Статья на тему: «Технология развития творческих способностей дошкольников в музыкально-игровом и танцевальном творчестве».
учебно-методический материал по теме

Данная статья интересна для тех, кого интересуют вопросы развития творческих способностей дошкольников в музыкально-игровом и танцевальном творчестве.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologiya_tvorcheskih_sposobnostey_dosh.doc54 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МКДОУ детский сад общеразвивающего вида №17«Чебурашка»

Статья на тему:

«Технология развития творческих способностей дошкольников в музыкально-игровом и танцевальном творчестве»

подготовила: музыкальный руководитель: Веретенникова Валентина Сергеевна.

Луховицы 2013


Музыкально - игровое и танцевальное творчества детей занимает прочное место в дошкольной педагогике. Основная задача – формировать у детей восприятие музыкальных образов и способность выражения их в движении  в соответствии с музыкой. Музыкальный образ складывается с помощью разнообразных средств выразительности, которые необходимы для выражения эмоционального содержания произведения. Музыкально-игровая и танцевальная деятельность делится на две группы: восприятие музыки и воспроизведение её выразительных свойств в движении.

 Первая группа действия связана с целостным восприятием музыки. Ребёнок начинает выделять отдельные, наиболее яркие средства.

 Вторая группа действий направлена на освоение двигательных навыков в процессе музыкальных игр, хороводов, танцев. При этом используются различные движения:  из области физических упражнений (ходьба, бег, поскоки), сюжетной драматургии (инсценирование игровых образов, развитие сюжетной линии), танца (элементы народного танца и современного).

 Добиваясь выразительности при выполнении движений детьми, необходимо следить за тем, насколько слитно и точно передают они особенности того или иного музыкально  произведения.

Программа по дошкольному воспитанию ориентирует нас на развитие творчества во всех видах музыкально-ритмической деятельности и во всех возрастных группах детского сада, начиная со средней. Поэтому практически ни одного занятия не должно быть без творческих заданий, как не бывает его без пения, слушания музыки, музыкально-ритмических движений. Развивая способности детей, мы способствуем развитию их общей музыкальности, нравственных качеств личности, инициативы, самостоятельности.

Собственный опыт и практика коллег убеждает, что для проявления творческого начала у детей необходимо следующее:

большой объём музыкальных впечатлений.  Дети получают их помимо праздников и досугов, проводимых в детском саду, ещё и дома, просматривая телевизионные передачи, компьютерные программы, театрализованные представления;

развитие активного восприятия музыки. Важно учить не только слушать, но и слышать музыку, понимать музыкальную речь;

устойчивые навыки выразительного движения в соответствии с характером музыки.

 Анализируя программный материал, обращаешь внимание на следующее. Для творческих заданий удобен не только материал, рекомендованный собственно для детского музыкального творчества, но и материал, предназначенный для музыкально - ритмических движений и слушания. Так, в младшей группе из раздела музыкально ритмических движений мы берём русские плясовые «Как у наших у ворот», «Пойду ль я, выйду ль я» (для свободных плясок), игры и игровые упражнения «Солнышко и дождик» М. Раухвергера, «Поезд» Н. Метлова, «Кошка и котята» (русская народная мелодия, обработка М. Раухвергера), «Играем с водой» (французская народная мелодия) и др. Для творческих заданий можно использовать «Осеннюю песенку» Ан. Александрова, песню «Заинька» М. Красева, «Песенку Петрушки» Г. Фрида, песню «Жук» В. Иванникова, рекомендованные для слушания.

 Прослушивая эти пьесы, вместе с детьми определяли характер музыки, темповые, динамические и регистровые изменения, параллельно разучивали простейшие плясовые движения. Когда ребята приобрели достаточно прочные навыки в освоении этих движений, начала приучать их к более быстрой смене движений в соответствии с двухчастной формой музыки. Вначале дети подражали действиям воспитателя. На следующих занятиях усвоившие пляску танцуют самостоятельно.

 Для детей этого возраста программой предусматривается немало игр. Многие из них связаны с конкретными персонажами (кошкой, мышкой, зайчиком, лошадкой). Вначале я даю словесную характеристику образу,  например, чтобы дети почувствовали характер каждого персонажа, говорила: «В лесу жила медведица, огромная лохматая, она любила сладкую малину и мёд. у неё были медвежата, маленькие, пушистые, шаловливые. медвежата любили бегать на четвереньках и бороться друг с другом». к другой игре нашла выразительное стихотворение:

Что задумал Васька рыжий?

То как тень ползёт по крыше,

То на брюхо припадёт…

к воробью крадётся кот

Подползает тише мыши…

Воробей: «Чирик!» - и с крыши.

