Консультация для родителей: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей»
консультация (младшая группа) на тему

Судакова Наталья Павловна

Данный материал раскрывает ценность устного народного творчества и необходимость использования его произведений в развитиии речевой активности детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx14.43 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей»


    Устное народное творчество - это история народа, его духовное богатство. Народное поэтическое слово помогает духовно обогатить среду, в которой растут наши дети. Пользу малых фольклорных жанров доказывать не приходится, это очевидно. Ценность фольклорных произведений для малышей обусловлена прежде всего их высокой интонационной выразительностью. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся звуки и слова, обращения заставляют малышей замирать на какое-то мгновенье, невольно заставляют прислушиваться в речь. А флольклор даёт прекрасные образцы русской речи, подражание которой позволяют ребёнку успешнее овладевать родным языком, развивать речь, закрепить словарь; воспитывать правильное звукопроизношение.
    Поэтому очевидна необходимость использования мною произведений устного народного творчества в развитии речевой активности детей. Для этой же цели эффективно использую произведения многих детских писателей, многие из них близки к фольклору. Тем более у малышей большой интерес к потешкам, колыбельным песням, сказкам.
     Знакомство с потешкой я начинаю иногда с беседы, с наблюдения, иногда с рассматривания картин или игрушек, иногда с объяснения новых слов.
Например, когда выглядывает солнышко, дети сразу восклицают "О, солнышко!" Я обращаю внимание детей на то, как солнце освещает нашу комнату, "смотрит к нам в окошко", спрашиваю, нравится ли им, когда солнышко освещает их комнату, и читаю:


"Светит солнышко в окошко,
Смотрит в нашу комнату,
Мы похлопаем в ладоши, 
Очень рады солнышку!" 
(А. Барто)
А когда оно прячется, дружно зовём:
"Солнышко - колоколнышко,
Выгляни в окошко,
Дам орехов кучу!"


 Тут особое внимание уделяю на то, как мы ласково зовём солнце: "солнышко - колоколнышко". Мне кажется, что именно с этих маленьких зёрнышек начинается знакомство детей с исконным богатством русской речи.
 При знакомстве с потешкой "Пошёл котик на торжок…", объясняю, что такое "торжок", спрашиваю были ли они на рынке, что купила мама. Котик поочерёдно "угощает" каждого ребёнка. Детям это очень нравится:


"Самому ли съесть,
Или Ванечке снесть?" ит.д.


  Малыши ждут, когда именно его угостит котик.
Очень часто я использую потешки в режимных моментах: умывании, укладывании спать, одевании на прогулку, во время приёма пищи:
" Ай лады, лады, лады
Не боимся мы воды
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся."
или " Чистая водичка
Умоет Саше личико
Анечке - ладошки,
А пальчики - Антошке".


  Помогают мне произведения фольклора и в организации прогулок, наблюдений за природой, украшая речь и обогащая её, тем самым способствуют концентрации внимания детей. Например, во время наблюдения за птицами:


" Чики, чики, кички, 
Берёзовые лычки!
Летели две птички,
Собой невелички.
Как они летели,
Все люди глядели.
Как они садились,
Все люди дивились". 


   Мне приятно наблюдать, что через некоторое время дети самостоятельно начинают использовать в игре колыбельные песенки, потешки.
Очень нравятся детям подвижные игры с использованием потешек. Часто с увлечением мы играем в игру "Вороны". Сначала понаблюдаем на прогулке, что вороны - большие, чёрные птицы; что они каркают громко "кар - кар - кар", они могут летать, могут скакать по земле. Затем я знакомлю детей с потешкой:


"Вот под ёлочкой зеленой
Скачут весело вороны:
кар - кар - кар, 
Целый день они кричали,
Спать ребяткам не давали:
кар - кар - кар,
Лишь к ночи умолкают,
И все тихо засыпают:
Кар - кар - кар!"


  После этого дети, "превращаются" в больших птичек.
Основная цель таких игр для малышей - развивать их речевую активность, умение соотносить действие со словом потешки, добиваться ими понимания значения слов, правильного их произношения.
Очень любят дети и русские народные сказки. Старшие дети с удовольствием инсценируют сказки "Репка", "Колобок", "Курочка - ряба". 
Вот так в повседневной работе очень часто обращаемся к истокам русской речи. Я думаю, что малые фольклорные жанры, помогая воспитателю в его работе, помогают и нашим воспитанникам постигать окружающий мир, стать добрыми и ласковыми, погружаться в стихию родной речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей"

Устное народное творчество служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, оно оказывает огромное влияние на развитие и обогащения речи ребенка....

Консультация для родителей «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей»

Устное народное творчество служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, оно оказывает огромное влияние на развитие и обогащения речи ребенка.Знако...

Консультация для родителей "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей"

Консультация для родителей "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей"...

Консультация для родителей . "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей дошкольного возраста."

Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, потешки, пословицы, поговорки). Овладение р...

Консультация для родителей "Влияние устного народного творчества на развитии речи детей 4–5 лет"

Речевое развитие - одна из важнейших задач дошкольного воспитания.Поскольку развивая детскую речь, мы расширяем не только речевые возможности ребенка, но и непосредственно влияем его интеллектуальные ...

Консультация для родителей «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей»

Русское народное творчество не перестаёт восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Оно постоянно изучается, и к нему обращены взоры историков, искусствоведов, педагогов. ...

Консультация для родителей "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет" Октябрь 2022

Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка.Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, р...