Межрайонный фестиваль педагогического творчества Организация конструктивного взаимодействия логопеда с родителями в рамках клуба «Родительская академия» в условиях реализации ФГОС ДО
методическая разработка на тему

Мартынова Оксана Николаевна

Нарушения речи – достаточно распространённое явление среди детей дошкольного возраста. Детей с речевыми проблемами меньше не становится, в связи с чем актуальность проблемы их выявления и коррекции становится неоспоримой. Многие родители плохо представляют, как можно помочь своему ребёнку исправить недостатки развития речи.

Находясь в поиске новых способов повышения заинтересованности родителей в решении проблем преодоления нарушения речи детей, обратили внимание на такую форму работы, как клубная деятельность. Встреча в клубе предполагает более свободную и менее стандартизированную форму общения в отличие от других, создание среды, в которой родители, объединённые одной проблемой, будут чувствовать себя комфортно и смогут делиться впечатлениями, опытом семейного воспитания друг с другом.

Данная методическая разработка содержит обобщённый опыт работы по ведению клуба для родителей, план деятельности клуба и приложения сценариев заседаний. Методическая разработка будет интересна логопедам и педагогам ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_konstruktivnogo_vzaimodeystviya.docx55.38 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования Администрации Яйского муниципального района

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

 «Яйский детский сад «Солнышко»

Межрайонный фестиваль педагогического творчества

Организация конструктивного взаимодействия

логопеда с родителями в рамках клуба

«Родительская академия»

в условиях реализации ФГОС ДО

методическая разработка

Авторы:         Мартынова Оксана Николаевна, логопед

Рябоволова Татьяна Николаевна,

старший воспитатель

Яя, 2016


Содержание

Аннотация        .        .        .        .        .        .        .        .        .        .          3

Организация конструктивного взаимодействия логопеда с

родителями  в рамках клуба «Родительская академия»        .        .          4

Литература        .        .        .        .        .        .        .        .        .        .          8

Приложение 1        .        .        .        .        .        .        .        .        .          9

Приложение 2        .        .        .        .        .        .        .        .        .        10

Приложение 3        .        .        .        .        .        .        .        .        .        13

Приложение 4        .        .        .        .        .        .        .        .        .        16


Аннотация

Название работы: Организация конструктивного взаимодействия логопеда с родителями в рамках клуба «Родительская академия»

Авторы:         Мартынова Оксана Николаевна, логопед

                Рябоволова Т.Н., старший воспитатель

Организация: Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Яйский детский сад «Солнышко»

Краткое содержание работы: Нарушения речи – достаточно распространённое явление среди детей дошкольного возраста. Детей с речевыми проблемами меньше не становится, в связи с чем актуальность проблемы их выявления и коррекции становится неоспоримой. Многие родители плохо представляют, как можно помочь своему ребёнку исправить недостатки развития речи.

Находясь в поиске новых способов повышения заинтересованности родителей в решении проблем преодоления нарушения речи детей, обратили внимание на такую форму работы, как клубная деятельность. Встреча в клубе предполагает более свободную и менее стандартизированную форму общения в отличие от других, создание среды, в которой родители, объединённые одной проблемой, будут чувствовать себя комфортно и смогут делиться впечатлениями, опытом семейного воспитания друг с другом.

Данная методическая разработка содержит обобщённый опыт работы по ведению клуба для родителей, план деятельности клуба и приложения сценариев заседаний. Методическая разработка будет интересна логопедам и педагогам ДОУ.


Организация конструктивного взаимодействия логопеда с родителями

в рамках клуба «Родительская академия»

Попытка воспитывать детей младшего возраста без помощи и поддержки со стороны семьи подобна сбору листьев граблями в сильный ветер.

А.В. Сухомлинский

Первая школа  растущего человека - семья. Семья для ребёнка - одновременно и среда обитания, и воспитательная среда. Здесь он учится любить, уважать, радоваться, сочувствовать, получает первые навыки общения, пробует через слово выразить свои потребности, эмоции. Нарушение речи – достаточно распространённое явление среди детей дошкольного возраста. Детей с речевыми проблемами меньше не становится, в связи с чем актуальность проблемы их выявления и коррекции становится неоспоримой.

