Самоанализ педагогической деятельности "Развитие и формирование у детей дошкольного возраста творческих способностей посредством использования нетрадиционных техник рисования."
материал на тему

Людмила Сергеевна Савочкина

Самоанализ педагогической деятельности по теме"Развитие и формирование у детей дошкольного возраста творческих способностей посредством использования нетрадиционных техник рисования."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoanaliz_pedagogicheskoy_deyatelnosti.docx96.77 КБ

Предварительный просмотр:

        Развитие и формирование у детей дошкольного возраста творческих способностей посредством использования нетрадиционных техник рисования.

В настоящее время произошли кардинальные изменения в общественной и экономической жизни нашего государства, наступил век нанотехнологий и информатизации, обществу требуются личности инициативные, способные нестандартно мыслить, быть готовыми к активности творческого характера, умеющие создавать креативные продукты своей деятельности. Многие способности и чувства, которыми наделяет нас природа, к сожалению, остаются недостаточно развитыми и нераскрытыми, а значит, и нереализованными в будущей жизни. Наличие развитого воображения в зрелые годы обуславливает успешность любого вида профессиональной деятельности человека. Поэтому развитие творческих способностей – одна из главных задач дошкольного воспитания.

Творчество - это особая форма человеческой активности, направленная на создание новых, оригинальных и в то же время социально значимых результатов.

Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в изобразительной деятельности. Занятия изобразительным творчеством смогут дать ребенку те необходимые знания, которые ему нужны для полноценного развития. Очень важно не упустить момент и не оттолкнуть человека от творческой деятельности, а наоборот приблизить к ней, заинтересовать, научить видеть и реализовать свои возможности.

Проблемой целенаправленного и активного воздействия на развитие творческих способностей в свое время занимались Н.П. Сакулина, Н.Б. Халезова, А.В.Бакушинский, Д.Б. Богоявленская, А.А. Венгер, ряд исследователей под руководством Н.А. Ветлугиной (Т.Г. Казакова, В.А. Езикеева – в области рисунка). Авторами исследовалось детское творчество в целом, его своеобразие, особенности развития, пути и методы воздействия на детей.

По мнению Л.С. Выготского и Н.А. Ветлугиной следует, как можно раньше побуждать детей к выполнению творческих заданий, ведь созидая, ребенок учится общаться с окружающим миром, видеть его красоту, замечать мелочи и нюансы. Обучаясь работе с различными материалами, узнавая их специфику, у детей развивается образное мышление. При ознакомлении с произведениями искусства, дети приобщаются к культурной традиции своего народа и знакомятся с культурой других стран.
Идеи данных авторов я использовала в своей практической деятельности.

Так же необходимо обратить внимание на требование ФГОС к структуре основной образовательной программы, один из компонентов которой является развитие   творческих   способностей   детей дошкольного возраста.

Мною были изучены следующие методические пособия:

1. «Художественное творчество и ребенок» п/р Н.А. Ветлугиной,

2. «Воображение и творчество в детском возрасте» Л.С. Выготский,

3. «Изобразительная деятельность в детском саду» Т.С. Комарова,

4. «Развивайте у дошкольников творчество» Т.Г. Казакова,

5. «Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников» Т.Г. Казакова,

9. «Изобразительная деятельность в детском саду» Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова.

Указанные авторы придавали большое значение развитию художественно-творческих способностей детей, рассматривали специфику организации занятий по изобразительной деятельности.

В своей работе я так же опиралась на методические разработки:Р.Г. Казаковой "Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий", И.А.Лыковой «Цветные ладошки».

В практической деятельности я руководствовалась разработками: Давыдовой Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1-2», Сахаровой О.М. "Сказки и краски (сказочные истории для развития речи и творческих способностей), Комаровой Т.С. «Игра и изобразительное творчество».

По мнению современных педагогов – практиков таких как: А. А. Фатеевой, Г.Н. Давыдовой, И. И. Дьяченко именно нетрадиционная техника рисования позволяет раскрыть потенциал детских возможностей и способностей.

Учеными-исследователями доказано, что большинство взрослых людей в своих навыках изобразительного искусства достигают не многого сверх того, что они умели к 9-10 годам жизни. И если дети рисуют как дети, то многие взрослые тоже рисуют как дети. Мало того, обычно взрослые со страхом воспринимают предложение, что-нибудь нарисовать. По статистическим данным, дети в пятилетнем возрасте дают 90 % оригинальных ответов, в семилетнем – 20 %, а взрослые – лишь 2 %.

