Возрастные особенности детей 4 - 5 лет
консультация (средняя группа) на тему
Возрастные особенности детей 4 - 5 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.92 КБ |
Предварительный просмотр:
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА 4 - 5 ЛЕТ
СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ:
Ребеное 4 – 5 лет социальные нормы и правила поведения всѐ ещѐ не осознаѐт,
однако у него уже начинают складываться обобщѐнные представления о том,
как надо (не надо) себя вести.
Ребенок может по собственной инициативе убирать игрушки, выполнять
простые трудовые обязанности, доводить дело до конца. Тем не менее,
следование таким правилам часто бывает неустойчивым – малыш легко
отвлекается на то, что им более интересно, а бывает, что ребѐнок хорошо себя
ведѐт только в присутствии наиболее значимых для него людей. Дети хорошо
выделяют несоответствие нормам и правилам не только в поведении другого, но
и в своѐм собственном и эмоционально его переживают, что повышает их
возможности регулировать поведение.
Появляется сосредоточенность на своѐм самочувствии, ребѐнка начинает
волновать тема собственного здоровья. К 4-5 годам ребѐнок способен
элементарно охарактеризовать своѐ самочувствие, привлечь внимание взрослого
в случае недомогания.
Поведение ребѐнка 4-5 лет не столь импульсивно и непосредственно, как в 3-4
года, хотя в некоторых ситуациях ему всѐ ещѐ требуется напоминание взрослого
или сверстников о необходимости придерживаться тех или иных норм и правил.
В этом возрасте происходит развитие инициативности и самостоятельности
ребенка в общении со взрослыми и сверстниками. У детей наблюдается
потребность в уважении взрослых, их похвале, поэтому на замечания взрослых
ребѐнок реагирует повышенной обидчивостью. Общение со сверстниками по-
прежнему тесно переплетено с другими видами детской деятельности (игрой,
трудом и т.п.), однако уже отмечаются и ситуации чистого общения.
В этом возрасте у детей появляются представления о том, как положено себя
вести девочкам, и как – мальчикам («Я мальчик, я ношу брючки, а не платьица,
у меня короткая причѐска»), о половой принадлежности людей разного возраста
(мальчик - сын, внук, брат, отец, мужчина; девочка - дочь, внучка, сестра, мать,
женщина). К 5 годам дети имеют представления об особенностях наиболее
распространѐнных мужских и женских профессий, о видах отдыха, специфике
поведения в общении с другими людьми, об отдельных женских и мужских
качествах, умеют распознавать и оценивать эмоциональные состояния и
поступки взрослых людей разного пола.
При организации безопасной жизнедеятельности ребенка взрослому следует
учитывать несформированность волевых процессов, зависимость поведения
ребѐнка от эмоций, доминирование эгоцентрической позиции в мышлении и
поведении.
ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: Дети 4-5 лет продолжают проигрывать
действия с предметами, в соответствии с реальной действительностью: ребѐнок
сначала режет хлеб и только потом ставит его на стол перед куклами. В игре
дети называют свои роли, понимают условность принятых ролей. Происходит
разделение игровых и реальных взаимоотношений. В процессе игры роли могут
меняться.
В 4-5 лет сверстники становятся для ребѐнка более привлекательными и
предпочитаемыми партнѐрами по игре, чем взрослый. В общую игру
вовлекается от двух до пяти детей, а продолжительность совместных игр
составляет в среднем 15-20 мин, в отдельных случаях может достигать и 40-50
мин.
Дети этого возраста становятся более избирательными во взаимоотношениях и
общении: у них есть постоянные партнѐры по играм (хотя в течение года они
могут и поменяться несколько раз), всѐ более ярко проявляется предпочтение к
играм с детьми одного пола. Правда, ребѐнок ещѐ не относится к другому
ребѐнку как к равному партнеру по игре. Постепенно усложняются реплики
персонажей, дети ориентируются на ролевые высказывания друг друга. При
разрешении конфликтов в игре дети всѐ чаще стараются договориться с
партнѐром, объяснить свои желания, а не настоять на своѐм.
ОБЩАЯ МОТОРИКА: В 4-5 лет дети умеют перешагивать через рейки
гимнастической лестницы, горизонтально расположенной на опорах (на высоте
20 см от пола), держа руки на поясе; подбрасывать мяч вверх и ловить его двумя
руками (не менее трѐх-четырѐх раз подряд в удобном для ребѐнка темпе).
Дети с удовольствием нанизывают бусины средней величины (или пуговицы) на
толстую леску (или тонкий шнурок с жѐстким наконечником).
ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ:
Восприятие: к 5 годам дети, как правило, уже хорошо владеют представлениями
об основных цветах, геометрических формах и отношениях величин. Ребѐнок
уже может целенаправленно наблюдать, рассматривать и искать предметы в
окружающем его пространстве. При обследовании несложных предметов он
способен придерживаться определѐнной последовательности: выделять
основные части, определять их цвет, форму и величину, а затем —
дополнительные части. Восприятие в этом возрасте постепенно становится
осмысленным, целенаправленным и анализирующим.
В среднем дошкольном возрасте связь мышления и действий сохраняется, но
уже не является такой непосредственной, как раньше. Во многих случаях не
требуется практического манипулирования с объектом, но во всех случаях
ребѐнку необходимо отчѐтливо воспринимать и наглядно представлять этот
объект. Мышление детей 4-5 лет протекает в форме наглядных образов, следуя
за восприятием.
К 5 годам внимание становится всѐ более устойчивым (занимается интересной
деятельностью в течение 15-20 минут) - если ребѐнок пошѐл за мячом, то уже не
будет отвлекаться на другие интересные предметы. Важным показателем
развития внимания является то, что к 5 годам в деятельности ребѐнка
появляется действие по правилу. Именно в этом возрасте дети начинают
активно играть в игры с правилами: настольные (лото, детское домино) и
подвижные (прятки, салочки).
В 5 лет интенсивно развивается память ребѐнка - он может запомнить уже 5-6
предметов (из 10-15), изображѐнных на предъявляемых ему картинках. Цепкая
память позволяет ребѐнку 4-5 лет многое запоминать, он легко выучивает
наизусть стихи и может выразительно читать их на публике.
В возрасте 4-5 лет преобладает воображение , воссоздающее образы, которые
описываются в стихах, рассказах взрослого, встречаются в мультфильмах и т. д.
Особенности образов воображения зависят от опыта ребѐнка: в них часто
смешивается реальное и сказочное, фантастическое. Однако образы у ребѐнка 4-
5 лет разрозненны и зависят от меняющихся внешних условий. Детские
сочинения в основном не имеют еще определенной цели и строятся без какого-
либо предварительного замысла.
Взрослому необходимо понимать, что воображение помогает ребѐнку познавать
окружающий мир, переходить от известного к неизвестному. Развитие
воображения происходит в игре, рисовании, конструировании.
Дети среднего дошкольного возраста свободно ведут счет в пределах 5, видят
геометрические фигуры в окружающих предметах. Правильно называют
времена года, части суток. Различают правую и левую руку.
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ: Для установления отношений в словаре детей
появляются слова и выражения, отражающие нравственные представления:
слова участия, сочувствия, сострадания. Стремясь привлечь внимание
сверстника, ребѐнок учится использовать средства интонационной речевой
выразительности: регулировать силу голоса, интонацию, ритм, темп речи в
зависимости от ситуации общения. В процессе общения со взрослыми дети
используют правила речевого этикета: слова приветствия, прощания,
благодарности, вежливой просьбы, утешения, сопереживания и сочувствия.
К 5 годам в большинстве своѐм дети начинают правильно произносить звуки
родного языка. Продолжается процесс творческого изменения родной речи,
придумывания новых слов и выражений. В речь детей входят приемы
художественного языка: эпитеты, сравнения. Особый интерес вызывают рифмы,
простейшие из которых дети легко запоминают, а затем сочиняют подобные.
Речь становится более связной и последовательной. С помощью взрослого дети
могут пересказывать короткие литературные произведения, рассказывать по
картинке, описывать игрушку, передавать своими словами впечатления из
личного опыта. Возможность устанавливать причинно-следственные связи
отражается в детских ответах в форме сложноподчиненных предложений.
В возрасте 4-5 лет дети использует обобщающие слова (мебель, посуда,
транспорт и др.), объединяя предметы в видовые категории, называют различия
между предметами близких видов: куртка и пальто, платье и сарафан, жилет и
кофта; называет животных и их детенышей, профессии людей, части предметов.
Если взрослые постоянно читают дошкольникам детские книжки, чтение может
стать устойчивой потребностью. Дети охотно отвечают на вопросы, связанные с
анализом произведения, дают объяснения поступкам героев. Значительную роль
в накоплении читательского опыта играют иллюстрации. В возрасте 4-5 лет
дети способны долго рассматривать книгу, рассказывать по картинке о еѐ
содержании. Любимую книгу они легко находят среди других, могут запомнить
название произведения, автора, однако быстро забывают их и подменяют
хорошо известными. Они стремятся перенести книжные ситуации в жизнь,
подражают героям произведений, с удовольствием играют в ролевые игры,
основанные на сюжетах сказок, рассказов. Дети зачастую придумывают
собственные сюжетные повороты. Свои предложения они вносят и при
инсценировке отдельных отрывков прочитанных произведений.
В МУЗЫКАЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЙ И ПРОДУКТИВНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ дети эмоционально откликаются на художественные
произведения, в которых переданы различные эмоциональные состояния людей,
животных.