Полноценное речевое развитие дошкольника происходит в условиях одновременного влияния семьи и дошкольного учреждения. Усилия ДОУ и семьи должны взаимодополняться, а не противоречить друг другу. Современным родителям приходится нелегко и из–за нехватки времени, и противоречивых психолого-педагогических «советов», которые они получают из средств массовой информации. К сожалению, многие родители плохо представляют, как можно помочь своему ребёнку исправить недостатки развития речи. На практике также приходится сталкиваться с различными по социальному статусу и требованиям семьями. Найти же контакт надо со всеми. Для одних необходимо полное разъяснение, участие и подбадривание. Для других – твёрдость, умение настоять на определённых требованиях, невыполнение которых затруднит или отдалит достижение желаемых результатов.

Находясь в поиске новых способов повышения заинтересованности родителей в решении проблем преодоления нарушения речи детей, обратили внимание на такую форму работы, как клубная деятельность. Встреча в клубе предполагает более свободную и менее стандартизированную форму общения в отличие от других; создание среды, в которой родители, объединённые одной проблемой, будут чувствовать себя комфортно и смогут делиться впечатлениями, опытом семейного воспитания друг с другом. А главное, что состав родителей - участников клуба - может меняться в зависимости от их потребности, запросов и интересов, так как заседания имеют определённую направленность на решение проблем произношения детьми конкретных звуков (свистящие, шипящие, соноры и другие), поэтому посещение всех заседаний не обязательно. Таким образом,  для создания благотворной почвы, способствующей развитию правильной, грамотной, красивой речи детей был создан клуб «Родительская академия».

Для  определения организационно-правового статуса клуба было разработано положение, регламентирующее порядок взаимодействия участников, определяющее цель, задачи, основные направления, организацию и содержание совместной деятельности; разработан план работы на учебный год по результатам обследования детей старшего дошкольного возраста (приложение 1).

Работа клуба основывается на принципах добровольности, компетентности, развивающего образования, соблюдении педагогической этики, учёта индивидуальности каждого участника, а также системном, деятельностном и личностно-ориентированном подходах.

Цель клуба - повысить психолого-педагогическую компетентность родителей (законных представителей) воспитанников учреждения в вопросах исправления речевых нарушений.

Задачи:

  • способствовать повышению компетентности родителей в вопросах создания безопасной среды и охраны жизни и здоровья, успешной социализации детей;
  • оказать психологическую, коррекционно-педагогическую и просветительскую поддержку семьям в вопросах исправления нарушений речи детей;
  • содействовать формированию взаимного доверия в системе отношений педагог-родитель.

Основные направления деятельности клуба:

  • установление партнёрских отношений с семьями воспитанников для объединения усилий педагогов и родителей (законных представителей) в процессе развития и воспитания детей;
  • формирование у родителей адекватного отношения к своему ребёнку, его возможностям и потребностям;
  • повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах коррекционного воспитания и обучения:
  • информационно-консультативная помощь родителям (законным представителям) в области специальных знаний по вопросам коррекционно-логопедической помощи детям с нарушением речи;
  • пропаганда положительного опыта семейного воспитания;
  • популяризация деятельности клуба среди родителей, педагогической общественности других образовательных учреждений.

Родительский клуб стал одной из важных составных частей системы коррекционно-логопедического образования в детском саду. Встречи в клубе проводятся ежемесячно. Клуб работает по принципу «обучение в действии»: встречи имеют как теоретическую, так и практическую направленность. Особое внимание уделяется мотивации родителей к активному восприятию и дальнейшему взаимодействию.

