Технология развития творческого слушания музыки по авторской программе "Музыкальные шедевры" Радыновой О.П.
учебно-методический материал (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Костова Валентина Михайловна

Данная технология является результатом многолетних поисков и исследований, направленных на выявление эффективных путей приобщения детей к музыкальному искусству. Размышления и эксперименты ставили целью решение важных для духовного развития человека вопросов: как увлечь ребенка музыкой, научить слушать, понимать, сопереживать, чувствовать ее красоту, сформировать потребность выражать свои впечатления в творчестве.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Технология развития творческого слушания музыки по авторской программе "Музыкальные шедевры" Радыновой О.П.

Данная технология является результатом многолетних поисков и исследований, направленных на выявление эффективных путей приобщения детей к музыкальному искусству. Размышления и эксперименты ставили целью решение важных для духовного развития человека вопросов: как увлечь ребенка музыкой, научить слушать, понимать, сопереживать, чувствовать ее красоту, сформировать потребность выражать свои впечатления в творчестве.

 

Цель - формирование основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста. развитие музыкального восприятия и интереса к музыке у детей дошкольного возраста в процессе её слушания.

 

Задачи:

  1. Накапливать опыт восприятия произведений   мировой музыкальной культуры разных эпох и стилей, а также  расширять  знания  детей   о народной  музыке.
  2. Вызывать проявления эмоциональной отзывчивости, развивать музыкальные способности, мышление (осознание эмоционального содержания музыки, музыкальной формы, жанра).
  3. Воспитывать эстетические чувства, тезаурус (сокровищницу впечатлений).
  4. Побуждать выражать свои музыкальные впечатления в исполнительской, творческой деятельности (в образном слове, рисунках, пластике, инсценировках).

 

Основные принципы музыкального восприятия

 

  • Принцип концентрический   или   принцип   цикличности (повторяемость тем) -  позволяет легко вернуться в следующем году к первой теме.  Дети применяют усвоенное и познают новое на следующем этапе музыкального и общего развития.
  • Принцип -  контрастное сопоставление репертуара (пьесы с одинаковыми или близкими названиями). Такие сопоставления рождают проблемную познавательно – оценочную ситуацию, заинтересовывают детей, позволяют лучше осознать услышанное.
  • Принцип адаптивности    предполагает гибкое применение   содержания и методов музыкального развития детей в зависимости от индивидуальных и психофизиологических   особенностей каждого ребёнка. Допускает вариативное применение репертуара внутри каждой темы.
  • Принцип  синкретизма  программы  предполагает  взаимосвязь  разных  видов музыкальной  и художественно – эстетической деятельности в  непосредственной  образовательной  деятельности   при  объединяющей  роли  восприятия, «творческого  слушания»  музыки, побуждает  к  творческой  активности   в  следующих  формах:  музыкально–ритмические  движения, ритмопластика,  подпевание,   дирижирование,  пение, певческие  импровизации; оркестровка, игра  на  детских  музыкальных  инструментах;  рисование, восприятие  произведений  изобразительного  искусства, чтение  стихотворений, сочинение  сказок, игр–драматизаций, постановка  музыкальных  сказок  на  сюжеты литературных произведений (c ведущей  ролью  музыки), кукольного  музыкального  театра  и др. видов  детской  деятельности.
  • Принцип -  тематический  (шесть тем на 1-2 месяца изучения и их повторение каждый год на новом материале). Этот принцип помогает   систематизировать полученные знания, поддерживать интерес к музыке.

Первая тема «Настроения, чувства в музыке» выражает определённое эмоциональное содержание.

Вторая тема «Песня, танец, марш», основополагающая по программе для общеобразовательных школ Д.Б.Кабалевского.

Третья тема «Музыка рассказывает о животных и птицах» даёт представление об изобразительности  музыки, средствах музыкальной выразительности.

Четвёртая тема «Природа и музыка» включает в себя произведения, в которых выражены   настроения, созвучные той или иной картине природы, времени года, дня.

