы, сени» р.н.м., «Там, за речкой» и т. д.. С радостью слушают дети знакомые пьесы, но уже в новом звучании, в новой тембровой окраске. Через 2-3 занятия предлагаю послушать малышам «Дождик», но уже композитора Г. Лобачева. В начале играю на фортепиано, а затем в ансамбле с воспитателем. Воспитатель простукивает II часть (ритмический рисунок) ритмическими палочками, по стеклянным бокалам, на металлофоне, треугольнике (варьировать по желанию).

Что касается внепрограммной музыки, то подбираю её исходя из следующего: произведения должны быть короткими по объему, с яркой мелодией, несложной гармонией, негромкой силой звучания, и небыстрая по темпу, с понятным текстом. Громкое звучание возбуждает малышей. Слишком быстрый темп затрудняет восприятие мелодии. Дети в этом возрасте в основном слушают. Поэтому я бываю частым гостем в группе: пою им песни. В этом случае они вслушиваются в напевное звучание слов и слов-сочетаний и лучше воспринимают, понимают и, конечно же, откликаются.

Чтобы дети были внимательнее, активнее, эмоциональнее даю им ритмическое сопровождение (хлопки, притопы, «каблучки», «кулачки», шлепки и т. д.), а сама беру металлофон, детский аккордеон. Цель у меня одна: развитие желания слушать музыку, воспитывать интерес к музыке. Самыми интересными бывают тематические занятия. Есть у них и свои названия: «Мы в лесок пойдём», «В гости к петушку», «А у Жучки день рождения», «Веселые зайчата», «Мишка - именинник».

Обратила внимание, что дети младшего возраста легко воспринимают песни, исполненные без инструментального сопровождения, которое, как бы в начале мешает малышам разобраться в тексте. А музыка играет как бы второстепенную роль. Стала использовать музыкальные сказки: «Курочка Ряба», «Колобок», «Веселый теремок», «Мишки-шалунишки». Дети осмысленно «разбираются» в музыке. И вот тут поддерживаю внимание, интерес у детей с помощью игрового, танцевального творчества, дидактических игр. Игры важны не только, как обучающие, но и как воспитывающие красоту. И для этого стараюсь изготавливать яркие, красочные пособия:

-  «Дерево с поющими птицами», которые могут прятаться, прилетать, улетать.

-  «Музыкальный куб»,

- «Веселая карусель»,

-  «Ну-ка, угадай-ка»,

- «Кто в домике живет»? и т. д.

Научив детей слушать маленькие пьесы с интересом, - понимать инструментальную музыку, я постепенно перехожу к интересному методу: рассказу, иллюстрированному музыкой. Обычно это доминантное или комплексное занятие. В рассказ включаю два, затем три и даже четыре пьесы. Рассказ мой короткий, он объясняет содержание музыки. Самое необходимое, чтобы рассказ был интересным, понятным, лаконичным. Это «В саду» («Бабочки», «Полька»), «Дождь» («Капли дождя», «Сильный дождь», «Гром» и опять «Сильный дождь»), «Что случилось в лесу», «Деревья качаются», «Зайчики», «Медведь идет», «Зайки убежали».

Процесс работы в средней группе остается прежним. Правда, теперь детям доступны более тонкие музыкальные нюансы, они уже обладают определенными знаниями и умениями. Дети различают f и р, верхний и нижний регистр, быструю и медленную музыку, могут чувствовать характер музыки, выражать свои чувства словами, рисунком, движением. Вместе с детьми пробуем передавать настроение инструментальных пьес («Обидели» В. Агафонникова, «Плач куклы», «Ревушка». «Жадина» Д. Кабалевского, «Играем с водой» фр. н. м). Дети воспринимают музыку как сиюминутное действие.

В работе со старшими детьми у меня есть свои секреты, многие из которых дети постигают на музыкальных занятиях, часы досуга, на праздниках, во время концертов и экскурсий. Имеющийся у детей уровень интеллектуального развития помогает им более осознанно и глубоко воспринимать и постигать предлагаемые сведения о музыкальных произведениях, инструментах, об отдельных видах музыкального искусства. Прослушивание (в фортепианном, оркестровом или вокальном исполнении) и элементарный анализ музыкального произведения неизменно предшествует в работе над ним. Организуя слушание музыки, я использую последовательность этапов работы над произведением, которую Н.Л. Гродзенская образно называла «схемой сонатного аллегро»: 1. «вступление» - короткое вводное слово; 2. «экспозиция» - слушание произведения; 3. «разработка» - анализ, разбор произведения; 4. «реприза» - повторное слушание музыки на новом, более высоком сознательном и эмоциональном уровне; 5. «кода» - повторение, закрепление музыки в памяти. Схема эта не всегда выдерживается полностью: отдельные ее звенья, такие, как вступительное слово, повторное слушание, могут отсутствовать, но последовательность этапов сохраняется. Внимание детей направляется сначала на образно-содержательную сторону произведения в целом, и только после этого анализируются отдельные его части и средства музыкальной выразительности.

Для того чтобы реализовать задачи музыкального воспитания, я составила перспективный план видов занятий (доминантных, классических, комплексных, тематических). Я поставили перед собой основные цели:

- расширить кругозор детей на основе знакомства с музыкальной культурой,

- развивать эмоционально чувственную сферу каждого ребенка,

- способствовать «переживанию музыки, её содержания»,

- формировать нравственно - эстетическую отзывчивость на прекрасное в жизни и в искусстве.

И решаю их с помощью занятий познавательной направленности, интегрированных занятий, кружковой работы. Чтобы последовательно решать эти задачи, осуществить цели, я составила план по познавательному развитию «Музыка! А что это такое?!»

В самом начале года дети слушают звуки. Лучше всего слушать их в лесу. И с детьми мы отправляемся на экскурсии. Слушаем звуки улицы, звуки парка, звуки леса. А где же можно услышать, увидеть музыкальный звук? И тогда мы идем в музыкальную школу. Там можно и увидеть и услышать музыкальные звуки, разные музыкальные инструменты. А понимание того, как появляется звук, - это своеобразная опора в процессе восприятия музыки. Знакомство с настоящими музыкальными инструментами, с характером инструментом и внешним видом - первый шаг к звуковому образу.

У нас в городе, редко появляется возможность увидеть театр (балет, оперу, концерты симфонических оркестров, духовых, народных.). Поэтому все увиденное и услышанное увлекает и завораживает их. Когда в детском саду дети слушают музыку, они с радостью узнают знакомые голоса инструментов, у некоторых появились даже любимые - они-то и вызывают наибольший восторг, эмоциональный отклик.