В октябре прошло заседание клуба на тему «Вместе разом, вместе дружно зашипеть и зажужжать нам очень нужно» (приложение 2), в ноябре - «Этому должны мы научиться, звуки [Л], [Л’] произносить и не лениться» (приложение 3), в декабре -  «Этот не выговариваемый звук [Р]» (приложение 4).  На встречах клуба мы стараемся обеспечить общение на равных. В ходе совместных встреч рассказываю о необходимости выполнения артикуляционной гимнастики, упражнений для развития воздушной струи, о правилах проведения комплекса артикуляционной гимнастики, необходимой для подготовки артикуляционного аппарата для произношения того или иного звука.  Родители учатся выполнять упражнения и различные приёмы постановки звуков правильно, что помогает им в дальнейшем проконтролировать качество выполнения ребёнком коррекционных домашних заданий. В содержание встреч обязательно включаются игры для развития мелкой и общей моторики, вниманию родителей представлены различные пособия и игры, имеющиеся в логопункте.  Родители имеют возможность обмениваться опытом речевого воспитания детей дома, мотивации детей на выполнение коррекционных упражнений. Каждое заседание заканчивается изготовлением пособий для игр с детьми. Решение клуба для родителей носят рекомендательный характер.

Эффективность работы клуба родители регулярно отмечают в отзывах после каждой тематической встречи. Деятельность клуба отражается на сайте МКДОУ, в разделе «А у нас сегодня…», в разделе «Специалисты советуют», размещены игры и упражнения для развития речи детей и автоматизации звуков.

Клуб «Родительская академия» стал тем местом, где родители приобретают новый позитивный опыт общения, повышают свою компетентность в деле воспитания детей и могут поделиться своими педагогическими  находками, помогая друг другу в решении разнообразных вопросов.

В каждом деле важны не только результаты, но и перспективы. В дальнейшем для повышения мотивации участия родителей в деятельности клуба планируем привлекать родителей к совместной деятельности с детьми, приглашать для консультирования других специалистов детского сада. Необходимо создать такие условия, чтобы родители чаще проявляли инициативу, выходили с предложениями, делились между собой опытом воспитания детей, вместе преодолевали сомнения и ошибки.


Литература

  1. Богомолова З.А. Формирование партнёрских отношений педагогов и родителей в условиях сотрудничества в ДОУ. // // Журнал «Дошкольная педагогика», 2010. - №2.
  2. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2014.
  3. Воробьёва Т.А., Крупенчук О.И., Логопедические упражнения: Артикуляционная гимнастика. – СПб.: Издательский Дом Литера, 2007.
  4. Ворошилова Е.Л., Лазаренко О.И. Говори. Играй. Думай. – М.: ТЦ Сфера, 2012.
  5. Грецкая Т.К. Учим звуки [л], [р]: задания на автоматизацию и произношение звуков. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
  6. Дурова Н.В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. Методическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2002.
  7. Исправляем произношение: С-Ц. - М.: ТЦ Сфера, 2007.
  8. Киселёва В.А. Двигаемся, рисуем, говорим. - М.: ТЦ Сфера, 2007.
  9. Козловская О.Б. Учим звуки [л]-[ш],  [л]-[ж], [л]-[в]: задания на автоматизацию произношения звуков. - М.: ТЦ Сфера, 2010.
  10. Корнева А.В. Семейный клуб «Растём вместе». // Журнал «Дошкольная педагогика», 2015. - №7. – С.59-62.
  11. Нищева Н.В. Если ребёнок плохо говорит… - СПб.: Издательство Детство-Пресс, 2011.
  12. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов: Пособие для логопедов. – М.: Гумант. изд. центр ВЛАДОС, 2002.
  13. Сысуева О.И. Родительский клуб как одна из форм эффективного взаимодействия с семьёй. // Журнал «Дошкольная педагогика», 2015. - №1. – С.65-68.
  14. Цвынтарный В.В. Играем, слушаем, подражаем, звуки получаем. – СПб.: Издательство Лань, 1998.
  15. Ценина Н.Б. Раз, два, три – слоги повтори. Учебно-игровой материал. - М.: ТЦ Сфера, 20011.
  16. Шевченко О.В., Рунева И.А. Нетрадиционные формы работы с родителями. // Журнал «Дошкольная педагогика», 2014. - №1. – С.54-57.


Приложение 1

План работы клуба «Родительская академия»

2015-2016 учебный год

п/п

Содержание

Дата

1

Заседание клуба «Родительская академия» - «Вместе разом, вместе дружно зашипеть и зажужжать нам очень нужно» (шипящие).

