Консультация для родителей "Логика - крепкий орешек?"
консультация (старшая группа) на тему

Макарова Марина Геннадьевна

В консультации даны советы о том как развивать логическое мышление, для чего это нужно делать. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon logika_krepkiy_oreshek.doc610 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Логика – крепкий орешек?»

Безусловно, учить математике малышей не стоит, так же как и «загружать» их сложными понятиями. Но вот развивать у них логические способности нужно. Вспомните слова великого Ломоносова: «Математикой уже затем заниматься необходимо, что она ум в порядок приводит». Но как это делать?

Главное не упустить «золотой возраст» ребёнка от 1,5 до 5 лет. Ведь, не будучи вовремя востребованными, детские способности, в том числе математические, с возрастом могут быть утрачены или не развиты в полной мере.

Начинаем с цифр

Механически заучивать с крохой цифры не следует: это вряд ли приведёт к большим результатам. Мышление малыша до 3 лет конкретное, он плохо воспринимает любые абстрактные символы.

  • Знакомьте малютку со счётом на конкретных предметах – яблоках, мячиках, машинках. Поместите, к примеру, среди игрушек кубики, карточки с цифрами и скажите ребёнку: «Дай мне кубик с такой же цифрой, положи в машинку такие же карточки».
  • Для самых маленьких цифры должны стать «своими», такими же, как любимые игрушки. Изготовьте их сами или купите в магазине. Дайте ребёнку цифры пощупать, пофантазируйте, на кого они похожи. Поиграйте с ними, как с куклами: цифра 2 живёт в домике, она любит ходить в гости к цифре 3; 5 приболела, ей срочно нужна помощь и т.д.
  • Детям постарше (5-6 лет) предложите карточки с цифрами и их шифром. Карточки надо приготовить заранее на картоне или плотной бумаге размером 3х5 см. Предложите ребёнку вместо цифр нарисовать на них знаки. Расшифровать их можно, только зная код. Например, число 12можно написать как /L.
  • Поиграйте в «Шифровку» с цифрами. Ребёнок запоминает коды 2-4 цифр (или букв). Вы составляете комбинацию их этих цифр, а малыш по памяти их шифрует. 

Учимся классифицировать

Классификация – логическая операция обобщения, распределения предметов по группам на основании общих признаков.

  • Предложите малышу разложить предметы из наборов на следующие группы: кубики на большие и маленькие, на красные и синие; кирпичики на коричневые, красные и жёлтые, на большие, красные, зелёные. В каждую из групп подбираются предметы по двум или трём признакам.
  • Игра для детей 4-5 лет. Возьмите коробку из-под конфет, на донышке коробки нарисуйте игровое поле, в клетках (комнатах) которого размещаются предметы. Чтобы было понятнее, можно изготовить перегородки из плотной бумаги и наклеить их на донышко, отделив одну «комнату» от другой. В результате должно получиться 9 «квартир». На верхнем этаже живут кубики. Они занимают 3 «комнаты». На среднем – фантики от конфет. А на нижнем этаже в двух «комнатах» - пуговицы. Осталась одна пустая «квартира». Кто в ней живёт? Правильный ответ, конечно, пуговица.

Геометрические задачки

Считается, что умение образно мыслить, моделировать свои действия – это одна из высших форм проявления интеллекта. Ребёнок с развитым пространственным мышлением легко обучается в школе.

  • Начните первые «уроки» геометрии с рассматривания фигур. Разложите  перед 2-3 летним малышом три различные фигуры: треугольник, круг, квадрат. Попросите его запомнить, что за чем лежит. Затем уберите, и пусть ребёнок сам повторит последовательность предметов за вами.
  • Детям 4-5 лет будут интересны геометрические головоломки, такие  например, как «Танграм». Квадрат разрезается на 5 треугольников, квадрат и параллелограмм. Из него по образцу собираются фигуры-силуэты людей, животных, предметов домашнего обихода, игрушек, цифр, букв. Обсуждайте с крохой, на какие фигуры похож тот или иной предмет: на что похожи часы (круг), телевизор (прямоугольник), окно(квадрат).

Шахматный порядок

Лучший возраст для начала занятий шахматами, считается 3-3,5 года. Шахматы дисциплинируют ум и тренируют волю. Игру в шахматы можно начать со знакомства с фигурами и рассказа о шахматном королевстве, где живут два короля. У каждого их них своя армия. Они играют в войну по правилам. Шахматное королевство – это доска с клетками-полями разного цвета, расположенными в определённом порядке. Положите доску на пол и начинайте по ней ходить. Акцентируйте внимание маленького человечка на понятиях «горизонталь» и «вертикаль». Покажите, как ходит Ладья. Она должна дойти до Мишки, Зайчика, Слоника.