В детском саду вместе с детьми слушаем тишину. Она не бывает абсолютной. Все замолкают и слушают тишину после моего сигнала. Дети слушают звуки, мы дали им даже названия «Звуки детского сада». А потом все фантазируем. Это интересно, если тишина переходит в музыку. И тогда фантазируем на заданную тему. Вот тут-то дети и различают, и называют качество звуков. Дети отлично изображают грозу с раскатами грома, «дождинки», «листопад».

«Любая форма общения с музыкой, любое музыкальное занятие, - отмечал Д.Б. Кабалевский, учит услышать музыку, непрерывно совершенствуя умения вслушиваться и вдумываться в нее»

Чтобы дети лучше поняли прослушанную пьесу, я предлагаю им создать свой музыкальный этюд. Так, например, слушая «Вальс снежных хлопьев» П. И. Чайковского, дети старались изобразить зимний лес (нежные елочки, дубы - богатыри), снежинок, которые в разных частях музыки изображают метель, а на вторую часть - настоящую бурю. Для понимания детьми характера музыки, даю её в сравнении (песня «Снежинки» Владимира Шаинского, «Прогулка» С. Прокофьева, «На тройке» П. И. Чайковского).

Очень нравится игра «Копилка». Дети пополняют свой словарный запас, «заполняют» свои «копилки» красивыми, необычными словами. Постоянно дети пользуются цветными фишками для определения характера всей музыки или частей (голубая - спокойная, грустная, красная - яркая, бодрая, веселая, радостная, зеленая - задумчивая, взволнованная, таинственная).

Особенно привлекает детей музыкальный домик, где можно «услышать», что в нем делают, на чем играют, сколько девочек поют, сколько мальчиков, какие звуки звучат по высоте, длительности. Свои знания в определении характера музыки дети показывают с помощью цвета красок. Ребенок рисует не только музыку во время её звучания, сколько себя, своё настроение и восприятие. Дети создают свои «музыкальные картины»: «Осень в лесу», «Зимние потехи», «Сказка в музыке», «Весеннее утро», «Летние картины» и другие. Но, не всегда дети имеют навыки рисования, особенно, если эти дети не посещали детский сад, много пропускали. Поэтому я предлагаю использовать краски, карандаши для раскрашивания характера музыкального произведения на готовом эскизе (т. е. раскрашивать). Это «Осень наступила», «Веселые клоуны», «Такие разные игрушки» и т. д. Дети с помощью цвета красок показывают свои знания характера музыки, а значит, мы развиваем целостное, художественно - эстетическое восприятие мира, природы, жизни, формируем неущербные взгляды и вкусы. А если дети пройдут через интегрированные занятия, то музыка, которую они познают с помощью ИЗО, физической культуры, театра, художественного слова, увлекает, заинтересовывает, завораживает. Им открываются картины мира красоты, поэзии, эмоций, звуков, красок, великолепных танцев, выразительной пластики.

Музыка звучит не только на занятиях. Очень интересны встречи в музыкальной гостиной. «Музыкальная копилка» - так называется кружок, где дети знакомятся с новой, в основном классической и детской музыкой по темам: «Волшебная музыка природы», «Музыка и песенки в мультфильмах», «Пушкин и музыка», «Музыка П.И. Чайковского», «Детские альбомы», «Сказка в музыке», «Интересные инструменты» и др.. Именно, в свободное от занятий время, мы с детьми «накапливаем» знания о музыке композиторов Вивальди, Чайковского, К. Сен-Санса, Н. Римского - Корсакого, М. Глинка, С. Прокофьева, В. Моцарта, И. Баха, Д. Кабалевского, Г. Свиридова, Э. Грига, Р. Шумана. А для этого я собрала фонотеку из классических произведений, народной музыки, детских песен и альбомов. К произведениям я стараюсь подобрать стихи, увлекательные небольшие рассказы. «Сила умного и увлекательного слова о музыке заключается в том, что она способна настроить любую аудиторию на нужную эмоциональную волну» - говорил Д.Кабалевский.

С удовольствием дети выполняют мои задания, указания, превращения, («пофантазируйте», «представьте», «придумайте», «я вращаю, я вращаю, всех я вас превращаю...». Слушая музыку, дети не всегда могут сдержать свои желания. Я с удовольствием разрешаю им потанцевать, представить себя кудахтающими петухами и курами, послушными ослами, обитателями аквариума; украсить музыку звучанием музыкальных инструментов: ложками, бубнами, колокольчиками, шелестелками, маракасами, гремелками. Но столкнулась с тем, что не у всех ребят хорошо с чувством ритма. И здесь на помощь мне пришли рекомендации учителя -музыканта, композитора Карла Орфа. Он, руководствуясь теорией Э.Ж. Далькроза, разработал синтетические формы музицирования, сочетание пения и движения, ритмизованного чтения стихов и игры на инструментах. С помощью шлепков, хлопков, притопов, свободными действиями кистями рук дети передают необходимый ритм. Остальное зависит от моей фантазии, от внимания детей. Обычно распределяю детей на подгруппы, даю партию и, после игры, обязательно подчеркиваю своеобразную музыку «Мы с вами композиторы». У. Орфа рассказывается об особых инструментах. Я тоже предложила детям ритмические  палочки разной длины, трещётки, пуговицы, ложки, стучалки, коробочки - скрипелки, трещалки. И эти «инструменты» помогают детям иллюстрировать, а значит понимать самую разную музыку.

Результативность опыта. В процессе восприятия музыкальных произведений в течение четырех лет (от второй младшей по подготовительную группы) дети получили большой объем разнообразных музыкальных впечатлений и знаний; познакомились с огромным количеством высокохудожественных музыкальных произведений русской зарубежной классики, образцов народной музыки, песен и пьес современных композиторов.

Методика диагностических занятий включала два задания: определить жанр произведения (марш, песня, танец – «три кита» по Д. Кабалевскому); охарактеризовать общее настроение пьесы, а в старшем дошкольном возрасте еще и рассказать о ней. Анализ полученных данных показал, что интонационно-слуховой опыт большинства детей достаточен для элементарного определения настроения музыкального произведения и даже его жанра. Младшие дошкольники воспринимали музыку больше на двигательно-эмоциональном уровне, им хотелось танцевать под нее или подыграть на каком-либо инструменте. Старшие дошкольники свободно ориентировались в жанре и могли охарактеризовать прослушанное произведение.

Сравнительная таблица развития восприятия музыки у детей одной группы

за 2020-2021 уч.гг.

Степень развития ладового чувства

во второй младшей группе

2017-2018 уч.г.

Степень развития ладового чувства

в средней группе

2018-2019 уч.г.

Степень развития ладового чувства

в старшей группе

2019-2020 уч.г.

