Главные вкладки

    Дела домашние или обучение в естественных условиях.
    консультация (старшая группа)

    Коньякова Наталия Вадимовна

                                                                                             

     

     

    Уважаемые родители! Ваше влияние на воспитание своих детей не исчерпывается оказанием материальной поддержки. Основное ребенок познает дома из общения с Вами, участия в повседневных делах, наблюдений за действиями членов семьи.

    Вы можете многое сделать для развития своего ребенка, используя естественные ситуации.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon 7_statya_dela_domashnie_ili_obuchenie.doc128 КБ

    Предварительный просмотр:

    Дела домашние, или обучение в естественных условиях.

    Влияние родителей на обучение своих детей не исчерпывается оказанием материальной поддержки. Основное ребенок познает дома из общения с родителями, участия в повседневных делах, наблюдений за действиями  членов семьи.

    Родители могут многое сделать для развития ребёнка, используя естественные ситуации.

    Например:

    Когда Вы и Ваш ребенок вместе

    Вы можете сказать или спросить

    Это поможет Вашему ребенку

    В бане (ванной комнате)

    Разрешите ребенку играть пустыми контейнерами (флаконами из-под шампуня, мыльницами, пробками).

    Экспериментировать
    с предметами, которые плавают или тонут в воде: губки, мочалки, мыло, пробки, пустые и наполненные водой флаконы, игрушки, мячики.

    Куда больше воды поместилось? Куда вода легче набирается? Почему? Откуда воду легче вылить? Посмотри на пузыри. Откуда они берутся? Чем можно быстрее набрать воду в ванночку: пробкой или ведерком? Какая пробка подходит к этому флакону, мыльнице?
    Для какой куклы подойдет мыльница в качестве кораблика?

    Как ты думаешь, утонет бутылочка или нет? Что будет, если набрать в нее воды?

    Сколько, по-твоему, воды нужно набрать, чтобы она утонула?
    Если ты прижмешь ее ко дну, а потом отпустишь, что будет?

    Научиться устанавливать величину, порядок убывания или возрастания размера, объема.

    Тренировать действия пальцев, рук.
    Исследовать и определять характеристику предметов. Делать наблюдения

    Делать открытия и смелее экспериментировать с предметами.
    Понимать, что такое объем.

    Понимать временную последовательность (сначала — потом).
    Понимать причины и следствия.

    Помогите ребенку учиться самостоятельно ухаживать за своим телом, соблюдать необходимые гигиенические навыки.

    Как ты думаешь, с чего лучше начать умываться?
    Если ты сначала умоешь лицо, а потом будешь чистить зубки, что может остаться на щеках и на губах?
    Что сначала нужно сделать:

    намочить щетку или

    положить пасту?
    Давай нарисуем, что сначала, что потом:
    сначала чистим зубы (рисуем щетку), потом умываем лицо (рисуем мыло), вытираем лицо и руки полотенцем, расчесываем волосы (рисуем расческу)

    Осознанно принимать правильные решения. Самостоятельно действовать.

    Устанавливать причины и следствия.
    Быть уверенным и компетентным.  

    Понимать условные обозначения.


    В магазине


    Отправляетесь за покупками.

    Давай решим, какие покупки нам нужно сделать.

    Почему ты так считаешь?

    Для чего нам это пригодится? Из чего мы сможем приготовить еду для папы,

    бабушки, кошки?

    О ком еще нам нужно позаботиться?

    Без чего мы не можем

    обойтись?
    Сколько

    сумок нам понадобится?

    Понять основы рациональности, учиться обсуждать проблему с
    другими, высказывать, обосновывать свою точку зрения.

    Понимать назначение

    похода в магазин.

    Понимать значимость

    и последствия действий.

    Соотносить вес и объем

    Выбираете покупки.

    Как ты думаешь,

    почему хлеб продается в упаковке?
    Почему витрины прозрачные? Почему у конфет такие яркие обертки?
    Почему конфеты такие дорогие?

