Главные вкладки

    Комплекс упражнений для развития крупной и мелкой моторики кистей рук, координированных движений обеих рук под контролем зрения.
    методическая разработка по физкультуре (младшая,средняя,старшая,подготовительная группа) по теме

    Лялюшкина Анна Петровна

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Комплекс упражнений для развития крупной и мелкой    моторики кистей рук,     координированных движений обеих рук     под контролем зрения.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon kompleks_uprazhneniy_po_motorike.doc72 КБ

    Предварительный просмотр:

    Комплекс упражнений

    для развития крупной и мелкой

    моторики кистей рук,

    координированных движений обеих рук

    под контролем зрения.

    Начиная с грудного возраста:

    1. Предоставьте ребёнку предметы разной величины, формы, разные на ощупь – гладкие и шершавые, мягкие и твёрдые. Вкладывайте предметы в руки, давая их ощупывать. Давайте рвать бумагу, шуршать пакетом, пищать игрушкой и т.д.

    1. Вложите по одному предмету в каждую руку ребёнка. Постучите предметами друг о друга. Постучите предметом по столу одной  и другой рукой (ладошкой, кулачком).

    1. Играйте с водой во время купания: «поплюхайте» рукой по воде,                      зачерпните воду рукой или чашкой, помещенной в руку. Достаньте предмет со дна ванны рукой малыша. Толкайте плавающие предметы – уточки, большие и маленькие мячи. «Топите» под воду маленькие мячики. Выжимайте маленькие разноцветные детские мочалки. Дайте ребёнку разноцветные пластмассовые чашки и покажите, как переливать воду из одной чашки в другую. Если у ребенка сразу не получается, делайте движения вместе с ним.

    1. В свободное время (например, перед телевизором или в транспорте) делайте ребёнку массаж пальцев. Распрямите пальцы, отделите один из них, а остальные сложите в кулачок – так по порядку с каждым пальчиком. Разотрите пальчики круговыми движениями. Поиграйте пальцами. Как бы переплетая их. Старайтесь, чтобы ребенок расслаблял пальчики, если у него повышен тонус мышц: возьмите кисти рук  ребенка и легонько потрясите ими.

    1. Нужно стремиться к формированию связи «глаз - рука» (зрительно – моторной координации). Тянитесь рукой ребенка к предмету, привлекшего его внимание. И наоборот, побудите малыша посмотреть на предмет, зажатый в его руке (например, погремев зажатой в руке погремушкой). Показывая ребёнку погремушку, двигайте её медленно и достаточно близко, чтобы он мог следить за ней  глазами.
    2. Каждое действие, совершаемое вместе с ребенком, должно быть названо: возьми, положи, садись, вставай, похлопай, дай маме, папе.

    1. Занятия должны быть приятны ребенку, пусть он видит улыбку взрослого, слышит ободряющие слова.
    2. Учите ребенка действовать с предметами в зависимости от их свойств (формирование предметных действий): мяч -  катать, бросать; машинку – возить; книжку – листать; коробочку – открывать, закрывать.

    1. Обязательно следите, чтобы в каждом двигательном акте участвовали две руки, одна как ведущая, другая как вспомогательная: одной рукой держим коробочку, другой открываем коробочку; одной рукой держим тарелку, другой вытираем; одной рукой рисуем, другой придерживаем бумагу.

    1. Формирование целенаправленных движений рук можно начать с обучения простейшим играм по подражанию - «Ладушки», «Сорока» и т.д. Можно использовать имитационные движения: «петушок машет крыльями», «жук шевелит лапками» и т.д.

    1. Показывайте ребенку и побуждайте его  - «жесты общения»: указать пальцем на предмет, погрозить пальчиком, подозвать пальцем к себе; поприветствовать рукой; попрощаться; постучаться; погладить рукой по голове и т. д.

    1. У детей с двух лет необходимо развивать те движения рук, на основе которых формируются навыки самообслуживания, изобразительной  деятельности. Для этого регулярно выполняйте упражнения.