Степень развития ладового чувства

в подготовительной группе

2020-2021 уч.г.

В

С

Н

В

С

Н

В

С

Н

В

С

Н

10

38%

16

62%

20

80%

5

20%

1

5%

19

86%

2

9%

8

30%

19

70%

Данные таблицы показывают, что дети повысили свою слушательскую культуру; научились слушать и слышать разную музыку, понимать ее, говорить о ней, а значит стали эмоциональнее.

Адресная направленность. Идея опыта подразумевает работу с дошкольниками, имеющими как повышенную, так и низкую мотивацию к восприятию музыки и различный уровень художественно-творческого развития.

В перспективе. В будущем планирую:

Продолжать работу по развитию у детей восприятия музыки во всех видах музыкальной деятельности.

Продолжить работу кружка «Музыкальная копилка» и больше детей привлечь в его работу.

Особенности современного мира таковы, что детей окружает в основном «легкая» музыка. Они слышат её везде: дома, по радио, в парке, в транспорте. Думаю, что музыкальное разнообразие необходимо, но при этом, важно учитывать огромное воспитательное воздействие и предпочтение отдаю классической музыке. И все-таки, почему классическая музыка, а не рок, джаз, эстрада? Да, потому, что классика как бы разговаривает с детской душой на доступном уровне, не опускаясь до упрощения и вульгаризации, а, затрагивая то, что взрастит эмоциональный опыт, опыт сорадости, сочувствия, сотворчества, содействия.

«Музыка для ребенка - мир радостных переживаний. Чтобы открыть перед ним дверь в этот мир, надо развивать у него способности, и, прежде всего музыкальный слух, эмоциональную отзывчивость. Иначе музыка не выполнит свои воспитательные функции» Н. А. Ветлугина.

Советы желающим войти в мир музыки «В гости к музыке». Есть такое человеческое качество  тонкость, эмоциональность души. Человек с тонкой, эмоциональной душой (натурой) не может забыть горя, страдания, несчастья другого человека, совесть заставит его прийти на помощь. Это качество воспитывает музыка. Если вы хотите, чтобы сердце вашего ребенка стремилось к добру, красоте, человечности, попробуйте научить его любить и понимать музыку! Учите его, учитесь вместе с ним!

Возможно, некоторые советы помогут вам и вашему малышу войти в огромный и прекрасный мир большого музыкального искусства.

1. Прежде всего помните о том, что любое музыкальное произведение необходимо слушать, не отвлекаясь ни на что другое. Главное, конечно, хотеть слушать! Нужно очень постараться внимательно следить за тем, что происходит в музыке, от самого начала до самого ее завершения, охватывая слухом звук за звуком, ничего не упуская из виду! Музыка всегда наградит слушателя за это, подарив ему новое чувство, новое настроение, возможно, прежде никогда в жизни не испытанное.

2. На первых порах не следует слушать крупные музыкальные сочинения, так как можно потерпеть неудачу. Ведь навык слежения слухом за звуками еще не выработан и внимание недостаточно дисциплинировано. Поэтому лучше выбирать для слушания небольшие произведения.

3. Это может быть вокальная музыка (музыка для голоса) или инструментальная (которая исполняется на различных музыкальных инструментах). Прислушиваясь к звукам, постарайтесь услышать и различить динамические оттенки музыкальной речи, определить, делают ли они выразительным исполнение музыкального произведения.

4. Конечно, слушать вокальную музыку легче, ведь текст всегда подскажет, о чем хотел сообщить композитор, какими мыслями хотел поделиться.

5. В инструментальной музыке слов нет. Но от этого она не становится менее интересной. Возьмите пластинку с записью известного сочинения П. И. Чайковского «Детский альбом». Какие только жизненные и даже сказочные ситуации не отображены в этой музыке! Композитор, словно художник кистью, нарисовал музыкальными красками удивительно интересные картинки из жизни ребенка. Здесь и «Игра в лошадки», и «Марш деревянных солдатиков», «Болезнь куклы», «Новая кукла». Здесь вы услышите очень ласковые, мечтательные пьесы «Сладкая греза», «Мама», «Зимнее утро» и много других очаровательных музыкальных зарисовок. Такие же музыкальные альбомы, адресованные юным слушателям, есть и у других композиторов. У С. С. Прокофьева этот альбом называется «Детская музыка». Музыкальные пьесы как бы рисуют день, прожитый ребенком. Послушайте из этого сборника «Сказку» или поэтическую пьесу «Ходит месяц над лугами». В «Альбоме для юношества» Роберта Шумана детям обязательно должны понравиться и «Смелый наездник», и «Веселый крестьянин», и немножко загадочная пьеса «Отзвуки театра». А красочное произведение «Дед Мороз» оживит фантазию и воображение любого слушателя.

В «Детском альбоме» А. Гречанинова каждого может рассмешить музыкальная пьеса «Верхом на лошадке», а «Необычное происшествие», возможно, кого-нибудь даже чуть-чуть напугает. А произведения композитора С. Майкапара «В садике»,

«Маленький командир», «Пастушок» будут близки и понятны даже самым маленьким.

6. Время от времени необходимо возвращаться к прослушиванию тех же самых произведений. Можно мысленно представлять их звучание, чтобы легко и быстро узнавать. Чем чаще слушаешь уже знакомые произведения, тем они с каждым разом все больше и больше нравятся. Но всегда слушайте музыку внимательно, вдумчиво, не отвлекаясь. Важно следить не только за изменением динамических оттенков, и за высотой звуков, быстротой их смены. Надо учиться наслаждаться красочным музыкальным водопадом и уметь тонко различать каждую хрустальную струйку. Учитесь сравнивать их, любуйтесь ими. Почувствуйте, какая упорядоченность существует в музыке: звуки не могут звучать «как попало, как вздумается».

7. Постарайтесь сделать прослушивание музыки регулярным занятием, выделите для слушания специальное время. Ничто не должно отвлекать ребенка от общения с музыкой, никогда нельзя делать этого наспех.

Большим праздником в жизни ребенка может стать его встреча с музыкой в концертном зале. Сама атмосфера дворца, где «живет» музыка, создает особый эмоциональный настрой, вызывает острое желание прикоснуться к красоте. Конечно, к каждому празднику надо готовиться, готовиться услышать о самом сокровенном, что пережил композитор и чем захотел поделиться со слушателями. Все пережитое словно оживет в звуках. На это нужно настроиться, постараться вникнуть в суть произведения. Конечно, перед концертом или оперным спектаклем очень хорошо иметь представление о музыке, которая прозвучит. Чтобы понять произведение, узнать о нем и его авторе, полезно заранее прослушать грамзаписи, прочитать книги. Если, например, предстоит встреча с оперой, хорошо познакомиться со словесным текстом оперы  либретто: ведь знать и понимать, о чем поют артисты, очень важно.

