Как помочь ребенку без слез пойти в детский сад
консультация (младшая группа) на тему

Григорьева Алина Николаевна

Адаптация к детскому саду – непростое время для каждого ребенка. Это не только процесс привыкания к новой обстановке, к новому режиму дня, к новым отношениям, но и выработка новых умений и навыков. Ведут себя дети в этот период по-разному: одни безутешно плачут. Другие отказываются общаться с детьми и воспитателем, третьи реагируют достаточно спокойно/

Период адаптации может длиться от 1 – 2 недель до 2 – 3 месяцев и зависит от многих причин: от возраста, состояния здоровья ребенка. От особенностей нервной системы и т. п.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как помочь ребенку без слез пойти в детский сад

Переживания ребенка связаны со страхом разлуки, страхом потерять маму. Специалисты говорят, что биологическая связь ребенка с матерью сохраняется до 9 лет с момента его рождения, а психологическая связь может не прерываться всю жизнь. Чем тревожнее мама, тем сильнее страх разлуки у ребенка.

  • Прежде всего, вы сами должны быть психологически готовы к расставанию. Успокойтесь и не нервничайте, любое ваше внутреннее состояние сразу передается ребенку. В ваших силах сделать так, чтобы малыш преодолел адаптационный период без особых нервных затрат.
  • Создайте спокойную, бесконфликтную обстановку в семье.
  • Согласно современному подходу к воспитанию детей, поступление в детский сад не должен быть сюрпризом для ребенка. Его надо грамотно готовить, рассказывать и обсуждать предстоящие изменения в жизни, что  необходимо для более успешной адаптации ребенка в саду. Несомненно, что каждая мама об этом только мечтает.
  • До начала посещения детского сада приобщайте ребенка к совместным играм, побольше гуляйте на детской площадке, приглашайте гостей и СМИ приезжайте к друзьям. Наблюдайте, как он себя ведет: легко находит общий язык с окружающими, хочет общаться или, наоборот, замкнут, застенчив, робок, конфликтен в общении. Учите ребенка общению с окружающими людьми: как подойти, познакомиться с детьми, предложить свои игрушки, спросить что -  либо, поблагодарить и т.д., что при этом сказать. Называйте других детей по именам. Спрашивайте его дома о знакомых детях. Поощряйте обращение ребенка к другим людям за помощью и поддержкой, а также любой другой вид общения с окружающими в вашем присутствии. К тому же почаще отлучайтесь от ребенка, чтобы он привыкал к тому, что мама и папа могут уйти по делам, но через какое-то время обязательно вернуться, и это не должно вызывать у него особых потрясений.
  • Необходимо приблизить режим дня в домашних условиях к режиму дошкольного учреждения, формировать у ребенка привычку вовремя ложиться спать и вовремя вставать, принимать пищу и бодрствовать по часам. Не забудьте при этом говорить: «А сейчас детки в саду ложатся спать (идут гулять, садятся обедать)». Организм ребенка достаточно пластичен, поэтому перестройка ритмов сна и бодрствования происходит в течение недели.
  • В присутствии ребенка избегайте критических замечаний в адрес дошкольного учреждения и его сотрудников. Вам кажется, что малыш, который с грохотом  таскает по коридору машину, ничего не слышит? Будьте уверены: не только внимает, но и впитывает как губка! И пока на подсознательном уровне усваивает: готовиться что-то неприятное. Поэтому все разговоры о предстоящих переменах должны вестись в отсутствие ребенка.
  • Не наказывайте, «не пугайте» детским садом или воспитательницей. Важно создавать положительный образ детского сада. Фразы типа «Не балуйся, а то отправлю в садик!» могут поселить в его душе страх, который потом будет трудно побороть. Лучше заранее сводите малыша в дошкольное учреждение на увлекательную экскурсию. Познакомьте его с детьми и воспитателями, попросите разрешения заглянуть в группу, в музыкальный, спортивный залы, погуляйте на детской площадке, чтобы малыш мог оценить, как в детском садике хорошо. Такие впечатления необходимы ребенку – это место уже не будет казаться чужим, в мыслях он начнет постепенно привыкать к нему.
  • Поиграйте с ребенком дома в игру «Детский сад». Создайте пару типичных ситуаций, которые могут возникнуть в дошкольной группе детского сада. Подскажите несколько вариантов для малыша, которые помогут ему на них реагировать. Этим вы уже будете закладывать основы общения и вхождения малыша в новый коллектив.
  • Если ребенок засыпает только с помощью взрослого, попытайтесь изменить данную привычку и предоставить ему уснуть самостоятельно. Ломка сложившихся стереотипов при укладывании спать приводит адаптирующего ребенка к негативным реакциям. Поэтому луше это сделать в домашних условиях, не торопясь, оберегая нервную систему малыша от переутомления.
  • Пребывание ребенка в дошкольном учреждении предполагает пятиразовое питание, что обеспечивает хорошую жизнедеятельность и работоспособность детского организма. Однако не все дети едят в детском саду. Это связано, прежде всего, с изменением рациона питания. Поэтому следует пересмотреть меню, приучать детей есть разнообразные блюда, ежедневно употребляя супы и каши.
  • Необходимо обратить внимание на формирование у детей навыков самостоятельности. Ребенок, умеющий самостоятельность, раздеваться и одеваться (кроме застегивания пуговиц и завязывания шнурков), не будет чувствовать себя беспомощным, зависимым от взрослого, что положительно скажется на его самочувствии. Умение самостоятельно занять себя игрушкой поможет ребенку отвлечься от переживаний, на какое-то время сгладить остроту отрицательных эмоций.
  • Собираясь в детский сад, необходимо заранее продумать все до мелочей, чтобы обойтись без спешки и нервозности. Заранее подготовьте в отдельной сумочке запасную одежду. Чтобы малыш в случае чего мог переодеться. Все вещи должны быть максимально просты и удобны (без замысловатых застежек и тугих пуговиц).

