Консультация для родителей: "Что должен знать и уметь ребёнок 4 лет"
консультация (средняя группа) на тему

Консультация для родителей «Что должен знать и уметь ребенок в 4–5 лет?» Вашему ребёнку скоро исполнится 5 лет. К сожалению, некоторые родители недооценивают возможности именно этого возраста, не видят потребности ребенка в новой информации, считая, что впереди еще достаточно времени. Активно заниматься с ребенком начинают за год до школы. Ребенку за короткий период нужно освоить большой объем новой информации. У малыша быстро наступает переутомление, что в дальнейшем вызывает негативное отношение к учебе. С помощью приведенных ниже тестов, вы сможете определить уровень развития своего ребенка, выявить, в каких областях знаний он преуспевает, а какие нуждается в дополнительном внимании. Внимание Использование знаний об абстрактных геометрических формах (попросите ребенка назвать окружающие его круглые и квадратные предметы). Находить 5-6 отличий между предметами и между двумя рисунками. Удерживать в поле зрения 8-10 предметов. Повторять узор или движение. Мышление Понимание простейших причинно-следственных отношений (Почему папа ремонтирует машину? Зачем мама готовит обед). Назвать назначение предметов обихода (зачем нужна кружка, тарелка, расчёска и т. д.). Сразу покажите три предмета или картинки с их изображениями). Находить среди предложенных предметов лишний, объясняя свой выбор. Складывать пазлы без помощи взрослых. Построить из конструктора по образцу любую фигуру. Находить и объяснять отличия между предметами и явлениями (чем отличается лето от зимы, поезд от автобуса и др.) Подбирать противоположные слова: корзина полная - корзина пустая, дом высокий – дом низкий, ехать медленно – ехать быстро, лента узкая – лента широкая, котёнок голодный - котёнок сытый, какао холодный – какао горячий и т. д. Видеть на картинке неправильно изображенные предметы, объяснять, что не так и почему. Память Запоминать 7-8 картинок. Запоминать детские считалочки (например: «Раз, два, три, четыре, пять, Мы собрались поиграть. К нам сорока прилетела и тебе водить велела») и скороговорки (например: «Белые бараны били в барабаны»). Запоминать не длинные предложения (например: «Гриша и Дима играют в футбол»; «Алиса в домике с куклой и сумкой»). Рассказывать по памяти небольшие рассказы, сказки, стихи, содержание картинок. Запоминать пары слов, после прочтения взрослым: тарелка-суп, бабушка-дедушка, луна-солнце и т. д. Математика Определять расположение предметов: справа, слева, посередине, вверху, внизу, сзади, спереди. Знать основные геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, треугольник и прямоугольник) Знать все цифры (0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9). Считать предметы в пределах десяти, соотносить количество предметов с нужной цифрой. Уметь расставлять цифры от 1 до 5 в правильной последовательности и в обратном порядке. Уметь сравнивать количество предметов, понимать значение: больше - меньше, поровну. Делать равными неравные группы предметов: добавлять один предмет к группе с меньшим количеством предметов. Знакомится с графическим образом числа, учится правильно писать цифры. Может разделить круг, квадрат на две и четыре равные части. Различает правую и левую руку. Мелкая моторика Разукрашивать рисунки, не выходя за их контуры. Уметь держать в руках карандаш, кисть и изменять направление движения руки в зависимости от формы изображенного предмета. Лепить из пластилина мелкие фигурки. Завязывать узелки на веревке. Уметь нанизывать крупные пуговицы или бусины на нитку. Навыки письма Уметь точно проводить линии не отрывая карандаш от бумаги. Уметь заштриховывать фигуры ровными прямыми линиями, не выходя за контуры рисунка. Уметь обводить и раскрашивать картинки, не выходя за края. Уметь проводить линии посередине дорожки, не выходя за её края. Развитие Речи Использовать тысячу слов, строить фразы из 6-8 слов. Понимать ребенка должны даже посторонние люди, а не только родители. Понимать, чем отличается строение человека от строения животных, называть их части тела (руки - лапы, ногти - когти, волосы - шерсть). Уметь правильно ставить существительные в форму множественного числа (игрушка - игрушки, кукла - куклы). Уметь находить предмет по описанию (стол – деревянный, прямоугольный). Уметь самостоятельно составлять описание предмета. Понимать значение предлогов (в, на, под, за, между, перед, около и т. д.). Знать, какие бывают профессии, чем занимаются люди этих профессий. Уметь поддерживать беседу: уметь отвечать на вопросы и правильно их задавать. Уметь пересказывать содержание услышанной сказки, рассказа. Рассказать наизусть несколько стихов, потешек. Называть свое имя, фамилию, сколько ему лет, называть город в котором живет. Уметь отвечать вопросы, касательно недавно произошедших событий: Где ты был сегодня? Кого встретил по дороге? Что мама купила в магазине? Что было на тебе одето? Уметь объяснять значение некоторых пословиц (Например: «Делу время, потехе час»). Составлять рассказы по картинкам. Выразительно рассказывать стихи. Окружающий мир Определять, какое сейчас время года, время суток (утро, день, вечер? Называть свое имя и фамилию. Знать имя и фамилию своих родителей. Знатьназвание своего города, улицы, номер дома. Знать название столицы своей страны. Знать название нашей планеты. Знать названия основных профессий людей и объяснять, что делают люди тех или иных профессий. Называть времена года, дни недели в правильной последовательности. Отличать домашних животных от диких, садовые растения от полевых. Знать номера экстренных служб и как им позвонить. Самообслуживание Ребенок уже отлично застегивает пуговки, молнии и развязывает шнурки, его хорошо слушаются ложка и вилка. Узнать, как застилать кроватку. Налить воду-сок-молоко в стакан. Вытереть брызги после себя. Использовать салфетку за столом. Накрывать на стол для себя и других. Убирать со стола за собой. Использовать ершик в туалете. Выбирать одежду по погоде. Завязывать шнурки. Бросать мусор в мусорное ведро. Если ребенок без труда отвечает на ваши вопросы и справляется с заданиями, уровень его развития соответствует норме. Если вы видите, что с какими-то заданиями ребенок справляется с трудом, эти области знаний требуют дополнительного внимания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_razvitiya_v_4_goda.docx32.12 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности развития в 4 года: что должен уметь ребенок

