Родительское собрание «Самостоятельность детей старшего дошкольного возраста»
методическая разработка на тему

Зверева Ирина Валерьевна

Самостоятельность не рождается сама по себе, она воспиты­вается и развивается. Особое место в этом процессе занимает дошкольный возраст. Самостоятельность - качество сложное, оно выражается в свободе от внешних влияний и принуждений. Это спо­собность подчинять свое поведение собственным взглядам, готов­ность осуществлять деятельность без опоры на постороннюю помощь. Развитие самостоятельности у детей - процесс сложный и про­тиворечивый, но несмотря на все трудности, даннное родительское собрание призвано сформировать у родителей потребность в воспитании самостоятельности у детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samostoyatelnost_detey_starshego_doshkolnogo_vozrasta.doc129.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Родительское собрание

 «Самостоятельность детей старшего дошкольного возраста»

Цель: сформировать у родителей потребность в воспитании самостоятельности ребёнка.

Задачи: 

- повышение педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания у детей старшего дошкольного возраста самостоятельности;

- формирование у родителей представлений о значении самообслуживания в воспитании детей их роли в процессе воспитания самостоятельности.

 

Сценарный план

Проблема формирования у детей самостоятельности была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных. Волевые качества личности являются стержневой стороной характера человека, и их воспитанию должно быть уделено серьезное внимание. Очень важным волевым качеством, необходимым для будущей деятельности ребенка, является самостоятельность.

Что же такое самостоятельность по-вашему мнению? Казалось бы, ответ лежит на поверхности, но все мы немного по-разному его понимаем.

Наиболее типичные ответы: 

- «это действие, которое человек осуществляет сам, без подсказки и помощи окружающих»; 
- «способность рассчитывать только на свои силы»; 

- «независимость от мнений окружающих, свобода выражения своих чувств, творчество»; 
- «умение распоряжаться собой, своим временем и своей жизнью вообще»;

- «умение ставить перед собой такие задачи, которые до тебя никто не ставил, и решать их самому».

Самостоятельность не означает полной свободы действия и поступков, она всегда заключена в жесткие рамки принятых в обществе норм. В связи с этим она - не любое действие в одиночку, а только осмысленное и социально приемлемое.

Отставание в развитии самостоятельности у дошкольников во многом является следствием неправильной организации деятельности детей, ошибок воспитания: излишняя регламентация деятельности, постоянный контроль и опека, преобладание прямых приемов руководства действиями детей, обучение действиям путем прямого подражания показу взрослого и т. п. И наоборот, воспитание самостоятельности идет успешно, когда взрослый активно побуждает детей к проявлению инициативы, учит их самостоятельному планированию предстоящей работы, развивает умение рассказывать о предстоящей работе, выделять ее цель, результат.

        Самостоятельность ребенка – это радость или забота для родителей? И где границы дозволенного, чтобы ребенок не свел с ума маму и папу своим поведением? Ваши дети нуждаются в мудром родительском руководстве, хотя иногда могут демонстрировать нежелание принять помощь взрослого.

Предлагаю вам обратить внимание на 2 изображения:

http://festival.1september.ru/articles/602540/img1.jpg

Рисунок 1. «Мама кормит ребенка с ложки».

http://festival.1september.ru/articles/602540/img2.jpg

Рисунок 2. «Ребенок ест самостоятельно».

Вопросы к родителям:

- Как Вы думаете, кто из детей приобретает жизненный опыт, самостоятельность?

- Очень часто взрослые делают так же, как это изображено на рисунке 1. Почему? Создаете ли вы подобные ситуации в своей семье?

- Чего требует от родителей вторая ситуация (рисунок 2)? 

Вывод. Ребенку необходимо давать время и возможность освоить самостоятельное действие.

Показ родителям рисунка-схемы 3.

http://festival.1september.ru/articles/602540/img3.jpg

Рисунок 3

Вопросы к родителям:

- Как Вы думаете, что обозначает этот рисунок?

- Как можно помогать ребенку:

а) сделать за ребенка;
б) показать, подсказать, ободрить, похвалить?

Вывод. Ребенок быстрее учится самостоятельности, когда родитель не выполняет все за него, а находится рядом: показывает, наставляет, терпеливо дает возможность малышу самому попробовать сделать задание или его часть, поощряет, хвалит.

Различают несколько видов самостоятельности:

  • познавательная;
  • бытовая;
  • коммуникативная;
  • поведенческая.

        Как показывает практика жизни, для взрослых принципиально важной оказывается бытовая самостоятельность малыша, которая поощряется и выделяется. На коммуникативную самостоятельность у родителей возможна разная реакция. Бывают случаи, когда развитию познавательной самостоятельности ребенка не придают значения в той мере, какой она заслуживает. Поведенческая самостоятельность чаще всего рассматривается взрослыми негативно и не подкрепляется. Но каждый вид самостоятельности по-своему важен для ребенка, так как имеет тесную взаимосвязь с умственным развитием, творческой активностью личности, способностью реализовывать себя в жизни.

Советы родителям «Развиваем самостоятельность малыша».

