Формирование творческих способностей детей через опытно-экспериментальную деятельность посредством использования нетрадиционных техник рисования
опыты и эксперименты по рисованию (средняя группа) на тему

Счастливцева Елена Николаевна

 

Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Как говорил В.А. Сухомлинский: «Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opytno-eksperimentalnaya_deya-t.docx40.63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №36 «Золотой ключик»

                                                           г. Набережные Челны РТ

Формирование творческих способностей  детей через опытно-экспериментальную деятельность посредством использования нетрадиционных техник рисования.

Разработала:

Воспитатель МБДОУ № 36 «Золотой ключик»

Счастливцева Елена Николаевна

Тема: Формирование творческих способностей  детей через опытно-экспериментальную деятельность посредством использования нетрадиционных техник рисования.

    Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Как говорил В.А. Сухомлинский: «Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».

    Художественное творчество является одним из важнейших средств познания мира и развитие знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка. Все дети любят рисовать. Но далеко не у всех это получается. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Я выбрала данное направление в работе с детьми, так как считаю его актуальным, важным и необходимым, потому что нетрадиционные техники рисования развивают детскую фантазию, воображение, снимают отрицательные эмоции, позволяют раскрыть и обогатить творческие способности ребёнка, а родителям порадоваться успехам своих детей.

Актуальность. Во время работы я столкнулась с проблемой, дети затрудняются рисовать, потому что, как им кажется, у них ничего не получится. Это связано с тем, что навыки изобразительной деятельности у детей еще слабо развиты, формообразующие движения сформированы не достаточно. Детям не хватает уверенности и самостоятельности в себе. Опыт работы показал, что овладение нетрадиционной техникой изображения доставляет дошкольникам истинную радость, если оно строится с учетом специфики деятельности и возраста детей.

Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.

Следственно, возникла необходимость создать такую систему занятий изобразительной деятельностью, которая стимулировала творческий потенциал детей, развивала их художественно – творческие способности.

Цель педагогического опыта – развитие творческих способностей дошкольников на основе изучения и освоения нетрадиционных техник рисования.

В ходе проведения исследовательской работы мною был определен ряд задач

Задачи опыта

Обучающие

Развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация)

Расширять представления о многообразии нетрадиционных техник рисования.

Обучать приемам нетрадиционных техник рисования и способам изображения с использованием различных материалов.

Учить детей самостоятельно выбирать материал для нетрадиционного рисования и умело его использовать.

Помочь детям овладеть навыками и умениями при работе с нетрадиционными техниками.

Развивающие:

Развитие детского творчества.

Развивать художественный вкус и творческий потенциал.

Развивать у детей познавательные процессы: наблюдательность и любознательность, мышление, воображение и фантазию, умение составлять рассказ об изображаемом, творчество.

Развивать связную речь детей: развивать навыки общения, точно выражать свои мысли и чувства, упражнять в правильном использовании грамматических форм языка.

Воспитательные:

Приобщение к изобразительному искусству

Воспитывать у детей чувство прекрасного, умение видеть красоту в окружающем мире.

 Воспитывать гражданские и патриотические чувства: любовь к Родине,  родному краю и интерес к народному искусству.

Формировать умение работать в коллективе.

Прививать интерес к рисованию нетрадиционными  техниками

Этапы опыта

1. Вводная часть:

Чтение сказок, игры по темам,  слушание мелодий, рассматривание альбомов произведений искусства и народного творчества, беседы о художниках и т. д. Цель вводной части - настроить детей на совместную работу, установить эмоциональный контакт.

2. Основная часть:

В неё входят: художественное слово; игры; объяснение материала - показ изображения и рассказ воспитателя; рассматривание произведений искусства и народного творчества для активизации познавательной активности и развития творческих способностей дошкольников; физминутки и пальчиковая гимнастика; непосредственная изобразительная деятельность детей.

3. Заключительная часть:

Анализ деятельности детей педагогом и детьми. Закрепление полученных знаний и положительных эмоций от работы на занятии.

Опыт представляет систему работы, направленную на формирование творческих способностей детей дошкольного возраста на основе изучения и освоения различных техник рисования, которая включает в себя комплексные занятия, развивающие игры и упражнения, консультации для педагогов и родителей, практические приёмы работы с различными материалами.

Новизна. Опыт носит инновационный характер, так как в системе работы используются нетрадиционные техники изобразительной деятельности и способы развития творчества детей: рисование отпечатком руки и пальцев, бросовым материалом (крышка, пробка, пенопласт, поролон, и т.д.), восковые мелки и акварель, свеча и акварель и др.

Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.

С самого раннего возраста дети пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своем изобразительном творчестве через визуальные ощущения. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном беспредельном мире.

Малыши рисуют пальчиками, ладошками на запотевшем стекле, палочкой на песке, мелом на асфальте. При этом дети не только отражают, что они видят и чувствуют, а еще и знакомятся с разными по свойствам и качествам материалами, предметами. Становясь постарше, дошкольники приобретают вначале простейшие умения и навыки рисования традиционными способами и средствами. А со временем уже осмысленно изыскивают новые приемы отражения окружающей действительности в собственном художественном творчестве. В тот момент педагог может сделать эту работу целенаправленной и познакомить детей с имеющими место в изобразительном искусстве нетрадиционными техниками.

Обучать нетрадиционным техникам рисования можно начинать уже в младшем возрасте, постепенно усложняя их. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет детей, а наоборот вызывает стремление заниматься таким интересным делом. Им интересен сам процесс выполнения работы.

Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «нельзя», можно рисовать, чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику.

Существует множество техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, каждому ребенку будет интересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок.

Нетрадиционные техники рисования помогают развивать у ребенка оригинальные идеи, воображение, творчество, мелкую моторику пальцев рук, самостоятельность.

Свою работу строила на следующих принципах

Чтобы успешно обучать детей, постоянно занимаюсь самообразованием: читаю методическую литературу, посещаю открытые мероприятия в своем детском саду и в ДОУ города.

При организации работы с детьми по изобразительной деятельности не ограничиваясь только передачей ребенку знаний, представлений и навыков, а стимулирую проявление самостоятельности и творчества, развиваю социально-эмоциональную сферу.

В общении с детьми использую позицию педагог-партнёр. Соблюдаю критерии руководства изобразительной деятельностью: знание особенностей творческого развития детей, их специфику, умение тонко, тактично, поддерживать инициативу и самостоятельность ребёнка, способствовать овладения необходимыми  навыками.

НОД проводятся в форме игр, цель которых научить детей рисовать при помощи одного пальчика, затем несколькими; познакомить с цветом, формой, ритмом и положением в пространстве, показать нетрадиционные техники рисования и научить применять их на практике. Проведение таких занятий способствует снятию детских страхов, обретению веры в свои силы, внутренней гармонии с самим собой и окружающим миром, дарят детям новую широкую гамму ощущений.

Принципы работы с детьми: доступность отбираемого материала; постепенное усложнение программного содержания, методов и приёмов руководства детской деятельностью; индивидуальный подход к детям.

Методы и приёмы обучения нетрадиционному рисованию: создание игровой ситуации; показ воспитателя; использование движения руки; сравнение двух техник; проговаривание последовательности работы; педагогическая диагностика.      (приложение 1)

Обучение с помощью нетрадиционных техник рисования происходит в следующих направлениях

  • от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию;
  • от применения наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения к более сложным;
  • от использования готового оборудования, материала к применению таких, которые необходимо самим изготовить;
  • от использования метода подражания к самостоятельному выполнению замысла;
  • от применения в рисунке одного вида техники к использованию смешанных техник изображения;
  • от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов нетрадиционной техники рисования.

Результативность опыта

     Подводя итоги исследовательской работы, направленной на развитие художественно – творческих способностей детей в системе занятий по изобразительной деятельности, можно отметить, что у детей повысился не только уровень художественных способностей,  но и стал очевиден личностный рост каждого воспитанника, что подтверждают  позитивные результаты проделанной работы:

- Дети приобрели ценный опыт творческого воплощения замыслов, опыт партнерских отношений, активного взаимодействия на основе изобразительной деятельности, стали раскрепощенные, инициативные, научились более свободно выражать свои мысли.

- Дети научились помогать друг другу, выстраивать партнерские отношения с педагогом, это придало уверенности даже самым зажатым детям.

   Теперь, когда они освоили некоторые методы нетрадиционного рисования - они с удовольствием самостоятельно занимаются этим:

   Рисуют и ищут ответ в своих рисунках « На что похоже?» Они чувствуют себя творцами, создателями, волшебниками. Многие на основе полученных знаний, умений и навыков не ограничиваются рамками заданий одного занятия – они ищут применение их в личном творчестве: придумывают новые способы рисования, комбинируют несколько способов в одном рисунке, дорисовывают, доклеивают, создают коллажи. Используют их в оформлении стендов, поздравительных стенгазет, проведении выставок творческих работ на разных уровнях.

