Крупные возможности мелкой моторики.
консультация (старшая группа)

Носенко Ирина Валентиновна

Хорошо известно о взаимосвязи развития речи и тонких движений руки, или иначе говоря, ручной и речевой моторики. Рука, пальцы, ладони – едва ли не главные органы, приводящие в движение механизм мыслительной деятельности ребенка. И задача взрослых при подготовке его к школе – помочь в развитии мелкой моторики руки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КРУПНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

Подготовила: учитель-логопед Носенко И. В.

В течение дошкольного детства ребенок практически овладевает речью. Но, к сожалению, существует много причин, когда его речь не сформирована должным образом, и одна из них: плохо развитая мелкая моторика руки.

             Хорошо известно о взаимосвязи развития речи и тонких движений руки, или иначе говоря, ручной и речевой моторики. Рука, пальцы, ладони – едва ли не главные органы, приводящие в движение механизм мыслительной деятельности ребенка. И задача взрослых при подготовке его к школе – помочь в развитии мелкой моторики руки, если этого не происходило раньше.

             Развитые руки сами по себе приносят много пользы человеку: владея своими руками, можно сделать много полезных и нужных вещей, а развитая моторика рук способствует развитию речи, т. е. «как работают руки, так работает голова».

Работа по развитию руки содержит целый комплекс мер, в которые входят:

  • разнообразные пальчиковые игры и упражнения;
  • пальчиковый театр;
  • рисование разными способами: пальцами, кистью, карандашом и пр.;
  • графические упражнения;
  • лепка;
  • ручной труд, в который входят шитье, вышивание и работа в технике изонити, работа с природным материалом, бумагой или бумажная пластика, плетение.

             Как школьная, так и дошкольная программы развития и обучения детей предусматривают работу с самыми разными материалами, но не одна из них не исключает работу с бумагой, которая незаменима как материал для детского творчества. Бумага пластична, легка в обработке, не требует больших усилий и специальных приспособлений, легко режется, сгибается, образуя пластичные формы.

             Изменения, произошедшие в технологии изготовления бумаги, пошли ей на пользу. Не теряя своих старых свойств и возможностей, бумага приобрела новые: не рвется при многочисленных сгибаниях, позволяет применять разные способы и методы, имеет насыщенный, приятный для восприятия цвет, разнообразные фактуру и структуру.

             Многие виды бумаги имеют определенный запас прочности, что позволяет им сохранять придаваемую форму (в том числе и объемную), и соответственно использовать для изготовления различных предметов, необходимых в повседневной жизни (коробочки, упаковки для подарков, предметы декора и др.).

             Работая с бумагой, дети понимают, что она универсальна, ее можно складывать, вырезать, плести. Проявляя свои творческие способности, ребенок формирует зачатки познавательной и исследовательской деятельности, готовится к самореализации. Все виды бумажной пластики хороши тем, что дают возможность ребенку работать двумя руками одновременно, тогда как в других случаях основную работу выполняет ведущая рука, а в оригами (с этим может сравниться только лепка) очень часто одинаковые движения выполняют обе руки, что, безусловно, положительно влияет как на развитие моторики рук, так и на мозговую деятельность и соответственно на развитие речи.

             Доступный и достаточно дешевый материал в оригами – любая бумага, но не слишком толстая и жесткая.

             Специалисты – медики считают, что занятие оригами позволяет полнее использовать ресурсы психики, гармонично развивая оба полушария головного мозга. У ребят совершенствуется мелкая моторика рук, движения пальцев становятся более точными (что немаловажно для подготовки руки к письму), вырабатывается усидчивость. С первых же занятий, дети учатся проглаживать на столе лист бумаги подушечками пальцев, в итоге получается двойной результат: хорошо сложенный лист бумаги и массаж подушечек пальцев. Более сложные модели, получаемые при многократном складывании бумаги, развивают силу мышц кистей и пальцев рук.

     Комплекс ритмических движений при занятии оригами способствует развитию динамических качеств двигательного компонента: выполнению симметричных и асимметричных движений, переключению с одного действия на другое, динамической координации.

     Занятия оригами нравятся детям, потому, что это похоже на чудо – из обычного листа бумаги рождаются различные фигурки, многие из них забавны, функциональны, подвижны, с ними можно действовать. Несколько поворотов бумаги и листок превращается то в кошку, то в мышку, то в птицу, которая, к тому же еще и машет крыльями. Задача педагога сделать этот интерес устойчивым.

     Таким образом, занятия оригами способствуют: развитию мелкой моторики, скоординированности речи и движения, формированию правильного произношения, общих речевых навыков, связной речи, словаря.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплекс упражнений для развития крупной и мелкой моторики кистей рук, координированных движений обеих рук под контролем зрения.

Комплекс упражнений для развития крупной и мелкой    моторики кистей рук,     координированных движений обеи...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "КРУПНАЯ ПОЛЬЗА МЕЛКОЙ МОТОРИКИ"

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "КРУПНАЯ ПОЛЬЗА МЕЛКОЙ МОТОРИКИ"...

Статья по теме: Развитие крупной и мелкой моторики как вспомогательное средство для развития речи

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что с каждым годом у детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии ...

Крупная польза мелкой моторики

В настоящее время у большинства современных детей наблюдается слабое развитие моторики рук. Еще 20 лет назад взрослым, а вместе с ними и детям, большую часть домашней работы приходилось делать руками:...

Крупные возможности мелкой моторики в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья .

    Исследования ученых обращают внимание на то, что около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти, расположенная очень близко от речевой моторной зоны. Именн...

Консультации для родителей по развитию мелкой моторики у детей. «Крупная польза мелкой моторики».

Моторик на самом деле две – мелкая и крупная. И обе одинаково значимы для развития детей. Мелкая моторика – это точные, хорошо скоординированные движения пальцами, крупная же – движе...

Крупные возможности мелкой моторики у дошкольников. Польза от занятий по оригами

Хорошо известно о взаимосвязи развития речи и тонких движений руки, или иначе говоря, ручной и речевой моторики. Развитие и обучение детей возможно через работу с самыми разнообразными матер...