Пятая тема «Сказка в музыке» представляет пьесы классической музыки со сказочным содержанием, которые дети инсценируют, передавая характер персонажей в танцевальных, образных движениях, рисунках.

Шестая тема «Музыкальные инструменты и игрушки» знакомит с произведениями, имитирующими звучание музыкальных инструментов, а также музыкальными народными инструментами и инструментами симфонического оркестра.

Особое место в повышении уровня нравственной и эстетической культуры подрастающего поколения принадлежит музыке, которая, активно  воздействуя на сознание человека и его эмоциональную сферу, является важнейшим, незаменимым средством духовного развития личности. Восприятие выразительного значения музыкального языка, проникновение в содержание произведения, в его эмоциональный смысл, возможно только при наличии способности эмоционально отзываться на музыку, поэтому воспитание в детях любви к музыке, умения сопереживать заключенному в ней образно-эмоциональному смыслу является одной из основных задач музыкального воспитания детей.

 

Алгоритм применения технологии в практической профессиональной деятельности

 

1 этап: привлечение внимания детей к слушанию музыки (настрой на её восприятие);

 

2 этап: слушание музыки, беседа и сравнение, рассматривание иллюстраций;

 

3 этап: развитие способностей детей выражать свои музыкальные впечатления в исполнительской, творческой деятельности (в образном слове, рисунках, пластике, инсценировках).

 

Условия реализации технологии

 

  1. Педагогическая технология реализуется в ходе совместной деятельности с детьми дошкольного возраста педагога, музыкального руководителя, родителей.

  2. Место и время реализации технологии: беседы с детьми о музыке, комбинированные занятия с использованием различных видов деятельности, вечера досуга, концерты по слушанию музыки, консультации для родителей, семинары-практикумы для педагогов.

 

 

 

 Методы и приёмы музыкального   воспитания.

 

Наглядный, словесный, практический -   традиционные    методы носят развивающий характер, побуждают детей к проявлениям различных форм двигательной, речевой, эстетической активности.  Каждый из этих трёх методов применяется с нарастанием: от прямого воздействия (исполнение, объяснение, иллюстрация) через закрепление упражнения (воспроизводящие и творческие), создание поисковых ситуаций (показ   вариантов выполнения задания) к самостоятельному поиску детьми способов деятельности.

Созданию проблемных ситуаций способствуют приёмы, побуждающие к поиску аналогий, обобщению.  Они   формируют музыкальное мышление детей, способность к элементарным суждениям, оценкам, развивают творческое воображение, интерес к музыке

 

Особые методы, разработанные   О.П.Радыновой.

 

