Статья "Особенности развития музыкального восприятия детей с нарушением речи в процессе слушания музыки"
статья по логопедии (старшая, подготовительная группа) по теме

Легкодымова Людмила Анатольевна

Особенности музыкального восприятия детей с нарушением речи. Опыт работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья21.72 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Статья: Особенности развития музыкального восприятия детей с нарушением речи в процессе слушания музыки.

Умение воспринимать музыку не является врожденным, оно, по словам психолога А. Н. Леонтьева, - жизненное приобретение. В дошкольном детстве необходимо развивать музыкальность у всех детей, независимо от тех возможностей, которыми они обладают от природы. Беря во внимание психолого – педагогические характеристики детей с Ф – ФНР дизартрией,; именно:  неустойчивое внимание, недостаточное развитие эмоциональной сферы, речи, повышенную утомляемость – развитие музыкального восприятия становится наиболее актуально, поскольку слушание музыки – одна из форм психической саморегуляции. Актуальность проблемы  очевидна, так как музыкальное восприятие является необходимым средством гармоничного развития ребенка, его эмоционально – положительного состояния психики, что содействует общему оздоровлению организма дошкольника. Вопросы развития осмысленного музыкального восприятия изучались представителями различных наук: музыкознания, педагогики, физиологии, психологии. Одним из первых о необходимости  систематического музыкального воспитания детей заговорил С. М. Бехтерев. Вопросы нашли отражение в работах С. Н. Беляевой – Экземплярской, В. М. Теплова, Н. А. Метлова, Н. А. Ветлугиной, О. П. Радыновой и других. Крупными музыкантами: (В. В. Асафьевым, Б. Л. Яворским, Н. Я. Брюсовой) признается возможное формирование музыкальных способностей у всех детей, поскольку дети с пониженной обучаемостью, отстраненные от активного общения с музыкой, будут лишены источника одного из самых ярких переживаний, обогащающих жизнь. Слушание музыки является активным процессом, поэтому требует умения дифференцировать комплекс музыкальных средств. Эта дифференциация сложна для детей с отклонением в развитии, но осуществима и нужна для их образования. Однако, ставить занятия искусством в зависимость от врожденных способностей или ограниченных возможностей будет глубоко не верным в психологическом отношении (Б. М. Теплов) Звучащая речь, речевая интонация – один из важнейших прообразов и источников выразительности музыки, ее осмысленности для слушателя. Музыкальный язык, имеющий общую с речью интонационную природу, должен усваиваться  детьми с речевой патологией параллельно с исправлением речевых нарушений. И в тоже время во всех видах музыкальной деятельности дошкольников с нарушением речи, в первую очередь, следует направлять внимание на устранение неречевых нарушений в эмоциональной и сенсорной сферах. Развитие осознанного музыкального восприятия у детей с нарушениями речи возможно при условии систематической постепенной, последовательной воспитательно -  образовательной работы. В соответствии  с рассматриваемой проблемой были определены задачи работы:

- Развивать эмоциональную сферу, способности к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости на музыку.

- Пополнять и обогащать активный и эмоционально – образный словарь.

- Побуждать детей выражать свои музыкальные впечатления в исполнительской деятельности.

С целью выявления уровней музыкального развития детей была использована диагностика К. В. Тарасовой, адаптированная для детей с диагнозом Ф – ФНР. В результате которой было выявлено, что дети находятся на низком и среднем уровнях музыкального развития. Для этих детей были характерны: неустойчивость произвольного внимания, слабость запоминания,  отвлекаемость, повышенная утомляемость, слуховая память и слуховое восприятие были развиты хуже, чем зрительные. У некоторых детей наблюдались недостаточно развитые мыслительные операции. В группе были дети с заниженной самооценкой, неуверенные в себе, предвидящие неудачу в  предстоящей деятельности. Большинство детей не осознавали вызываемых музыкой эмоциональных состояний,  не могли выделить элементы музыкальной речи в музыкальном произведении. Все эти данные позволили спланировать работу по развитию музыкального восприятия в 2 этапа. На первом, подготовительном, этапе осуществлялось формирование багажа знаний о свойствах звука, о музыкальной речи (упорядочение уже имеющихся у детей представлений и накопление новых – ведь дети пришли из разных детских садов и их слуховой опыт не одинаков). Ставилась задача находить те или иные свойства музыкальных звуков в условиях различной музыкальной практики. Анализ данных контрольного среза показал динамику развития сенсорной сферы и дал возможность перейти ко 2-му (основному) этапу работы, целью которого явилось формирование осознанного восприятия детьми музыкальных произведений, а именно дифференцированное восприятие, осознание выразительной роли музыкальных средств. Для достижения данной цели использовались традиционные методы и приемы, которые в свою очередь, служили решению коррекционных задач. Так, прием контрастного сопоставления способствовал развитию речи детей, мыслительных операций. Несмотря на то, что прием оркестровки не ставит целью обучение детей игре на детских музыкальных инструментах, в работе с детьми с нарушениями речи данная практика организует развитие ритмического слуха, способствует коррекции моторики. Обеспечению самовыражения детей, эмоциональному благополучию способствует передача характера музыки в движении. Слушание непрограммной музыки использовалось при обучении детей релаксации. Для обогащения музыкального опыта детей исполнялись произведения С. М. Майкапара. Музыкальные образы и музыкальный язык этого автора, соответствует возможностям и потребностям детей с отклонениями в развитии. Таким образом, целенаправленная работа по развитию осознанного музыкального восприятия, проводимая с детьми с диагнозом Ф – ФНР, способствовала обеспечению у них устойчивого интереса к музыке, желания неоднократно слушать любимые произведения. Дети с дизартрией, для которых характерны низкая эмоциональность, амимичность, стали более эмоционально отзываться на  музыку, высказываться о своих чувствах. В речи детей появились слова, характеризующие эмоционально – образное содержание музыки.

Музыкальный руководитель: Легкодымова Людмила Анатольевна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра на свирели - как средство развития музыкальных способностей детей с нарушением речи.

Конспект содержит материалы  опыта работы по обучению детей логопедической группы игре на свирели....

Тема: «Развитие творческих способностей детей с нарушениями речи в процессе конструирования из природных и бросовых материалов»

Приобретая теоретические знания и практические навыки работы с разными материалами, дети не только создают своими руками полезные изделия, но и познают радость творчества. Творческий подход к работе, ...

Авторский проект на тему:«Развитие музыкального восприятия детей старшего дошкольного возраста в процессе слушания классической музыки»

Личный вклад в повышение качества образования и трансляция опыта практических результатов профессиональной деятельности музыкального руководителя Думчевой Е.Н....

Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в процессе слушания музыки.

Слушание музыки наиболее сложный раздел музыкального занятия в детском саду. Научить ребенка понимать и любить музыку, (особенно классическую) возможно только в том случае, если он ее слушает часто, ц...

Конспект занятия по развитию слухового восприятия детей с нарушением слуха в подготовительной группе «Звук дождя в природе и музыке»

В конспекте представлен пример работы с детьми с нарушением слуха по программе "Развитие слухового восприятия"...

Методическая разработка «Восприятие как основное средство развития музыкальных способностей детей младшего дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности»

Все знания и умения, всё то новое, что открывает детский сад детскому уму, должно приходить детям в живом виде, таким, каким все это приходит к нам в жизни. Надо, чтобы, вникая в эти незнакомые ещё ум...