Консультация для родителей «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей»
консультация (младшая группа)

Русское народное творчество не перестаёт восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Оно постоянно изучается, и к нему обращены взоры историков, искусствоведов, педагогов. Родная речь, звучащая в сказках, выразительные интонации русской песни, яркая народная игрушка являются незаменимым средством воспитания любви к Родине, к окружающей природе, с которой встречается ребёнок с малых лет. Устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало. Использование в воспитании детей устного народного творчества создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях. Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение, способствуют развитию образного мышления, обогащают речь детей. Устное народное творчество – это история народа, его духовное богатство. Весёлые песенки, замысловатые загадки, пословицы, заклички, приговорки, потешки, прибаутки, перевёртыши, считалки, скороговорки, дразнилки, смешные сказочки сочинил великий и бессмертный поэт – русский народ. Народ – непревзойденный учитель речи детей. Ни в каких других произведениях, кроме народных, мы не найдем такого идеального расположения труднопроизносимых звуков, такого удивительно продуманного сведения рядом слов, едва отличающихся друг от друга по звучанию. Доброжелательное подтрунивание, тонкий юмор потешек, дразнилок, считалок – эффективное средство педагогического воздействия, хорошее «лекарство» против лени, трусости, упрямства, капризов, эгоизма. Пестушки, потешки, прибаутки, небылицы и перевёртыши, отличаясь друг от друга по своей педагогической направленности, привносятся в жизнь ребёнка по- разному, в зависимости от возраста. Пестушка – от слова «пествовать» - в старину означало нянчить маленького ребёнка, ухаживать за ним. Сейчас чаще используется в переносном смысле – заботливо, любовно выращивать, воспитывать. Пестушки включают игровое взаимодействие с ребёнком, когда взрослый выполняет движения за него, играя его ручками и ножками. Постепенно пестушки сменяются потешками – так называются песенки – приговорки, сопутствующие игре пальчиками, ручками, головкой, ножками. От пестушек, потешки отличаются тем, что они рассчитаны на активность самого ребёнка, который выполняет самостоятельно игровые движения, соотнося их с содержанием песенки-потешки: движения пальчиками, кручение ладошками («фонарики», похлопывания ручками («ладушки», прикладывание пальчиков к голове («ушки»). Как отмечают исследователи поэтического фольклора для маленьких, в пестушках и потешках объединяются все важнейшие компоненты игры: словотворчество, изобразительность, ритмичность и наставительность. Ещё больше этих особенностей видится в прибаутках. Прибаутки – короткие по форме, забавные песенки В них присутствует какой-либо сказочный сюжет. Эти произведения предназначены для малышей 2-го – 3-го годов жизни, у которых уже накоплены определенные представления о мире. Познания малыша об окружающих предметах и явлениях связаны с его познаниями о человеке и человеческой деятельности. Вот почему в народных произведениях все зверушки действуют как люди, поступки их оцениваются с точки зрения человеческой логики. К наиболее распространенным и активным бытующим жанрам детского фольклора относятся заклички. Обращенные к различным явлениям природы (солнцу, дождю, ветру, радуге, они таят в себе отзвуки далеких языческих времён: пережитком давно забытых верований звучит обращение «её деток», которым холодно и которые просят солнышко выглянуть и обогреть, и накормить их. Да и обращение к ветру, морозу, весне и осени как к живым существам является отголоском древней традиции. Близко к закличкам примыкают ещё один жанр – приговорки, представляющие собой краткие обращения к животным, птицам, насекомым, растениям. Дети обращаются к божьей коровке с просьбой полететь на небо; к улитке, чтобы она выпустила рога; к мышке, чтобы та заменила выпавший зуб новым и крепким. Потешный фольклор – прибаутки, небылицы, дразнилки, имеющие самостоятельное значение, не связанные с играми. Назначение – развеселить, потешить, рассмешить сверстников. В них, как правило отражено яркое событие или стремительное действие, передан один какой-либо эпизод. Небылицы – особый вид песенок со смещением в содержании всех реальных связей и отношений – основанная на вымысле (мужик пашет на свинье, медведь по полю летит). Детей в небылицах привлекают комические положения, юмор, рождающие радостные эмоции. Дети раннего возраста воспринимают парадоксы как реальность. Важно, чтобы услышал в голосе взрослого удивление и понял, что происходит что-то невероятное. Дразнилки являются формой проявления детской сатиры и юмора. В них точно подмечается какой-либо порок, недостаток или слабость человека. В каждой дразнилки заряд исключительной эмоциональной силы. Колыбельные песни – в народе их называют байками. Старинное значение этого слова шептать, заговаривать. В современных колыбельных песнях появляется герой кот, он мягкий, пушистый, приносит покой, сон, его клали в колыбельку к ребёнку и коту обещали награду, кувшин молока. «Ваня будет спать, котик Ваню качать». Загадка - это одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме дают наиболее яркие, характерные признаки предметов и явлений. Одной из фольклорных форм развития связной речи ребенка являются поговорки и пословицы. Используя их в своей речи, дети могут научиться лаконично, ярко и ясно выражать свои чувства и мысли, развить умение творчески употреблять слово, образно описывать предметы, давая им яркие и сочные описания. Можно предложить детям проговорить и объяснить наиболее распространенные поговорки и народные выражения. Если дети не могут понять смысл некоторых из них, объясните им сами. После повторения дети обычно хорошо справляются с этим заданием. Утереть нос. (Сделать что-то лучше всех.) Сидеть сложа руки. (Лениться.) Для совершенствования дикции можно использовать специальные упражнения - заучивание скороговорок, чистоговорок, потешек. Эти упражнения развивают фонематический слух, формируют грамматический строй речи, развивают звуковую культуру речи, чувство ритма и рифмы. В устном народном творчестве, как нигде больше, сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Все это мы можем увидеть в русских народных сказках. Именно они являются прекрасным материалом для обучения детей младшего дошкольного возраста развитию речи.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей"

Устное народное творчество служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, оно оказывает огромное влияние на развитие и обогащения речи ребенка....

Консультация для родителей «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей»

Устное народное творчество служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, оно оказывает огромное влияние на развитие и обогащения речи ребенка.Знако...

Консультация для родителей: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей»

Данный материал раскрывает ценность устного народного творчества и необходимость использования его произведений в развитиии речевой активности детей....

Консультация для родителей "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей"

Консультация для родителей "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей"...

Консультация для родителей . "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей дошкольного возраста."

Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, потешки, пословицы, поговорки). Овладение р...

Консультация для родителей "Влияние устного народного творчества на развитии речи детей 4–5 лет"

Речевое развитие - одна из важнейших задач дошкольного воспитания.Поскольку развивая детскую речь, мы расширяем не только речевые возможности ребенка, но и непосредственно влияем его интеллектуальные ...

Консультация для родителей "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет" Октябрь 2022

Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка.Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, р...