  1. В раннем возрасте развитие самостоятельности более эффективно.
  2. Сверх опека и сверх контроль лишают ребенка возможности приобрести личный опыт, формируют безучастие, равнодушие к жизни.
  3. Детям нужны простые четкие правила поведения: что можно делать, а что - нельзя.
  4. Запретов и ограничений для малыша не должно быть много. Если маме и папе присуща педагогическая мудрость, развитие ребенка будет больше акцентировано на том, что родитель позволяет, а не на запрещениях.
  5. Помогайте малышу осваивать навыки самообслуживания (одевание, кормление, уборка игрушек).
  6. Предлагайте в игровой форме оказывать помощь маме и папе в домашнем хозяйстве (например, помыть небьющуюся посуду, подать молоток или другой инструмент папе, вытереть стол, помочь разгрузить сумку с продуктами, почистить отварную картофелину для салата и другие поручения).
  7. Не ограничивайте ребенка в творческом поиске, экспериментировании (например, в рисовании, лепке или другой деятельности).
  8. Поощряйте познавательный интерес малыша, а также сами будьте активны в познании всего нового и интересного, ведь дети берут пример с родителей.
  9. Помогайте ребенку приобретать навыки общения со сверстниками и взрослыми, играть в совместные игры.
  10. Вашему малышу нужно много любви и внимания в этот сложный для него период. Будьте рядом, когда ему нужна ваша помощь, верьте в его силы и способности, и все получится!

Дети старшего дошкольного возраста могут выполнять следующие виды работ:

 1. Содержать в порядке свои игрушки, настольные игры; протирать их сырой тряпкой; мыть некоторые игрушки (целлулоидные, резиновые).

 2. Протирать мебель (вместе с кем-то из взрослых).

 3. Стирать одежду для кукол, мелкие личные вещи (носовые платки, носки, ленточки), салфетки для хлебницы и т.п.

 4. Накрывать на стол, убирать посуду после еды; мыть ложки, чашки и другую посуду после завтрака.

 5. Подметать сырым веником пол в комнате, небольшой метлой дорожку во дворе.

 6. Помогать взрослым в приготовлении пищи: чистить варёный картофель, резать варёные овощи для винегрета, мыть овощи, делать пирожки, печенье; собирать и чистить ягоды.

 7. Оказывать посильную помощь в разных хозяйственных делах: повесить или снять с верёвки небольшое по размеру бельё, помочь нести сумку с покупками, покупать хлеб, принести, отнести вещь, поднять упавшую.

 8. Приносить воду в небольших ведёрках, колотые дрова.

 9. Проявлять заботу о младших брате, сестре (помогать одеваться, гулять, играть, спеть песенку, прочитать наизусть стихотворение).

 10. Оказывать внимание и помощь бабушке, дедушке, маме и папе, пожилым людям

     

        Часто, по разным причинам – из-за отсутствия времени, неуверенности в силах ребенка – мы стремимся сделать все за него сами. Но действительно ли мы оказываем ребенку помощь?  Может ли ребенок быть самостоятельным?  

     Самостоятельность – это ценное качество, необходимое человеку в жизни, воспитывать его необходимо с раннего детства. Очень часто они стремятся выполнять различные действия самостоятельно. И нам, взрослым, важно поддержать их в этом.

            Известно, что дети по природе своей активны. Задача взрослых – развивать эту активность, направлять ее в нужное русло, а не глушить своей назойливой опекой. Удачи вам, уважаемые родители поддерживайте росточки самостоятельности и инициативы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Взаимоотношение детей старшего дошкольного возраста в игре"

Родительское собрание "Взаимоотношение детей старшего дошкольного возраста в игре"...

Презентация для родительского собрания в старшей группе по теме "Развитие двигательной активности для детей старшего дошкольного возраста"

      Актуальность данной проблемы заключается в том, что в последние годы заметно возросло количество физически ослабленных детей. Кроме того, мышечная нагрузка у детей уменьшае...

Родительское собрание МБДОУ №3 в старшей группе Тема: «Воспитание чувств патриотизма у детей старшего дошкольного возраста».

«С чего начинается Родина?» Слова из известной песни трогают  душу каждого человека, любящего свою Родину. Для каждого малыша она (Родина) начинается с любимых глаз и нежных рук матери, с крепког...

Сценарий совместного детско-родительского досуга для детей старшего дошкольного возраста «ДЕНЬ ЗДОРОВЬЯ»

Данный сценарий будет интересен  инструкторам по физической культуре, воспитателям старших дошкольников. ...

Сценарий совместного детско-родительского досуга для детей старшего дошкольного возраста «За здоровьем в детский сад»

Цель: формирование потребности детей в здоровом образе жизни.Задачи:- способствовать объединению детей и родителей;- прививать любовь к движению, спорту;- развивать двигательную активность....

Родительское собрание в группе детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет Тема: «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста»

Цели: познакомить родителей с задачами на учебный год.Задачи: познакомить родителей с задачами и возрастными особенностями образовательной работы, задачами дошкольного учреждения на новый учебный...

Сценарий детско-родительского досуга для детей старшего дошкольного возраста: «Вместе весело играем, дружно солнышко встречаем»

Сценарий    детско-родительского досуга для детей старшего дошкольноговозраста: «Вместе весело играем, дружно солнышко встречаем»...