8. Очень полезно слушать одни и те же сочинения в исполнении разных солистов и коллективов, смотреть спектакли с различным составом исполнителей. Все это поможет расширить знания о музыке, позволит не только яснее мыслить, но и глубже чувствовать.

Дидактические игры, творческие задания для развития восприятия музыки.

Удивительный светофор. Дидактическая игра на усвоение характера музыки.

Игровой материал

Демонстрационный: фланелеграф, большой светофор.

Раздаточный: карточки на каждого ребенка с изображением светофора и три фишки. Внутри кружочков-фонарей на светофорах дети, выполняющие три действия: спят, маршируют, пляшут.

Ход игры:

Музыкальный руководитель (показывает большой светофор). Вот горит светофор. С ним, дружок мой, ты не спорь! Что покажет он — узнай, А захочешь — выполняй!

Дети сидят за столами. Перед ними карточки и фишки. Музыкальный руководитель исполняет произведение, дети закрывают фишкой соответствующий кружок на светофоре. Затем вызванный ребенок показывает нужное изображение на большом светофоре и имитирует действие. Дети называют произведение, определяют характер музыки.

Под музыкальные произведения, условно относящиеся к зеленому сигналу светофора, дети могут передвигаться в пространстве, проявляя свое творчество в движении. Игру можно проводить на музыкальном занятии или в свободное время.

Вот так, зайцы!

Дидактическая игра на усвоение характера музыки

Игровой материал

Демонстрационный: игровое поле, изображающее лесную поляну. Деревья стоят на поляне на подставочках. Их можно поворачивать другой стороной, где изображен заяц, спящий или пляшущий. Поляна  лист ватмана, располагающийся на столе или на полу, с нарисованной зеленой травой, грибами, цветами, ягодами и т.д. Дерево — два контура склеиваются в верхней части, внизу расходятся, обеспечивая устойчивость. К одной из сторон дерева снизу прикреплено изображение зайца. Аналогично изготавливается береза и куст

Ход игры:

Музыкальный руководитель. Как хорошо летом в лесу на поляне! Светит ласковое солнышко, летают бабочки, мотыльки! Прибежали любопытные зайцы и по одному спрятались за деревьями и кустами. Вот хитрецы! Что же они там делают? Сейчас узнаем!

Педагог играет музыку, дети определяют ее характер. Вызванный ребенок заходит за деревья и поворачивает те, где нарисовано соответствующее характеру музыки изображение зайца. Все видят, что делают зайцы: спят или пляшут.

Задания можно менять: вызванный ребенок по одному поворачивает деревья и кусты, соответственно этому педагог исполняет музыку. Дети определяют, правильно ли она подобрана. Педагог может «ошибаться».

Цветик-семицветик.

Дидактическая игра на развитие памяти и музыкального слуха

Игровой материал

Демонстрационный: большой цветок, состоящий из семи лепестков разного цвета, которые вставляются в прорезь в середине цветка. На обратной стороне лепестка — рисунки к сюжетам прослушиваемых произведений по разделу программы «Слушание музыки»

1. «Кавалерийская» (Д. Б. Кабалевский).

2. «Клоуны» (Д. Б. Кабалевский).

3. «Новая кукла» (П. И. Чайковский).

4. «Болезнь куклы» из цикла «Детский альбом» (П. И. Чайковский).

5. «Апрель. Подснежник» из цикла «Времена года» (П. И. Чайковский).

6. «Шествие гномов» (Э. Григ).

7. «Дед Мороз» (Р. Шуман).

Ход игры:

Дети сидят полукругом. Приходит садовник (воспитатель) и приносит необыкновенный музыкальный цветок. Вызванный ребенок вынимает из середины любой лепесток, поворачивает его обратной стороной и видит рисунок по сюжету музыкального произведения. Если это произведение известно ему, то ребенок должен назвать его и имя композитора. Музыкальный руководитель проигрывает или включает запись. Все дети активно участвуют в определении характера и темпа музыки данного произведения, его жанра.

Если игра проводится на занятии, то достаточно использовать 2-3 лепестка, а если, в свободное время, то все лепестки.

Музыкальный секрет.

Дидактическая игра на закрепление пройденного материала по пению, слушанию музыки и определение жанров (танец, марш, песня) и характера музыкальных произведений.

Игровой материал:

Демонстрационный: игровое панно, изображающее карту местности; «камни», прикрепленные на липучке, с обратной стороны которых написано задание; колокольчик.

Ход игры:

Музыкальный руководитель рассказывает детям об интересном путешествии, которое сегодня им предстоит совершить. Только нужно взять с собой волшебный колокольчик. Он будет указывать путь. Музыкальный руководитель переносит колокольчик вдоль по тропинке на игровом поле, над определенным «камнем» он звенит. Сняв и перевернув «камень», музыкальный руководитель читает задание и исполняет его. Дети определяют жанр, характер, называют произведение и имя композитора. Затем в конце пути колокольчик находит корзинку с угощением, открыточками или небольшими сувенирами, спрятанную в помещении группы. Эту игру предлагается проводить в свободное от занятий время.

Поможем Дюймовочке.

Дидактическая игра на закрепление пройденного музыкального материала.

Игровой материал:

Демонстрационный: цветок  тюльпан оригами или бумажный объемный цветок, лепестки которого разрезаны и соединены наверху. Внутри него находится маленькая куколка. Это  Дюймовочка. Плоские небольшие бумажные цветочки, на обратной стороне каждого  музыкальное задание и нарисованная куколка  эльф с крылышками. Эльф прикрепляется так, что, когда цветок переворачивается, фигурка эльфа приподнимается перпендикулярно цветку.

Ход игры:

Тихо звучит музыка Э. Грига «Утро».

Музыкальный руководитель. Вы помните, ребята, чудесную сказку про Дюймовочку? (Дети отвечают.) Посмотрите, какой перед вами красивый цветок! Может быть, мы найдем ее там, внутри? (Раскрывает лепестки и вынимает куколку.) Вот и она! (Сажает ее между цветами, которые лежат врассыпную на столе.) Помните, в сказке Дюймовочка мечтала о стране эльфов? Мы поможем ей попасть туда, если выполним все музыкальные задания, которые находятся под этими цветами.

Переворачивая каждый цветок, детям предлагают исполнить знакомый танец, песню или оркестровое произведение, стихи. В конце игры Дюймовочка оказывается среди эльфов и выбирает себе из них принца. Эту игру хорошо проводить после утренника, в свободное вечернее время. В задания включаются произведения прошедшего утренника.