Октябрь

2

Заседание клуба «Родительская академия» - «Этому должны мы научиться, звуки Л, Ль произносить и не лениться» (соноры  [Л], [Л’]).

Ноябрь

3

Заседание клуба «Родительская академия» - «Этот не выговариваемый звук [Р ](соноры [Р], [Р’])

Декабрь

4

Заседание клуба «Родительская академия» - «Беседуем и играем – шипящие звуки закрепляем».

Февраль

5

Заседание клуба «Родительская академия» - «Я умею правильно и красиво говорить звуки [Л], [Л’].

Март

6

Заседание клуба «Родительская академия» - «А как речь - то говорит, словно реченька журчит» (соноры [Р], [Р’]).

Апрель

7

Заседание клуба «За чашкой чая» (Анализ работы  клуба «Родительская академия»)

Май


Приложение 2

Вместе разом, вместе дружно зашипеть и зажужжать нам очень нужно

Заседание клуба «Родительская академия»

Уважаемые Родители! Тема второго заседания клуба «Родительская академия»:  «Вместе разом, вместе дружно зашипеть и зажужжать нам очень нужно».

Многих родителей волнует проблема правильного произношения звуков речи ребенка. Для того, чтобы детская речь была внятной, четкой и понятной необходимо работать над развитием мышц артикуляционного аппарата, развитием дыхания, мелкой моторики. Существуют специальные упражнения для развития подвижности, ловкости языка, губ, щек, подъязычной уздечки, которые называются артикуляционной гимнастикой, игры для развития воздушной струи, мелкой моторики рук.

При выполнении упражнений артикуляционной гимнастики следует помнить:

  1. Необходимо соблюдать определенную последовательность - от простых упражнений к более сложным.
  2. На начальном  этапе упражнения выполняются  в  медленном темпе и перед зеркалом.
  3. Количество повторов каждого упражнения от 2 до 15 раз. Главное, чтобы упражнение выполнялось правильно.
  4. Зеркало можно убрать, когда ребенок научится правильно выполнять движения.
  5. Выполняйте рекомендованный логопедом комплекс артикуляционной гимнастики каждый день.
  6. Если для ребенка утомительно выполнять все упражнения подряд, можно разбить гимнастику на блоки и выполнять их в течение дня.
  7. Можно использовать механическую помощь, если у ребенка не получится какое-либо движение. Ручкой чайной ложки или чистым пальцем можно помочь ребенку принять нужное положение языка.

Правильная артикуляция звуков [Ш], [Ж]:

  • -губы округлены и выдвинуты вперед;
  • -зубы сомкнуты, либо сближены;
  • -кончик языка поднят к передней части неба (у альвеол), но не прижат; боковые края языка прилегают к верхним коренным зубам;
  • -теплая воздушная струя выдыхается по середине языка;
  • -звук «Ш» произносится без голоса – глухой;
  • -звук «Ж» произносится с голосом – звонкий.

Артикуляционная гимнастика для шипящих звуков - [Ш], [Щ,] [Ж], [Ч].

  1. «Улыбка - Трубочка» (развитие подвижности губ).

Описание: Поставить верхние зубы на нижние, растянуть губы в улыбке, показав все зубы, удерживать улыбку 3-5 секунд, вытянуть губы вперед трубочкой, удерживать губы в таком положении 3-5 секунд. Выполнять переключения с одной позиции на другую 5-7 раз.

Внимание: Следить, чтобы в процессе переключения зубы не размыкались и не сдвигались.

  1. «Футбол» (развитие направленной воздушной струи).

Описание: Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, лежащий на столе перед ребенком, загоняя его в «ворота». Внимание: Следить, чтобы не надувались щеки, для этого можно их слегка придерживать пальцами. Загонять шарик на одном выдохе, не допуская, чтобы струя воздуха была прерывистой. Щеки я не надуваю, Мяч в ворота загоняю.

  1. «Чистим зубки 2» (для подъёма языка вверх, развитие подвижности языка)

Описание: Открыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону. Внимание: Губы улыбаются, верхние и нижние зубы видны. Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов. Нижняя челюсть неподвижна, работает только язык.