Таким образом, если родителям удается приблизить домашний режим к режиму дошкольного учреждения, сформировать у ребенка навыки самообслуживания, умение общаться со сверстниками, занять себя, то адаптационный процесс будет для него менее болезненным.

Идем в детский сад (как облегчить адаптацию малыша к дошкольному учреждению)

Адаптация к детскому саду – непростое время для каждого ребенка. Это не только процесс привыкания к новой обстановке, к новому режиму дня, к новым отношениям, но и выработка новых умений и навыков. Ведут себя дети в этот период по-разному: одни безутешно плачут. Другие отказываются общаться с детьми и воспитателем, третьи реагируют достаточно спокойно.

Выделяют три фазы адаптации:

  1. Острая фаза, или период дезадаптации, - в это время ребенка могут наблюдаться частые заболевания, нарушение сна, аппетита, нежелание ходить в детский сад. Изменяется поведение: могут проявляться упрямство, грубость и даже регресс в речевом развитии.
  2. Собственно адаптация – в этот период ребенок постепенно привыкает к новым условиям, нормализуется поведение.
  3. Фаза компенсации – дети начинают вести себя спокойно, с удовольствием ходят в садик. Ускоряется темп развития психологических процессов.

Период адаптации может длиться от 1 – 2 недель до 2 – 3 месяцев и зависит от многих причин: от возраста, состояния здоровья ребенка. От особенностей нервной системы и т. п.

      Первые признаки того, что ребенок адаптировался:

  • Хороший аппетит;
  • Спокойный сон;
  • Охотное общение с другими детьми;
  • Адекватная реакция на любое предложение воспитателя;
  • Хорошее эмоциональное состояние.

  Начальный период посещения детского сада очень сложен для детей. Чтобы облегчить процесс адаптации ребенка к новым социальным условиям, существует такая инновационная форма деятельности с детьми раннего и младшего дошкольного возраста – группы кратковременного пребывания. В этих группах создаются благоприятные условия для социализации детей, достигаемые в результате свободного общения родителей, детей и педагогов между собой.

