Возрастные особенности детей 4 - 5 лет
консультация (средняя группа) на тему

Маслова Ирина Васильевна

Возрастные особенности детей 4 - 5 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vozrastnye_osobennosti_4_-_5let.docx25.92 КБ

Предварительный просмотр:

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА 4 - 5 ЛЕТ

СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ   РАЗВИТИЕ: 


Ребеное 4 – 5 лет социальные нормы и правила поведения всѐ ещѐ не осознаѐт,

однако у него уже начинают складываться обобщѐнные представления о том,

как надо (не надо) себя вести.

Ребенок может по собственной инициативе убирать игрушки, выполнять

простые трудовые обязанности, доводить дело до конца. Тем не менее,

следование таким правилам часто бывает неустойчивым – малыш легко

отвлекается на то, что им более интересно, а бывает, что ребѐнок хорошо себя

ведѐт только в присутствии наиболее значимых для него людей. Дети хорошо

выделяют несоответствие нормам и правилам не только в поведении другого, но

и в своѐм собственном и эмоционально его переживают, что повышает их

возможности регулировать поведение.

Появляется сосредоточенность на своѐм самочувствии, ребѐнка начинает

волновать тема собственного здоровья. К 4-5 годам ребѐнок способен

элементарно охарактеризовать своѐ самочувствие, привлечь внимание взрослого

в случае недомогания.

Поведение ребѐнка 4-5 лет не столь импульсивно и непосредственно, как в 3-4

года, хотя в некоторых ситуациях ему всѐ ещѐ требуется напоминание взрослого

или сверстников о необходимости придерживаться тех или иных норм и правил.

В этом возрасте происходит развитие инициативности и самостоятельности

ребенка в общении со взрослыми и сверстниками. У детей наблюдается

потребность в уважении взрослых, их похвале, поэтому на замечания взрослых

ребѐнок реагирует повышенной обидчивостью. Общение со сверстниками по-

прежнему тесно переплетено с другими видами детской деятельности (игрой,

трудом и т.п.), однако уже отмечаются и ситуации чистого общения.

В этом возрасте у детей появляются представления о том, как положено себя

вести девочкам, и как – мальчикам («Я мальчик, я ношу брючки, а не платьица,

у меня короткая причѐска»), о половой принадлежности людей разного возраста

(мальчик - сын, внук, брат, отец, мужчина; девочка - дочь, внучка, сестра, мать,

женщина). К 5 годам дети имеют представления об особенностях наиболее

распространѐнных мужских и женских профессий, о видах отдыха, специфике

поведения в общении с другими людьми, об отдельных женских и мужских

качествах, умеют распознавать и оценивать эмоциональные состояния и

поступки взрослых людей разного пола.

При организации безопасной жизнедеятельности ребенка взрослому следует

учитывать несформированность волевых процессов, зависимость поведения

ребѐнка от эмоций, доминирование эгоцентрической позиции в мышлении и

поведении.


ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: Дети 4-5 лет продолжают проигрывать

действия с предметами, в соответствии с реальной действительностью: ребѐнок

сначала режет хлеб и только потом ставит его на стол перед куклами. В игре

дети называют свои роли, понимают условность принятых ролей. Происходит

разделение игровых и реальных взаимоотношений. В процессе игры роли могут

меняться.

В 4-5 лет сверстники становятся для ребѐнка более привлекательными и

предпочитаемыми партнѐрами по игре, чем взрослый. В общую игру

вовлекается от двух до пяти детей, а продолжительность совместных игр

составляет в среднем 15-20 мин, в отдельных случаях может достигать и 40-50

мин.

Дети этого возраста становятся более избирательными во взаимоотношениях и

общении: у них есть постоянные партнѐры по играм (хотя в течение года они

могут и поменяться несколько раз), всѐ более ярко проявляется предпочтение к

играм с детьми одного пола. Правда, ребѐнок ещѐ не относится к другому

ребѐнку как к равному партнеру по игре. Постепенно усложняются реплики

персонажей, дети ориентируются на ролевые высказывания друг друга. При

разрешении конфликтов в игре дети всѐ чаще стараются договориться с

партнѐром, объяснить свои желания, а не настоять на своѐм.

ОБЩАЯ МОТОРИКА: В 4-5 лет дети умеют перешагивать через рейки

гимнастической лестницы, горизонтально расположенной на опорах (на высоте

20 см от пола), держа руки на поясе; подбрасывать мяч вверх и ловить его двумя

руками (не менее трѐх-четырѐх раз подряд в удобном для ребѐнка темпе).

Дети с удовольствием нанизывают бусины средней величины (или пуговицы) на

толстую леску (или тонкий шнурок с жѐстким наконечником).

ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ:

Восприятие: к 5 годам дети, как правило, уже хорошо владеют представлениями

об основных цветах, геометрических формах и отношениях величин. Ребѐнок

уже может целенаправленно наблюдать, рассматривать и искать предметы в

окружающем его пространстве. При обследовании несложных предметов он

способен  придерживаться  определѐнной  последовательности:  выделять

основные части, определять их цвет, форму и величину, а затем —

дополнительные части. Восприятие в этом возрасте постепенно становится

осмысленным, целенаправленным и анализирующим.

В среднем дошкольном возрасте связь мышления и действий сохраняется, но

уже не является такой непосредственной, как раньше. Во многих случаях не

требуется практического манипулирования с объектом, но во всех случаях

ребѐнку необходимо отчѐтливо воспринимать и наглядно представлять этот

объект. Мышление детей 4-5 лет протекает в форме наглядных образов, следуя

за восприятием.


К 5 годам внимание становится всѐ более устойчивым (занимается интересной

деятельностью в течение 15-20 минут) - если ребѐнок пошѐл за мячом, то уже не

будет отвлекаться на другие интересные предметы. Важным показателем

развития внимания является то, что к 5 годам в деятельности ребѐнка

появляется действие по правилу. Именно в этом возрасте дети начинают

активно играть в игры с правилами: настольные (лото, детское домино) и

подвижные (прятки, салочки).

В 5 лет интенсивно развивается память ребѐнка - он может запомнить уже 5-6

предметов (из 10-15), изображѐнных на предъявляемых ему картинках. Цепкая

память позволяет ребѐнку 4-5 лет многое запоминать, он легко выучивает

наизусть стихи и может выразительно читать их на публике.

В возрасте 4-5 лет преобладает воображение           , воссоздающее образы, которые

описываются в стихах, рассказах взрослого, встречаются в мультфильмах и т. д.

Особенности образов воображения зависят от опыта ребѐнка: в них часто

смешивается реальное и сказочное, фантастическое. Однако образы у ребѐнка 4-

5 лет разрозненны и зависят от меняющихся внешних условий. Детские

сочинения в основном не имеют еще определенной цели и строятся без какого-

либо предварительного замысла.

Взрослому необходимо понимать, что воображение помогает ребѐнку познавать

окружающий мир, переходить от известного к неизвестному. Развитие

воображения происходит в игре, рисовании, конструировании.

Дети среднего дошкольного возраста свободно ведут счет в пределах 5, видят

геометрические фигуры в окружающих предметах. Правильно называют

времена года, части суток. Различают правую и левую руку.

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ: Для установления отношений в словаре детей

появляются слова и выражения, отражающие нравственные представления:

слова участия, сочувствия, сострадания. Стремясь привлечь внимание

сверстника, ребѐнок учится использовать средства интонационной речевой

выразительности: регулировать силу голоса, интонацию, ритм, темп речи в

зависимости от ситуации общения. В процессе общения со взрослыми дети

используют правила речевого этикета: слова приветствия, прощания,

благодарности, вежливой просьбы, утешения, сопереживания и сочувствия.

К 5 годам в большинстве своѐм дети начинают правильно произносить звуки

родного языка. Продолжается процесс творческого изменения родной речи,

придумывания новых слов и выражений. В речь детей входят приемы

художественного языка: эпитеты, сравнения. Особый интерес вызывают рифмы,

простейшие из которых дети легко запоминают, а затем сочиняют подобные.

Речь становится более связной и последовательной. С помощью взрослого дети

могут пересказывать короткие литературные произведения, рассказывать по

картинке, описывать игрушку, передавать своими словами впечатления из


личного опыта. Возможность устанавливать причинно-следственные связи

отражается в детских ответах в форме сложноподчиненных предложений.

В возрасте 4-5 лет дети использует обобщающие слова (мебель, посуда,

транспорт и др.), объединяя предметы в видовые категории, называют различия

между предметами близких видов: куртка и пальто, платье и сарафан, жилет и

кофта; называет животных и их детенышей, профессии людей, части предметов.

Если взрослые постоянно читают дошкольникам детские книжки, чтение может

стать устойчивой потребностью. Дети охотно отвечают на вопросы, связанные с

анализом произведения, дают объяснения поступкам героев. Значительную роль

в накоплении читательского опыта играют иллюстрации. В возрасте 4-5 лет

дети способны долго рассматривать книгу, рассказывать по картинке о еѐ

содержании. Любимую книгу они легко находят среди других, могут запомнить

название произведения, автора, однако быстро забывают их и подменяют

хорошо известными. Они стремятся перенести книжные ситуации в жизнь,

подражают героям произведений, с удовольствием играют в ролевые игры,

основанные на сюжетах сказок, рассказов. Дети зачастую придумывают

собственные сюжетные повороты. Свои предложения они вносят и при

инсценировке отдельных отрывков прочитанных произведений.

В МУЗЫКАЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЙ      И      ПРОДУКТИВНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ дети эмоционально откликаются на художественные

произведения, в которых переданы различные эмоциональные состояния людей,

животных.

Активнее проявляется интерес к музыке, разным видам музыкальной

деятельности. Дети эмоционально откликаются на звучание музыкального

произведения,  говорят  о  характере  музыкальных  образов,  средствах

музыкальной выразительности, соотнося их с жизненным опытом. Музыкальная

память позволяет детям запоминать, узнавать и даже называть любимые

мелодии.

Развитию   исполнительской   деятельности   способствует   формирование

мотивации (спеть песню, станцевать танец, сыграть на детском музыкальном

инструменте, воспроизвести простой ритмический рисунок). Дети делают

первые попытки творчества: создать танец, импровизировать несложные ритмы

марша и др. На формирование музыкального вкуса и интереса к музыкальной

деятельности в целом активно влияют установки взрослых.

К 4 годам в рисунках появляются детали. Замысел детского рисунка может

меняться по ходу изображения. Дети владеют простейшими техническими

умениями и навыками: насыщают ворс кисти краской, промывают кисть по

окончании работы, используют цвет для украшения рисунка. Изменяется

композиция рисунков: от хаотичного расположения штрихов, мазков, форм дети

располагают предметы ритмично в ряд, повторяя изображения по нескольку раз.


Рисует прямые горизонтальные и вертикальные линии, раскрашивает простые

формы. Схематично рисует дом, человека, дерево.

В процессе лепки дети могут раскатывать пластические материалы круговыми и

прямыми движениями ладоней рук, соединять готовые части друг с другом,

украшать вылепленные предметы, используя стеку.

Конструирование начинает носить характер целенаправленной деятельности (от

замысла к поиску способов еѐ исполнения). Они могут изготавливать поделки

из бумаги, природного материала; начинают овладевать техникой работы с

ножницами; составляют композиции из готовых и самостоятельно вырезанных

простых форм.

ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: В среднем дошкольном возрасте активно

развиваются такие компоненты детского труда, как целеполагание и

контрольно-проверочные действия. Это значительно повышает качество

самообслуживания, позволяет детям осваивать хозяйственно-бытовой труд и

труд в природе.

В этом возрасте детьми хорошо освоен алгоритм процессов умывания,

одевания, купания, приѐма пищи, уборки помещения. Дошкольники знают и

используют по назначению атрибуты, сопровождающие эти процессы: мыло,

полотенце, носовой платок, салфетку, столовые приборы. Уровень освоения

культурно-гигиенических навыков таков, что дети свободно переносят их в

сюжетно-ролевую игру.

ВНИМАНИЕ – ЭТО ВАЖНО!

4-5 лет - важный период для развития детской любознательности. Дети активно

стремятся к интеллектуальному общению со взрослыми, что проявляется в

многочисленных вопросах (почему? зачем? для чего?), стремятся получить

новую информацию познавательного характера. Не «отмахивайтесь» от детских

вопросов, ведь любознательный малыш активно осваивает окружающий его мир

предметов и вещей, мир человеческих отношений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возрастные особенности детей 3-7 лет. Задачи воспитания и развития на разных возрастных этапах.

В материале отражены наиболее яркие возрастные изменения в социальной, интеллектуальной и физической деятельности дошкольников и исходя из этих изменений выделены основные воспитательные задачи....

Возрастные особенности детей дошкольного возраста с нарушениями зрения. Профилактика возрастных заболеваний.

Возрастные особенности детей дошкольного возраста с нарушениями зрения.  Профилактика возрастных заболеваний. Методика проведения зрительной гимнастики. Упражнения со зрительными стимуляторами. У...

Буклеты для родителей "Возрастные особенности детей 3 - 4 лет", "Возрастные особенности детей 4 - 5 лет "

Данные буклеты были подготовлены к родительскому собранию в разновозратной группе....

Консультация для родителей «Возрастные особенности детей 5–6 лет» «Возрастной портрет ребёнка»

Будет учебная деятельность радостной для ребенка или, наоборот, омрачится неудачами, во многом зависит от нас, взрослых, ибо познавательный интерес у ребенка должен быть сформирован в дошкольные годы....

Круглый стол для родителей «Возрастные особенности детей 2-3 лет, особенности физического развития»

Круглый стол для родителей на тему:«Возрастные особенности детей 2-3 лет, особенности физического развития»...

Характеристики особенностей развития детей. Возрастные особенности детей (4-5 лет)

Дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей...

Возрастные особенности детей дошкольного возраста с нарушениями зрения. Профилактика возрастных заболеваний.

Возрастные особенности детей дошкольного возрастас нарушениями зрения. Профилактика возрастных заболеваний. ...