  1. «Конфетка»

Описание: Положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый край языка положить тоненький кусочек ириски, приклеить кусочек конфетки к небу за верхними зубами.

Внимание: Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижна. Рот открывать на 1,5-2 см. Выполнять медленно.

  1. «Грибок»

Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, и прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. Тогда язык будет напоминать тонкую шляпку гриба, а растянутая подъязычная связка – его ножку.

Внимание: Следить, чтобы губы улыбались. Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно - ни одна половина не должна опускаться.

При повторении упражнения надо шире открывать рот.

  1. «Вкусное варенье»

Описание: Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

Внимание: нижняя челюсть должна быть неподвижна, можно придерживать ее пальцем. Язык должен быть широким, боковые края языка касаются углов рта. Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению «Наказать непослушный язычок», и распластанный язык можно шпателем приподнять на верхнюю губу.

  1. «Чашечка»

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на нижнюю губу (при необходимости, распластать язык, пошлепав по нему верхней губой со звуком «пя-пя-пя»), приподнять все края языка вверх. Удерживать 5-10 секунд.

Внимание: Следить, чтобы язык был широким, без выраженного кончика языка, все края языка равномерно подняты.

  1. «Лошадка» (укрепление мышц языка, выработка подъема языка вверх).

Описание: Улыбнуться, открыть рот, пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).

Внимание: Упражнение выполняется медленно. Нижняя челюсть должна быть неподвижна, работает только язык. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался назад и „вверх.

Постановку звука [ш] осуществляю рядом приемов:

  1. Ребенок несколько раз произносит слог - са - и во время его произношения постепенно (плавно) поднимает кончик языка по направлению к альвеолам. По мере подъема языка меняется характер шума согласного звука. В момент появления шипящего шума, фиксируется внимание ребенка с помощью зеркала на этой позе. Затем надо сильно подуть на кончик языка, присоединяя к выходу звук [а] (в результате слышится слог - ша). Ребенок произнести - са - при верхнем положении языка и внимательно прислушивается к тому какой звук при этом получается.
  2. Ребенок произносит несколько раз слог - са -, при этом вводится под язык зонд. С его помощью переводится кончик языка в верхнее положение и регулируется степень его подъема до появления нормально-звучащего [ш].
  3. Фиксируется зонд в этом положении, ребенок вновь произносит тот же слог и внимательно вслушивается. После нескольких тренировок в произнесении - ша - с помощью зонда фиксируется внимание ребенка на положении языка и выясняется, может ли он самостоятельно поставить язык в нужную позицию.

При не нарушенном произнесении [р] можно поставить [ш] и [ж] от этого звука ребенок произносит слог -ра- и в этот момент логопед прикасается зондом к нижней поверхности его языка, чтобы затормозить вибрацию. При шепотном произнесении -ра- слышится -ша-, а при громком -жа-.

  1. Звук [ж] ставится от звука [ш] включением голоса при его произнесении, но он может быть поставлен и от звука [з], как при [ш] от [с].

Предлагаю Вам, уважаемые родители изготовить своими руками пособие для развития воздушной струи «Фейерверк». В эту игру вы можете играть дома с детьми.


Приложение 3.

Этому должны мы научиться, звуки Л, Ль произносить и не лениться

Заседание клуба «Родительская академия»

Здравствуйте, Уважаемые Родители! Тема второго заседания клуба «Родительская академия» - «Этому должны мы научиться, звуки [Л], [Л’] произносить и не лениться».

К сожалению, мало кто из детей не испытывает трудностей с речью. Чаще всего, когда малыш уже научился говорить слова, он не произносит некоторые сложные звуки в них. И перед вами, родителями поневоле встает задача, как научить ребенка говорить звуки [р], [л], [ш], [ж] и [с]. Произношение этих звуков  зачастую вызывают наибольшие проблемы.

Нарушения речи лучше исправить еще в детском саду. И если малыш не выговаривает пару-тройку букв, не стоит оставлять это без внимания. Иначе в школе могут возникнуть проблемы с письмом.

Также, чтобы не запускать недостатки развития речи, родители самостоятельно могут выполнять с детьми артикуляционную гимнастику. Она довольно легка и может превратиться в увлекательную игру. 