Можно включить в задание определение характера музыки незнакомых произведений. Дети могут рассказать о своих чувствах и фантазиях, возникающих при прослушивании произведения.

Волшебный мешочек.

Цель. Развивать музыкальную память.

Игровой материал. Небольшой красиво оформленный аппликацией мешочек. В нем игрушки: мишка, собачка, кошка, зайка, петушок, птичка. Можно использовать персонажи из кукольного театра.

Ход игры. Участников может быть любое количество. «Дети,  говорит взрослый,  к нам пришли гости. Но где же они спрятались? Может быть, здесь? (Показывает мешочек.) Сейчас мы послушаем музыку и узнаем, кто там». Детям проигрываются на любом музыкальном инструменте или напеваются мелодии знакомых произведений: «Петушок», «Кошка», «Собачка», «Птичка» и др.'

Дети узнают музыку, кто-либо из них достает из мешочка соответствующую игрушку и показывает всем.

В лесу.

Игра развивает навыки восприятия музыки.

Игровой материал. На планшете изображен лес: 23 дерева, пенек приклеены к картине средней своей частью по высоте. Этим как бы создается объемность, и, кроме того, к одной половине елки (дерева, пенька, кустика) приклеен кармашек, в котором помещается фигурка зайчика (ежика, лисички, мышки и т. д.). Фигурка девочки, вырезанная из картона, ставится рядом с лесом.

Ход игры. «Посмотрите, какой красивый лес,  говорит взрослый.  Здесь березки, елочки. Девочка Таня пришла собирать в лес грибы и ягоды. А за деревом кто-то спрятался, наверное, какой-то зверек. Поможем Тане отгадать, кто там сидит. Послушайте мелодию песенки и отгадайте». В исполнении взрослого, в грамзаписи или на каком-либо инструменте исполняется, например, песня «Заинька» (русская народная мелодия). Для проверки ответа ребенку разрешается заглянуть за дерево, где находится фигурка зайчика (картинка елки сгибается вдоль по центру, там кармашек).

Кто подошел к теремку.

Игра развивает у детей умение запоминать и различать музыкальные произведения. Для игры потребуется картинка (лучше из картона) с изображением теремка. На выдвижной бумажной ленте сбоку от теремка нарисованы сказочные персонажи: лиса, медведь, волк, лягушка, зайка и др.

Ход игры. Взрослый начинает сказку: «Стоит в поле теремок-теремок, он не низок, не высок, не высок». Обращаясь к ребенку, просит послушать мелодию и угадать, кто подбежит к теремку и попросится в него войти. Отгадав музыкальную загадку, ребенок, пользуясь выдвижной лентой, показывает взрослому свой вариант ответа.

Слушай, слушай, различай...

Прослушайте с детьми музыкальные произведения (можно использовать грамзапись) и поговорите с ними о музыке. Предлагаемые игровые задания активизируют слуховое восприятие и помогут почувствовать выразительность услышанного,

1. «Полька», П. И. Чайковский.

Всем хорошо известен веселый подвижный танец. Он исполняется легко, отрывисто, с подскоками. Прислушайтесь. Меняется ли характер музыки? Теперь попробуйте хлопать тихонько под музыку польки. Вначале, когда она звучит высоко, хлопайте в ладоши над головой, а когда музыка будет звучать ниже  опустите руки и хлопайте по коленям. Скажите, а как нужно хлопать в последней части?

2. «Клоуны», Д. Б. Кабалевский.

Спросите ребенка, как называются артисты в цирке, которые веселят публику разными шутками. Конечно, клоуны. Композитор Д. Б. Кобалевский сочинил для детей пьесу, которую назвал «Клоуны». Попросите ребенка прислушаться и сказать, чем подходит эта музыка для клоунов, почему она так называется. Попросите ребенка нарисовать к этой музыкальной пьесе картинку.

3. «Сказочка», С. С. Прокофьев.

В альбоме «Детская музыка» композитор рассказывает о детских играх, танцах, рисует фантастические сценки. Начало пьесы «Сказочка» напоминает спокойный рассказ, который передается тихой мелодией на высоких звуках. Но вот рассказчик словно насторожился, заставил прислушаться к каким-то лесным шорохам, осторожным шагам... Звучат, словно перекличка, таинственные голоса обитателей леса, то очень низко, то очень высоко. Постепенно все затихает. Сказка кончается хорошо.

Нарисуй песню

Поинтересуйтесь, какая песня больше всего нравится ребенку и почему. Попросите его передать содержание любимой песни при помощи рисунка.

Какую линию выбрать?

Взрослый предлагает ребенку чистый лист бумаги и фломастеры

Под звучание музыкального произведения ребенок должен начертить на листе бумаги разные линии. Например, плавные, волнообразные под медленную и спокойную; прямые, изогнутые  под решительную; прерывные под легко, отрывисто звучащую музыку. Линии могут быть такого цвета, который, по мнению ребенка, больше всего подходит к настроению исполняемого музыкального фрагмента.

Музыка для игрушки

Перед ребенком разложены имеющиеся у него игрушки (например, тигренок, ежик, кошка, кукла, собачка и т. п.).

Взрослый включает грамзапись (можно исполнить произведение на фортепиано). Ориентируясь на характер звучания (нежный, медленный или быстрый, стремительный), ребенок подбирает игрушку. Сделав выбор, он должен объяснить, почему к данной музыке подходит именно эта игрушка, а не другая.

Игра «Настроение». Определенные понятия (грусть, радость, веселье, мечтательность и т. д.) «озвучиваются» музыкой. Из нескольких предложенных отрывков ребята выбирают тот, который соответствует тому или иному понятию.

Игра «Подбираем музыку». К предложенным ситуациям (котик плачет, заяц танцует на поляне, девочка потерялась, мальчик играет со щенком и т. д.) ребята подбирают соответствующую по ладу музыку из предложенных музыкальным руководителем нескольких музыкальных фрагментов.

Разминка «Музыкальный портрет». Музыкальный руководитель предлагает ребятам репродукцию портрета с ярко выраженным эмоциональным состоянием героя. Дети выбирают из нескольких музыкальных отрывков подходящий по настроению.

Разминка «Мажор-минор». Музыкальный руководитель проигрывает несколько небольших по форме музыкальных произведений. Дети определяют их музыкальный лад. Данная разминка направлена на выработку быстроты реакции в определении лада.

Времена года в цвете и звуке.