    Занятия с бумагой:

    1. Смять двумя руками лист бумаги как можно сильнее в комочек (если у ребёнка не получается, выполняйте это упражнение вместе с ним, обхватив его руки своими и совершая нужные движения). Затем расправить лист бумаги, разровнять его.
    2. Разгладить лист бумаги ладонью на столе, придерживая его другой рукой, потом руки поменять.
    3. Складывать и разворачивать лист бумаги в разных направлениях. Сначала вдвое, в трое, затем в максимальное количество раз. Это упражнение также развивает целенаправленность и самоконтроль.  
    4. Скатывать, скручивать, разрывать лист бумаги.
    5. Когда ребёнок освоит эти операции, можно начинать учить его резать, склеивать. Делать аппликации – по готовому образцу, по показу, по собственному замыслу.

            

    Занятия с веревочкой (или мягкой проволокой в                        цветной оплетке):

    1. Перематывать верёвочку из клубка в клубок.
    2. Наматывать на катушку, палочку.
    3. Продевать верёвочку в отверстия колечек, бусинок.
    4. Обматывать колечки от пирамидки веревочкой, продевая её через центр кольца и т.д.

    Игры с песком:

    1. Сгребать двумя руками влажный песок в горку, затем разравнивать её.
    2. Рыть в песке ямки, дорожки, тоннели и т.д.
    3. На ровной поверхности песка «отпечатывать»  свои ладошки.
    4. Совком пересыпать песок, помешивать его, приглаживать, делать « пасочки » с использованием разных формочек.
    5. Строить из влажного песка «заборы», домики, любые постройки по собственному замыслу.
    6. На песке можно создавать игровые сюжеты с использованием маленьких игрушек, зверей, машин, природного материала.

    Игры с мячом:

    1. Сидя на полу, катайте мяч ребёнку и побуждайте его ловить мяч двумя руками. А затем катить вам. Когда ребенок освоит это упражнение, можно начинать бросать мяч ребенку, чтобы он поймал его и бросил вам. Покажите ребенку, как нужно держать руки. Чтобы захватить мяч и как нужно его бросать.
    2. Сидя за столиком: положить обе руки ребенка на мяч среднего размера, расправив пальчики, и катать мяч по столу вперёд – назад, затем по кругу в одну и другую стороны, командуя  вслух (движения производятся сначала двумя руками вместе, затем одной рукой по очереди). Затем: одна рука лежит на мяче и удерживает его, другой рукой ребенок стучит по мячу. Сначала медленно и легко, затем быстро и сильно; те же движения выполняются, поменяв руки.
    3. При врожденных трудностях движений, повышенном тонусе мышц выполняйте движения вместе с ребенком, помогая ему расслабить ручки и освоить порядок выполнения заданий.
    4. Сидя за столиком: упражнения с маленькими мячами (лучше брать резиновые мячи с «пупырышками» или теннисные мячи).  В каждую руку ребёнка вкладывается мяч (следите, чтобы пальчики были расправлены) и выполняются те же движения, что и со средним мячом. Когда ребенок освоит эти упражнения, можно предложить ему постучать мячами друг о друга, зажав их в руках; одновременно катать два мяча, но в разные стороны, и т.д.

    Игры с кубиками и конструктором:

    1. Простые манипуляции: перекладывать, переворачивать, устанавливать один на другой, снимать по одному с башни, выкладывать орнаменты.
    2. Конструирование: сначала простые модели из нескольких крупных деталей – домик, забор, башня, гараж; затем более сложные. Во время конструирования называйте ребенку цвета кубиков, их геометрическую форму, размер (большой - маленький), просите показать такие же. Если у ребенка выраженные трудности в движениях, начинайте с мягкого (поролонового) конструктора.

    Игры с пластилином или тестом:

    1. Скатывать двумя руками большой шар – на весу и на столе;

    1. Раскатывать двумя руками «колбаску»– на весу и на столе;

    1. Отщипывать от «колбаски» кусочки правой, затем левой рукой, и скатывать из них мелкие шарики;

    1. Раскатывать из шариков лепешечки скалкой;

    1. Лепить из лепешечек «куличики», «вареники», «пирожки» и т.д.;

    1. Раскатывать из шариков маленькие «колбаски» на весу используя только пальцы рук.

    Когда ребенок хорошо освоит эти простые операции, вы можете сами придумывать темы для лепки – животные, люди, цветы, деревья, орнаменты из одинаковых по форме, но разных по цвету деталей.