Артикуляционная гимнастика для детей помогает поставить правильное звукопроизношение у ребенка, и исправляет возникшие дефекты речи. Проводить занятия артикуляционной гимнастикой дети должны вместе со взрослыми. Пусть один из родителей покажет, как правильно выполняется упражнение, а ребенок должен его повторить.

Необходимо следить за тем, насколько точно и плавно малыш выполняет упражнения, соблюдает ли необходимую скорость движения, и симметрично ли двигаются правая и левая сторона лица во время упражнений. Если эти условия не будут соблюдаться, вряд ли артикуляционная гимнастика для детей принесет ожидаемый эффект. Если малыш не может выполнить то или иное движение, взрослый вполне может помочь ему, и откорректировать движение органов речи ребенка с помощью ложечки, шпателя или чистого пальца. При выполнении упражнений на развитие речи приветствуется любой творческий подход, например чтобы малыш правильно делал движения языком, губы можно намазать джемом, медом или вареньем. Первое время при выполнении упражнений, возможно, некоторое напряжение органов речи, но по истечении нескольких занятий упражнения уже будут выполняться непринужденно, и дойдут до автоматизма.

 Комплекс упражнений поможет  научить ребенка выговаривать звук [л].

1.Накажи язычок.

Для выполнения этого упражнения необходимо приоткрыть рот, расслабленный широкий я зык слегка высунуть, и похлопывать по нему губами сверху и снизу, произнося при этом звук «пя-пя-пя». Края языка при этом касаются уголков рта, нельзя подворачивать нижнюю губу, чтобы она закрывала зубы. Упражнение выполняется на выдохе, за один выдох нужно сделать несколько похлопываний языка губами. Ребенок не должен при этом задерживать дыхание.

2.Сладкое варенье.

Смысл этого упражнения в том, чтобы широким кончиком языка облизать верхнюю губу, выполняя движения взад и вперед. Язык должен касаться уголков рта, как и в первом упражнении. Челюсти при выполнении упражнения должны быть неподвижными.

3.Пароход.

Это упражнение поможет освоить положение языка, когда его спинка поднимается кверху. Необходимо с приоткрытым ртом произносить долгий звук [ы], напоминающий гудок парохода. При этом кончик языка лежит в глубине рта,  спинка же языка поднята к небу.

4.Индюк.

Губы слегка приоткрыты, широкий язык лежит на нижней губе. Кончиком языка малыш должен облизывать верхнюю губу. Движения языка должны быть направлены взад и вперед, ребенок не должен отрывать язык от губы. При этом нужно издавать звук «бл-бл», изображая болботание индюка. Язык должен быть широким и касаться уголков рта.

5. Лошадка.

Для выполнения этого упражнения малыш должен улыбнувшись и приоткрыв рот поцокать кончиком языка, чтобы получился звук похожий на цоканье копыт. Сначала упражнение нужно выполнять в медленном темпе, затем быстрее. Язык не должен подворачиваться внутрь, малыш должен именно щелкать им, а не чмокать. Нижняя челюсть при выполнении упражнения должна быть неподвижна.

6.Лошадка едет тихо.

Это упражнение выполняется точно также как и упражнение «Лошадка» только без звука. Если малыш освоит это и предыдущее упражнение, он научится находить правильное положение языка при произнесении звука «л».

Этот несложный комплекс упражнений необходимо проделывать ежедневно 2-3 раза в течение 3-5 минут. Каждое упражнение нужно делать от 2до 15 раз. Если ваш малыш будет старательно и без ошибок ежедневно выполнять все упражнения на развитие речи у детей, то скоро сложные, казалось бы, звуки он начнет произносить правильно и без усилий.

 

 Звук [Л] считается одним из самых сложных для произношения. Если учесть, что речь ребенка формируется до 5-6 лет, то при обнаружении первых признаков того, что ребенок просто не выговаривает этот звук, следует заняться устранением дефекта. Конечно, задаться вопросом по поводу того, как можно научить ребенка выговаривать звук [Л] правильно, можно и гораздо позже, но будьте готовы к тому, что менять уже устоявшиеся речевые привычки будет нелегко.

