Доклад - статья: "Развитие творческих способностей посредством использования авторских сказок"
статья

Серас Инна Напаевна
"Развитие творческих способностей посредством использования авторских сказок"
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_avtorskie_skazki.docx16.53 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие творческих способностей детей  дошкольного возраста посредством авторских сказок.

Сказка не только развлекает, но и ненавязчиво воспитывает, знакомит ребёнка с окружающим миром, добром и злом.


Она - универсальный учитель. Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает своё отношение к добру и злу. В сказке черпаются первые представления о справедливости и несправедливости. Сказка активизирует воображение ребёнка, заставляет его сопереживать и внутренне содействовать персонажам. В результате этого сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное - новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям.
Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Сказки позволяют ребенку впервые испытать храбрость и стойкость, увидеть добро и зло, быть чутким к чужим бедам и радостям. Ведь сказка для ребёнка - это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность мира чувств.

Слушая сказки, дети глубоко сочувствуют персонажам, у них появляется внутренний импульс к содействию, к помощи, к защите. Но эти эмоции быстро гаснут, если нет условий для их реализации.

ОО «ХЭР» предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, становление эстетического отношения к окружающему миру, восприятие ..художественной литературы, фольклора, стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений, самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)

Для успешной реализации работы по развитию творческих способностей необходимо:

- создавать условия, поле активной деятельности, чтобы чувства, испытанные ребёнком во время чтения проявились в окружающей реальности. Оформление РППС является первостепенным

 - Театральная зона включает в себя различные виды театра (настольный, пальчиковый, Би-ба-бо, теневой и др), большое количество дидактических игр, костюмы, маски, атрибуты для драматизаций.

- Уголок ИЗО.  Неслучайно говорится: «Когда я слушаю - узнаю, когда делаю -запоминаю».
После знакомства со сказкой я предлагаю детям проиллюстрировать сказку, либо выполнить поделку по прочитанному тексту.
Театральная деятельность является основным средством приобщения маленького человека к искусству, творчеству. При подготовке к театрализации я использую различные упражнения на развитие внимания, воображения, движения: рубить дрова; волочить «тяжелый» ящик; нести очень «тяжёлый» чемодан; дотянуться до высоко висящего яблока, сорвать его, откусить, оно кислое; передавать друг другу верёвку, произнося слово «змея»; передавать друг другу кубик со словами «лягушка» или «мороженное»; передавать друг другу пустую коробку, по очереди «вынимать» различные воображаемые предметы, действовать с ними (достать воздушный шарик, надуть его, развернуть и съесть конфету); «съели кислый лимон» (морщатся); «рассердились на драчуна» (сдвинули брови); «встретили друга» (улыбнулись); «испугались забияку» (приподнимают брови, широко открывают глаза, приоткрывают рот); «удивились» (приподнимают брови, широко открывают глаза); «умеем лукавить» (моргают то правым, то левым глазом).
Эти упражнения позволяют детям научиться легче переключаться с одного движения на другое, понимать оттенки в выражении лица героя сказки, лучше передавать его характер, способствуют развитию творчества, воображения. Это позволяет детям расслабиться, эмоционально настроиться на восприятие воображаемой ситуации в сказке, передать свои чувства, создать атмосферу творчества .

Драматизация сказок проводится поэтапно.
1этап. Знакомлю детей со сказкой (выразительное чтение, рассказывание, беседы, рассматривание иллюстраций).

