Статья. "Влияние музыки на развитие творческих способностей дошкольников".
статья по музыке (старшая группа) на тему

Богданова Оксана Александровна

Данная статья была опубликована в международном сборнике "Педагогические проблемы музыкального образования": сборник научных статей по материалам заочной международной конференции. Вып. 5.- Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2014.-212 с. (статья на стр.186.). В данной статье собран и описан опыт работы по данной теме.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

УДК 78:37

Богданова О.А.

ВЛИЯНИЕ МУЗЫКИ НА РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ

Дошкольное детство - это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире [3, с.33].

Исследования ученых, работы педагогов – новаторов доказывают, что каждый ребенок по своей природе – творец. Необходимо создать условия для побуждения заинтересованности ребенка к занятиям творчеством [2, с.73]. В этой связи нами была проведена оценка влияния музыкального сопровождения на эффективность проведения танцевальных занятий и изодеятельности.

В МБДОО «Детский сад «Родничок» (г. Мичуринск) развитие творческих способностей осуществляется на занятиях по изодеятельности (рисование, лепка, аппликация). Данные занятия являются тематическими.

Тематика занятий по изодеятельности разнообразна. Рисование охватывает такие темы как: «Картины про лето», «Рисуем дождь», «Летят перелетные птицы» (техника графика), «Осень, в гости к нам пришла», «Моя любимая сказка», «Зимушка - зима», «Рисование по замыслу», «Маме в день 8 марта», «Красивые цветы», «Салют над городом в честь праздника победы», «Цветные страницы». При подготовке материала к занятиям уделяется большое внимание именно музыкальному сопровождению. Например, при рисовании тем: «Картины про лето», используем записи П.И. Чайковского «Времена года», «Рисуем дождь» - звуки дождя или льющейся воды, «Красивые цветы» - «Вальс цветов»  П.И. Чайковского, «Моя любимая сказка» - музыка подбирается в зависимости от выбора сказки детей (это может быть музыка из кинофильмов, мультфильмов соответствующего содержания), Так, при рисовании темы «Осень в гости к нам пришла» используем записи П.И. Чайковского «Времена года» (Осень, октябрь). Также в качестве музыкального фона ставили записи А. Вивальди «Времена года» (Осень). Дети отдали предпочтение музыке П.И. Чайковского.

Лепка и аппликация включают в себя темы, которые направлены на изучение и закрепление таких умений как различать цвет, форму, величину, свойства материалов, но, тем не менее, на этих занятиях тоже используется музыка в качестве фона, а не акцента, как в занятиях по рисованию.

На сегодняшний момент в ДОО собрана большая коллекция аудиозаписей, которая включает в себя классическую музыку (А. Вивальди «Времена года»; П.И. Чайковский «Времена года», «Спящая красавица», «Щелкунчик», «Лебединое озеро»; М. Глинка «Камаринская», «Вальс - фантазия»; А. Лядов «Кикимора», «Музыкальная табакерка», «Баба - Яга»; Г. Свиридов «Метель»; С. Прокофьев «Золушка», «Петя и волк»; Ф. Шопен «Вальсы», «Полонезы»; В. Моцарт «Маленькая ночная серенада», «Симфония №40»; Э. Григ «Сюита №1», «Сюита №2»); музыку из различных мультфильмов («Крошка Енот», «Бременские музыканты», «Мама для мамонтенка», «Ну, погоди» и другие), кинофильмов («Приключения Буратино», «Красная шапочка», «Мери Поппинс» и другие); звуки природы (пенье птиц, звуки воды), позволяющая использовать её не только на занятиях по изодеятельности, но и интегрировать в другие виды деятельности.

При систематическом использовании музыки на занятиях по изодеятельности отмечено, что грамотно подобранный материал в соответствии с тематикой дает положительный результат. У детей повышается внимание, появляется заинтересованность, усидчивость, желание более продуктивно работать. В результате наблюдений нами замечено, что дети отдают предпочтение музыке более спокойной, легкой. В качестве эксперимента на занятии по рисованию (тема «Рисуем дождь») включали музыку И. С. Баха. При анализе работ заметили, что рисунки у детей получались более темными, не четкими. При личных беседах дети отвечали, что музыка им казалась какой – то тёмной, грустной.

На музыкальных и танцевальных занятиях дошкольники обучаются элементам техники выражений эмоций с помощью выразительных движений тела, навыкам релаксации [4, с.25]. Детям даем возможность проявить себя, свою индивидуальность в выражении эмоций и подборе танцевальных движений, которые помогут создать соответствующий образ. Большое значение в ходе таких занятий придается коррекции коммуникабельных нарушений, трудностей в общении со сверстниками, нежелательных личностных особенностей. Формированию танцевально-игровой культуры помогает специально подобранная музыка: классическая, народная, современная, к циклам тематических танцевально-импровизационных упражнений («Танец бабочек», «Волшебник», «Танец огня», «Танец морских волн» и т.д.).