Это интересное задание для развития у детей творчества и воображения предлагает педагог Е. И. Юдина. Заключается оно в следующем. Нужно нарисовать четыре крупных прямоугольника, озаглавить их «Зима», «Весна», «Лето», «Осень». Теперь надо закрасить каждый прямоугольник каким-то одним цветом, который больше всего подходит к данному времени года. Лучше использовать для этого акварель. Задание можно видоизменить, закрасив прямоугольники не одним каким-то цветом, а сочетаниями разных цветов, подходящих к данному времени года. Может, это будут разноцветные линии, черточки, круги, цветовые пятна.

Теперь, глядя на свои творения, ребенок, проявив фантазию, должен спеть «зимний», «летний», «весенний» и «осенний» напевы. Неважно, со словами они будут или без слов. Кстати, можно при этом аккомпанировать на чем угодно (барабане, щелкать пальцами, хлопать в ладоши и т. п.).

Чтобы легче было выполнить игровое задание, можно представить себя в жаркий день купающимся в реке, издавая нужные возгласы и звуки. Можно вспомнить, как чувствует себя человек хмурой осенней порой, кутаясь от дождика в теплый плащ и провожая взглядом улетающую стаю птиц. Будет ли в этом случае напев таким же радостным и восторженным, как первый? А что бывает, когда мороз больно пощипывает озябшие руки? Чем отличается весеннее настроение, когда ярко начинает зеленеть трава, везде распространяются запахи тополиной листвы и солнце совсем по-иному греет землю? Если зима, весна, лето и осень запомнились как-то по-другому, значит это тоже должно отразиться в четырех коротких напевах.

Слушаем музыку.

Музыкальный репертуар для иллюстрирования игровой деятельности.

Музыка Е. Тиличеевой

«Зайцы и лиса»

«В лесу», «Зайка», «Медведь»

«Медведь идёт», «Медведь слит»

«Медведь танцует», «Дети пляшут»

«Кукушка»

«Воробей»

«Песня гусей»

«Зайцы»

«Бабочки», «Кошка»

Музыка Г. Фрида

«Кукушка», «Полёт птиц», «Птицы чирикают»

«Мишка»

«Зайчик»

«Самолёт»

«Катание на машине»

«Барабан»

«Мячик»

Музыка В. Жубинской

«Капли дождя», «Сильный дождик» «Игрушка» (серия)

Музыка М. Раухвергера

«Дождик», «Гром», «Солнышко»

«Мишка»

«Самолёты»

«Автомобиль»

«Дальняя прогулка», «Езда», «Чинят поезд»

«Колыбельная», «Пора домой»

«Бег», «Марш»

«Отворяется дверь»

«Лошадки» музыка М. Красева «Лошадки» музыка А. Филиппенко «Лошадки» музыка В. Витлина

«Петушок» «Песня кошки» «Песня собачки» «Поезд» «Детский танец»

Музыка Р. Рустамова

Музыка для иллюстрирования самостоятельной деятельности, режимных моментов, для использования на занятиях изодеятельности, развития речи, ознакомления с окружающим

Музыка П. И. Чайковского

Детский альбом:

22. Прокофьев С. С. Вальс из балета «Золушка».

23. Он же. Седьмая симфония, финал, (отрывок по выбору)

24. Раков Н. веселая забава из цикла «Из юных дней».

25. Рахманинов С. В. Итальянская полька.

26. Римский-Корсаков Н. А. Белка.

27. Он же. Шествие царя Берендея из оперы «Снегурочка».

28. Он же. Пляска скоморохов из оперы «Снегурочка».

29. Ромм Р. Д. Лето.

30. Сигмейстер Э. Веселый клоун.

31. Фрид Г. Веселый скрипач.

32. Хачатурян А. Концерт для скрипки с оркестром, финал (отрывок по выбору)

33. Чайковский П. И. Новая кукла.

34. Он же. Вальс из оперы «Евгений Онегин».

35. Он же. Четвертая симфония, финал, (отрывок по выбору)

36. Шопен Ф. Полонез.

37. Шопен Ф. Лучезарный этюд № 1 (отрывок по выбору)

38. Шостакович Д. Д. Праздничная увертюра, (отрывок по выбору)

39. Он же. Вальс-шутка.

40. Он же. Пятая симфония, финал, (отрывок по выбору)

41. Штраус И. Вальс «Весенние голоса».

42. Шуберт Ф. Форель.

43. Шуман Р. Веселый крестьянин, возвращающийся с работы.

44. Он же. Полное счастье.

План работы кружка «Музыкальная копилка».

Цель: формирование основ музыкальной культуры детей.

Основные задачи:

-накапливать опыт восприятия произведений мировой музыкальной культуры разных эпох и стилей и народной музыки, формировать тезаурус (сокровищницу впечатлений);

вызывать сопереживание музыке, проявление эмоциональной отзывчивости, воспитывать эстетические чувства; вызывать и поддерживать интерес к музыке, развивать музыкально - эстетические потребности, начала вкуса, признание ценности музыки, представления о красоте;

- развивать музыкальное мышление детей (осознание эмоционального содержания музыки выразительного значения музыкальной формы, языка музыки жанра и др.); развивать творческое воображение (образные высказывания о музыке, проявлениях творческой активности);

- побуждать детей выражать свои музыкальные впечатления в исполнительской и творческой деятельности; расширять знания детей о музыке;

- побуждать к оценке музыки (эмоциональной и словесной).

Пояснительная записка:

Содержание работы кружка строится на методических рекомендациях О. П. Радыновой, Э. П. Костиной в форме бесед, викторин, концертов, игр, развлечений. Отбор содержания, форм, методов работы кружка строится на гуманистическом, культурном подходах, что позволяет построить процесс, как сотворчество ребенка и педагога.

Работа кружка проводится в блоке совместной и индивидуальной деятельности, вне занятий в тесном контакте с воспитателями один раз в неделю для детей старшего возраста в количестве 15 человек.

п/п

Содержание программы

Срок проведения

Тема, цель

Репертуар

1.

«Музыка. Какая она?»

Музыка выражает настроения, чувства, характер людей.

«Мелодия» П.И. Чайковский

«Мелодия» Рубенштейн

Сентябрь

«Сладкие грезы», «Юмористическая», «Нянина сказка», «Баба Яга»

Октябрь

«Мама», «В церкви», «Утренняя молитва». Первая часть концерта № 1 П.И. Чайковский

Ноябрь

«Первая утрата», «Веселый крестьянин» Р. Шуман

«Шутка» И.С. Баха

Декабрь

«Вставайте люди, русские»

«О, Преславного чудесе» С. Прокофьев

Январь

«Утренняя серенада» Ф.Шуберт

«утро», «Смерть Озе», «Песня Сольвейг» Э. Григ

Февраль

«В разлуке», «Недовольство» А. Гречанинова

Март

«Лунная соната», «К Элизе», Рондо  каприччио, «Ярость» Л. Бетховен, «Колыбельная» В. Моцарт

Апрель

2.