2этап. Анализ текста (разбор сюжетных линий, анализ персонажей, обсуждение темы и идеи сказки, работа над словом: часто в народных и авторских сказках встречается диалектная лексика, устаревшие слова (историзмы и архаизмы). На этом этапе можно использовать большое количество дидактических игр: «Скажи наоборот», «Продолжи ряд», «А как можно сказать по-другому» ( формирование понятий синонимов, антонимов, многозначных слов и т.д.) Пересказ, настольный театр, подвижные игры с персонажами сказок.
3этап. Отражение эмоционального отношения ребёнка к художественному произведению через лепку, рисование, конструирование, изготовление атрибутов к драматизации. Дети с интересом выполняют рисунки на тему «Мой любимый герой», «С кем повстречался сказочный герой», принимают участие в изготовлении совместной работы «Иллюстрации к любимой сказке», которая потом превращается в книгу. Игра «Чудесный лес» даёт каждому ребёнку возможность пофантазировать, дорисовать незаконченные фигурки: превратить их в деревья, цветы, бабочки, птички, животных, а потом рассказать волшебную историю с помощью своего рисунка. Таким образом, на данном этапе дети не только развивают воображение, но и речь.
4 этап. Разыгрывание сюжета сказки. Оформление настольного театра, изготовление домиков из картона, фигур животных. Провожу с детьми дидактические игры по мотивам сказок: «Шкатулка со сказками», «Путешествие в сказку», «Придумай продолжение сказки», «Чудесное превращение точки», которые развивают фантазию, воображение, учат пользоваться предметами-заместителями.

Персонажами сказок в нашей группе становятся и совсем необычные предметы: старый пень, комнатные растения, шишки, тарелка с ложкой. Взаимодействие с такими предметами, придумывание своих историй помогает стимулировать мышление детей, активизирует речь.
С такими «героями» сказки мне легче объяснить детям, что неприятного произошло у нас в группе, показать «со стороны» переживания: «Про то, как тарелка с ложкой поссорились в стране Посудии», «История жизни старого пня». Переживания куклы ближе и понятнее ребёнку, потому что кукла в этом огромном мире маленькая, как и он сам, и ребёнок, может её «защитить».
Таким образом, дети знакомясь со сказками, с традициями, бытом русского народа впитывают и народную мудрость, учатся сопереживать чужой беде, выражать своё отношение к добру и злу, стараются мыслить творчески: самостоятельно придумывать концовки, вводить непредвиденные ситуации, дополнительных героев, не боятся высказывать собственные предположения.
Дети с удовольствием включаются в игры-драматизации, как под моим руководством, так и самостоятельно, используя различные виды театров, предметы-заместители. Благодаря использованию различных нетрадиционных методов и приёмов при работе со сказкой, они научились видеть происходящие события с различных сторон. Проживая вместе с персонажами любимых сказок различные ситуации, малыши получают маленькие крупицы мудрости, терпения, доброты, творческой мысли, которые станут основой их взрослой жизни, надёжными спутниками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей посредством использования народных глиняных игрушек на занятиях по изодеятельности.

Использование народных глиняных игрушек на занятиях лепкой как средство развития творческих способностей....

статья "Развитие интеллектуально-творческих способностей дошкольников посредством ТРИЗ"

Статья в сборнике «Инновации в образовательном пространстве» IV Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции, 2013г....

Самоанализ педагогической деятельности "Развитие и формирование у детей дошкольного возраста творческих способностей посредством использования нетрадиционных техник рисования."

Самоанализ педагогической деятельности по теме"Развитие и формирование у детей дошкольного возраста творческих способностей посредством использования нетрадиционных техник рисования."...

Статья "РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕТРАДИЦИОННЫХ СПОСОБОВ РИСОВАНИЯ"

Известно, немало важную роль в развитии психических процессов играет младший возраст. Наиболее значимым и актуальным в данном возрасте является рисование. Рисование – очень интересный и в тоже в...

Проект по художественно-эстетическому направлению «Развитие художественно-творческих способностей посредством использования нетрадиционной техники рисования» детей старшего дошкольного возраста

Актуальность. «Изображать можно различными материалами, на основе множества материалов. Нет границ, должно быть желание и творчество самого ребёнка» На современном этапе развития...

Статья «Развитие музыкально – творческих способностей детей дошкольного возраста посредством музыкально – дидактических игр»

Статья "Развитие музыкально - творческих способностей детей дошкольного возраста посредством музыкально - дидактических игр"....