1.Конечно же, несмотря на то, что коррекцию произношения можно полностью доверить специалисту, родителям также нелишне знать, как научить ребенка выговаривать звук [Л] правильно, и заниматься с ним дома. Для начала очень важно поговорить с малышом и рассказать ему о строении речевого аппарата, звуках и правильности их произношения.

2.Не пугайте ребенка фразами: «Если сейчас ты не научишься выговаривать звук [Л] правильно, то потом у тебя будут проблемы». Такие беседы выработают комплекс у малыша. Просто постарайтесь ненавязчиво объяснить ему, что правильное произношение облегчает процесс взаимопонимания.

3.Можно проговаривать с ребенком скороговорки, отдельные слова и слоги, которые включают в себя звук [Л].

4.Регулярно занимайтесь артикуляционной гимнастикой, которая развивает речевой аппарат.

5.Существует множество разных игр и упражнений для развития воздушной струи. Обратите внимание на мольберты. Поскольку такое занятие проходит в игровой форме, малышу не будет скучно.

6. Известно, что речевое развитие зависит от мелкой моторики. Ученые выяснили, что регулярные игры и упражнения для развития мелкой моторики позволяют улучшить произношение отдельных звуков (это игры с конструктором, мозаикой и даже обычными мешочками, внутри которых находится рис, песок, пуговицы, пальчиковые игры, завязывание шнурков и т.д.).

Сейчас, я, предлагаю сделать игрушку для своего ребёнка, которая позволяет развивать мелкую и общую  моторику. Её можно изготовить дома, совместно с ребёнком, и весело поиграть.

Если вы хотите исправить речевой дефект у ребенка, очень важно, чтобы занятия были регулярными. Благодаря упорству, сотрудничеству и творческому подходу, мы научим малыша выговаривать звук [Л] правильно!


Приложение 4.

Этот не выговариваемый звук [Р]

Заседание клуба «Родительская академия»

Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня наше третье заседание, тема которого «Этот не выговариваемый звук Р» Чтобы [Р] у малыша зазвучал правильно, надо подготовить для его появления основательную базу. Как это сделать?

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика – система общих артикуляционных упражнений. Целью артикуляционной гимнастики является выработка правильных, полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные – артикуляционные уклады различных фонем.

При выполнении упражнений артикуляционной гимнастики следует помнить:

  1. Необходимо соблюдать определенную последовательность – от простых упражнений к более сложным.
  2. На начальном этапе упражнения выполняются в медленном темпе и перед зеркалом.
  3. Количество повторов каждого упражнения от 2 до 15 раз. Главное, чтобы упражнение выполнялось правильно.
  4. Зеркало можно убрать, когда ребенок научится правильно выполнять движения.
  5. Выполняйте рекомендованный логопедом комплекс артикуляционной гимнастики каждый день.
  6. Если для ребенка утомительно выполнять все упражнения подряд, можно разбить гимнастику на блоки и выполнять их в течение дня.
  7. Можно использовать механическую помощь, если у ребенка не получится какое-либо движение. Ручкой чайной ложки или чистым пальцем можно помочь ребенку принять нужное положение языка.

Занятия дадут наилучший результат, если они проводятся в игровой форме. 

Правильная артикуляция звука «Р»:

  • губы открыты
  • зубы разомкнуты
  • кончик языка поднят к небу (альвеолам), боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Под напором выдыхаемого воздуха, проходящего по середине языка, кончик языка вибрирует у альвеол
  • воздушная струя сильная
  • звук «Р» произносится с голосом - звонкий

«Накажем непослушный язычок»

Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки: «пя-пя-пя», а потом покусать зубами: « тя-тя-тя».

«Блинчик»

Широкий язык лежит неподвижно, не дрожит на нижней губе, касаясь углов рта, верхние зубы видны. Удержать под счет от 1 до 10.

«Качели»

Кончиком языка упираться поочередно, то в верхние, то в нижние зубы. Челюсть не двигать.

«Маляр»

Улыбнуться, открыть рот и  кончиком языка « погладить» небо  вперед – назад (как кисточкой).