   Целью деятельности таких групп является создание плавного перехода от воспитания в условиях семьи к воспитанию детей в образовательном учреждении; всестороннее развитие детей, их ранняя социализация, позволяющая обеспечить успешную адаптацию.

    Современные родители заинтересованы в раннем развитии детей. В настоящее время актуальны и востребованы родителями группы кратковременного пребывания, которые посещают дети раннего возраста (от 1 года 6 месяцев). Режим пребывания в таких группах 3 часа 3 раза в неделю.

(Пахомова Любовь Юрьевна, педагог-психолог высшей квалификационной категории.)

Как правильно вести себя родителям с ребенком в первые дни посещения детского сада

Необходимое условие успешной адаптации – согласованность действий родителей и педагогов, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и детском саду.

  • Вводить ребенка в новую ситуацию надо постепенно. В первые дни, приводя ребенка в детский сад, побудьте вместе некоторое время (2 -3 часа), что позволит ему спокойнее ориентироваться в новых условиях. Целесообразно приводить ребенка на прогулку, причем, желательно не только на утреннюю, но и на вечернюю, когда можно обратить внимание на то, как мамы папы приходят за детьми, как они радостно встречаются. Если нет возможности приводить ребенка на прогулку, тогда следует прийти с ребенком в группу позже 8 часов, чтобы он не был свидетелем слез и отрицательных эмоций других детей при расставании с мамами. И только после таких кратковременных визитов дети остаются без мамы, но ненадолго, а затем время постепенно увеличивается. В целом наличие в группе и на прогулке мам, бабушек очень дезорганизует работу группы, поэтому количество и продолжительность их посещений, если не возникнет осложнений, лучше ограничить первой неделей. За эту неделю дети познакомятся с участком, группой, игрушками, будут знать в лицо своего воспитателя и нескольких сверстников – для начала этого достаточно.
  • Маленькие дети очень привязаны к маме. Ребенку хочется, чтобы мама все время была рядом. Поэтому очень хорошо, если ребенок принесет из дома маленький «семейный» фотоальбом с фотографиями близких людей. В этом случае малыш в любой момент сможет увидеть своих близких и уже не так тосковать вдали от дома.
  • Давайте ребенку с собой в садик его любимую игрушку, вызывающую у него теплые чувства и ассоциирующуюся с домом. Пусть игрушка «ходит в садик» вместе с ним ежедневно и знакомится там с другими. Расспрашивайте, что с игрушкой происходило в детском саду, кто с ней дружил, кто обижал, не было ли ей грустно. Со временем можно предложить ребенку оставить игрушку «ночевать» в детском саду, а наутро снова с нею встретиться.
  • Общайтесь с воспитателями, спрашивайте о состоянии и самочувствии своего ребенка. Участвуйте в жизни малыша, радуйтесь его успехам и творчеству. Это хороший фундамент прочных детско- родительских взаимоотношений.
  • Как показывают наблюдения, по мере привыкания к новым условиям у детей сначала восстанавливается аппетит, труднее нормализуется сон (от 2 недель до 2 месяцев). Ко времени дневного сна лучше на первых порах забирать ребенка домой. Дети, которые комфортно себя чувствуют в первой половине дня, могут оставаться на сон, а после этого и на вчерне время. Желательно, чтобы в первую неделю, когда будете оставлять ребенка на дневной сон, приходили не позже 16 часов.
  • А что делать, когда малыш постоянно плачет и в прямом смысле хватается за вашу юбку? Психологи рекомендуют не затягивать расставание и не «дразнить» ребенка своим присутствием. Как правило, уже через несколько минут после вашего ухода малыш спокойно включается в игру – детская психика гибкая и легко приспосабливается к «новому». Можно поручить папе процесс сопровождения в садик. Как правило, при папе особо не поплачешь, придется отправляться в группу.
  • Во время прощания вы должны всегда демонстрировать хорошее настроение, чувствовать себя уверенно, общаться с ребенком только доброжелательным тоном и обязательно уточнить. Когда заберут домой. При этом никогда не задерживайтесь, старайтесь приходить вовремя. Держите свое слово: если обещали забрать ребенка до обеда, не нарушайте обещание, в противном случае ребенок перестанет вам доверять и его страхи усугубятся. Обсудите с ребенком, чем будете заниматься, когда вернетесь за ним, приятные ожидания улучшают эмоционально тяжелое состояние ребенка.
  • Желательно разобрать несложную систему прощальных знаков (например, воздушный поцелуй, прощание двух мизинчиков, рукопожатие и т. п.) и ежедневно повторять ее. При этом важно уходить, не задерживаясь, не оборачиваясь, - так малышу будет проще отпускать вас. Если вы не будете боятся разлуки с ребенком, то он легче будет ее переносить.
  • Период адаптации к детскому саду проходят не только дети, но и родители, поэтому членам семьи важно отслеживать свои чувства, осознавать их природу. Необходимое условие успешного протекания этого периода – отказ от чувства вины. Если у вас есть хоть малейшие колебания, ребенок их «уловит» и ему будет еще труднее расставаться с вами.
  • По дороге домой старайтесь поговорить с ребенком, узнайте, что хорошего, а что не очень удалось, чем дети занимались, с кем ребенок играл, что узнал нового, погуляйте с ребенком на детской площадке, в парке, похвалите его за проведенный день: «Молодец! Ты хорошо ведешь себя, я горжусь тобой». Теперь вы проводите с малышом меньше времени, чем раньше, но важно другое – нежность и тепло ваших взаимоотношений, любовь друг к другу, которую ребенок должен чувствовать всегда: чаще обнимайте, поглаживайте, называйте ласковыми именами.
  • Имейте в виду, что проблемы адаптации ребенка могут возобновиться после праздников, каникул, а также при серьезном изменении внешних обстоятельств. В этом случае необходимо проявлять гибкость, в особо сложных ситуациях можно вновь сократить время пребывания ребенка в детском саду либо в течение какого-то времени по договоренности с воспитателем устраивать перерыв в середине недели.