  • Метод контрастных    сопоставлений   произведений позволяет заинтересовать детей, активизирует проявление эмоциональной отзывчивости, художественно-образного мышления, воображения. Этот метод применяется с учётом возрастных особенностей. В младшем возрасте контрастные сопоставления наиболее отчётливы, в более старшем возрасте сопоставление произведений   применяется с постепенным уменьшением контрастности образов.
  • Метод уподобления характеру звучания   музыки предполагает активизацию разнообразных творческих действий, направленных на осознание музыкального образа.
  • Моторно-двигательное   уподобление     эмоционально–образному содержанию музыки (мелкая моторика рук, дирижёрский жест, ритмопластика, образные и танцевальные движения) побуждают детей к «экспериментированию» (Н. Н. Поддьяков).  Различение выразительных интонаций, акцентов, пауз, динамических, темповых, регистровых, тембровых особенностей является наиболее универсальным средством развития эмоциональной отзывчивости, музыкального мышления, творческого воображения.
  • Тактильное уподобление характеру звучания музыки   -  прикосновение руки педагога к руке ребёнка с одновременным пояснением настроения музыки (используется в младшем возрасте).
  • Словесное уподобление характеру звучания музыки   -  эмоционально – выразительные пояснения характера музыки, сравнения, метафоры, слова-образы, характеризующие смену настроений, поэзия, сказочная сюжетная форма занятий. Применяется в каждой возрастной группе по-разному.
  • Вокальное уподобление   характеру звучания музыки   в виде тихого выразительного напевания педагогом мелодии во время звучания произведения и подпевания отдельных интонаций детьми применяется в младшем возрасте (И.В.Груздова). Этот метод способствует различению на слух конкретной мелодии, выделению в ней наиболее ярких средств.  В средней и старшей группе дети уже сами напевают полюбившиеся   мелодии, что свидетельствует о проявлении интереса к музыке, накопления опыта её восприятия.
  • Мимическое уподобление    характеру звучания музыки – сосредоточенное внимание взрослого во время звучания произведения, выражение глаз, улыбка или серьёзность   крайне важно для ребёнка и служит своеобразным ориентиром в процессе восприятия музыки.
  • Темброво-инструментальное    уподобление характеру звучания музыки применяется в виде оркестровки, выбора выразительного тембра инструмента, соответствующего эмоциональному содержанию музыкального образа. В младшей группе выполняются простейшие действия с музыкальными инструментами (шумовыми, ударными). Дети 5-7 лет могут применять   звуковысотные   инструменты.
  • Интонационное уподобление характеру звучания музыки    крайне важно в деятельности с детьми младшего возраста.
  • Цветовое     уподобление характеру звучания музыки    применяется для закрепления представлений о характере музыки, выявление реакций на изменение настроений.
  • Полихудожественное   уподобление характеру звучания музыки    -выразительная роль средств    языка разных искусств: живописи, художественного слова, театра, пантомимы, балета. Сравнение музыкального произведения с картиной в плане общности или различия, выраженных в них настроений, музыкального произведения со стихотворениями по эмоциональным признакам, использование инсценировок, театрализованных   игр, сопровождающихся классической музыкой, ритмопластические импровизации формируют у детей представления о выразительных возможностях искусств.

 

Непосредственная образовательная деятельность (НОД) -  основная форма   организации детской деятельности, где решаются задачи   формирования основ музыкальной культуры. Все   виды   деятельности (индивидуальные, по подгруппам, фронтальные, типовые, доминантные, тематические, комплексные и их разновидности) применяются и варьируются в зависимости от возраста и уровня музыкального развития ребёнка.

  Автор считает важным то, чтобы музыка звучала   в повседневной жизни детского сада в самых разнообразных ситуациях:

  1. Слушание знакомых музыкальных произведений.
  2. Музыкальные игры–путешествия в прошлое и настоящее.
  3. Игры – сказки.
  4. Звучание музыки как фон во время тихих игр, рисования.
  5. Тематические музыкальные вечера.
  6. Беседы – концерты.
  7. Театральные постановки.
  8. Праздничные утренники.

Объём внимания ребёнка невелик, поэтому для слушания надо давать    небольшие произведения или     яркие фрагменты. Необходимо, чтобы классическая музыка звучала и в семье.

 

 Этапы педагогической технологии

 

1 этап. Организуем взаимодействие педагога с детьми, согласовываем алгоритм его действий с формами педагогического взаимодействия и организации детской деятельности. Активизируем интерес детей к музыке, эмоциональную отзывчивость, образное мышление, творческое воображение.

Рекомендуются следующие формы работы: беседы с детьми о музыке; комбинированные занятия.


2 этап. Развиваем умения эмоциональной отзывчивости на музыку. Для этого:

  1. Активизируем творческие действия детей, направленные на восприятие музыкального образа.
    2. Способствуем нахождению «эмоционального унисона» (О. П. Радынова).
    3. Развиваем умение выявлять смысл музыкальной речи, различать средства музыкальной выразительности.
  2. Развиваем эмоционально-оценочное отношение ребёнка к музыке. Для этого способствуем:
  • проявлению и выражению эмоционально-оценочного отношения ребёнка к музыке;
    ·        высказыванию предпочтений, эмоциональных и интеллектуальных оценок;
    ·        проявлению творческой распознавательной установки на восприятие и выражению эмоций как результата восприятия музыки.

