Практикум для родителей на тему: «Роль этикета в воспитании детей»
методическая разработка на тему

Афанасьева Зоя Сергеевна

Практикум для родителей на тему:  «Роль этикета в воспитании детей»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Практикум для родителей на тему:

«Роль этикета в воспитании детей»

Цель:

Установление системы взаимодействия  «воспитатель – родитель – ребенок – сотрудничество».

Задачи:

- привлечь внимание родителей к вопросу нравственного воспитания своих детей;
- добиваться автоматической реализации в речи ребенка этикетных выражений;
- способствовать созданию положительного микроклимата в коллективе.

Ход мероприятия:

Уважаемые родители! Сегодня мы с вами собрались, чтобы выяснить, какие факторы способствуют правильному воспитанию детей. Немаловажную роль в этом играет этикет. Тема нашей встречи «Роль этикета в воспитании детей».

Этикет – французское слово, обозначает «свод правил поведения, принятых в определенном обществе».

Для успешного воспитания важны не только любовь к ребенку, но и общий микроклимат семьи и душевные качества ребенка.

Родители для ребенка – камертон: как они прозвучат, так он и откликнется. В нашей повседневной жизни мы, пожалуй, больше всего страдаем от недостатка культуры в людях.

Вопрос родителям: «Как можно объяснить понятие «культурная семья»? (Высказывания родителей).

Ребенок усваивает родную речь так называемым «материнским способом», подражая близким, поэтому так важно, чтобы он слышал и правильную, и вежливую речь, соответствующую правилам речевого этикета.

Вот что писал выдающийся педагог А.С.Макаренко о роли примера взрослых, окружающих ребенка: «Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни. Как вы разговариваете с другими людьми и говорите о других людях, как вы радуетесь и печалитесь, как вы смеетесь, читаете – все это для ребенка имеет большое значение».

Необходимо избавить ребенка от грубостей, исключить из семейного обихода бранные, тем более нецензурные слова.

Ребенок не может стать нормальным человеком, если он не овладеет теми знаниями, умениями, отношениями, которые существуют в человеческом обществе. Первостепенная роль воспитания ребенка лежит на родителях.

Ребенка необходимо учить:

Общению со взрослыми
Общению со сверстниками
Культуре речи
Культуре поведения

Обсуждение вопросов этикета будет проходить во время игры  команды (дети совместно с родителями).

Стихотворение «Что такое этикет?»

Это можно,
Это нет…
Этикет, как этикетка
И хорошая отметка,
Но не только в дневнике.
- У людей на языке…
Очень просто
Жить культурно:
Все прекрасно,
Что не дурно.
(А. Степанов)

Конкурс 1: «Здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте вам!»

Какие слова нужно говорить, когда просыпаешься утром?
Кто первым должен поздороваться?
Какие слова- приветствия вы знаете?
Всем ли можно говорить слово «привет»?

Этикетная задачка 1

В выходной день Нехочуха встретил воспитательницу, которая шла по улице и о чем-то разговаривала с незнакомой Нехочухе женщиной. «Здравствуйте, Елена Леонидовна!» - закричал Нехочуха воспитательница ответила на приветствие Нехочухи, но при этом строго посмотрела на него. Как вы думаете, почему?

Ответ: Нехочуха должен был поприветствовать обеих женщин, а не только свою воспитательницу.

Этикетная задачка 2

Нехочуха стоял на задней площадке автобуса и собирался выходить. Вдруг он увидел знакомого мальчика. Правда, мальчик стоял в другом конце автобуса, у передней двери. «Витька, привет!» - изо всех сил закричал Нехочуха – «Где ты пропадал? Как дела?» Пассажиры в недоумении пожимали плечами. В чем ошибка Нехочухи?

Ответ: Нехочухе не следовало кричать на весь автобус. Можно было просто поздороваться с приятелем кивком головы и улыбнуться.

Конкурс 2: «Поговорим по телефону»

Загадка

Не будильник – а звонит,
Не приемник – говорит.
Угадайте, кто же он?
Ну, конечно, ...
(телефон)

Игровая ситуация «Поговорим по телефону»

Позвонить маме на работу (отвечает не мама);
Позвонить другу (сверстнику), позвать идти гулять;
Позвонить в библиотеку. Узнать, есть ли книжка «Аленький цветочек»;
Позвонить в магазин. Узнать, привезли или нет молоко.
Игра «Испорченный телефон».

Конкурс 3: «Музыкальный»

Вспомнить песни, где упоминаются слова вежливого обращения («Ты никогда, пожалуйста, на белый свет не жалуйста», «…так, пожалуйста, будь добра…», «Спасибо за день, спасибо за ночь, спасибо за сына и за дочь…»

Конкурс 4: «Чтобы гости не скучали»

Сказочная этикетная задачка:

Поросенок пришел в гости к Козлику без приглашения и попал на семейный обед. Мама-Коза пригласила поросеночка к столу и угостила его вкусным пудингом. После еды довольный поросенок сказал: «Ну, ладно, мне уже пора!» И ушел так же неожиданно, как и пришел. Знает ли поросенок секреты этикета?

Веселые загадки

Угадайте, кто из сказочных героев любит ходить в гости, а кто принимает гостей?