Для каждого возраста существуют свои критерии сформированности навыков, которых стоит придерживаться, оценивая общее развитие ребенка. Если до 3 лет можно говорить о возможных вариантах нормы, то в 4 года эти критерии становятся более устойчивыми. Несоответствие большинству из них может свидетельствовать о проблемах в развитии, в то время как своевременно замеченные отклонения позволят скорректировать процесс воспитания и обучения, чтобы избежать отставания.
Внимание и память

Малыш хорошо ориентируется в знакомых местах, знает дорогу из детского сада домой или из дома до магазина. Можно притвориться, что мама забыла дорогу и предложить проводить ее. Это служит отличной тренировкой памяти и внимания. Специалисты советуют выполнять подобные упражнения ежедневно, ведь именно сейчас все психические процессы совершенствуются:

-ребенок способен концентрировать внимание до 7 минут, а в поле зрения удерживает до 5 предметов;

-запоминает события, произошедшие на текущей неделе, воспроизводит -наиболее яркие моменты и их последовательность;

-быстро запоминает стихи и тексты песен, сказки и детские рассказы;

-узнает однажды прочитанное произведение по небольшому отрывку или иллюстрации к нему;

-повторяет определенную сложную последовательность движений в игре, танце или гимнастике;

-находит несколько признаков сходства или отличий на картинках, объясняя, в чем они заключаются;

-находит и группирует предметы по определенному признаку самостоятельно;

-собирает пазлы, состоящие из 6-10 элементов;

-называет увиденные предметы по порядку, определяет, какой из них исчез;

-повторяет произнесенную взрослыми цепочку слов;

-посмотрев на сюжетные рисунки, может пересказать изображенные на них действия.

Мышление

Познавательный интерес ребенка достигает своего пика, именно в этом возрасте многие родители начинают подготовку к школе. Специалисты не против раннего обучения, но советуют проводить его не самостоятельно, а руководствуясь советами методистов, определяющих, что именно должен знать и уметь ребенок в 4 года:

1.С этого возраста можно начинать обучение иностранному языку, поскольку малыш все легко запоминает, способен отличить слова родного языка от иноязычных.