И еще несколько полезных советов…

  • Постоянно обращайте внимание на отклонения в поведении и здоровье малыша.
  • Выполняйте предписания врачей, советы и рекомендации педагогов.
  • Не отучайте ребенка от вредных привычек в адаптационный период.
  • Сообщите врачу-педиатру, педагогу-психологу об индивидуальных особенностях ребенка.
  • На время адаптации прекратите посещение с ребенком многолюдных мест, сократите просмотр телевизионных передач, старайтесь щадить ослабленную нервную систему.
  • Одевайте ребенка в дошкольное учреждение в соответствии с температурой воздуха в группе. Обращайте внимание на аккуратность и опрятность его внешнего вида.
  • Когда ребенок привыкнет к новым условиям, не принимайте его слез при расставании всерьез – это может быть вызвано просто плохим настроением.

Помните, важны терпение, последовательность и понимание!

      Адаптация к детскому саду: Сборник научно-популярных статей для родителей и педагогов. – М., 2011

Перечень рекомендуемых книг для родителей

      Додокина Н. В., Евдокимова Е. С., Кудрявцева Е. Детский сад и семья. Методика работы с родителями: Пос. для педагогов и родителей (изд-во «Мозаика-Синтез»). В данном пособии представлен региональный опыт работы по взаимодействию дошкольного образовательного учреждении и семьи.

      Иванов Е. Л., Гусева Н. А. Не хочу в детский сад! (изд-во «Азбука»). В книге вы прочитаете об особенностях привыкания к саду малышей в возрасте от 2 до 5 лет, узнаете о том, как научить ребенка переживать разлуку с мамой, как правильно подготовиться к изменениям в жизни малыша и предупредить частые заболевания.