 

3 этап предполагает комплексное использование детьми полученных слушательских  умений и опыта эмоционального выражения результатов восприятия музыки. Основной формой организации могут стать вечера досуга в форме концертов.


4 этап. Обогащаем музыкальную культуру педагогов и родителей. На этом этапе предполагается использование различных форм обогащения музыкальной культуры взрослых: 
·        семинары-практикумы для педагогов;
·        консультации для родителей.

 

 Ожидаемые результаты педагогической технологии

 

Дети: сформировалась эмоциональная отзывчивость на музыку и желание слушать шедевры музыкальной культуры. Развита эмоционально-чувственная сфера, расширен словарный запас. Развитие умений художественного восприятия музыки и отражения его результатов в деятельности. Развитие творческого воображения, творческих способностей.
Родители: развитие интереса к музыке. Активное включение в процесс музыкального восприятия ребёнка. Создание репертуара для детского слушания в семье.
Педагоги: активное участие в развитии музыкального восприятия детей. Проведение различных занятий с целью организованного восприятия музыки детьми. Проведение комбинированных занятий с использованием музыки. Развитие интереса к музыке, обогащение музыкальной культуры.
Музыкальный руководитель: налаживание процесса развития эмоциональной отзывчивости у детей во время восприятия музыки. Организация различных форм слушания музыки. Изучение индивидуальных особенностей детей и вариативная организация процесса восприятия музыки детьми.

 

Анализ методической литературы.

Изучила и проанализировала следующую методическую литературу:

«Детство с музыкой» А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская

Образовательная область «Музыка» А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская

«Песня, танец, марш» О.П. Радынова

«Настроения, чувства в музыке» О.П. Радынова

«Сказка в музыке. Музыкальные инструменты» О.П. Радынова

«Природа и музыка» О.П. Радынова

«Народные колыбельные песни» О.П. Радынова

«Музыкальные шедевры. Авторская программа. Методические рекомендации» О.П. Радынова

 

Диагностика

Направления и содержание диагностических процедур:

  • Изучаем особенности эмоциональной отзывчивости на музыку разного характера.
  • Определяем детские музыкальные интересы и предпочтения.
  • Исследуем особенности развития музыкальной эрудиции детей.
  • Выявляем особенности восприятия и выражения эмоций и чувств детьми дошкольного возраста.
  • Исследуем особенности эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста на музыкальные произведения.
  • Выявляем своеобразие эмоциональных переживаний дошкольников в ходе слушания музыки.
  • Исследуем особенности восприятия детьми музыкального образа прослушанного музыкального произведения.
  • Выявляем особенности реакции на музыку
  • Анализируем музыкальный репертуар для слушания, рекомендованный дошкольникам образовательной программой.

 

Первое направление диагностики

Изучение особенностей эмоциональной отзывчивости детей на музыку разного характера.

Метод 1. Экспериментальная ситуация.

Цель: Детям предлагается прослушать контрастные по характеру музыкальные произведения: «Шутка», И.-С. Бах; «Осенняя песнь», П.И. Чайковский.

Критерии оценки эмоциональных проявлений ребенка:

- Желание слушать музыку.

-Сосредоточенность, устойчивость внимания.

- Двигательная активность, наличие движений, мимических реакций.

-Сила и длительность эмоционального воздействия музыкального произведения на ребенка.

 

Метод 2. Игровая экспериментальная ситуация. «Разноцветные листья»

Цель игры: Оценивать адекватность восприятия характера музыки ребенком. Вызвать эмоциональный отклик на музыку.

Оборудование: три цветных кленовых листочка из картона, соответствующих характеру музыки:

  1. Добрая, ласковая, убаюкивающая (колыбельная), зелёный листочек.

2.Чёткая, бодрая (марш), жёлтый листочек.

  1. Весёлая, радостная, плясовая, задорная, красный листочек.

Ход игры:

1 вариант. Музыкальный руководитель исполняет произведения:

-«Грустная песенка» В.Калинников;

-«Клоуны», Д. Кабалевский;

-«Марш деревянных солдатиков» П.И.Чайковский.