Рыжий кот прищурил глазки

 И ушёл просить колбаски.

Затем предлагала послушать музыку к игре и просила детей мысленно представить как двигается медведица, маленький медвежонок и кот. И только после этого передать в движении характерные особенности образа. Вначале эти самостоятельные проявления дошкольников были очень робкими. Многие пытались повторять действия друг друга. Приходилось помогать, направлять их поиск. Постепенно малыши вживались в образ, их движения становились более выразительными, а поиск - осмысленным. Однажды «мишка» в исполнении Алины стал отмахиваться от пчёл, мешавших «Лизать мёд», Егора – кот» не просто ловил воробышков,  а тихонько подкрадывался, притворяясь спящим, пытаясь обхитрить зазевавшихся птичек. Особенно полюбилась детям игра «Поезд». На ней мы попадали на речку, луг, в лес, встречались с различными зверушками, плясали, загорали или прятались от дождя.

В средней группе продолжается процесс накопления музыкальных впечатлений и движений. Точно так же, как и в младшей группе, предварительно на нескольких занятиях идёт углублённая работа по восприятию музыки, каждого отдельного произведения, причём этот приём поэтапной работы над восприятием музыки характерен и для всех возрастных групп. Я стараюсь использовать как можно больше методов и приёмов воздействия на детей:

  1. выразительное исполнение музыкальных произведений,
  2. правильный, чёткий, эмоциональный показ движений и  использование иллюстративного материала,
  3. образный рассказ, поэтическое слово, загадки, потешки, всевозможные пояснения, использованные при подведении детей к сюжетно-ролевой игре, импровизированию пляски,
  4. метод упражнений или практический.

 В средней группе дети знакомятся с трёхчастной формой и пытаются менять движения в соответствии с ней, пополняется набор характеров персонажей, игр: важный гордый петушок,  хлопотливая курочка «Курочка и петушок» Г. Фрида), грузный сердитый медведь («Медведь» В. Ребикова), шустрые, озорные или трусливые зайчата («Песенка зайчиков» М. Красева, «Медведи и зайцы» В. Ребикова).

Дети пробуют предавать настроение инструментальной пьесы («Обидели» В. Агафонникова). Интересны были находки Маши и Тани. А Настя подошла к воспитательнице и прижалась к ней щекой, когда её спросили, почему она так сделала, та ответила: «когда меня обидят, меня всегда жалеет мама». Очень  важно поддержать детей в их творческих проявлениях, какими бы наивными, смешными они ни показались нам поначалу. Посмеяться -  значит разрушить веру ребёнка в искренность, справедливость, нарушить его творческую фантазию.

 Для работы с детьми старшей и подготовительной групп программой предлагается обширный материал по всем видам музыкальной деятельности. Так, все плясовые мелодии («Полянка», «Канава», «Я на горку шла», «По улице мостовой» и др.) хорошо использовать для переплясов. В них могут показывать свои умения как отдельные дети, так и пары, подгруппы мальчиков и девочек. Переплясы – своеобразные соревнования, весёлые, увлекательные, эмоциональные, развивающие память, внимание, инициативу, фантазию дошкольников. Победителем становится тот, кто исполнит больше плясовых движений, не повторяя действий товарищей. У детей появляется движение придумать новое движение.

  в отличие от младшей и средней групп в старших группах, кроме народной музыки, мы используем русскую классическую музыку (М. Глинки, П. Чайковского, С. Рахманинова). Например, в старшей группе, работая над выразительностью рук, кроме рекомендованных программой упражнений, используем «сладкую грёзу» П.Чайковского. Дети старшей группы прекрасно слышат фразировку и широкий диапазон нюансировки (от «Пианиссимо» до «форте»). Можно задействовать все группы мышц. Движения необычайно разнообразны: от хрупкого,  еле ощутимого прикосновения кончиков пальцев до мощных взмахов всей рукой.

 Совершенствуются навыки детей в точной, выразительной передаче настроений инструментальной музыки в движении. Усложняются образы, расширяется палитра настроений. После кропотливой работы по восприятию, перед непосредственной импровизацией, даю словесную картину музыкальному образу. Например, перед «Осенней песней» П.Чайковского из «времён года» говорю: «представьте осенний лес, деревья преобразились, они уже не ярко-зелёные, а жёлтые, багряные, золотисто-коричневые. Всё чаще дует пронизывающий ветер, листья облетают, сквозь серые, тяжёлые тучи виднеется клин улетающих на юг птиц. Они прощаются с Родиной и поют печальную песню».

