Комплекс упражнений для развития крупной и мелкой моторики кистей рук, координированных движений обеих рук под контролем зрения.
методическая разработка по физкультуре (младшая,средняя,старшая,подготовительная группа) по теме

Лялюшкина Анна Петровна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Комплекс упражнений для развития крупной и мелкой    моторики кистей рук,     координированных движений обеих рук     под контролем зрения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kompleks_uprazhneniy_po_motorike.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

Комплекс упражнений

для развития крупной и мелкой

моторики кистей рук,

координированных движений обеих рук

под контролем зрения.

Начиная с грудного возраста:

  1. Предоставьте ребёнку предметы разной величины, формы, разные на ощупь – гладкие и шершавые, мягкие и твёрдые. Вкладывайте предметы в руки, давая их ощупывать. Давайте рвать бумагу, шуршать пакетом, пищать игрушкой и т.д.

  1. Вложите по одному предмету в каждую руку ребёнка. Постучите предметами друг о друга. Постучите предметом по столу одной  и другой рукой (ладошкой, кулачком).

  1. Играйте с водой во время купания: «поплюхайте» рукой по воде,                      зачерпните воду рукой или чашкой, помещенной в руку. Достаньте предмет со дна ванны рукой малыша. Толкайте плавающие предметы – уточки, большие и маленькие мячи. «Топите» под воду маленькие мячики. Выжимайте маленькие разноцветные детские мочалки. Дайте ребёнку разноцветные пластмассовые чашки и покажите, как переливать воду из одной чашки в другую. Если у ребенка сразу не получается, делайте движения вместе с ним.

  1. В свободное время (например, перед телевизором или в транспорте) делайте ребёнку массаж пальцев. Распрямите пальцы, отделите один из них, а остальные сложите в кулачок – так по порядку с каждым пальчиком. Разотрите пальчики круговыми движениями. Поиграйте пальцами. Как бы переплетая их. Старайтесь, чтобы ребенок расслаблял пальчики, если у него повышен тонус мышц: возьмите кисти рук  ребенка и легонько потрясите ими.

  1. Нужно стремиться к формированию связи «глаз - рука» (зрительно – моторной координации). Тянитесь рукой ребенка к предмету, привлекшего его внимание. И наоборот, побудите малыша посмотреть на предмет, зажатый в его руке (например, погремев зажатой в руке погремушкой). Показывая ребёнку погремушку, двигайте её медленно и достаточно близко, чтобы он мог следить за ней  глазами.
  2. Каждое действие, совершаемое вместе с ребенком, должно быть названо: возьми, положи, садись, вставай, похлопай, дай маме, папе.

  1. Занятия должны быть приятны ребенку, пусть он видит улыбку взрослого, слышит ободряющие слова.
  2. Учите ребенка действовать с предметами в зависимости от их свойств (формирование предметных действий): мяч -  катать, бросать; машинку – возить; книжку – листать; коробочку – открывать, закрывать.

  1. Обязательно следите, чтобы в каждом двигательном акте участвовали две руки, одна как ведущая, другая как вспомогательная: одной рукой держим коробочку, другой открываем коробочку; одной рукой держим тарелку, другой вытираем; одной рукой рисуем, другой придерживаем бумагу.

  1. Формирование целенаправленных движений рук можно начать с обучения простейшим играм по подражанию - «Ладушки», «Сорока» и т.д. Можно использовать имитационные движения: «петушок машет крыльями», «жук шевелит лапками» и т.д.

  1. Показывайте ребенку и побуждайте его  - «жесты общения»: указать пальцем на предмет, погрозить пальчиком, подозвать пальцем к себе; поприветствовать рукой; попрощаться; постучаться; погладить рукой по голове и т. д.

  1. У детей с двух лет необходимо развивать те движения рук, на основе которых формируются навыки самообслуживания, изобразительной  деятельности. Для этого регулярно выполняйте упражнения.

Занятия с бумагой:

  1. Смять двумя руками лист бумаги как можно сильнее в комочек (если у ребёнка не получается, выполняйте это упражнение вместе с ним, обхватив его руки своими и совершая нужные движения). Затем расправить лист бумаги, разровнять его.
  2. Разгладить лист бумаги ладонью на столе, придерживая его другой рукой, потом руки поменять.
  3. Складывать и разворачивать лист бумаги в разных направлениях. Сначала вдвое, в трое, затем в максимальное количество раз. Это упражнение также развивает целенаправленность и самоконтроль.  
  4. Скатывать, скручивать, разрывать лист бумаги.
  5. Когда ребёнок освоит эти операции, можно начинать учить его резать, склеивать. Делать аппликации – по готовому образцу, по показу, по собственному замыслу.

        

Занятия с веревочкой (или мягкой проволокой в                        цветной оплетке):

  1. Перематывать верёвочку из клубка в клубок.
  2. Наматывать на катушку, палочку.
  3. Продевать верёвочку в отверстия колечек, бусинок.
  4. Обматывать колечки от пирамидки веревочкой, продевая её через центр кольца и т.д.

Игры с песком:

  1. Сгребать двумя руками влажный песок в горку, затем разравнивать её.
  2. Рыть в песке ямки, дорожки, тоннели и т.д.
  3. На ровной поверхности песка «отпечатывать»  свои ладошки.
  4. Совком пересыпать песок, помешивать его, приглаживать, делать « пасочки » с использованием разных формочек.
  5. Строить из влажного песка «заборы», домики, любые постройки по собственному замыслу.
  6. На песке можно создавать игровые сюжеты с использованием маленьких игрушек, зверей, машин, природного материала.