2. Запоминает буквы и цифры, считает до 10 и больше, соотносит названную букву и цифру с ее графическим изображением. Некоторые дети способны сами изобразить нужный символ.

3. Без труда находит пару представленному предмету, «лишний» предмет в заданном ряду.

4. Сравнивает два или несколько предметов по форме, размеру, расставляет их от большего к меньшему и наоборот.

5. Сам подбирает антонимы (днем светло – ночью (?) темно), решает простые головоломки, загадки, логические задачи.

6. Находит несоответствия на рисунках и объясняет их, предлагая правильное решение.

7. Знает и различает не только простые, но и некоторые сложные геометрические фигуры.

8. Определяет правую и левую стороны, показывает соответствующие руки и ноги.

9. Учится ориентироваться в схеме сборки конструктора, способен сам соорудить несложные конструкции. Из кубиков строит не только башенки, но более сложные сооружения.

Развитие речи

Словарный запас четырехлетнего ребенка растет стремительно. Он осваивает все новые слова, активно используя знакомые, узнавая значение незнакомых. Речь представляет не отдельные фразы, а связный текст с использованием сложных синтаксических конструкций: придаточных предложений и однородных членов. Минимальные речевые навыки ребенка в 4 года:

*четко произносит гласные и согласные звуки;

*умеет отвечать на вопросы, логично ведет диалог;

*составляет связный текст до 6 предложений;

*с легкостью описывает изображенное на картинке, может дать полное *описание игрушки, увиденного, услышанного;

*называет имя, отчество и фамилию, знает по именам своих близких и друзей, в детском саду называет воспитателя по имени и отчеству;

*называет свой возраст, домашний адрес;

*различает интонацию говорящего, сам может придать любую интонацию своей речи;

*использует единственное и множественное число;

*не путает мужской и женский род, согласовывает слова в роде, числе и падеже, правильно и к месту употребляет предлоги;

*в разговоре использует все части речи, включая междометия, вводные и звукоподражательные слова.

Допускается, что ребенок может еще путать понятия «вчера», «сегодня», «завтра», названия приемов пищи: «завтрак», «обед», «ужин». Нормой является западение шипящих звуков и [р]. В целом же речь малыша этого возраста понятна не только близким, но и посторонним людям.

Физическое развитие

В 4 года ребенок развит физически. Этот возраст характеризуется крайней подвижностью, ведь малыш понимает возможности своего тела и пытается поскорее их проверить. Развитие навыков совершенствуется с каждым днем:

  • ребенок хорошо и быстро бегает;
  • без труда забирается на вертикальную лестницу и спускается с нее;
  • прыгает в высоту и длину;
  • кидает мяч в заданном направлении далеко и точно, учится играть в футбол;
  • подтягивается на перекладине или кольцах (не без помощи взрослого);
  • преодолевает препятствия на пути.

Четырехлетнего ребенка уже можно отвести в спортивную секцию. Занятия укрепят мышцы и направят энергию малыша в правильное русло.

Эмоциональное развитие

Психологи настаивают на том, что в эмоциональном развитии малыш нуждается так же, как и в физическом. Мимика и жесты – это часть эмоций, освоить их сам ребенок вряд ли сможет, ему необходимо помочь. В этом возрасте он учится улавливать настроение близкого человека, сопереживать и утешать:

  • распознает настроение человека на фотографии или рисунке;
  • по просьбе родителей изображает мимикой ту или иную эмоцию;
  • может признать свою вину и попросить прощения;
  • выражает радость при приближении близких, пугается незнакомых людей.

В 4 года приходит осознание, что не все его шалости смешны, многие обижают или доставляют боль. Ребенок, порой, осознанно совершает подобные действия, проверяя, какие эмоции они вызовут.

Бытовые навыки

Ребенок должен уметь выполнять необходимые гигиенические процедуры без напоминания: чистить зубы, мыть руки перед едой и после улицы, контролировать физиологические потребности даже в ночное время. Некоторые малыши к этому времени предпочитают унитаз горшку. Дети едят самостоятельно, пользуясь столовыми приборами и салфеткой.

Одеваясь на прогулку, четырехлетний малыш выбирает вещи соответственно погоде, без труда одевается и раздевается. Многие уже знают переднюю и заднюю сторону в одежде, правую и левую ноги и правильно надевают обувь.