По лесной тропинке девочка идет,
Сладости в корзинке бабушке несет.
(Красная шапочка)

По полю пошла
И копеечку нашла.
Побежала на базар
И купила самовар.
Пригласила всех на чай…
Кто же это, отвечай?
(Муха-Цокотуха)

Он ходит в гости по утрам,
Поет он песни вслух.
Не сложно догадаться нам,
Что это …
(Винни Пух)

У него за спиной
Есть моторчик заводной,
Он торопится, спешит,
В гости к Малышу летит.
Обожает он варенье,
Торты, плюшки и печенье.
(Карлсон)

Конкурс 5: «Слова вежливого обращения»

Назвать слова вежливого обращения.
Игровая ситуация «Магазин» (купить игрушку).
Игровая ситуация «Новая игрушка» (попросить разрешения посмотреть).

Конкурс 6: «Приятного аппетита»

Предлагаю закончить фразу из правил поведения за столом:
Есть и пить надо … (беззвучно и аккуратно), не оставляя на скатерти следов пищи;
Не склоняться низко … (над тарелкой), лишь слегка наклонить … (голову);
На столе лежат только кисти рук, локти… (на стол не ставим);
Обе руки либо свободны, либо … (заняты): нож в правой руке – вилка (в левой);
Если вилка или ложка в правой руке, то левая… (придерживает тарелку);
Если ложка или вилка упала на пол, не спешим ее поднимать, попросим другую, но при выходе из-за стола … (поднимем ее); За столом нельзя говорить … (громко или с полным ртом);
Не спешим в еде, но инее сидим … (долго) за одним блюдом);
Всегда благодарим за угощение хозяйку добрыми словами … («Спасибо, очень вкусно!», «Обед был просто замечательным!», «Какой прекрасный обед», «Спасибо, все было очень вкусно!», «Мамочка, ты у нас самый лучший повар!»

Этикетная задачка 1: игровое упражнение «Косточка»

Попросить у «скатерти – самобранки»  как можно больше названий блюд и продуктов  питания  (рис, кекс, лук, батон, масло).

Подведение итогов:

Важное место в процессе социально-нравственного воспитания детей принадлежит формированию у них правил и норм культуры поведения и общения. Основной путь социально-нравственного воспитания состоит в активном практическом приобщении дошкольников к доступным формам культурного поведения и общения.

Дети, будьте культурными. Выполняйте правила культурного поведения и общения. Уважаемые родители! Будьте для детей примером.


Этикетная задачка 1

В выходной день Нехочуха встретил воспитательницу, которая шла по улице и о чем-то разговаривала с незнакомой Нехочухе женщиной. «Здравствуйте, Елена Леонидовна!» - закричал Нехочуха . Воспитательница ответила на приветствие Нехочухи, но при этом строго посмотрела на него. Как вы думаете, почему?

__________________________________________________________________

Этикетная задачка 2

Нехочуха стоял на задней площадке автобуса и собирался выходить. Вдруг он увидел знакомого мальчика. Правда, мальчик стоял в другом конце автобуса, у передней двери. «Витька, привет!» - изо всех сил закричал Нехочуха – «Где ты пропадал? Как дела?» Пассажиры в недоумении пожимали плечами. В чем ошибка Нехочухи?

__________________________________________________________________

Сказочная этикетная задачка:

Поросенок пришел в гости к Козлику без приглашения и попал на семейный обед. Мама-Коза пригласила поросеночка к столу и угостила его вкусным пудингом. После еды довольный поросенок сказал: «Ну, ладно, мне уже пора!» И ушел так же неожиданно, как и пришел. Знает ли поросенок секреты этикета?

__________________________________________________________________

Есть и пить надо …………….. ., не оставляя на скатерти ……………..;
________________________________________________________________

Не склоняться низко ……… …, лишь слегка наклонить ………………
________________________________________________________________

На столе лежат только кисти ……………………., локти……. ……………
_______________________________________________________________

Если вилка или ложка в правой руке, то левая… ………………………….;
__________________________________________________________________

Если ложка или вилка …………………., не спешим ее ………………., попросим ……………., но при выходе из-за стола … ………………..;

__________________________________________________________________

 За столом нельзя говорить  как………………………………………..
_________________________________________________________________

Не …………….. в еде, но и не сидим … …………….. за одним блюдом;
_______________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: "Роль подвижных игр в воспитании детей дошкольного возраста".

Данный материал рассказывает родителям о важной роли подвижных игр в жизни дошкольника....

Материал для папки передвижки для родителей на тему "Роль семьи в физическом воспитании детей"

В материалах для папки передвижки говорится о том, что большое значение для правильного физического воспитания детей в семье имеет отношение родителей к физическому воспитанию детей, организация игры,...

Семинар-практикум для родителей по теме "Роль игрушки в развитии и воспитании ребёнка дошкольного возраста» 2016 год. Подготовила воспитатель: Доронина Н.А.

Цель:   повысить уровень педагогической культуры родителейЗадачи:ØДать родителям знания о значении игрушки в развитии и...

Семинар- практикум для родителей На тему: «Роль дидактической игры в экологическом воспитании дошкольников»

                   Семинар – практикум для родителейТема: «Роль дидактической игры в экологическом воспитании дошкольников»Це...

Семинар - практикум для педагогов на тему: "Роль игры в экологическом воспитании детей дошкольного возраста"

Экологическое воспитание дошкольников по праву занимает особое место в системе дошкольного образования. Обострение экологической проблемы диктует необходимость интенсивности в работе по формированию у...

Семинар - практикум для педагогов на тему: "Роль игры в экологическом воспитании детей дошкольного возраста"

Через игровую деятельность формировать начало экологической культуры детей: правильного отношения ребенка к природе, его окружающей, к себе и людям, как к части природы; к вещам и материалам природног...