Я решила на практике проверить так ли это. С родителями воспитанников своей группы провела небольшой тест на определение творческих способностей. Для диагностики я использовала методику Комаровой Т.С. «Дорисовывание кругов». (Приложение№1). К сожалению, данные статистики нашли свое подтверждение. Тогда я решила продиагностировать и детей своей группы. Работа оценивались по таким критериям как: продуктивность, оригинальность, разработанность образа. В целом дети показали не очень хорошие результаты, особенно по последним двум критериям, где непосредственно требовалось проявить творческие способности.

Результаты диагностики помогли мне сформулировать цель: развитие творческих способностей детей на основе изучения и освоения нетрадиционных техник рисования.

Для достижения данной цели перед собой поставила следующие задачи:

  • Апробирование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей дошкольников.
  • Развитие     у     детей      наблюдательности, умения видеть характерные   эстетические   признаки     окружающих     объектов.
  • Совершенствование умений и навыков в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Развивать умение выбирать самостоятельно технику.
  • Учить комбинировать ранее освоенные элементы в новых сочетаниях с различными материалами.
  • Создание развивающей среды на основе различных видов искусства, предметного окружения.
  • Привлечение родителей к сотрудничеству в развитии творчества детей.

Образовательная деятельность по развитию творческих способностей детей на основе изучения и освоения нетрадиционных техник рисования, включает в себя следующие этапы.

Проанализировав и отобрав для работы с детьми те нетрадиционные изобразительные техники, которые наиболее доступны, понятны и интересны ребёнку дошкольнику, разработала перспективный план изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования. http://nsportal.ru/sites/default/files/2016/10/16/samoobrazovanie.docx

Нетрадиционные техники изобразительной деятельности:

Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

В связи с внедрением ФГОС вопрос об организации развивающей предметно-пространственной среды на сегодняшний день стоит особо актуально. Поэтому к созданию данной среды в группе я подошла особенно тщательно. Она включает в себя:

  • Центр искусства и творчества - «Веселая мастерская" с разнообразными традиционными и нетрадиционными инструментами и материалами для изобразительной деятельности и художественного труда: кисточки, карандаши, фломастеры, краски, пластилин, штампы для печатания, коктельные трубочки, ватные палочки, бумага разного качества, вата, синтепон, пряжа, бросовый материал и т. д. Все это нужно для того, чтобы расширить возможности дошкольников в выражении впечатленийот окружающего мира.
  • Альбомы для рассматривания по различным тематикам, таким как: "Мать и дитя», «Портреты", "Натюрморты", "Пейзажи", "Художник-иллюстратор Ю.А.Васнецов"и многие, многие другие.
  • В центре природы по сезонам меняются выставки картин известных художников.
  • Совместно с детьми был создан лэпбук "Этот разноцветный мир". Он включает в себя дидактические игры, загадки о предметах для рисования, о цветах. Мини- книжки об истории создания карандаша и бумаги и т.д. (Приложение № 2)

Больше разнообразия вношу и в организацию деятельности: дети могут рисовать сидя за отдельными столами, могут сдвинуть вместе столы по два и т. д.  Важно, чтобы организация соответствовала санитарным нормам и правилам, и чтобы, конечно, детям было удобно и интересно вместе работать. Для занятий стараюсь приготовить красивые и разнообразные материалы, предоставляю детям возможность выбора средств изображения.

Для своей работы так же широко использую предметно-пространственную среду детского сада. В холлах регулярно оформляю выставки детских работ как групповые, так и индивидуальные.

Детская фантазия рождается в игре, и поэтому я соединяю нетрадиционные техники рисования с разнообразными игровыми приемами, которые вызывают у ребят эмоциональный отклик и такие чувства как радость, изумление, удивление, сопереживание и др.  Считаю, что рисование - это не только обучение, это, в первую очередь, игра. И в моих играх есть определенные правила: ребенок должен знать, что результат его труда необходим какому-нибудь игровому персонажу, следовательно, у него должно появиться желание помочь одному из обитателей игрового мира. Например, «Поможем Мухе-Цокотухе! Нарисуем для нее большой самовар, чтобы она могла напоить чаем всех своих гостей!» (Приложение № 3). Тем самым ставлю детей в позицию помощников, защитников, что особенно важно для решения воспитательных задач.