Каждый ребенок по очереди выбирает листок, рассказывает о характере музыке. Все дети активно участвуют в определении характера музыки. Если произведение известно детям, то вызванный ребёнок говорит его название и имя композитора.

2 вариант. Перед каждым ребёнком лежат три листочка. Музыкальный руководитель исполняет произведение. Детям предлагается выбрать листочек, и делать, что им хочется, именно под эту музыку, танцевать, двигаться, импровизировать. Мотивация: помочь понять звучащую музыку, объяснять ее, изобразить.

 

Метод 3. Игровая ситуация «Музыкальная шкатулка»

Цель: выявлять представления детей о характере музыки и ее настроении, умение вербализовать воспринимаемый музыкальный образ с использованием игрового персонажа.

Ход игры. Игровой персонаж предлагает отправиться в волшебное путешествие в «заколдованный» лес. С помощью музыкальной шкатулки, дети попадают в лес. Дети прослушивают произведение или фрагмент. Игровой персонаж предлагает детям узнать музыкальное произведение. Предлагаемая детям музыка входит в программу музыкальных занятий старшей группы:

П. Чайковский «Осенняя песнь»;

Н. Римский-корсаков «Белка (из оперы «Сказка о царе Салтане»);

М. Мусоргский «Избушка на курьих ножках» («Картинки с выставки».

После слушания музыки детям предлагается рассказать, какую музыку они слышали в волшебном лесу, каким предстал лес в их воображении. Затем дети вместе с педагогом выбирают несколько сочинений для двигательной импровизации. Необходимо дать детям возможность свободно использовать знакомые танцевальные элементы.

Метод 4. Определяем детские музыкальные интересы и предпочтения.

Индивидуальная беседа с детьми, анкетирование для родителей.

 

Второе направление диагностики

Наблюдение за детьми на музыкальном занятии (слушание музыки)

Целью наблюдения является исследование особенностей эмоциональной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста на музыку. Во время наблюдения учитываются:

-отношение ребенка к процессу слушания музыки (равнодушие, удовольствие, увлеченность, неприязнь);

- экспрессивно-мимическое выражение эмоций во время слушания (хмурится, улыбается, смеется, вздыхает, плачет, равнодушен, сосредоточен);

- сопровождение музыки движениями (притопывает, хлопает в ладоши; покачивает в такт мелодии; пританцовывает; неподвижен; сосредоточен; отвлекается на другую деятельность; не связанную с музыкой);

- эстетическая оценка музыкального произведения (дается самостоятельно, с помощью педагога);

-реакция на музыку (сразу, в процессе слушания, после прослушивания, отстроченная реакция, проявляющаяся в других видах деятельности).

 

 

Консультации для родителей

  • Терапевтический эффект музыки
  • Слушаем музыку
  • Влияние музыки на психику ребенка

Конспекты занятий

  • «В мире музыкальных инструментов»
  • «Музыкально – поэтическая гостиная» (НОД по творчеству С.Есенина для детей старшего дошкольного возраста)
  • Конспект тематического занятия «Осень разноцветная»
  • В музыкальной гостиной П.И. Чайковский «Вальс о Вальсе»
  • «Путешествие в страну Музыки»
  • Интегрированное музыкальное занятие «Волшебные звуки зимы»

Перспективный план по слушанию музыки для детей

 младшего дошкольного возраста.

месяц

тема

репертуар

задачи

Сентябрь

«Как рождается музыка»

П. Чайковский  «Новая кукла»; «Болезнь куклы»  («Детский альбом»);

Р. Шуман «Смелый наездник»,

Л. Бетховен  «Весело-грустно»;

Дать детям представление о том, что музыка разных времен (как программная, так и не программная) выражает чувства, настроения, переживании человека. Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку.

Октябрь

«Краски осени»

А. Лядов   «Дождик-дождик», «Окликание дождя» («Детские Песни);

Д.  Кабалевский  «Грустный дождик»,

Т.  Попатенко  «Листопад»,

М. Красев    «Падают листья».