В своей работе по развитию индивидуальных качеств ребенка применяем арттерапию. Арттерапия - лечение видами искусства, нашла применение в системе творческих занятий, используемых у нас в детском саду с детьми старшего дошкольного возраста.

Арттерапия хороша еще и тем, что необходимые «материалы» у вас под рукой, разнообразные плюшевые игрушки, посудка, машинки, куклы, пластилин, глина. Остается только применять их на практике.

Музыка в арттерапии на занятиях старших дошкольников играет огромную и важную роль. Она создает атмосферу происходящих событий. Если по замыслу занятия отправляешься в ночь, то мелодия погружает нас в ее таинство полное предчувствий и самых неожиданных встреч.

В своей работе по развитию танцевального творчества у детей мы активно используем кинезитерапию - это вид арттерапии, где музыка и движение используются в лечебных или коррекционных целях. Слушая музыку они начинают делать движения руками, ногами, притопывать, покачивать головой - это бессознательный танец. Часто малыши, слушая музыку, импровизируют своеобразный ритмичный танец». Ребенок интуитивно испытывает потребность в движениях, поэтому важно развивать у него начальные формы проявления. Дети, прислушиваясь к музыкальной речи произведения, по-своему варьируют знакомые движения. Положительные эмоции от общения с искусством оказывают лечебное воздействие на психосоматические процессы, мобилизируют его резервные силы, обуславливают его творчество во все областях искусства, науки и всей жизни в целом. Именно эти выводы ученых легли в основу научного обоснования использования искусства в коррекционной и воспитательной работе с детьми.

Танцетерапия с дошкольниками предполагает использованием различных видов танцевального искусства: образно-сюжетный танец, танец - импровизация, пластика тела, танец рук, коррекционная ритмика, данстерапия, танцевальный стренчинг, современный детский или народный танец.

Кинезитерапия с детьми на музыкальных занятиях в нашем детском саду проводится в форме тематических занятий, построенных на образной импровизации педагога и группы детей («Путешествие за Синей птицей», «В гостях у морского царя», «Бал насекомых» и т.д.).

Систематически занимаясь с детьми по данным методикам, проанализировав и проведя мониторинговое обследование детей по результатам 2013- 2014 учебного года, отмечаем, что уровень развития музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста повысился по всем разделам: способность восприятия музыки - на 22%, эмоциональная отзывчивость – на 30%, чувство ритма - на 28%, музыкальная память - на 13%, воображение, музыкальное мышление - на 12%, координация слуха и голоса - на 18%, координация движений - на 25% и самое главное, заметно улучшились музыкально-творческие способности детей. Они стали открытыми, активными, готовыми к совместной творческой работе с педагогом.

Комплексную оценку результатов освоения программы проводили по методике, разработанной Ю.А. Афонькиной. На каждого ребенка заводилась индивидуальная диагностическая карта, в которой отмечались основные показатели развития, оценка показателей. [1, 4] Такие карты составлялись по нескольким разделам: развитие продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация), развитие детского творчества, развитие музыкально – художественной деятельности, приобщение к музыкальному искусству.

Используя блок «психологическая диагностика», применяли методику «дорисовывания фигур» (автор О.М. Дьяченко), методику «Музыкальная импровизация», методику «Способности вашего ребенка» (авторы Л.Г. Матвеева, И.В. Выбойщик, Д.Е. Мякушкина).

Таким образом, способности не столько проявляют себя в музыкальной деятельности, сколько сами создаются в процессе её.

Список литературы

1. Афонькина Ю.А. Комплексная оценка результатов освоения программы «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой: диагностический журнал. Старшая группа.- Волгоград: Учитель, 2011.- 110 с.

2. Баринова М.Н. О развитии творческих способностей – Л:1961;

3. Венгер Н.Ю., Путь к развитию творчества. - Дошкольное воспитание. -1982 №11. стр. 32-38.

4. Прохорова Л. Развиваем творческую активность дошкольников. - Дошкольное воспитание. - 1996 №5. стр. 21-27.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль музыки в развитии творческих способностей дошкольников

"Без  творчества  немыслимо  познание  человеком  своих  сил, способностей, наклонностей." В.А.Сухомлинский. Творческие  способности - это  индивидуальные...

Роль музыки в развитии творческих способностей дошкольников

"Без  творчества  немыслимо  познание  человеком  своих  сил, способностей, наклонностей." В.А.Сухомлинский. Творческие  способности - это  индивидуальные...

Статья «Влияние театрализованной деятельности на развитие творческих способностей детей»

Театрализованная деятельность дает удивительные  возможности для раскрытия творческого потенциала ребёнка, воспитания творческой направленности личности. Приобщение детей к театрализованной деяте...