    Учиться понимать

    суть явлений, устанавливать причинно-следственные связи.

    Высказывать предположения, искать аргументы.

    Упаковываете покупки.

    Как ты думаешь, что можно положить вниз: яйца или макароны?
    Что лучше положить сверху?

    Сколько мы всего сделали покупок?

    Что мы купили первым?
    Сколько хлеба? Чего больше?

    Что самое мягкое?

    Что душистое?
    Что тяжелое?

    Соотносить свойства

    продуктов.

    Закрепить навыки порядкового (первый,

    второй...), количественного счета (один, два, три...).

    Тренировать память.

    Сравнивать.

    Различать запахи, узнавать свойства и качества.

    Несёте покупки домой.

    Какая сумка у нас была?
    Какая стала?
    Что самое вкусное для тебя? Как ты думаешь, чему обрадуется дедушка?
    А чему Мурка?

    Учиться заботиться о других. Понимать причинно-следственные связи.

    Идете в гости.

    Что для тебя будет большим удовольствием: отправиться в гости или остаться дома?
    Как ты планируешь вести себя в гостях?
    Что ты скажешь взрослым? Детям?
    Что сделаешь, если захочешь пить?
    Если тебе станет скучно?

    Понять, что вы уважаете его мнение, его право выбора. Осознанно относиться к своему выбору. Осознавать и планировать свои поступки.
    Прогнозировать ситуации

    Гостиная

    Приводите в порядок комнаты

    Как ты считаешь, с чего нужно начать?
    Что нам для этого потребуется?
    Что ты сделаешь сам?
    В чем тебе понадобится помощь?

    Развивать наблюдательность.
    Учиться планировать последовательность дел. Правильно оценивать свои силы.

    Готовитесь к приему гостей.

    Посмотри, пожалуйста, что у нас не в порядке.
    Как ты считаешь, что нужно приготовить для наших гостей? Реши, чем ты займешь свою гостью.
    Как ты думаешь, что ей будет интересно?
    Где мы посадим гостей?
    Чем будем угощать?

    Развивать наблюдательность, критичность. Учиться высказывать оценочные суждения «Я считаю, что...» Развивать умение заботиться о нуждах других людей. Понять основы гостеприимства и придерживаться их.

    Украшаете свой дом.

    Что тебе нравится/не нравится в своей комнате?
    Как ты думаешь, что не нравится мне? Почему?
    На что тебе было бы приятно

    смотреть? Как ты думаешь, где лучше всего повесить твои рисунки? Чем бы ты хотел украсить наш дом?

    Учиться высказывать суждения.

    Учитывать чужую точку зрения.
    Фантазировать.

    Уважительно относиться

     к результатам своего и чужого труда. Развивать творческие способности.

    Делаете ремонт.

    Какого цвета обои ты хотел бы видеть в своей комнате?
    Какой рисунок тебе нравится? Как ты думаешь, что нужно, чтобы сделать ремонт?
    Чем ты планируешь помочь? Сколько нужно человек, чтобы передвинуть шкаф? Поклеить обои? Если ты увидишь ведро с краской, что ты сделаешь? Если ты увидишь открытую розетку, как ты поступишь?

    Формулировать, высказывать, отстаивать свою точку зрения. Понимать объем предстоящей работы. Оценивать собственные силы.

    Прогнозировать возможные ситуации и способы безопасного выхода из них.

    Кухня

    Разбираете сумку с покупками

    Назови, что я купила?
    Что нам прислала бабушка?
    Что я принесла из огорода?
    Что самое мягкое?
    Что самое легкое?

    Что завернуто в бумагу?
    Чего много, чего мало?
    Что пахнет?
    Что пачкается?
    Для чего масло?

    Учиться ориентироваться в названиях продуктов и способах приобретений. Понимать, что такое объем, вес, размер, цена. Тренироваться в различении и назывании цвета, формы, частей и деталей предметов. Понимать хозяйственную роль членов семьи.