Для развития творческих способностей, воображения, мышления использую следующие задания:

1. «Рисование музыки».  Во время прослушивания музыкального произведения предлагаю сосредоточиться и «увидеть», что передает музыка. К примеру, после прослушивания произведения «Времена года» П. И. Чайковского дети рисуют осенний пейзаж, летящую тройку лошадей, просыпающуюся природу, поющего в небе жаворонка.

2. Нарисуй «Самое грустное», «Самое доброе», «Самое злое», «Самое красивое», «Самое счастливое» и т.д

3. «Рисуем вместе!». В этом задании предлагаю первому ребенку, задумать какое-нибудь изображение и нарисовать только один элемент. Второй ребенок предполагает, что это может быть, и проводит еще одну линию. Следующий должен дорисовать линию в соответствии со своим замыслом.

4. «Дорисовывалки». Вместе с детьми обводим свои ладошки и при помощи нетрадиционного рисования превращаем их в забавных животных, птиц, рыб и т.д. Еще интереснее и веселее дорисовывать кляксы!

Свою работу с детьми строю на следующих принципах:

• От простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным.

• Принцип развивающего обучения заключается в правильном определении ведущих целей обучения: познавательной, развивающей, воспитательной. Этот принцип предполагает разработку творческих заданий, не имеющих однозначного решения.

• Принцип интегрированного подхода реализуется в сотрудничестве с воспитателями и другими педагогами дополнительного образования, с семьёй, а также при перспективном планировании с учётом взаимосвязи всех видов изобразительной деятельности.

• Принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс.

• Связь обучения с жизнью: изображение должно опираться на впечатление, полученное ребенком от окружающей действительности.

• Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.

• Принцип доступности материала.

Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. В своей работе я использую следующие стимулы:

        Чем разнообразнее условия, в которых протекает изобразительная деятельность, содержание, формы, методы и приемы работы с детьми, а также материалы, с которыми действуют дети, тем интенсивнее развиваются детские художественно-творческие способности. Новизна обстановки, игровые приемы, сюрпризное начало работы, интересные неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие факторы – всё это помогает мне в работе не допускать в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия в деятельности.

Для организации познавательно-исследовательской практики дошкольников в изобразительной деятельности я использовала разнообразные игровые упражнения и приемы познания.Экспериментальная игра захватывает детей, погружает их в мир творения, загадки и тайны, а это всегда вызывает только положительные чувства у детей, особенно у дошкольников, которые, в силу психологических особенностей, живут в мире сказки и игры. (Приложение №4).

Незаменимым помощником в формировании творческих способностей детейявляется художественное слово, которое помогает обогатить словарный запас детей, приобщить к фольклору, учит детей быть вежливыми, гостеприимными, развивает кругозор. В своей работе использую загадки, стихи, сказки о красках.http://nsportal.ru/detskiy-sad/risovanie/2016/10/11/legendy-i-skazki-o-tsvetah-i-kraskah, http://nsportal.ru/detskiy-sad/risovanie/2016/10/11/hudozhestvenno-esteticheskoe-razvitie-0

Для приобщения ребят к прекрасному была организована экскурсия в местный краеведческий музей. Экскурсоводы показали нам работы местных художников, рассказали об истории создания картин. Так же нас познакомили с народными промыслами нашего района. (Приложение№ 5)

Для развития мелкой моторики использую следующие техники:

  • Рисование крупой
  • Пластиллинография
  • Обводка плоских фигур
  • Пуантилизм (Приложение № 6)

В своей работе широко использую ИКТ. Мы с ребятами совершаем виртуальные прогулки по известным музеям мира. http://journal-shkolniku.ru/virtual-ekskursii.html ,         Просматриваем огромное количество презентаций, видеофильмов, мультфильмов, играем в интерактивные игры. http://nsportal.ru/detskiy-sad/risovanie/2016/10/18/interaktivnaya-igra-po-izo-deyatelnosti

Приобретенные навыки, дети широко применяют при создании развивающей предметно-пространственной среды. Так, руками детей, создаются различные виды театров, которые они используют впоследствии в театрализованной деятельности.  Это такие виды театров как: пальчиковый и настольный, где дети самостоятельно изготавливают героев, а потом самостоятельно же разыгрывают спектакли, тем самым развивая свою речь, учась выразительности в произношении тех или иных текстов и обучаясь умению взаимодействовать друг с другом. Так же, традиционно ежегодно в детском саду проходит неделя театра, для которой дети рисуют афиши и приглашения для гостей. (Приложение № 7)

В рамках проекта "В целом мире торжество, наступило Рождество" совместно с детьми мы воссоздали макет пещеры, в которой родился Христос и создали настольный театр на стаканчиках из-под йогурта. (Приложение № 8).