Ожидаемые результаты реализации опыта к окончанию обучения

Раздел

Знают

Умеют

1

Изобразительная деятельность

1. Разнообразие техник нетрадиционного рисования

2.Свойства и качества различных материалов.

3. Технику безопасности во время работы.

1. Использовать средства выразительности рисунка: линии, цвет, форму, композицию для передачи литературных образов и природы.

2. Видеть и использовать разные цвета и оттенки; смешивать краски.

3. Использовать нетрадиционный подход к материалам,  комбинировать различные техники и материалы.

4. Аккуратно и экономно использовать материалы.

Результаты диагностики развития творческих способностей детей (по методике Т. Г. Казаковой) свидетельствуют о положительной динамике:

            Высокий              Средний              Низкий

 2013г. 7 дет. - 30 %       12дет. -52  %     4дет. - 17 %

 2014г. 13дет. -56 %      8дет. - 35 %        2дет. -  9  %

Анализируя результаты работы, можно сделать следующие вывод, рисунки детей стали интереснее, содержательнее, замысел богаче. Шедевры живут, дышат, улыбаются, а главное, каждый рисунок кажется произведением искусств. Эмоции, вызванные изобразительным искусством, способны творить чудеса,  они приобщают детей к высшим духовным ценностям, развивают их способности и творчество.


Используемая литература:

  1. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. - М, 2000.
  2. Ильина А. Рисование нетрадиционными способами//Дошкольное воспитание - 2004 - №2.
  3. Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. Рисование с детьми дошкольного возраста - М, Сфера, 2005.
  4. Кожохина С.К. и Панова Е.А. Сделаем жизнь наших малышей ярче. Ярославль, 2007.
  5. Комарова Т. С. Зарубежные педагоги о детском изобразительном творчестве // Дошкольное воспитание – 1991 - №12.
  6. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество. – М., 1990.
  7. Комарова Т. С. Обучение детей техническим навыкам и умениям // 37 Дошкольное воспитание – 1991 - № 2.
  8. Лыкова И.А. Каждый охотник желает знать.- М.,Карапуз,1999.
  9. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. - М., Карапуз - Дидактика, 2007.
  10. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, сценарии занятий, планирование. / Под ред. Казаковой Р. Г. – М., 2004.
  11. Утробина К. Хвост пушистый и усы. Нет приятнее красы. /Дошкольное воспитание. 1997 №2
  12. Утробина К. Уронило солнце лучик золотой./Дошкольное воспитание. 1996 №2.с.
  13. Художественное творчество и ребенок / Под ред. Ветлугиной Н. А. – М., 1972.
  14. Шклярова М. Рисуйте в нетрадиционной технике//Дошкольное воспитание – 1995 - №11.

Приложение 1

Виды нетрадиционного рисования

Рисование пальчиками.

Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет. Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Рисование ладошкой.

Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт. Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с 5ти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Тычок жесткой полусухой кистью.

Средства выразительности: фактурность окраски, цвет. Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

Скатывание бумаги.

Средства выразительности: фактура, объем. Материалы: салфетки либо цветная двухсторонняя бумага, клей ПВА, налитый в блюдце, плотная бумага или цветной картон для основы. Способ получения изображения: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из нее шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком для снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.

Точечный рисунок.

Детям нравится все нетрадиционное. Рисование точками относится к необычным, в данном случае, приемам. Для реализации можно взять фломастер, карандаш, поставить его перпендикулярно к белому листу бумаги и начать изображать. Но вот лучше всего получаются точечные рисунки красками. Вот как это делается. Спичка, очищенная от серы, туго заматывается небольшим кусочком ваты и окунается в густую краску. Можно взять ватные палочки. А дальше принцип нанесения точек такой же.

Оттиск смятой бумагой.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет. Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага. Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага. 

Восковые мелки + акварель.

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным.

Свеча + акварель.

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.

Техника рисования с использованием трафарета.

Способ рисования: Изготовить трафарет: согнув лист бумаги пополам, обрезать 1 см по краям, а на сгибе нарисовать половинку вазы и букета из элементов цветочков и различной зелени. Всё аккуратно вырезать. На чистый лист бумаги наложите трафарет. Опустите губку в краску, затем прижмите её к бумаге, делая «колющие» движения. Опустите губку в краску другого цвета и продолжайте печатать. Используя необходимые цвета, нанесите краску на все участки рисунка. При желании можно прорисовать детали рисунка кистью или фломастером.