      Ивушкина Н. А. Как подготовить ребенка к детскому саду? 49 простых правил (изд-во «Эксмо-Пресс»).

     Романовская М. Как подготовить ребенка к детскому саду (изд-во «Эксмо»).

Рекомендуемые книги и игрушки для детей

        «Детский сад. Сборник стихов» (изд-во «Самовар»). В книге карманного формата предложены стихи детских поэтов, освещающие режим детского сада, занятия, игры с детьми и воспитателями. Благодаря этой книге впечатления о садике, в который ему пойти, безусловно, облегчат ему адаптацию.

         Казалис А. Мышонок  Тим не хочет в детский сад (изд-во «РОСМЭН»). Как переубедить Тима, чтобы он перестал упрямиться? Иногда мышонок Тим, как все маленькие дети, плохо себя ведет. Но его  , что нужно сделать, чтобы ее сынок снова стал хорошим, послушным мышонком.

        «Моя первая книга. В детском саду» (изд-во «Астрель, АСТ»). Чем интересным занимаются в детском саду, вы узнаете из этой книжки. Зимой вместе играют в снежки, катаются на санках, лепят снеговика. Летом играют в салочки и прятки, ходят на прогулки.

        Овсепян К. Я иду в детский сад. Проблемы адаптации (изд-во «Карапуз»). Небольшая по объему, но очень полезная книжка о том, как девочка Аня пошла в первый раз в детский сад и как она провела свой первый день в детском саду. Также наряду с текстами для ребенка даются некоторые советы родителям о том, как помочь малышу в адаптации. Для детей 2-4 лет.

        Пазл «Играй и собирай: детский сад» (изд-во «Дрофа Медиа»). В комплект входят 4 пазла,  состоящие из 6,9,12 и 15 элементов. На картинках представлены основные моменты детсадовской жизни – сон, прогулка, праздник.

       Шалаева Г. Как вести себя в детском саду (изд-во «АСТ», «Слово»). Это прекрасно иллюстрированная книга познакомит вашего малыша с основами этикета. Веселые стихи помогут ребенку понять, как вести себя в детском саду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей "Как помочь ребенку в период адаптации в детском саду"

В данном материале представлены советы родителям , которые помогут им наиболее "безболезнено" пройти вместе с ребенком такой сложный жизненный период, как адаптация в ДОУ...

Статья для родителей: "Как помочь ребенку быстрее адаптироваться в условиях детского сада".

Как помочь ребенку быстрее адаптироваться в условиях детского сада. Адаптация дошкольников к условиям детского сада протекает у детей по-разному, что зависит от ряда факторов, в том числе и от то...

Проект по адаптации: «Как помочь ребенку благополучнопройти адаптационный период в детском саду»

Для каждого ребенка, который приходит в детский сад, встреча с первыми педагогами  - это, прежде всего, встреча с новыми, особо значимыми для него людьми.  Воспитатель – дошкольник воплощает...

Семинар-практикум для воспитателей и младших воспитателей ДОУ "Как помочь ребенку в период адаптации в детском саду" Акимова Ю.М. МАДОУ "Детский сад №26"

Семинар-практикум "Как помочь ребенку в период адаптации в детском саду" направлен на повышение профессионального мастерства воспитателей и младших воспитателей дошкольного учреждения, работающих с де...

Консультация для родителей_Как помочь ребенку в период адаптации к детскому саду

Даже при самом благоприятном стечении обстоятельств, перемена в образе жизни при поступлении в детский сад связана для ребенка с объективными трудностями. Адаптация включает широкий спектр индивидуаль...

Мастер-класс для родителей «Как помочь ребенку в период адаптации в детском саду»

Выявить уровень педагогической компетенции родителей по адаптации детей к условиям детского сада, обсудить с родителями проблемы адаптационного периода, формировать эмоциональный контакт род...

Ребенок осенью должен пойти в детский сад.

Рекомендации для родителей по подготовке ребеенка к поступлению в детский сад....