Социальная адаптация

Дети подолгу играют самостоятельно, однако игры со сверстниками для них предпочтительнее. Они очень общительны, стремятся к новым знакомствам. Преобладают ролевые игры, игры на проверку своей ловкости и физических навыков.

В этом возрасте ребенок способен порадовать родителей игрой в спектакле, замечательно справляясь с несложной ролью, рассказать со сцены стихотворение или спеть песню. Кстати, все малыши очень любят аплодисменты и похвалу.

Именно в этом возрасте приходит осознание пола. Девочки начинают интересоваться куклами, мальчики – машинами и самолетами. Девочек все чаще можно застать перед зеркалом, их привлекают красивые платья и мамины украшения. Мальчики стремятся помочь папам, с удовольствием разбирают его инструменты, помогают ремонтировать автомобиль.

                       Консультация для родителей

         «Что должен знать и уметь ребенок в 4–5 лет?»

Вашему ребёнку скоро исполнится 5 лет. К сожалению, некоторые родители недооценивают возможности именно этого возраста, не видят потребности ребенка в новой информации, считая, что впереди еще достаточно времени. Активно заниматься с ребенком начинают за год до школы. Ребенку за короткий период нужно освоить большой объем новой информации. У малыша быстро наступает переутомление, что в дальнейшем вызывает негативное отношение к учебе.

С помощью приведенных ниже тестов, вы сможете определить уровень развития своего ребенка, выявить, в каких областях знаний он преуспевает, а какие нуждается в дополнительном внимании.

Внимание

Использование знаний об абстрактных геометрических формах (попросите ребенка назвать окружающие его круглые и квадратные предметы).

Находить 5-6 отличий между предметами и между двумя рисунками.

Удерживать в поле зрения 8-10 предметов.

Повторять узор или движение.

Мышление

Понимание простейших причинно-следственных отношений (Почему папа ремонтирует машину? Зачем мама готовит обед).

Назвать назначение предметов обихода (зачем нужна кружка, тарелка, расчёска и т. д.). Сразу покажите три предмета или картинки с их изображениями).

Находить среди предложенных предметов лишний, объясняя свой выбор.

Складывать пазлы без помощи взрослых.

Построить из конструктора по образцу любую фигуру.

Находить и объяснять отличия между предметами и явлениями (чем отличается лето от зимы, поезд от автобуса и др.)

Подбирать противоположные слова: корзина полная - корзина пустая, дом высокий – дом низкий, ехать медленно – ехать быстро, лента узкая – лента широкая, котёнок голодный - котёнок сытый, какао холодный – какао горячий и т. д.

Видеть на картинке неправильно изображенные предметы, объяснять, что не так и почему.

Память

Запоминать 7-8 картинок.

Запоминать детские считалочки (например: «Раз, два, три, четыре, пять, Мы собрались поиграть. К нам сорока прилетела и тебе водить велела») и скороговорки (например«Белые бараны били в барабаны»).

Запоминать не длинные предложения (например«Гриша и Дима играют в футбол»«Алиса в домике с куклой и сумкой»).

Рассказывать по памяти небольшие рассказы, сказки, стихи, содержание картинок.

Запоминать пары слов, после прочтения взрослым: тарелка-суп, бабушка-дедушка, луна-солнце и т. д.

Математика

Определять расположение предметов: справа, слева, посередине, вверху, внизу, сзади, спереди.

Знать основные геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, треугольник и прямоугольник)

Знать все цифры (0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9). Считать предметы в пределах десяти, соотносить количество предметов с нужной цифрой.

Уметь расставлять цифры от 1 до 5 в правильной последовательности и в обратном порядке.

Уметь сравнивать количество предметов, понимать значение: больше - меньше, поровну. Делать равными неравные группы предметов: добавлять один предмет к группе с меньшим количеством предметов.

Знакомится с графическим образом числа, учится правильно писать цифры.

Может разделить круг, квадрат на две и четыре равные части.

Различает правую и левую руку.

Мелкая моторика

Разукрашивать рисунки, не выходя за их контуры.

Уметь держать в руках карандаш, кисть и изменять направление движения руки в зависимости от формы изображенного предмета.

Лепить из пластилина мелкие фигурки.

Завязывать узелки на веревке.

Уметь нанизывать крупные пуговицы или бусины на нитку.