Еще мы с детьми с огромным удовольствием создали свою книжку с картинками, которую сочинили методом сотворчества. Книга называется «Гусеница Куся». Сначала мы с детьми придумали сюжет, затем разобрали, что на какой странице будет нарисовано и каждому ребенку досталась своя страничка, на которой он и рисовал отдельный элемент сказки. Готовые страницы мы собрали в одну книжку, которую дети потом "читали" самостоятельно, опираясь на картинки. Так же было создано еще несколько таких книг. (Приложение № 9).

Таким образом, используя данные виды детской деятельности, я добиваюсь интеграции различных видов детского творчества.

Чтобы результаты проводимой работы были более эффективны необходимо взаимодействовать не только с детьми, но и с родителями. В работе с родителями использую следующие формы:

Совместно с родителями, устраиваем различные выставки творческих работ, конкурсы, фотовыставки. (Приложение № 11).

Для достижения основной цели было проведено обследование детей, оно проходило в форме диагностики и строилось на основе задания «Дорисовывание кругов» Т.С.Комаровой. При анализе стало понятно, что если на начальном этапе работы, по критериям оценивания, таким как -продуктивность, оригинальность и продуманность образа, были низкие показатели, то на конечном этапе - показатели сменились на абсолютно противоположные значения.

 В процессе наблюдения за детьми я обратила внимание, что у них возрос интерес к нетрадиционной технике рисования. Ребята стали творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, приобрели опыт эстетического восприятия, создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для его воплощения (Приложение № 12).

В современных условиях внедрения ФГОС ДО и модернизации образования, в первую очередь, необходимо перестроится педагогам: заниматься самообразованием, использовать современные технологии, делиться опытом. Сегодня, можно сказать, педагоги являются первопроходцами.

Как педагог дошкольного образования уделяю большое внимание развитию своей профессиональной компетенции. В феврале 2014 года прошла курсы повышения квалификации по теме «ФГОС дошкольного образования как основа модернизации образовательного процесса» (НИПКиПРО). Кроме того, повышаю своё педагогическое мастерство через посещение открытых занятий и воспитательных мероприятий моих коллег, участие в мастер-классах, педагогических и методических советах.

Активно принимаю участие в конкурсах, выставках и мероприятиях. (Приложение № 13). Результаты моей деятельности подтверждены личными наградами различного уровня (Приложение № 14).

Воспитанники моей группы периодически учувствуют в конкурсах различного уровня (Приложение № 15).

Мною были проведены открытые занятияhttp://nsportal.ru/detskiy-sad/risovanie/2016/10/11/hudozhestvenno-esteticheskoe-razvitie-1,http://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2016/10/19/konspekt-zanyatiya-po-poznavatelnomu-razvitiyu-v,я с большим удовольствием делюсь своим опытом с коллегами, а также с педагогами, которым интересна моя работа.

Большое внимание уделяю освоению компьютерных технологий. В своей работе использую следующие программы: MicrosoftOffice 2003-2007 (Word -текстовый редактор); Excel - редактор таблиц; PowerPoint - программа для создания мультимедийных презентаций; OfficePublisher – для создания буклетов и информационных листов; InternetExplorer. Также, я создала свой мини-сайт http://nsportal.ru/lyudmila-sergeevna-savochkina в «Социальной сети работников образования», где имею возможность делиться своим опытом и наработками, а также, черпаю опыт коллег.

Профессия педагога одна из самых важных и значимых в жизни современного общества. Быть педагогом – это призвание. Это значит, хотеть и уметь снова, и снова проживать детство с каждым ребенком, видеть мир его глазами, удивляться и познавать вместе с ним, быть незаметным, когда малыш занят своим делом, и незаменимым, когда ему нужна помощь и поддержка. Порой кажется, ну вот мне все известно и все изведано, но снова и снова понимаешь, как много еще надо узнать и сделать. И тут вспоминаешь строки Лермонтова М. Ю.: «Воспитывать... самая трудная вещь. Думаешь: ну, все теперь кончилось! Не тут-то было: все только начинается!»