Статья для родителей "Развитие правильной речи ребёнка"
статья (подготовительная группа) на тему

Величко Виктория Викторовна

Данная статья раскрывает речевые умения и навыки, которыми должен овладеть ребёнок, готовясь к первому классу. Представленный материал описывает основные принципы работы по развитию фонематического слуха детей, по расширению словарного запаса, по совершенствованию грамматического строя речи, по развитию умений связно и последовательно излагать свои мысли.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravilnoe_razvitie_rechi_rebyonka.docx33.97 КБ

Предварительный просмотр:

Величко Виктория Викторовна

Воспитатель

ГБДОУ детский сад № 41 Калининского района

 РАЗВИТИЕ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ РЕБЁНКА

     С первого дня школа предъявляет своим ученикам очень высокие требования и ребёнок в первом классе уже должен соответствовать им. От родителей напрямую зависит качество подготовки ребёнка к обучению. Одним из важнейших моментов подготовки дошкольника является развитие речи, умение связно, последовательно, логично излагать свои мысли, развитие фонематического слуха.

          Ребёнок должен иметь представление о гласных и согласных звуках, буквах, их обозначающих; о малых жанрах фольклора: загадках, скороговорках, чистоговорках, колыбельных, потешках – и уметь различать их; о мимике, жестах, интонации и их роли в речи.

     Ребёнок должен уметь распознавать первый звук в словах; внимательно слушать литературные произведения, называть персонажей, основные события, отвечать на вопросы учителя по содержанию, делать элементарные выводы. Обладать умениями пересказывать произведение близко к тексту, по ролям, по частям, от лица литературного героя; составлять элементарный рассказ по серии картинок; обсуждать проблемы взаимоотношений, нравственные стороны поступков людей, давать аргументированные оценки. Проявлять участие в коллективных разговорах, использовать принятые нормы вежливого речевого общения.

     Ребёнок должен знать способы установления речевых контактов со взрослыми и детьми (обращаться по имени, по имени и отчеству, вежливо выражать просьбу, извиняться, благодарить за услугу, говорить спокойным дружелюбным тоном).

     На данный период времени среди детей шестилетнего возраста есть много таких, чья речь развита не полноценно. Некоторые ребята не могут правильно произносить все звуки, наблюдается смешение шипящих и свистящих звуков, Р твёрдого - Р мягкого и Л твёрдого - Л мягкого. Также есть часть детей, которая не умеет изменять громкость и темп речи, использовать интонационные средства выразительности.

     Проблемой для многих является и малочисленный словарный запас, который не позволяет ребёнку полноценно и уверенно выразить свою мысль. Иногда в речи дошкольников встречаются и грамматические ошибки - неправильно употребление имён существительных множественного числа в родительном падеже: много сёстров вместо сестёр, ягодов вместо ягод.

     Следует отметить, что словарный запас ребёнка, а также усвоение грамматического строя языка зависят от условий жизни и воспитания в семье, а также от усилий, которые прилагают взрослые в этом направлении. Задача родителей на данном возрастном этапе – совершенствовать связную речь ребёнка.

     Ряд практических упражнений, представленных в статье в форме игр, помогут родителям достичь в развитии речи собственного ребёнка определённого совершенства.

     Работа по формированию фонематического слуха предполагает выполнение следующих заданий:

  1. Игра «Найди звук?» - определить на слух наличие заданного звука. Ребёнку читается небольшой стихотворный текст, прослушав который он называет слова, в которых услышал звук с, например:

Словно С, повис над клёном

Полумесяц в небе тёмном

Свет волшебный с неба льёт,

Сказку в гости нам зовёт. (В. Степанов)

  1. Игра «Подбери слова» - подобрать слова, начинающиеся, например, со звуков с-ш, з-ж, ц-ч.
  2. Игра «Где спрятался звук?» - отобрать картинки, изображающие предметы, в названиях которых есть заданный звук.

Для расширения словарного запаса используются словесные дидактические игры:

  1. Игра «Подбери похожее по смыслу слово» - подобрать слова, близкие по значению, но разные по звучанию (синонимы). Например, красивый цветок – как можно назвать этот цветок по-другому? Прекрасный, восхитительный. Настроение отличное, а по-другому его можно охарактеризовать, как весёлое, замечательное, приподнятое. К слову резвится можно подобрать такие близкие по смыслу слова, как играет, балуется, веселится.
  2. Игра «Подбери слово с противоположным значением» - например, образовывать глаголы с противоположным значением: «Машина приехала, а потом…(уехала), мальчик сначала надел шапку, а потом…(снял).
  3. Игра «Опиши, какой?» - дать качественную характеристику какому-нибудь предмету. Например, какой может быть шкаф (прямоугольный, деревянный, книжный, платяной).
  4. Игра «Назови, что (кто) это?» - подобрать обобщающее слово к заданному слову, например: осина – дерево, тигр – животное, телевизор – техника и т.д.
  5. Игра «Закончи предложение» - закончить фразу, начатую взрослым, перечислением ряда предметов, явлений, вещей: «Пошли дети в лес и встретили…(ежа, белку, зайца)».
  6. Игра «Большой – маленький» - назвать предмет с увеличительным суффиксом и с уменьшительным, например: рука-ручка-ручище, слон-слоник-слонище.

     Малые фольклорные жанры - загадки, потешки, стихи, считалки, скороговорки, пословицы – богатый материал, который благоприятен как для развития и обогащения словаря, так и для воспитания звуковой культуры речи ребёнка.

