ВОСЕМЬ САМЫХ ЭФФЕКТИВНЫХ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ МАМАМ В ПОМОЩЬ!
консультация на тему

У большинства дошкольников есть те или иные проблемы с речью. К счастью, исправить ситуацию можно самостоятельно, регулярно выполняя с ребёнком несложные упражнения. Если малыш не выговаривает какие-то звуки, «комкает» слова, говорит, словно кашу в рот набрал, — не отчаивайтесь! Чаще всего проблемы с речью - возрастные, и к школе большинство детишек начинают говорить чисто и правильно. Конечно, бывают и сложные случаи, когда без логопеда не обойтись. Но для начала стоит попытаться улучшить речь ребёнка с помощью домашних упражнений. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВОСЕМЬ САМЫХ ЭФФЕКТИВНЫХ

ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ МАМАМ В ПОМОЩЬ!

У большинства дошкольников есть те или иные проблемы с речью. К счастью, исправить ситуацию можно самостоятельно, регулярно выполняя с ребёнком несложные упражнения. Если малыш не выговаривает какие-то звуки, «комкает» слова, говорит, словно кашу в рот набрал, — не отчаивайтесь! Чаще всего проблемы с речью - возрастные, и к школе большинство детишек начинают говорить чисто и правильно. Конечно, бывают и сложные случаи, когда без логопеда не обойтись. Но для начала стоит попытаться улучшить речь ребёнка с помощью домашних упражнений. Правила занятий с малышом Логопедические занятия для дошкольника должны проходить в игровой форме, иначе малыш может не захотеть заниматься. Проводите занятия регулярно, 2-3 раза в день. Начинайте с 3-5 минут, постепенно увеличивая время урока до 15-20. Лучшее время для занятий — после завтрака и после дневного сна. Отложите упражнения, если ребёнок в плохом настроении, болен или устал. Выполняйте упражнения вместе с ребёнком, показывайте все движения на своём примере. Проводите занятие перед зеркалом, чтобы кроха мог видеть, как двигаются его губы и язык. Логопедические упражнения Мы привыкли думать, что логопеды нужны только тем детям, которые произносят не все звуки. Чаще всего проблемы вызывают «р», «л», «ц», шипящие. Однако бывает и так, что малыш освоил произношение, но всё равно говорит нечётко, тихо, невнятно, непонятно, пропускает звуки или слоги, путает их. Поэтому логопедические упражнения направлены не только на постановку звукопроизношения, но и на общее развитие речи.

Упражнение №1. Артикуляционная гимнастика. Начинайте каждое занятие с гимнастики, стимулирующей мышцы речевого аппарата. Предложите крохе: высунуть язык как можно дальше, дотронуться кончиком языка до носа и подбородка; облизать губы; сделать язык широким, расслабленным; свернуть в трубочку; поднять его края (форма лопаточки); «почистить» зубки, проводя языком по внутренней их поверхности; водить языком по нёбу вперёд-назад (как будто маляр красит потолок).

Упражнение №2. Развитие фонематического слуха. Для детишек 4-5 лет полезны упражнения, развивающие восприятие звуков. Поиграйте в такую игру: пусть ребёнок делает вид, что спит (ляжет на руки, закроет глазки), а вы будете медленно произносить слова. Услышав определенный звук (например, «а»), малыш должен «проснуться». Другие варианты той же игры: хлопать в ладоши, подпрыгивать, вставать, услышав звук.

Упражнение №3. Звукоподражание. Так любимая детишками игра очень полезна для развития речи. Изображайте вместе с крохой звук мотора, летящего самолета, бульканье воды, мычание коровы, рычание тигра, воркование голубя и пр.

Упражнение №4. Работа со звуком «р». Пожалуй, это самый трудный для малыша звук. Чтобы помочь карапузу справиться с ним, поиграйте в такие игры: предложите ребёнку приоткрыть рот, положить на нижнюю губу расслабленный язык и дуть со звуком «ф» достаточно сильно, чтобы ватный шарик или карандаш катились по столу; научите кроху цокать языком, изображая, как скачет лошадка; изобразите барабанную дробь, постукивая кончиком языка по небу.

Упражнение №5. Работа со звуком «л». Отыскать пропавший звук «л» помогут такие упражнения: говорить «ыыыы» с высунутым язычком; прижать язык между зубами и двигать им вперёд-назад, будто пытаетесь его чистить; немного прикусив язычок, попробовать спеть «лек-лек-лек».

Упражнение №6. Работа со звуком «ц». Поднесите руку ребёнка к своим губам и произнесите звук «ц». Он должен почувствовать одно прикосновение воздушной струи. Потом поднесите его руку к его губам и попросите, чтобы он повторил этот звук. При этом можно изображать, что вы говорите кому-то вести себя потише: «Тцццц».

Упражнение №7. Работа с шипящими. Проблема с произношением шипящих настолько распространённая, что встречается даже в детской классике. Например, в «Денискиных рассказах» Драгунского: «…не фыфка, не сыска, а хыхка!». Чтобы научить дошкольника произносить шипящие, попробуйте такие упражнения: пусть малыш «накажет» язычок, слегка высунув его и пошлепав губами, произнося «пя-пя-пя»; положите ребёнку на кончик языка маленький кусочек конфетки (мармелада или ириски) и попросите приклеить его на нёбо, прямо за верхними резцами; пошипите вместе: поиграйте в змею, сдувающийся шарик, кипящий чайник.

 Упражнение №8. Общее развитие речи. Кроме работы непосредственно со звуками и произношением, важно в принципе развивать речь малыша. Это помогут сделать: упражнения на развитие мелкой моторики (лепка, рисование, игры с наклейками); упражнения на формирование категорий (игры с тематическими карточками или наборами картинок: «животные», «транспорт», «посуда»); занятия по расширению словарного запаса (игры в слова, чтение).

Семейный логопед


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«САМЫЕ ЛЮБИМЫЕ, РОДНЫЕ, МАМЫ ДОРОГИЕ» (совместное развлечение с родителями и воспитателями группы).

КОНСПЕКТ МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВЛЕЧЕНИЯВ СТАРШЕЙ ГРУППЕ, ПОСВЯЩЕННОГО ДНЮ МАТЕРИ...

Занятие по программе "Социокультурные истоки" . Категория «Образ» Тема: «Самый любимый образ – мама» 2 младшая группа

Цель: воспитание нравственных чувств, любви, заботе о маме, этического сознания.Задачи:Обучающие задачи: продолжать знакомить детей с социокультурной категорией «Образ».  Закрепить знания детей о...

Спортивный праздник ко дню Матери «Наши мамы самые красивые- наши мамы самые спортивные!»

Цели: Прививать любовь к спорту и здоровому образу жизни. Задачи: 1. Развивать двигательные умения и навыки. 2. Способствовать воспитанию целеустремленности, настойчивости, ...

Совместная с родителями и детьми маршрутная квест – игра « Самое красивое слово – МАМА !»

Совместная с родителями и детьми маршрутная квест - игра " Самое красивое слово  - МАМА!", помогла сделать родителей активными участниками педагогического процесса. Между родителями и д...

Совместная с родителями и детьми маршрутная квест – игра « Самое красивое слово – МАМА !»

Помочь родителям стать активными участниками педагогического процесса, оказав им помощь в реализации отвественности за воспитание и обучение д етей....

Спортивный праздник "Наши мамы самые красивые, наши мамы- самые спортивные"

Звучит голос ребёнка Лучше мамочки моей никого не знаю...