«Песня, танец, марш»  определение жанра музыки.

«Попутная песня» М. Глинка

Сентябрь

«Песня без слов» Ф. Мендельсон

Октябрь

«Песня для детей» соч. 54 № 3,4,6 П.И. Чайковский

«Калинка» р.н.п.

Государственный Гимн России

Ноябрь

«Канон «Какое чудное мгновенье» М. Глинка

Январь

«Марш Черномора» М. Глинка

«Марш» (опера «Любовь к трем апельсинам» С. Прокофьев)

Сентябрь

«Марш» из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковский

«Шествие кузнечиков» С. Прокофьев

«Военный марш» Ф. Шуберт

«Свадебный марш» Ф. Мендельсон

Октябрь

«Вальс» («Полночь») из балета «Золушка» С. Прокофьев

«Вальс» Ф. Шопен

Ноябрь

«Шествие гномов» Э. Григ

Танец эльфов Э. Григ

Сентябрь

«Польки» (ре-минор, си-мажор) М. Глинка

«Итальянская полька» С. Рахманинов

Декабрь

«Гопак» М. Мусоргский

«Мазурка», «Полонез» Ф. Шопен

«Менуэт» И.С. Бах

«Менуэт» С. Стаббс

Январь

«Камаринская» П.И. Чайковский

«Камаринская» М. Глинка

«Гопак, бульба, крыжачок»,

«Полянка», «Яблочко», «Барыня»

Февраль

«Танец маленьких лебедей»,

«Танец феи Драже»,

«Китайский танец» П.И. Чайковский

Март

«Болеро» М. Равель

«Неополетанский танец» П.И. Чайковский

«Немецкий танец» Бетховен

Апрель

3.

«Мир животных и птиц»  изобразительность языка музыки, средства музыкальной выразительности.

«Карнавал животных» (Слон, Лебедь) К. Сен-Санс

Октябрь

«Кукушка» Л. Дакен

«Бабочки» Ф. Куперан

«Курица» Ж. Рамо

Ноябрь

«Полет шмеля», «Пляска птиц» Н. Римский-Корсаков

Декабрь

«Петя и волк» (симфоническая сказка) С. Прокофьев

Январь

«Балет невылупившихся птенцов» М. Мусоргский

Февраль

«Жаворонок» М. Глинка

«Песня жаворонка» П.И. Чайковский

«Медведь танцует под флейту» А. Гречанинов

Март

«Котик заболел», «Котик выздоровел», «Пчелка» А. Гречанинов

«Птичий дом» Д. Кабалевский

Апрель

«Мотылек» С. Майкопар

«Птичка» Э. Григ

Май

4.

«Природа и музыка»  музыка картин природы. Времени года, дня в сочетании с другими видами искусства.

«Прогулка» из сюиты «Картинки с выставки», «рассвет на Москве  реке» М. Мусоргский

«Осеннее прощание» Х. Синдинг

Сентябрь

Концерт «Осень» («Сбор урожая») из цикла «Времена года» А. Вивальди

«Осенняя песня» из цикла «Времена года» П.И. Чайковский

Октябрь

«На тройке» П.И. Чайковский

«Тройка», «Весна и осень» Г. Свиридов

«Форель» Гуно

«Рондо» В. Моцарт

Ноябрь

Концерт «Зима» («Вьюга», «У камина») А. Вивальди

Декабрь

«Святки» П.И. Чайковский

Январь

«Весенняя песня» Ф. Мендельсон

Концерт «Весна» А. Вивальди

Март

«Подснежник», «Сладкая греза» П.И. Чайковский

Апрель

«Май, милый май» Р. Шуман

«Баркарола» П.И. Чайковский

Май

«Лето» («Гроза») из цикла «Времена года» А. Вивальди

«Летняя ночь в Мадриде» М. Глинка

Июнь

5.

«Сказка в музыке»  развитие эмоциональной отзывчивости.

«Волк и семеро козлят» (детская опера) М. Коваль

Сентябрь

«Сказочка» С. Прокофьев

Октябрь

«Сказка о царе Салтане» Н. Римский-Корсаков

Ноябрь

«Нянина сказка», «Баба яга» П.И. Чайковский

«Руслан и Людмила» (сцены из оперы) И. Чайковский

Декабрь

«Петя и волк» С. Прокофьев

Январь

«Избушка на курьих ножках» («Баба Яга») М. Мусоргский

Февраль

«Волшебная флейта» (отрывки) В. Моцарт

«Лебединое озеро» П.И. Чайковский

Март

«Щелкунчик», «Спящая красавица» П.И. Чайковский

Апрель

6.

«Музыкальные инструменты и игрушки»  музыка, передающая звучание музыкальных инструментов, знакомство с музыкальными инструментами и их звучанием.

«Волынка» И.С. Бах

Октябрь

«Музыкальная табакерка» А. Лядов

«Мужик на гармошке играет»

Ноябрь

«Праздничный трезвон» (лавр)

«Колокольчики» В. Моцарт

Декабрь

Познавательная программа

«Симфонический оркестр»:

- как звучит оркестр;

- оркестровая яма;

- дирижер;

Февраль

- контрабас;

- виолончель;

- альт, скрипка;

- арфа;

- флейты, кларнет, гобой.

Апрель

Литература.

  1. Де Арисменди «Дошкольное музыкальное воспитание».
  2. Бехтерев В.М. «О значении музыки в эстетическом воспитании ребенка с первых дней его детства» – М., 1976.
  3. Ветлугина Н.А. «Музыкальное развитие ребенка» - М., 1967.
  4. Ветлугина Н.А. «Музыкальное воспитание в детском саду» – М., 1981.
  5. Кабалевский Д.Б. «Воспитание ума и сердца» – М., 1954.
  6. Теплов Б.М. «Психология музыкальных способностей» – М., 1947.
  7. Журнал «музыкальный руководитель» № 5, 2009; № 1, 8 2010.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №15» Развитие восприятия и эмоциональной отзывчивости в процессе слушания музыки Музыкальный руководитель: Левкович Ирина Алексеевна

Слайд 2

«…прекрасное пробуждает доброе» Д.Б. Кабалевский «Красота музыки имеет своим источником красоту окружающего мира» В.А. Сухомлинский Слайд 2

Слайд 3

Актуальность опыта Дошкольный возраст – важнейший этап развития и воспитания личности. Познание окружающего мира Начальный этап социализации личности самостоятельность мышления познавательный интерес любознательность ФОРМИРОВАНИЕ художественного вкуса, творческих умений, чувства прекрасного Слайд 3

