Крошечная музыка или где рождается музыкальное восприятие (слушание музыки для дошкольников)
учебно-методический материал по музыке (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Алейникова Ольга Юрьевна

С чего начинается речка? Наверное, с маленького ручейка или крошечного родника. Вокруг них мы всегда увидим ребятишек с корабликами, ведерками, камушками. Они будут весело плескаться, завороженные волшебством воды, и им не нужно никакого взрослого контроля или назидания, чтобы уметь наслаждаться этой природной прелестью.

С чего начинается музыка? Наверное, с маленького музыкального ручейка или крошечного родника. Здесь мы тоже обязательно увидим ребятишек с корабликами, ведёрками, камушками. Они будут просто радоваться, танцевать, завороженные волшебством маленькой, коротенькой музыки, и не надо никакого взрослого контроля или назидания, чтобы они могли наслаждаться ее природной прелестью.

Недопустимо мучить детей и заставлять слушать музыку, к которой они не готовы! Начинать и продолжать слушание в детском саду надо с крошечных произведений в 2-3 срочки, и их должно быть не 5-6 штук для малдшей группы, а МНОГО, чтобы этот репертуар лег в основу формирования навыков восприятия. Музыка должна закончиться раньше, чем детям она надоест! Все остальные благие намерения ведут, к сожалению, по дороге нелюбви к музыке. 

Крошечные пьески для слушания (15-30 секунд звучания) могут быть обо все на свете: рыбки, птички, зверушки, цирк, горе, радость, сказка, шуточка, размышление, танец, дразнилка, праздник, чудище, лес... Именно в таком разнообразии музыкальных тем формируется у детей способность понимать семантику выразительных средств музыки.  Когда на музыкальном занятии появляется классика для слушания, дети должны уметь ее слушать безо всяких ухищрений (слов, картин, стихов, шарфиков, куколок и пр.)!

Давайте откроем один загадочный сундучок... Потянем за первую ниточку и вытащим пестушки, потешки, хлопотушки, топотушки... Потянем за следующую - достанем росыпь песенок про петушка, зайчика, лягушку, комара. Дёрнем за верёвочку потолще,  и вот они - детские инструменты: погремушки, тарахтушки, звенелки, гремелки, шуршалки, бренчалки. Есть здесь звенящие ключи и связки пуговиц, стеклянные стаканы и шуршащая бумага, коробочки с крупой и барабаны из пластиковых банок. Вместе с ними из сундучка выскочат кричалки, дразнилки, считалки, маленькие сказки. Покопавшись поглубже, достанем музыкальные игры: ладушки и блинные, веснянки и молчанки, огородно-хороводные и приветственные. Дёрнем еще за один весёлый шнурок - и вытащим безудержное счастье детского танца и движения. В конце концов достанем большую толстую веревку и обнаружим, что к ней все эти бирюльки крепко привязаны. А на веревке надпись для сомневающихся: "Музыка для дошкольников".

Но почему-то в этом сундуке с бирюльками нам не встретились портреты Моцарта или Чайковского, в нем нет шедевров, опер и балетов, как и рассуждений о них.... "Дети на ранних ступенях своего развития не должны изучать классические произведения, для того, чтобы они остались в их памяти на всю жизнь. Задача в том, чтобы вообще открыть перед ребенком мир музыкального искусства, основы музыки, возможности музыкального восприятия" (Л. Выготский)

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

С чего начинается речка? Наверное, с маленького ручейка или крошечного родника. Вокруг них мы всегда увидим ребятишек с корабликами, ведерками, камушками. Они будут весело плескаться, завороженные волшебством воды, и им не нужно никакого взрослого контроля или назидания, чтобы уметь наслаждаться этой природной прелестью.

С чего начинается музыка? Наверное, с маленького музыкального ручейка или крошечного родника. Здесь мы тоже обязательно увидим ребятишек с корабликами, ведёрками, камушками. Они будут просто радоваться, танцевать, завороженные волшебством маленькой, коротенькой музыки, и не надо никакого взрослого контроля или назидания, чтобы они могли наслаждаться ее природной прелестью.

Недопустимо мучить детей и заставлять слушать музыку, к которой они не готовы! Начинать и продолжать слушание в детском саду надо с крошечных произведений в 2-3 срочки, и их должно быть не 5-6 штук для малдшей группы, а МНОГО, чтобы этот репертуар лег в основу формирования навыков восприятия. Музыка должна закончиться раньше, чем детям она надоест! Все остальные благие намерения ведут, к сожалению, по дороге нелюбви к музыке. 