 Перед слушанием пьесы «Июнь. Баркарола» предлагаю вспомнить, как тепло было летом: «Представьте, что вы на поляне. Каких только на ней нет цветов: и красные маки, и розовые, сиреневые кашки, и нежно-голубые колокольчики, небо голубое-голубое, на нём нет ни облачка. Порхают бабочки, стрекозы, радуясь тёплому денёчку, стрекочут неутомимые музыканты – кузнечики. Как приятно полежать на шёлковой травке или набрать букет душистых цветов!»

 Такие словесные зарисовки даю перед каждым произведением. Не показываю движения, в ввожу в настроение. Для более полного проникновения детей в музыкальный образ использую репродукции картин русских художников-пейзажистов (Левитана, Васильева, Бродского, Саврасова и др.)

 В подготовительной группе задачи по восприятию музыки значительно усложняются. Предполагается, что дети этого возраста более осознанно воспринимают музыкальную речь, не только определяют жанровую основу произведения, но и дифференцированно подходят к определению характера каждого вальса, каждого марша, каждой польки. Кроме того,, чувствуют трёх- и четырёхчастную форму, музыкальную фразировку, более тонкие темповые и динамические изменения, ладовую окрашенность. Задачи, о которых идёт речь, я последовательно решала на музыкальных занятиях, используя программный материал по слушанию музыки («Итальянскую польку» С.Рахманинова, «Детскую польку» М. Глинки, «Вальс-шутку» Д. Шостаковича) и материал, рекомендованный по творчеству. В репертуар подготовительной группы ввела дополнительно музыкальные произведения, чьи имена относительно недавно ведены в программу. Дети импровизировали под  музыку советских классиков: Г. Свиридова (к повести  А.С. Пушкина «Метель»), А. Хачатуряна (из балета  «Гаяне»), Д. Шостаковича («Лирический вальс»). Знакомила с музыкой зарубежных композиторов – Ф. Крейслера (вальс «Радость любви»), А. Ферро («Тарантелла»).

Дети не могут быть изолированы от современной эстрадной музыки, которая их окружает. Поэтому стараюсь привить им вкус к хорошей эстрадной музыке. Так, в своей работе я обращаюсь к музыке Р. Паулса, Г. Гладкова, М. Минкова, Н. Рыбникова.  Этот материал  я использую для индивидуальных занятий с подгруппами детей во второй половине дня. Очень нравятся ребятам задания, как для индивидуального, так и для коллективного творчества.

 Понятно, сочинительство -  не самоцель, а только средство воспитания эстетического вкуса, повышения активности детей, их нравственного становления. Приятно сознавать, что среди своих любимых произведений ребята называют серьёзную классическую музыку, радуются, когда узнают её, услышав  по радио. Дети стали доброжелательнее, внимательнее друг к другу. Более объективны их оценки творческих находок своих товарищей. известна роль положительных эмоций. Поэтому каждого ребёнка стремлюсь подбодрить, похвалить.  

Литература:

1.Н.А.Ветлугина «Музыкальное воспитание в детском саду», М. «Просвещение» 1981.

2. «Эстетическое воспитание в детском саду» под. ред. Н.А.Ветлугиной, М. «Просвещение» 1985.

3.Н.А.Метлов «Музыка детям» М. «Просвещение» 1985.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: «Технология развития музыкальных способностей детей в старшей группе ДОУ».

В данной статье дается подробное описание технологии развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста....

«Технология развития творческих способностей дошкольников в музыкально-игровом и танцевальном творчестве»

Музыкально - игровое и танцевальное творчества детей занимает прочное место в дошкольной педагогике. Основная задача – формировать у детей восприятие музыкальных образов и способность выражения их в д...

Статья. "Влияние музыки на развитие творческих способностей дошкольников".

Данная статья была опубликована в международном сборнике "Педагогические проблемы музыкального образования": сборник научных статей по материалам заочной международной конференции. Вып. 5.- Воронеж: В...

Педагогическая технология «Развитие творческих способностей дошкольников через музыкально-ритмические движения Программа А.И.Бурениной «Ритмическая мозаика»

Цель программы "Ритмическая мозаика" — развитие ребенка, формирование средствами музыки и ритмических движений разнообразных умений, способностей, качеств личности. И, как известно, че...

Индивидуальная тема самообразования "Развитие творческих способностей дошкольников посредством использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности».

quot;Развитие творческих способностей дошкольников посредством использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности»....

Статья на тему «Технология развития певческих способностей у детей дошкольного возраста»

Статья на тему «Технология развития певческих способностей у детей дошкольного возраста»...

Технология развития творческих способностей дошкольников

      Данный материал представляет собой педагогическую технологию музыкального образования, воспитания и развития дошкольников через игру на музыкальных инструментах. Он будет и...