Слайд 4

Цель опыта: Сделать жизнь ребенка содержательнее, духовнее , приобщить к истинным ценностям, воспитать хороший вкус. Слайд 4

Слайд 5

ЗАДАЧИ Пробудить у детей интерес к музыке, научить детей слушать и слышать разную музыку Формирование знаний об основных элементах музыки Привить ребенку вкус к хорошей музыке Поднять общую музыкальность Подведение детей к различению содержания, характера музыкального произведения Предоставление детям свободы самовыражения в музыке Слайд 5

Слайд 6

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКИ Слайд 6

Слайд 7

КАРТИНЫ ИЛЛЮСТРАЦИИ ПОРТРЕТЫ КОМПОЗИТОРОВ ИНСТРУМЕНТЫ ИГРУШКИ КАРТОЧКИ МЕТОД ПОКАЗА Слайд 7

Слайд 8

Словесный метод (беседа, рассказ, пояснение, размышление) ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯ СВЕДЕНИЯ О КОМПОЗИТОРАХ, МУЗЫКАНТАХ ПОЯВЛЕНИЕ НОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ СОДЕРЖАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ Слайд 8

Слайд 9

МУЗЫКА – СЛОЖНОЕ ИСКУССТВО!!! ХОРОШО ПРОДУМАННЫЕ ЗАНЯТИЯ СИСТЕМАТИЧЕСКОЕ СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ Слайд 9

Слайд 10

Восприятие музыки в движении Слайд 10

Слайд 11

План видов занятий ДОМИНАНТНЫЕ КЛАССИЧЕСКИЕ КОМПЛЕКСНЫЕ ТЕМАТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ Слайд 11

Слайд 12

Слайд 12

Слайд 13

Модель доминантного занятия по восприятию музыки Знакомство с новым музыкальным произведением Музыкальные эксперименты (взаимосвязь музыки и других видов искусства) Занимательная музыка («Музыка и сказка», «Музыкальная дискотека», «Концерт-загадка») Дидактические игры для развития восприятия музыки Музыка и творчество (в движениях, в жестах, в мимике, в пантомиме) Музыкальные картины Музыкально-образовательная деятельность «В мире загадочных звуков» Из истории происхождения музыкальных инструментов Слайд13

Слайд 14

Знакомство со звуком МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЗВУК ЗВУКИ ДЕТСКОГО САДА ЗВУКИ УЛИЦЫ ЗВУКИ ПАРКА ЗВУКИ ЛЕСА ЗВУКИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЫ Слайд 14

Слайд 15

Дети рисуют музыку «Песенка Львенка и черепахи». В.Шаинского «Кавалерийская». Д. Кабалевский «Осенняя песенка». А. Александрова «Солнышко». Украинская народная песня Слайд 15

Слайд 16

Кружок «Музыкальная копилка» В.А. Моцарт Р. Шуман С.С. Прокофьев И.С. Бах П.И. Чайковский Г.В. Свиридов Слайд 16

Слайд 17

Советы желающим войти в мир музыки «В гости к музыке» 1. Любое музыкальное произведение необходимо слушать, не отвлекаясь ни на что другое. 2. На первых порах не следует слушать крупные музыкальные сочинения, так как можно потерпеть неудачу. 3. Это может быть вокальная музыка (музыка для голоса) или инструментальная (которая исполняется на различных музыкальных инструментах). 4. Конечно, слушать вокальную музыку легче, ведь текст всегда подскажет, о чем хотел сообщить композитор, какими мыслями хотел поделиться. 5. В инструментальной музыке слов нет. 6. Время от времени необходимо возвращаться к прослушиванию тех же самых произведений. 7. Постарайтесь сделать прослушивание музыки регулярным занятием, выделите для слушания специальное время. Ничто не должно отвлекать ребенка от общения с музыкой, никогда нельзя делать этого наспех. Слайд 17

Слайд 18

Дидактические игры, творческие задания для развития восприятия музыки Название игры Цель «Удивительный светофор» Усвоение характера музыки. «Цветик-семицветик» Развивать память и музыкальный слух. «Музыкальный секрет» Закрепить пройденный материал по пению, слушанию музыки и определить жанры (танец, марш, песня) и характер музыкальных произведений. «Волшебный мешочек» Развивать музыкальную память. «В лесу» Развивать навыки восприятия музыки. «Кто подошел к теремку» Развивать у детей умение запоминать и различать музыкальные произведения. «Слушай, слушай, различай...» Активизация слухового восприятия. «Времена года в цвете и звуке» Развитие у детей творчества и воображения. Слайд 18

Слайд 19

Степень развития ладового чувства во второй младшей группе 2017-2018 уч.г. Степень развития ладового чувства в средней группе 2018-2019 уч.г. Степень развития ладового чувства в старшей группе 2019-2020 уч.г. Степень развития ладового чувства в подготовительной группе 2020-2021 уч.г. В С Н В С Н В С Н В С Н  10 38% 16 62%  20 80% 5 20% 1 5% 19 86% 2 9% 8 30% 19 70%  Сравнительная таблица развития восприятия музыки у детей одной группы за 2017-2021 уч.гг. Слайд 19

Слайд 20

«МУЗЫКА для ребенка – мир радостных переживаний. Чтобы открыть перед ним дверь в этот мир, надо развивать у него способности, и, прежде всего музыкальный слух, эмоциональную отзывчивость. Иначе музыка не выполнит свои воспитательные функции.» Н.А. Ветлугина Слайд 21


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование эмоциональной отзывчивости в процессе восприятия музыки Консультация для воспитателей

Данный материал - методические рекомендации для воспитателей о том, какую музыку слушать с детьми, как правильно слушать музыку, как правильно говорить о музыке....

Консультация для воспитателей "Формирование эмоциональной отзывчивости в процессе восприятия музыки"

Использование педагогами разнообразных методов и форм организации музыкальной деятельности детей, в ходе которой будут обогащаться знания детей об эмоциях, накапливаться опыт восприятия и исполнения р...

Развитие эмоциональной отзывчивости в процессе НОД "Музыка"

Музыкальное развитие оказывает ничем незаменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и в жизни....

Статья "Формирования ценностно - смыслового восприятия музыки у дошкольников в процессе слушания музыки"

В статье представлены методические рекомендации по развитию ценностоно-смыслового восприятия у детей ДОУ....

Статья "Особенности развития музыкального восприятия детей с нарушением речи в процессе слушания музыки"

Особенности музыкального восприятия детей с нарушением речи. Опыт работы....

Педагогическая технология «Развитие игровой деятельности детей среднего и старшего дошкольного возраста в процессе слушания музыки»

Педагогическая технология«Развитие игровой деятельности детей среднего и старшего дошкольного возраста в процессе слушания музыки»...