Крошечные пьески для слушания (15-30 секунд звучания) могут быть обо все на свете: рыбки, птички, зверушки, цирк, горе, радость, сказка, шуточка, размышление, танец, дразнилка, праздник, чудище, лес... Именно в таком разнообразии музыкальных тем формируется у детей способность понимать семантику выразительных средств музыки.  Когда на музыкальном занятии появляется классика для слушания, дети должны уметь ее слушать безо всяких ухищрений (слов, картин, стихов, шарфиков, куколок и пр.)!

Давайте откроем один загадочный сундучок... Потянем за первую ниточку и вытащим пестушки, потешки, хлопотушки, топотушки... Потянем за следующую - достанем росыпь песенок про петушка, зайчика, лягушку, комара. Дёрнем за верёвочку потолще,  и вот они - детские инструменты: погремушки, тарахтушки, звенелки, гремелки, шуршалки, бренчалки. Есть здесь звенящие ключи и связки пуговиц, стеклянные стаканы и шуршащая бумага, коробочки с крупой и барабаны из пластиковых банок. Вместе с ними из сундучка выскочат кричалки, дразнилки, считалки, маленькие сказки. Покопавшись поглубже, достанем музыкальные игры: ладушки и блинные, веснянки и молчанки, огородно-хороводные и приветственные. Дёрнем еще за один весёлый шнурок - и вытащим безудержное счастье детского танца и движения. В конце концов достанем большую толстую веревку и обнаружим, что к ней все эти бирюльки крепко привязаны. А на веревке надпись для сомневающихся: "Музыка для дошкольников".

Но почему-то в этом сундуке с бирюльками нам не встретились портреты Моцарта или Чайковского, в нем нет шедевров, опер и балетов, как и рассуждений о них.... "Дети на ранних ступенях своего развития не должны изучать классические произведения, для того, чтобы они остались в их памяти на всю жизнь. Задача в том, чтобы вообще открыть перед ребенком мир музыкального искусства, основы музыки, возможности музыкального восприятия" (Л. Выготский).

У дошкольной музыкальной педагогики много нерешенных проблем, но одной из самых трудных и застарелых является отсутствие хорошей, работающей методики и   репертуара(!) для слушания музыки с малышами. Возможно, кому-то эта форма работы и кажется обманчиво самой лёгкой: сказал детям сидеть спокойно, поговорил пару минут о том, какая музыка необыкновенная, сыграл пьеску на фортепиано, все тихо посидели - тут и занятию конец.

  • надо быть очень внимательным педагогом, чтобы заметить, что дети не столько слушали музыку, сколько просто тихо сидели, а это не одно и тоже.
  • надо быть очень наблюдательным, чтобы заметить, что через 15-20 секунд даже самые послушные дети отвлекаются от процесса слушания музыки. Они не могут удержать внимание, им это просто неинтересно!
  • надо быть очень честным педагогом, чтобы увидеть, что детям скучно, несмотря на все литературно-музыкальные усилия педагога.
  • надо быть смелым, чтобы сказать себе, что так работать не годится!

Психологи считают, что  ребёнок примерно до 7-8 лет не понимает, что такое авторство, он не может психологически отделить себя  от произведения, которое слушает. Поэтому дошкольникам все равно, Моцарт в парике написал музыку или Глинка в сюртуке. Олимпийский принцип "Выше, дальше, быстрее, раньше" в дошкольной педагогике никогда не работает: природу не обманешь. Будет здорово, если ребенок когда-нибудь в начальной школе услышит по радио "Турецкое рондо" Моцарта и побежит к маме спросить, кто написал эту музыку, которую он играл в шумовой оркестре в детском саду! А как выглядит Моцарт он теперь найдет в интернете и почитает про него, если захочет.

Надо перестать заблуждаться, что дети, которые слушают в детском саду только классическую музыку, становятся лучше детей, которые ее не слушают.

Во-первых, в эмоциональных мирах Чайковского или Моцарта вряд ли ребенок может разобраться.  Эмоциональный опыт дошкольника мал и незначителен.  Давать дошкольнику слушать Шумана или Чайковского все равно, что читать ему сонеты Петрарки.

Во-вторых, у дошкольников объем чистого слухового внимания во время слушания музыки составляет 15-30 секунд!