Навыки письма

Уметь точно проводить линии не отрывая карандаш от бумаги.

Уметь заштриховывать фигуры ровными прямыми линиями, не выходя за контуры рисунка.

Уметь обводить и раскрашивать картинки, не выходя за края.

Уметь проводить линии посередине дорожки, не выходя за её края.

Развитие Речи

Использовать тысячу слов, строить фразы из 6-8 слов. Понимать ребенка должны даже посторонние люди, а не только родители.

Понимать, чем отличается строение человека от строения животных, называть их части тела (руки - лапы, ногти - когти, волосы - шерсть).

Уметь правильно ставить существительные в форму множественного числа (игрушка - игрушки, кукла - куклы).

Уметь находить предмет по описанию (стол – деревянный, прямоугольный)Уметь самостоятельно составлять описание предмета.

Понимать значение предлогов (в, на, под, за, между, перед, около и т. д.).

Знать, какие бывают профессии, чем занимаются люди этих профессий.

Уметь поддерживать беседууметь отвечать на вопросы и правильно их задавать.

Уметь пересказывать содержание услышанной сказки, рассказа. Рассказать наизусть несколько стихов, потешек.

Называть свое имя, фамилию, сколько ему лет, называть город в котором живет.

Уметь отвечать вопросы, касательно недавно произошедших событий: Где ты был сегодня? Кого встретил по дороге? Что мама купила в магазине? Что было на тебе одето?

Уметь объяснять значение некоторых пословиц (Например«Делу время, потехе час»).

Составлять рассказы по картинкам.

Выразительно рассказывать стихи.

Окружающий мир

Определять, какое сейчас время года, время суток (утро, день, вечер?

Называть свое имя и фамилию. Знать имя и фамилию своих родителейЗнатьназвание своего города, улицы, номер дома. Знать название столицы своей страны. Знать название нашей планеты.

Знать названия основных профессий людей и объяснять, что делают люди тех или иных профессий.

Называть времена года, дни недели в правильной последовательности.

Отличать домашних животных от диких, садовые растения от полевых.

Знать номера экстренных служб и как им позвонить.

Самообслуживание

Ребенок уже отлично застегивает пуговки, молнии и развязывает шнурки, его хорошо слушаются ложка и вилка.

Узнать, как застилать кроватку.

Налить воду-сок-молоко в стакан.

Вытереть брызги после себя.

Использовать салфетку за столом.

Накрывать на стол для себя и других. Убирать со стола за собой.

Использовать ершик в туалете.

Выбирать одежду по погоде.

Завязывать шнурки.

Бросать мусор в мусорное ведро.

Если ребенок без труда отвечает на ваши вопросы и справляется с заданиями, уровень его развития соответствует норме. Если вы видите, что с какими-то заданиями ребенок справляется с трудом, эти области знаний требуют дополнительного внимания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Что должен знать и уметь ребёнок в три года»

http://detstvogid.ru/chto-dolzhen-znat-i-umet-rebyonok-v-tri-goda/.htmlКонсультация для родителей«Что должен знать и уметь ребёнок в три года»...

консультация для родителей "Что должен знать и уметь ребёнок в два года"

Физическое  и умсвенное развитие ребенка, речевое развитие, лепка, рисование. умение и навыки ребенка 2-х лет...

Консультация для родителей "Что должен знать и уметь ребёнок 4-5 лет"

Консультация для родителейЧто должен знать и уметьребёнок 4-5 летМатематика: 1. Ребенок должен уметь определять расположение предметов: справа, слева, посередине, вверху, внизу, сзади, спереди.2. Ребе...

Консультация для родителей "Что должен знать и уметь ребёнок в 6-7 лет"

В консультации определено, что должен знать и уметь ребёнок перед школой....

Консультация для родителей "Что должен знать и уметь ребёнок в три года"

laquo;Что должен знать и уметь ребёнок в три года»...

Консультация для родителей "Что должен знать и уметь ребёнок в 5-6 лет"

Вашему малышу исполнилось 5 лет, а значит, появилась прекрасная возможность своевременно помочь малышу развить его интеллект......

Консультация для родителей "Что должен знать и уметь ребёнок к концу первой младшей группы".

К концу первой младшей группы должны быть сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных  видов детской деятельности по пяти образовательнымобластям примерной образо...