    Вместе месите тесто и печете пироги.

    Из чего у меня получилось такое тесто?
    Сколько я положила яиц?
    Что сделала сначала?
    Как ты думаешь, что было бы, если бы я взяла маленькую мисочку, а не большую кастрюлю? Что ты чувствуешь пальчиками?
    Какое тесто на ощупь? Что из него можно сделать? На что

    похоже тесто?

    Понимание действий, предстоящих изменений — яйцо бьется, сахар растворяется, дрожжи поднимаются.
    Учиться устанавливать закономерности: тесто увеличивается в объеме, значит...
    Сравнивать, находить аналогии.


    Развивать пальчики, силу рук.

    Вместе накрываете на стол, раскладываете еду.

    Посчитай, сколько человек нужно накормить.
    Сколько нужно приготовить глубоких тарелок, ложек?
    Что нужно сделать сначала, что потом?
    Что будет, если мы нальем суп в мелкую тарелочку?
    Где не будет мешать ваза с цветами?
    Как сделать так, чтобы всем хватило пирога, салата?

    Научиться считать. Соотносить количество предметов и человек. Понимать свойства предметов и учиться правильно использовать их. Логически мыслить, рассуждать.
    Понимать соотношение часть — целое. Находить рациональные способы деления.

    Вместе убираете со стола, моете посуду

    Какие были тарелки? Какие стали?
    Что нужно, чтобы они стали опять чистыми?
    С чего бы ты начал мыть посуду?
    Расставь тарелки так, чтобы впереди стояли блюдца, за ними мелкие тарелки, а сзади суповые тарелки.
    Переверни чашки донышками вверх.

    Элементарно планировать свою деятельность.

    Осознавать рациональность действий.
    Усвоить названия предметов посуды.
    Понимать последовательность действий.
    Понимать указания, действовать в соответствии с ними.

    Вместе наводите порядок в кухонном столе, перебираете крупы, фасоль.

    Что лежит в столе? Что на какой полке лежит? Что лежит в банке? Догадайся, что в пакете, в мешочке. Что нужно сделать, чтобы узнать, не заглядывая? Что круглое? Какая крупа желтого цвета? Что самое мелкое? Чего мало, что нужно купить? Откладывай белую фасоль в мисочку, а черную — в тарелку. Выбери все зеленые горошины. Что мы можем сварить из риса?

    Развивать представление о свойствах и качествах разных продуктов.

    Развивать мелкую моторику.

    Понимать обобщения (это — крупы, это — продукты). Понимать, что такое объем.

    Понимать возможность выбора. Научиться принимать решения.

    Играем на кухне.

    Вот уж самое НЕ место для игры, так это кухня, можете сказать вы. А мы с Вами, конечно, не согласимся.

    Где мамы проводят так много времени после рабочего дня? Конечно, на кухне — приготовить ужин и обед на завтра, накормить всю семью по очереди (к сожалению, в современной семье редко все собираются за столом в будние дни), перемыть и прибрать, а потом совершенно усталой добраться до дивана и телевизора. А ребенок? Будет ли он ждать, когда у мамы появится второе дыхание, когда она соберется с силами и мыслями и будет готова поиграть, почитать, помечтать? Может, не надо разделять эти процессы во времени и пространстве?

    Попробуем общаться и играть с ребенком здесь и сейчас, во время домашних хлопот на кухне?

    Что может получиться в результате?

    • Мы поможем ребенку (и себе тоже) понять, что интересной, познавательной, развивающей и увлекательной может быть любая работа, любые предметы.
    • Поможем ребенку проникнуть в суть самых обычных вещей, явлений и домашних событий.
    • Поможем научиться терпению.
    • Самым коротким и действенным путем научим важным домашним работам.
    • Дадим понять, как заботимся о своей семье.
    • Освоим современный способ обучения и развития ребенка — обучение естественным образом.
    • Сделаем для ребенка сам процесс учения практичным (практикоориентированным).
    • Станем ближе и интереснее друг другу, у нас появятся общие интересы. Пусть они очень «местного» значения, ценности-то от этого они не теряют.