Активнее проявляется интерес к музыке, разным видам музыкальной
деятельности. Дети эмоционально откликаются на звучание музыкального
произведения, говорят о характере музыкальных образов, средствах
музыкальной выразительности, соотнося их с жизненным опытом. Музыкальная
память позволяет детям запоминать, узнавать и даже называть любимые
мелодии.
Развитию исполнительской деятельности способствует формирование
мотивации (спеть песню, станцевать танец, сыграть на детском музыкальном
инструменте, воспроизвести простой ритмический рисунок). Дети делают
первые попытки творчества: создать танец, импровизировать несложные ритмы
марша и др. На формирование музыкального вкуса и интереса к музыкальной
деятельности в целом активно влияют установки взрослых.
К 4 годам в рисунках появляются детали. Замысел детского рисунка может
меняться по ходу изображения. Дети владеют простейшими техническими
умениями и навыками: насыщают ворс кисти краской, промывают кисть по
окончании работы, используют цвет для украшения рисунка. Изменяется
композиция рисунков: от хаотичного расположения штрихов, мазков, форм дети
располагают предметы ритмично в ряд, повторяя изображения по нескольку раз.
Рисует прямые горизонтальные и вертикальные линии, раскрашивает простые
формы. Схематично рисует дом, человека, дерево.
В процессе лепки дети могут раскатывать пластические материалы круговыми и
прямыми движениями ладоней рук, соединять готовые части друг с другом,
украшать вылепленные предметы, используя стеку.
Конструирование начинает носить характер целенаправленной деятельности (от
замысла к поиску способов еѐ исполнения). Они могут изготавливать поделки
из бумаги, природного материала; начинают овладевать техникой работы с
ножницами; составляют композиции из готовых и самостоятельно вырезанных
простых форм.
ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: В среднем дошкольном возрасте активно
развиваются такие компоненты детского труда, как целеполагание и
контрольно-проверочные действия. Это значительно повышает качество
самообслуживания, позволяет детям осваивать хозяйственно-бытовой труд и
труд в природе.
В этом возрасте детьми хорошо освоен алгоритм процессов умывания,
одевания, купания, приѐма пищи, уборки помещения. Дошкольники знают и
используют по назначению атрибуты, сопровождающие эти процессы: мыло,
полотенце, носовой платок, салфетку, столовые приборы. Уровень освоения
культурно-гигиенических навыков таков, что дети свободно переносят их в
сюжетно-ролевую игру.
ВНИМАНИЕ – ЭТО ВАЖНО!
4-5 лет - важный период для развития детской любознательности. Дети активно
стремятся к интеллектуальному общению со взрослыми, что проявляется в
многочисленных вопросах (почему? зачем? для чего?), стремятся получить
новую информацию познавательного характера. Не «отмахивайтесь» от детских
вопросов, ведь любознательный малыш активно осваивает окружающий его мир
предметов и вещей, мир человеческих отношений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/26/picture-369460-1585246285.jpg)
Возрастные особенности детей 3-7 лет. Задачи воспитания и развития на разных возрастных этапах.
В материале отражены наиболее яркие возрастные изменения в социальной, интеллектуальной и физической деятельности дошкольников и исходя из этих изменений выделены основные воспитательные задачи....
Возрастные особенности детей дошкольного возраста с нарушениями зрения. Профилактика возрастных заболеваний.
Возрастные особенности детей дошкольного возраста с нарушениями зрения. Профилактика возрастных заболеваний. Методика проведения зрительной гимнастики. Упражнения со зрительными стимуляторами. У...
Буклеты для родителей "Возрастные особенности детей 3 - 4 лет", "Возрастные особенности детей 4 - 5 лет "
Данные буклеты были подготовлены к родительскому собранию в разновозратной группе....
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/25/picture-770650-1488033121.jpg)
Консультация для родителей «Возрастные особенности детей 5–6 лет» «Возрастной портрет ребёнка»
Будет учебная деятельность радостной для ребенка или, наоборот, омрачится неудачами, во многом зависит от нас, взрослых, ибо познавательный интерес у ребенка должен быть сформирован в дошкольные годы....
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/11/picture-1059922-1539258961.jpg)
Круглый стол для родителей «Возрастные особенности детей 2-3 лет, особенности физического развития»
Круглый стол для родителей на тему:«Возрастные особенности детей 2-3 лет, особенности физического развития»...
![](/sites/default/files/pictures/2020/08/26/picture-242665-1598440857.jpg)
Характеристики особенностей развития детей. Возрастные особенности детей (4-5 лет)
Дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей...
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/28/picture-1318832-1614531362.jpg)
Возрастные особенности детей дошкольного возраста с нарушениями зрения. Профилактика возрастных заболеваний.
Возрастные особенности детей дошкольного возрастас нарушениями зрения. Профилактика возрастных заболеваний. ...