Углублять представления детей об изобразительных возможностях музыки: различать звукоподражания некоторым явлениям природы (капель, плеск ручейка), выражение настроений, созвучных той или иной картине природы, времени года, дня.

Ноябрь

«Музыкальные инструменты!

Д. Кабалевский

 «Труба и барабан»,

Д. Шостакович «Шарманка» («Танцы кукол»),

Г. Свиридов «Звонили звоны»

(«Альбом пьес для детей»),

П. Чайковский

«Мужик на гармонике играет».

Знакомить детей с первыми музыкальными инструментами.

Закреплять и расширять представления детей о музыкальных инструментах и их выразительных возможностях.

Декабрь

«В мире животных»

Д. Кабалевский  «Ежик»,

А. Лядов «Петушок», «Зайчик»»,

М. Красев « Кукушка»,

Д. Кабалевский «Зайчик дразнит медвежонка»,

Побуждать детей сравнивать произведения, изображающие животных и птиц, находя в музыке характерные черты образа, опираясь на различие наиболее ярких средств музыкальной выразительности.

Январь

«Веселая зима»

П. Чайковский «Зимнее утро» («Детский альбом»);

С. Прокофьев  «Фея Зимы» (балет «Золушка»);

Р. Шуман  «Дед мороз» («Альбом для юношества»);

Развивать эстетические чувства детей, чувство прекрасного в жизни и искусстве, сопоставляя образы природы, выраженные разными видами искусств (живописью, поэзией, музыкой).

Февраль

«Три кита в музыке»

П. Чайковский  «Марш деревянных солдатиков»;

Народные колыбельные»;

П. Чайковский. Полька («Детский альбом»);

И. Штраус. Полька «Трик-трак».

Приобщать к музыкальной культуре.

Дать детям представления о первичных жанрах музыки (песня, танец, марш), их характерных особенностях.

Март

«Весна идет»

С. Майкапар  «Весною» («Бирюльки»);

П. Чайковский  «Весна» («Детские песни»);

Э. Григ «Ручеек»;

Г. Свиридов  «Весна и осень»

Развивать образную речь в поисках и применении сравнений, характеризующих образы природы, созданные в музыке, поэзии, живописи. Побуждать детей передавать образы природы в рисунке созвучно музыкальному образу.

Апрель

«Музыканты шутят…»

Д. Кабалевский «Клоуны»,

И.С. Бах «Шутка»,

П. Чайковский  «Юмореска».

Учиться определять настроение, нюансы в музыке. Способствовать развитию фантазии.

Май

«Сказка в музыке»

С. Майкапар  «Сказочка» («Бирюльки»);

Г. Свиридов «Колдун» («Альбом пьес для детей»);

А. Хачатурян «Вечерняя сказка»;

П. Чайковский «Баба Яга» («Детский альбом»);

М. Мусоргский «Избушка на курьих ножках» («Картинки с выставки»);

Развивать музыкальное восприятие, воображение, образную речь детей, побуждая их сочинить «свою» сказку, рассказанную музыкой, опираясь на различение интонации, их смены.

Перспективный план по слушанию музыки для детей

старшего дошкольного возраста

Месяц

Тема

Репертуар

Задачи

Сентябрь

«Как рождается музыка»

П. Чайковский «Детский альбом»,

М. Мусоргский «Картинки с выставки».

Обогащать музыкальные впечатления. Формировать музыкальный вкус. Знакомить с творчеством классиков. Приобщать к музыкальной культуре.

Октябрь

«Краски осени»

А. Вивальди «Осень»,

П. Чайковский «Октябрь».

Развивать эстетические чувства детей, чувство прекрасного в жизни и искусстве, сопоставляя образы природы, выраженные разными видами искусств (живописью, поэзией, музыкой).· Раскрывать выразительность и красоту художественного слова, живописи,  музыки. Различать выразительные средства разных  искусств.  Находить черты сходства и различия настроений, образов.

«Волшебное озеро»

А. Лядов «Волшебное озеро», «Кикимора»,

П. Чайковский «Баба Яга»,

Э. Григ «Шествие гномов».