Коллаж.

Само понятие объясняет смысл данного метода: в него собираются несколько вышеописанных. В целом нам в идеале кажется важным следующее: хорошо, когда дошкольник не только знаком с различными приемами изображения, но и не забывает о них, а к месту использует, выполняя заданную цель. Например, один из детей 5-6 лет решил нарисовать лето, и для этого он использует точечный рисунок (цветы), а солнышко ребенок нарисует пальцем, фрукты и овощи он вырежет из открыток, тканями изобразит небо и облака и т.д. Предела совершенствованию и творчеству в изобразительной деятельности нет. Английский педагог-исследователь Анна Роговин рекомендует все, что есть под рукой, использовать для упражнений в рисовании: рисовать тряпочкой, бумажной салфеткой (сложенной много раз); рисовать грязной водой, старой чайной заваркой, кофейной гущей, выжимкой из ягод. Полезно так же раскрашивать банки и бутылки, катушки и коробки и т.д.

Поролоновые рисунки.

Почему-то мы все склонны думать, что, если рисуем красками, то обязательно и кисточкой. Далеко не всегда, утверждают тризовцы. На помощь может прийти поролон. Советуем сделать из него самые разные разнообразные маленькие геометрические фигурки, а затем прикрепить их тонкой проволокой к палочке или карандашу (не заточенному). Орудие труда уже готово. Теперь его можно обмакнуть в краску и методом штампов рисовать красные треугольники, желтые кружки, зеленые квадраты (весь поролон в отличие от ваты хорошо моется). Вначале дети хаотично будут рисовать геометрические фигуры. А затем предложите сделать из них простейшие орнаменты - сначала из одного вида фигур, затем из двух, трех.

Объёмная аппликация.

Очевидно, что дети любят заниматься аппликацией: вырезать что-либо и наклеивать, получая от самого процесса массу удовольствия. И нужно создавать им все условия. Наряду с плоскостной аппликацией научить их делать объемную: объемная лучше воспринимается дошкольником и более реалистично отражает окружающий мир. С целью получения такого изображения нужно хорошо помять в детских руках аппликативную цветную бумагу, затем слегка распрямить и вырезать требуемую форму. После чего едва наклеить и в случае необходимости дорисовать отдельные детали карандашом или фломастером. Сделайте, к примеру, так любимую детьми черепашку. Помните коричневую бумагу, слегка распрямите, вырежьте овальную форму и наклейте, а затем подрисуйте голову и ноги.

Детей среднего дошкольного возраста рекомендуется знакомить с техниками:

  • тычок жесткой полусухой кистью.
  • печать поролоном;
  • печать пробками;
  • восковые мелки + акварель;
  • свеча + акварель;
  • печать листьями;
  • рисунки из ладошки;
  • рисование ватными палочками;
  • волшебные веревочки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования"

Программа расчитана на детей 1,5-3 лет, срок реализации программы - 2 года. Программа направлена на формирование у детей навыков  изодеятельности, совершенствование наблюдательности, воспита...

Инновационный проект «Развитие художественно-творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования и аппликации»

Развитие творческих способностей невозможно без создания на занятиях по изодеятельности требующей решения творческой задачи. Выход из нее — поиск нового метода, приема, средства деятельности. Творческ...

Самоанализ педагогической деятельности "Развитие и формирование у детей дошкольного возраста творческих способностей посредством использования нетрадиционных техник рисования."

Самоанализ педагогической деятельности по теме"Развитие и формирование у детей дошкольного возраста творческих способностей посредством использования нетрадиционных техник рисования."...

Педагогический проект на тему "Система работы по формированию творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования"

Предлагаю вашему вниманию педагогический проект "Система работы по формированию творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисов...

Проект по теме: «Формирование художественно - эстетической культуры детей раннего и дошкольного возраста через эффективное взаимодействие ДОУ и семьи посредством использования нетрадиционных техник рисования» «Юный художник»

Развитие художественно-творческих способностей детей раннего и младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования....

План по самообследованию : «Развитие – художественно – творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования»

Формирование у детей творческих способностей в изобразительной деятельности, через нетрадиционные техники рисования.Повысить свой профессиональный уровень по данному вопросу...