«Почистим верхние зубки»

Улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком язычка двигать влево – вправо по верхним зубам. Челюсть не двигать (зубы можно чистить и снаружи и внутри).

«Грибок»

Открыть рот, улыбнуться, присосать язык к небу и удержать под счет от 1 до 10, затем щелкнуть (сорвать грибок). Повторить упражнение неоднократно.

«Гармошка»

Улыбнуться, сделать «Грибок» и, не отрывая язык от неба, сильно оттянуть вниз нижнюю челюсть, затем поднять (как игра на гармошке). Повторить упражнение 5 – 10 раз.

«Лошадка»

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами). Повторить упражнение 5 – 10 раз, губы улыбаются.

«Дятел – барабанщик»

Улыбнуться, стучать кончиком языка в бугорки верхних зубов, произнося «Д-Д-Д-Д-Д-Д-Д» при раскрытом рте и неподвижной челюсти. Повторить упражнение 5 – 10 раз.

Этап постановки звука Р

При постановке правильного произношения звуков пользуемся основными способами:

Первый способ основан на подражании. Пользуясь слухом, зрением, тактильно-вибрационными и мышечными ощущениями, ребенок воспринимает звучание и артикуляцию фонемы и сознательно пытается воспроизвести требуемые движения речевых органов, требуемое звучание. При этом непосредственное слуховое восприятие, восприятие видимых речевых движений, в том числе собственных (с помощью зеркала, ощущение рукой струи выдыхаемого воздуха, вибрации гортани могут быть дополнены восприятием работы речевых органов, отображенной с помощью различных пособий.

Второй способ состоит в механическом воздействии на речевые органы при помощи каких-либо приспособлений (шпатель, зонд). При этом способе используется некоторая исходная артикуляция, и на её основе механическим путем речевые органы пассивно приводятся в требуемое положение или движение…

Дыхательная гимнастика

Важнейшие условия правильной речи - это плавный, длительный выдох, четкая, ненапряженная артикуляция..

Правильное речевое дыхание является основой звучащей речи. Оно обеспечивает нормальное голосо- и звукообразование, сохраняет плавность и музыкальность речи.

Уважаемые родители!

Совместная работа учителя-логопеда и родителей помогает подготовить артикуляционный аппарат ребёнка к правильному произношению тех звуков, которые он плохо говорит, позволяет достичь наилучших результатов в речевом развитии ребёнка.

Предлагаю вам сделать своими руками пособие, которое поможет при развитии воздушной струи: «Посади бабочку на цветок».

Мы уверены, что наше сотрудничество окажется результативным!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация предметно-развивающей среды по программе «От рождения до школы» в условиях реализации ФГОС ДО»

Консультация для воспитателей. Консультация содержит требования ФГОС к предметно-развивающей среде в ДО, а также особенности организании предметно-развиваюей среды....

«Организация развивающей предметно-пространственной среды для самостоятельной деятельности младших дошкольников в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»

В докладе представлены основные моменты, на которые необходимо обратить внимание при  организации развивающей предметно-пространственной среды в группе...

Статья по теме: Организация предметно-развивающей среды по программе «От рождения до школы» в условиях реализации ФГОС ДОУ

Особенности организации предметно-пространственной среды для обеспечения эмоционального благополучия и развития ребенка....

ПРИКАЗ от 22.10.2015г. №242 Об участии в конкурсе профессионального мастерства среди образовательных организаций «Основная образовательная программа как проект повышения качества образовательных результатов в условиях реализации ФГОС дошколь

ПРИКАЗ  от  22.10.2015г. №242   "Об участии в конкурсе профессионального мастерства среди образовательных организаций «Основная образовательная программа как проект повышения качества о...

Инновационный проект по теме «Организация развития социального опыта старших дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры в условиях реализации ФГОС ДО»

Сюжетосложение (игра-фантазирование) заключается в развертывании в игре целостных, связанных друг с другом ситуаций, характеризующихся сложным и многообразным содержанием....

«Организация предметно-развивающей среды по программе «От рождения до школы» в условиях реализации ФГОС ДО»

«Организация предметно-развивающей среды по программе «От рождения до школы» в условиях реализации ФГОС ДО»...