    Комплекс упражнений

    для развития

    мелкой моторики кистей рук.

    Развитие мелкой моторики находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Поэтому желательно ежедневно делать с ребенком, какие – либо упражнения:

    1. Постучать по столу расслабленной кистью правой, затем левой руки;
    2. Катать по очереди каждым пальцем камешки, бусинки, шарики;
    3. Складывать двумя пальчиками фасолинки, горошинки в баночку;
    4. Запускать пальцами мелкие волчки;
    5. Сжимать и разжимать кулачки, при этом можно представлять, как будто кулачок – бутончик цветка (утром он проснулся и раскрылся, а вечером заснул, закрылся);
    6. Делать « мягкие»  кулачки, которые можно легко разжать и в которые взрослый может легко  просунуть свои пальцы. И  «крепкие», которые не разожмешь;  
    7. Указательным и средним пальцами «ходить» по столу; скачало медленно, как, будто крадется. А потом быстро, как будто бежит (упражнение проводится начало левой рукой, а потом правой рукой);
    8. Показывать только один палец – указательный, затем два – указательный и средний, далее три, четыре и пять;
    9. Показывать только один большой палец отдельно;
    10. Барабанить всеми пальцами обеих рук по столу;
    11. Махать в воздухе только пальцами;
    12. Кистями рук делать «фонарики»;
    13. Хлопать в ладоши тихо и громко в разном темпе;
    14. Руки перед собой, опора на предплечья, по очереди смена положения кистей, правой и левой (согнуть – разогнуть, повернуть ладонью к лицу – к столу);
    15. Собирать все пальчики в щепотку (пальчики собрались вместе, разбежались);
    16. Нанизывать крупные бусины, пуговицы, шарики на нитку;
    17. Завязывать узлы на толстой веревке, шнурке;
    18. Застегивать пуговицы, крючки, молнии, кнопки, замочки;
    19. Закручивать крышки, заводить механические игрушки ключиком;
    20. Научить ребенка пользоваться пульверизатором, Легко нажимать пальцами, посылая струю воздуха на кусочек ваты или бумаги, передвигая их по поверхности стола;
    21. Сжать пальцы в кулак – выпрямить;
    22. Согнуть пальцы одновременно и поочередно;
    23. Постучать каждым пальцем по столу под счет «один, один - два, один – два – три»;
    24. Отвести пальцы, согнуть и разогнуть пальцы, легко касаясь большим пальцем остальных (сыпать зерно для птиц).

    При обучении различным движениям рук и действиям с предметами не              нужно спешить, тем более критиковать ребенка за неудачи. Необходимо спокойно, в медленном темпе привносить каждое новое движение: показать рукой ребенка, как оно выполняется. Затем побуждать выполнять самостоятельно, похвалив за каждый выполненный элемент.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Комплекс упражнений для развития крупной и мелкой моторики кистей рук, координированных движений обеих рук под контролем зрения.

    Комплекс упражнений  для развития крупной и мелкой моторики кистей рук, координированных движений обеих рук под контролем зрения....

    Статья по теме: Развитие крупной и мелкой моторики как вспомогательное средство для развития речи

    Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что с каждым годом у детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии ...

    Презентация на тему: "Взаимодействие с родителями по реализации целевого ориентира «у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать своими движениями и управлять ими».

    Выступление  на педагогическом совете на тему: "Организация работы по здоровьесбережению детей дошкольного возраста в условиях ФГОС дошкольного образования"....

    Система коррекционной работы по развитию крупной и мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

    Предлагаю Вашему вниманию систему коррекционной работы по развитию крупной и мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Ведь, как известно, развитие крупной и мелк...

    Развитие крупной и мелкой моторики у детей дошкольного возраста

    Полезные рекомендации для родителей детей от 1 до 7 лет по развитию общей и мелкой моторики....

    Консультация для воспитателей "Развитие крупной и мелкой моторики рук"

    Как часто мы слышим и читаем, что для маленького ребенка важно развитие мелкой моторики, но не придаем нужного значения, а порой и вовсе забываем о важности крупной моторики. Или пытаемся ра...