    Правда, полезные результаты? Значит, не прогоняйте ребенка из кухни. Итак, начинаем играть!

    «Вкусные слова».

    Мама говорит: «Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга». По очереди

    называем слова и «кладем» их на ладошку.

    Можно точно так же поиграть в «сладкие», «горячие», «вареные», «растительные» слова.

    «Охота на слова».

    Какие слова можно достать из борща? Кто больше назовет? (Картошка, укроп, свекла и т. д.)

    На слова можно «охотиться» «прицельно» (слова, которые можно «достать» из борща, винегрета, кухонного шкафа, плиты) и «охотиться» на кухне вообще. В этом случае подойдет все, что попадет в поле зрения ребенка.

    «Помощники».

    Как можно одним словом назвать прибор, который варит кофе (режет овощи, чистит картофель, моет посуду, выжимает сок, убирает пыль)?

    «Готовим сок».

    Образуем слово: «Из яблок получается сок... (яблочный), из груш — (грушевый), из слив, из свеклы, из капусты, из...».

    Справились? А теперь в обратном порядке: «Морковный сок получается из... (моркови), редечный — из...».

    «Покупки».

    Выкладывая вместе принесенные из магазина покупки, предлагайте различные задания:

    • В каких из этих предметов «живет» звук [Р]? Если ребенок затрудняется, можно ему подсказать: «В каРРРРтошке или в капусте? В яблоках или в пеРРРРсиках? В аРРРРбузе или в дыне? В луке или в огуРРРРцах?»
    • В каких словах есть звук [Л]? (ТареЛка, Ложка, поЛка, виЛка).
    • Назови все, что НЕ надо будет готовить — варить или жарить.
    • Что для тебя здесь самое вкусное?
    • Что самое тяжелое (легкое)?

    «Раскладываем и пересчитываем».

    Здесь дело понятное и тщательное: помытые ложки и вилки требуют сортировки; накрываемый стол «ждет» нужное количество приборов (столько сколько).

    «Охотимся на цифры и буквы».

    Мама обращается к ребенку: «Посмотри, где на кухне есть цифры. Назови их. Для чего здесь цифры? Что они обозначают? В чем помогают?

    А есть ли здесь буквы? Где ты их нашел? Зачем они? Есть здесь такие же буквы, как и в твоем имени? А какие еще слова начинаются с этой буквы?»

    «Придумывалки».

    Мама говорит: «Давай придумаем сказку или историю про... старую кастрюлю

    (бананы, картофелину, кухонные часы)».

    Если ребенку нужны подсказки, задайте ему наводящие вопросы. Например: «Вот картофелина. Как ты думаешь, откуда она взялась? А еще раньше? А когда она была в земле, кого она там могла видеть, с кем могла встретиться? Почему она выросла такая большая (коричневая, кривая)? Во что она хотела бы превратиться?»

    Игры в ванной.

    «Что плавает, что тонет?»

    Подберите различные по материалу предметы: стеклянные, деревянные, металлические, пластмассовые, поролоновые, тряпичные. Предложите ребенку поочередно опускать их в таз с водой. Понаблюдайте вместе с малышом, какие предметы тонут сразу, какие - только через какое-то время, а какие - остаются плавать.

    Помогите карапузу найти закономерность в происходящем: "Шарик и стаканчик - стеклянные, поэтому они сразу утонули в воде. Носовой платочек и ленточка – тряпочные, видишь, они сначала плавали, а потом намокли, пропитались водой и утонули. Палочка и ложка – деревянные, они не тонут, даже если их рукой опустить под воду…". В конце игры можно предложить малышу выловить все предметы из воды с помощью ситечка.

    «Озеро с рыбками».