Что следует из данного знания? Педагогические иллюзии о великой классики в детском саду надо отодвинуть "на попозже" и приступить к актуальному и необходимому: последовательному расширению, развитию объема чистого слухового внимания детей, формированию у них основ понимания семантики выразительных средств музыки. То есть надо заняться работой, которая позволит детям действительно слушать музыкальную пьесу от начала до конца, а не витать в облаках после первых 8 тактов, дожидаясь, когда же, наконец, великий шедевр закончится.

Вы будете гордиться собой, когда увидите, как дети внимательно слушают коротенькую, маленькую музыку, и как это тут же отражается в их глазах (безо всяких ухищрений!).

Для слушания музыки нам нужен разумный список маленьких произведений, которые могут воспринимать дети данного возраста - крошечная музыка и маленькие шедевры.

Одно время в нашей методической литературе вместо выражения "слушание музыки" появилось словосочетание "восприятие музыки". Почему тихо и спокойно сидящий под музыку  ребенок ее вроде бы и слушает, но, как видно невооруженным взглядом, не воспринимает? Потому и не воспринимает, что сидит тихо и спокойно! Есть движение - есть восприятие, нет движения - нет и восприятия! Учеными физиологами экспериментально доказано, что все чувства, ощущения и эмоции  человека зависят от  движения. Что же делать? Поднять детей со стульев и позволить им, как минимум, произвольно двигаться! Как максимум, педагог должен интересно и полезно для детей придумать, что это будет за движение, которое при этом должно сохранять характер простейшей детской импровизации. Восприятие музыки должно стать превращением простого слышания (как физиологического процесса) в переживание. Именно импровизационное движение помогает превратить слышание в эмоциональное переживание, причем каждому в свое. Получается, что ребенок слушает музыку телом!

Конечно, педагогу не стоит ждать, что во время свободного движения детей он увидит балетные картины на темы звучащей музыки. Двигательные реакции детей поначалу будут просты, обыкновенны, одинаковы и даже примитивны, согласно их минимальному опыту. В результате такого импровизационного слушания у детей рождаются обобщенные музыкально-двигательные образы. Дети слушают, двигаются, переживают, выражают себя, интуитивно познают музыку, и она на них невидимо воздействует! Наступит время, когда, после развернутого активного движения, детей можно будет вернуть на стулья, и тогда восприятие той же музыки будет развертываться не во внешнем плане, а во внутреннем, психическом.

Уважаемые педагоги, все о чем написано выше - это не методический изыск, а ряд психологических и биологических законов, надо открытием которых трудились десятки известных ученых.

Классическая и доклассическая музыка может присутствовать в преподавании в различных формах В виде шумового оркестра (полька С. Рахманинова), в форме ритмодекламации под музыку ("Аквариум" К. Сен-Санса), в виде образной игры ("Ручеек" Э. Грига), коммуникативной игры (Пиццикато Л. Делиба). Следует хорошо подумать и придумать, как преподнести ее детям, какое движение организовать, какую сказку при этом рассказать, как варьировать свою работу 2-3 занятия подряд и т.п.

Шедевр должен быть маленьким! И вам ничего не нужно говорить, чтобы дети слушали музыку!

   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Слушание музыки как важный аспект музыкальной деятельности в духовно-нравственном становлении личности ребенка.

Статья печаталась в сборнике материалов городских научно - практических конференций с межрегиональным участием на кафедре социально - педагогического образования в Санкт - Петербургской академии постд...

Статья для родителей от музыкального руководителя "Слушание музыки"

Статья для родителей от музыкального руководителя "Слушание Музыки"...

Развитие творческой активности детей подготовительной группы в процессе восприятия (слушания) музыки

Активность ребенка является необходимым условием его развития, закладывая фундамент творческого потенциала. Расположенность к творчеству формируется в дошкольном возрасте и  является высшим прояв...

Технология развития творческого слушания музыки по авторской программе "Музыкальные шедевры" Радыновой О.П.

Данная технология является результатом многолетних поисков и исследований, направленных на выявление эффективных путей приобщения детей к музыкальному искусству. Размышления и эксперименты ставили цел...

Статья: Слушание музыки как средство развития музыкальных и творческих способностей детей

Слушание музыки как средство развития музыкальных и творческих способностей детей...

"Слушание музыки - как средство развития музыкального слуха у детей дошкольного возраста".

В данной презентации предложены методы развития музыкального слуха у детей дошкольного возраста....