     Совершенствовать грамматический строй речи ребёнка помогут следующие игровые упражнения:

  1. Игра «Один – много» - поставить заданное слово во множественном числе, например: у меня есть конфета, а у меня много конфет; у меня есть яблоко, а у меня много яблок.
  2. Игра «Найди, где(куда)?» - употребить правильно предлог, наречие, передающие пространственные отношения. Например: Найди, где спрятана игрушка? Игрушка спрятана под столом. Найди, куда положили журнал? Журнал лежит сверху на шкафу.
  3. Игра «Вопросы-ответы» - подобрать существительное с нужным окончанием при ответе на вопрос. Например: «У кого длинный хобот?» (У слона.) «Куда подъехал грузовик?» (К дому.)
  4. Игра «Составь предложение» - составить предложение из предложенных слов. Например: молоко, кипятить, мама. Мама кипятит молоко.

Развить умения связно и последовательно излагать прочитанную сказку или свои мысли возможно при помощи нижеприведённых упражнений.

  1. Рассказ на основе личного опыта. Совместная прогулка и обсуждение увиденного расширяют познания маленького человека. Поделитесь сначала вы своим впечатлением об увиденном, спросите, как ребёнок к этому относится. Предложите ему своё ощущение, радость от увиденного и познанного выразить в рисунке, а затем словесно (обратите внимание на характерные признаки времени года, на особенности жизни живых существ в это время года, на состояние погоды, на людей, их одежду, настроение).
  2. Пересказ сказки или рассказа. Пересказ – это творческое воспроизведение литературного произведения, который предполагает несколько этапов в работе с ребёнком. Во-первых, слушателя нужно настроить на восприятие сказки (рассказа), для этого полезно предложить рассмотреть иллюстрацию к книге. Затем следует чтение произведения взрослым, оно должно быть выразительным с интонационным выделением диалогов действующих лиц. Третий пункт в работе – это беседа о прочитанном, целью которой является выяснения жанра произведения, понимания дошкольником содержания текста, раскрытие художественных особенностей литературного произведения, анализ его композиции. Рекомендуются вопросы следующего содержания: что нового узнал ребёнок? Как представляет себе основные черты главных героев? Как автор описывает то или иное явление? С чем его сравнивает? Какие слова и выражения больше всего запомнились? Как начинается произведение? Чем заканчивается? Какое главное событие? Четвёртый этап – повторное чтение взрослым произведения. Пятый – основной, пересказ произведения ребёнком.
  3. Рассказывание по картинке. Этот вид работы учит детей правильно понимать содержание картинки, составлять связный рассказ. Рассказ может носить описательный характер по предметной и сюжетной картинкам, повествовательный характер по одной картинке или по серии сюжетных картинок. Важно учить детей не только видеть, что изображено на картинке, но и придумывать предшествующие и последующие события.
  4. Рассказывание об игрушке. Данный вид упражнения включает достаточно полное описание выбранной игрушки и составление сюжетного рассказа, возможно по образцу взрослого. Важно добиться, чтобы содержание рассказа, придуманного ребёнком, было интересно, поступки игрушечных персонажей были необычными, а язык рассказа – красочным.

     Игры и упражнения, приведённые в данной статье, способствуют не только развитию речи, но и одновременно расширяют знания ребёнка об окружающих предметах, развивают мышление, память, восприятие, воображение.

     При проведении с ребёнком занятий, прежде чем требовать от него выполнения того или иного задания, уважаемые родители, убедитесь, что ваш ученик понял поставленную перед ним задачу, и, если нужно, объясните, как выполнять задание ещё раз. Желаю успехов!

   

 

Источники:

   1) Максаков А.И. «Развитие правильной речи в семье. Пособие для родителей и педагогов дошкольных учреждений». – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.

   2) Ушакова О.С., Струнина Е.М. «Развитие речи детей 6-7 лет: программа, методические рекомендации, конспекты занятий, игры и упражнения». –М.: Вентана-Граф, 2011.

   3) Минкина Е.В., Сетямина Е.А. «Подготовительные занятия к школе: рабочая программа, мониторинг учебных навыков, конспекты занятий». – Волгоград: Учитель, 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Развитие правильной речи ребёнка в семье»

Консультация для родителей«Развитие правильной речи ребёнка в семье»Автор: Петрова С.В., воспитатель группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи МБДОУ №52 «Ласточка», г....

Развитие правильной речи ребёнка 3, 4 лет

Как развивать правильную речь ребёнка в 3, 4 года?...

Как сформировать правильную речь ребёнка с раннего возраста

Родители должны понимать свою роль в развитии речи ребёнка раннего возраста....

РАЗВИТИЕ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ РЕБЁНКА В СЕМЬЕ

Для родителей, это происходит тогда, когда ребёнок произносит свои первые слова: мама, папа, дай, на. Но на самом деле этот процесс начинается гораздо раньше. Этому дню предшествуют недели и месяцы, в...

Статья «Роль родителей в формировании правильной речи ребёнка»

    «Роль родителей в формировании правильной речи ребёнка» У ребёнка дошкольного возраста психика пластична, легко поддаётся изменению под воздействием внешней среды. Семья и де...

Развитие правильной речи ребёнка в семье

Речь - явление социальное и служит средством общения людей друг с другом....

Консультация для родителей " Развитие правильной речи ребёнка в семье"

Консультация для родителей «Развитие правильной речи ребёнка в семье....