«Поговорим о музыке» Беседа вторая «Король Ритм» Приложение к слушанию музыки
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Дьяконова Ирина Владимирована

Цель:

Познакомить детей с понятием ритм в музыке и танце.

Задачи:

Научить детей слушать музыку.

Учить детей сопереживать чувствам, выраженным в музыке.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon beseda_o_ritme1.doc22.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение 

Детский сад ?31 «Дружба»

города Бийска Алтайского края

«Поговорим о музыке»

Беседа вторая 

 «Король Ритм»

Приложение к слушанию музыки

подготовила  музыкальный руководитель

Дьяконова Ирина Владимировна

Бийск 2016

Цель:

Познакомить детей с понятием ритм в музыке и танце.

Задачи:

Научить детей слушать музыку.

Учить детей сопереживать чувствам, выраженным в музыке.

Музыкой представить можно
Всё, что жизнь тебе даёт -
И шагать, и петь всем дружно,
МЕТРОМ измеряя ход.

Бег времени, его полёт,
Он в разных темпах слышен.
Дадим и нотам разный счёт,
РАЗМЕР и РИТМ запишем.

            Ритм - это организация музыкальных длительностей в процессе их следования. В переводе с греческого языка слово «rythmos» означает мерное течение. Термин этот - не только музыкальный. В нашей жизни все подчинено определенному ритму - и наступление времен года, и смена дня, и биение сердца. Очень трудно дать этому понятию четкое определение. Недаром Маяковский сказал о стихотворном ритме так: «Ритм - это основная сила, основная энергия стиха. Объяснить  его нельзя».

             Музыкальный ритм - это чередование и соотношение различных музыкальных длительностей и акцентов. Длительность - одно из основных свойств музыкального звука, результат продолжительности колебания звучащего тела.  Звуки бывают длинными и короткими.

             Латинское слово «accentus» означает ударение. С ним мы встречаемся, как правило, когда речь идет о языке. «Иностранца можно узнать по акценту». «В русском языке, в отличие от многих других, акценты очень прихотливы, изменчивы, падают и на первый, и на последний, и на один из средних слогов». В этих двух фразах слово «акцент» употреблено в разных смыслах. В музыке его значение аналогично тому, которое выявляется во втором из приведенных примеров. Акцент - это более сильное, ударное извлечение какого-то одного звука по сравнению с другими. Обычно акцентированный звук находится в начале такта, на его первой доле.
           
Например, в вальсе (попробуйте напеть про себя любую вальсовую мелодию), в его трехдольном размере ударение приходится каждый раз на первую из трех долей такта. А в марше акцентируемой. ударной долей будет первая из двух или четырех. Но бывают случаи, когда акцент смещается. Например, в мазурке он, как правило, оказывается на третьей (иногда - на второй) доле. Возникает прихотливый, изменчивый ритм, характерный для этого танца. Такое перенесение акцента с сильной доли такта на слабую называется синкопой и является эффектным выразительным средством. Композиторы часто используют его.

      Полька — быстрый, живой среднеевропейский танец, а также жанр танцевальной музыки. Музыкальный размер польки —2/4. Полька появилась в середине  19 века в Богемии (современная Чехия), и с тех пор стала народным танцем. Танец очень быстро стал поистине интернациональным. Он получил распространение по всей Европе. И в каждой ее части танец постепенно стал исполняться по-своему: польку «разбавляли» какими-то своими, более знакомыми, движениями. Каждый народ вносил в чешскую польку свой колорит и свои национальные черты.Отсюда — возникли различные вариации этого танца: финская полька, полька Сяккиярви, белорусская полька, украинская полька, венгерская, немецкая, шведская, латиноамериканская и т. д. Кроме того, любой хореограф может придумать и поставить собственную вариацию танца. В России полька появилась в 1845г. Этот танец— тогда очень модный во Франции — привёз из поездки в Париж танцовщик императорской труппы Петербурга Николай Осипович Гольц. Он поставил его на сцене, а потом распространил в великосветском петербургском обществе, и высший аристократический свет в скором времени затанцевал польку на балах и в салонах.

Задаёт нам ритм природа,
В музыке есть тоже РИТМ!
СИЛЬНОЙ ДОЛИ, ДОЛИ СЛАБОЙ -
«
Раз-и-два-и... раз, два, три...» 

РИТМЫ разными бывают.
Есть РИТМ вальса - «раз-два-три»,
РИТМ шагами посчитаем,
Нужный ТЕМП лишь подбери.

РИТМ бывает «три-четыре»
РИТМ бывает - «раз - и - два»,
Каждый в музыкальном мире
Знает в ритме и слова.

Инструменты проиграют,
Песню надо нам пропеть,
В РИТМ мы точно попадаем,
Главное всегда успеть.

               Ритм - яркое выразительное средство. Часто именно он определяет характер и даже жанр музыки. Благодаря ритму мы можем, например, отличить марш от вальса, мазурку от польки. Для каждого из этих жанров характерны определенные ритмические фигуры, которые повторяются в течение всего произведения.

      Я предлагаю вам поиграть. Давайте разделимся на три группы и встанем в кружочки. У каждой группы будет своя музыка: 1 группа — марш, 2 группа — вальс, 3 группа — полька. Я буду играть музыку для каждой группы, а вы услышав «свою» музыку должны будете или маршировать или танцевать. Согласны поиграть? (ответы детей)

             



Список использованной литературы:

1. Н. Ветлугина. Музыкальный букварь. Москва. «Музыка» 1988г.

2. Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. Москва. «Либерия-Бибинформ» ?12. 2005.

3. Л. Михеева. Музыкальный словарь в рассказах. Москва. «Советский композитор» 1984г.

4. Е. Измайлова. Воспитание музыкальных навыков в музыкальных играх.  Москва. «Музыка» 1964г.

5. Стихотворение Светланы Сирены 

http://svatovo.ws/sirena/children/verse69.html

6. Полька (танец) http://cyclowiki.org/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Поговорим о музыке» Беседа первая «Музыка, музыка всюду слышна» Приложение к слушанию музыки

Приобщить детей к музыкальному искусству. Научить детей слушать музыку.Учить детей сопереживать чувствам, выраженным в музыке....

Конспект НОД по слушанью музыки во второй младшей группе. "Просьба, радость , печаль."

Конспект доминантного занятия по слушанию музыки во второй младшей группе "Просьба, радость, печаль". Занятие составлено на основе программы по слушанию классической музыки О. Радыновой &quo...

Конспект Непрерывной образовательной деятельности по музыке во второй младшей группе слушание музыки «Просьба, радость, печаль».

Цель: учить различать и определять словесно разные музыкальные настроения (ласковое, веселое, грустное) и их оттенки.Задачи:Образовательные:1. Стимулировать активность детей в слушании музыки, пении, ...

"Эта волшебная музыка" конспект беседы по слушанию музыки в подготовительной группе

quot;Эта волшебная музыка" конспект беседы по слушанию музыки в подготовительной группе по произведениям П.И. Чайковского...

Картотека бесед по слушанию музыки "Пушкин и музыка"

Познакомить детей со сказкой в музыке на примере оперы М. И. Глинки «Руслан и Людмила», Николая Андреевича Римского-Корсакова с оперой «Сказка о царе Салтане»....

Конспект музыкального занятия в подготовительной группе Слушание музыки Э. Грига «В пещере горного короля».

Конспект музыкального занятия в подготовительной группеСлушание музыки Э. Грига «В пещере горного короля»....