Понимать, какую сказку рассказывает музыка: добрую, сердитую, злую; различать смену настроений, образов в одной сказке. Развивать музыкальное восприятие, воображение, образную речь детей, побуждая их сочинить «свою» сказку, рассказанную музыкой, опираясь на различение интонации, их смены.

Ноябрь

«Музыкальные инструменты»

С. Прокофьев «Волшебница скрипка», «Петя и волк»,

«Ударные инструменты», «Семья флейты»

Расширять представление детей об изобразительных возможностях музыки, ее возможностях передавать не только голоса птиц

 и животных, но и подражать тембрам музыкальных инструментов и музыкальных игрушек.  Закреплять и расширять представления детей о музыкальных инструментах и их выразительных возможностях.

Декабрь

«Новогодние истории»

Г. Свиридов «Зима пришла», «Тройка»,

П. Чайковский «Щелкунчик»

Воспитывать музыкально-эстетический вкус, знакомить с балетом, вызывать отклик на музыкальное произведение.

Январь

«Веселая зима»

А. Вивальди «Зима»,

П. Чайковский «Святки»,

Г. Свиридов «Зима пришла», «Тройка».

Знакомить с выразительными средствами в музыке.

Февраль

«Три кита в музыке»

С. Прокофьев «марш»,

С. Рахманинов «Итальянская полька»,

М. Глинка «Детская полька»,

В. Моцарт «Колыбельная».

Дать детям представления о первичных жанрах музыки (песня, танец, марш), их характерных особенностях.

Март

«Весна идет»

А. Вивальди «Весна»,

«Весна идет» - комплексно тематическое занятие,

Н. Римский – Корсаков «Пляска птиц»

Обогащать впечатление детей, формировать музыкальный вкус. Побуждать детей передавать образы природы в рисунке созвучно музыкальному образу.

Апрель

«Музыканты шутят»

П. Чайковский «Шутка в музыке», «Камаринская».

Учить определять настроение, нюансы в музыке.

Способствовать развитию фантазии.

Май

«Сказка в музыке»

Э. Григ «Почему вода в морях стала соленая», «В пещере горного короля».

Понимать, какую сказку рассказывает музыка: добрую, сердитую, злую; различать смену настроений, образов в одной сказке. Развивать музыкальное восприятие, воображение, образную речь детей, побуждая их сочинить «свою» сказку, рассказанную музыкой, опираясь на различение интонации, их смены.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста посредством техники рисования «по мокрому»

В процессе своей работы я не ставила целью повысить уровень технических навыков и умений детей и поэтому из множества изобразительных техник  способ рисования «по-мокрому» выбран намеренно....

Методические рекомендации "Оригами как технология развития творческой деятельности детей".

Использование технологии "оригами" в работе педагогов ДОУ позволяет решать основные задачи в подготовке детей к школе: развитие мелкой моторики рук, формирует положительные психоэмо...

Статья на тему: «Технология развития творческих способностей дошкольников в музыкально-игровом и танцевальном творчестве».

Данная статья интересна для тех, кого интересуют вопросы развития творческих способностей дошкольников в музыкально-игровом и танцевальном творчестве....

Самообразование по теме «Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) при слушании музыки старшего дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО»

Цель работы: повышение эффективности образовательного процесса, путем использования информационно - коммуникационных технологий при слушании музыки старшего дошкольного возраста....

«Применение ИКТ-технологий в процессе слушания музыки, как средства повышения эффективности усвоения музыкального материала»

Материал об эффективности применения ИКТ-технологий на музыкальных занятиях в детском саду....

Доклад - статья: "Развитие творческих способностей посредством использования авторских сказок"

quot;Развитие творческих способностей посредством использования авторских сказок"...

Технология развития творческого слушания музыки по авторской программе «Музыкальные шедевры» О.П.Радыновой

описание технологиии по слушанию музыки на основе авторской программы Радыновой "Музыкальные шедевры". с примерным планированием использования материала...