    В большой таз с водой, который станет на время "озером", вместе с ребенком "выпустите" вырезанных из поролона рыбок. После того, как рыбки поплавают, малыш может выловить их рукой, отжать и сложить в другой тазик или миску.

    «Через воронку».

    Научите кроху наливать воду через воронку в ёмкость с зауженным горлом.

    «Из одной формы в другую».

    Приготовьте много пластмассовых баночек, кастрюлек, мисочек и бутылочек разного размера и форм. Ребенок с удовольствием будет переливать воду из одной ёмкости в другую. Такая игра отлично развивает глазомер, ведь для малыша это будет серией экспериментов. Например, при переливании из бутылки в мисочку останется лишняя вода или нет?

    «Фонтан в ванной».

    Поставьте на дно ванной под струю воды таз и положите в него несколько

    плавающих предметов. Заполнив таз, вода начнет переливаться через край, а крохе

    надо будет следить за игрушками, чтобы не дать воде унести их через края таза.

    «Смой пену».

    Во время купания ребенка нанесите на стену ванной пену и предложите малышу смывать её из пульверизатора. Если вы находитесь на даче, можно сделать пену в ведре, а потом разложить её во дворе на различные предметы. Задача ребенка - так же смыть её из пульверизатора.

    «Попади в цель».

    На бортик ванной – а если события происходят на дачном участке, то на скамейке - выставите различные игрушки, которые могут послужить мишенью (это могут быть легкие мячи или пластиковые детали от строительного конструктора, но не стоит брать игрушки, изображающие животных, или кукол). Предложите малышу "пострелять" по ним из водяного пистолета, пульверизатора или пустого флакона из-под шампуня, наполненного водой.

    «Вода в сите».

    Попробуйте вместе с ребенком переливать воду с помощью сита, дуршлага или стаканчика с дырочками.

    «Ершик для бутылок».

    Покажите малышу, как можно помыть пластиковые бутылки ёршиком.

    «Кто потопит?»

    Отправим в плавание пиратский корабль – пустим пластиковую миску в таз с водой. Теперь по очереди вместе с ребенком будем нагружать корабль золотом и прочими драгоценностями – обычными камнями. Интересно, чей камень окажется "решающим" и потопит корабль жадных пиратов?

    «Выпрыгивающие игрушки».

    Положите в воду 2-3 мячика от пинг-понга. Возьмите один мячик, погрузите его под воду и резко отпустите. Мячик "выпрыгнет" из воды. Теперь пусть малыш сам попробует повторить такой фокус.

    Электронную версию статьи Вы можете прочитать и скачать на мини-сайте учителя – логопеда Коньяковой Наталии Вадимовны НСПОРТАЛ (http://nsportal.ru/konyakova-nataliya-vadimovna).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Дела домашние или обучение в естественных условиях"

    материал для родителей, о том,как можно дома, в естественных условиях,обучить ребёнка делать наблюдения, развивать логическое мышление, понимать причины и следствия....

    "Дела домашние, или обучение в естественных условиях".

    "Дела домашние, или обучение в естественных условиях"....

    Консультация для родителей: «Дела домашние или обучение в естественных условиях».

         Влияние родителей на обучение своих детей не исчерпывается оказанием материальной поддержки или посещением группы. Основное ребенок познает дома из общения с родителями, уча...

    Дела домашние, или обучение в естественных условиях

    Влияние родителей на обучение своих детей не исчерпывается посещением группы. Основное ребенок познает дома из общения с родителями, участия в повседневных делах, наблюдений за действиями членов семьи...

    "Дела домашние или обучение в естественных условиях"

    рекомендации для родителей дошкольников...


     

    Комментарии

    Татаринова Ирина Михайловна

    Спасибо за интересные и разнообразные вопросы в разных ситуациях, обязательно воспользуемся в педагогической практике и в домашних условиях со своими детьми и внуками.

    Коньякова Наталия Вадимовна

    Спасибо. Растите здоровыми и умными!