Игры с мячом:

  1. Сидя на полу, катайте мяч ребёнку и побуждайте его ловить мяч двумя руками. А затем катить вам. Когда ребенок освоит это упражнение, можно начинать бросать мяч ребенку, чтобы он поймал его и бросил вам. Покажите ребенку, как нужно держать руки. Чтобы захватить мяч и как нужно его бросать.
  2. Сидя за столиком: положить обе руки ребенка на мяч среднего размера, расправив пальчики, и катать мяч по столу вперёд – назад, затем по кругу в одну и другую стороны, командуя  вслух (движения производятся сначала двумя руками вместе, затем одной рукой по очереди). Затем: одна рука лежит на мяче и удерживает его, другой рукой ребенок стучит по мячу. Сначала медленно и легко, затем быстро и сильно; те же движения выполняются, поменяв руки.
  3. При врожденных трудностях движений, повышенном тонусе мышц выполняйте движения вместе с ребенком, помогая ему расслабить ручки и освоить порядок выполнения заданий.
  4. Сидя за столиком: упражнения с маленькими мячами (лучше брать резиновые мячи с «пупырышками» или теннисные мячи).  В каждую руку ребёнка вкладывается мяч (следите, чтобы пальчики были расправлены) и выполняются те же движения, что и со средним мячом. Когда ребенок освоит эти упражнения, можно предложить ему постучать мячами друг о друга, зажав их в руках; одновременно катать два мяча, но в разные стороны, и т.д.

Игры с кубиками и конструктором:

  1. Простые манипуляции: перекладывать, переворачивать, устанавливать один на другой, снимать по одному с башни, выкладывать орнаменты.
  2. Конструирование: сначала простые модели из нескольких крупных деталей – домик, забор, башня, гараж; затем более сложные. Во время конструирования называйте ребенку цвета кубиков, их геометрическую форму, размер (большой - маленький), просите показать такие же. Если у ребенка выраженные трудности в движениях, начинайте с мягкого (поролонового) конструктора.

Игры с пластилином или тестом:

  1. Скатывать двумя руками большой шар – на весу и на столе;

  1. Раскатывать двумя руками «колбаску»– на весу и на столе;

  1. Отщипывать от «колбаски» кусочки правой, затем левой рукой, и скатывать из них мелкие шарики;

  1. Раскатывать из шариков лепешечки скалкой;

  1. Лепить из лепешечек «куличики», «вареники», «пирожки» и т.д.;

  1. Раскатывать из шариков маленькие «колбаски» на весу используя только пальцы рук.

Когда ребенок хорошо освоит эти простые операции, вы можете сами придумывать темы для лепки – животные, люди, цветы, деревья, орнаменты из одинаковых по форме, но разных по цвету деталей.

Комплекс упражнений

для развития

мелкой моторики кистей рук.

Развитие мелкой моторики находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Поэтому желательно ежедневно делать с ребенком, какие – либо упражнения:

  1. Постучать по столу расслабленной кистью правой, затем левой руки;
  2. Катать по очереди каждым пальцем камешки, бусинки, шарики;
  3. Складывать двумя пальчиками фасолинки, горошинки в баночку;
  4. Запускать пальцами мелкие волчки;
  5. Сжимать и разжимать кулачки, при этом можно представлять, как будто кулачок – бутончик цветка (утром он проснулся и раскрылся, а вечером заснул, закрылся);
  6. Делать « мягкие»  кулачки, которые можно легко разжать и в которые взрослый может легко  просунуть свои пальцы. И  «крепкие», которые не разожмешь;  
  7. Указательным и средним пальцами «ходить» по столу; скачало медленно, как, будто крадется. А потом быстро, как будто бежит (упражнение проводится начало левой рукой, а потом правой рукой);
  8. Показывать только один палец – указательный, затем два – указательный и средний, далее три, четыре и пять;
  9. Показывать только один большой палец отдельно;
  10. Барабанить всеми пальцами обеих рук по столу;
  11. Махать в воздухе только пальцами;
  12. Кистями рук делать «фонарики»;
  13. Хлопать в ладоши тихо и громко в разном темпе;
  14. Руки перед собой, опора на предплечья, по очереди смена положения кистей, правой и левой (согнуть – разогнуть, повернуть ладонью к лицу – к столу);
  15. Собирать все пальчики в щепотку (пальчики собрались вместе, разбежались);
  16. Нанизывать крупные бусины, пуговицы, шарики на нитку;
  17. Завязывать узлы на толстой веревке, шнурке;
  18. Застегивать пуговицы, крючки, молнии, кнопки, замочки;
  19. Закручивать крышки, заводить механические игрушки ключиком;
  20. Научить ребенка пользоваться пульверизатором, Легко нажимать пальцами, посылая струю воздуха на кусочек ваты или бумаги, передвигая их по поверхности стола;
  21. Сжать пальцы в кулак – выпрямить;
  22. Согнуть пальцы одновременно и поочередно;
  23. Постучать каждым пальцем по столу под счет «один, один - два, один – два – три»;
  24. Отвести пальцы, согнуть и разогнуть пальцы, легко касаясь большим пальцем остальных (сыпать зерно для птиц).

При обучении различным движениям рук и действиям с предметами не              нужно спешить, тем более критиковать ребенка за неудачи. Необходимо спокойно, в медленном темпе привносить каждое новое движение: показать рукой ребенка, как оно выполняется. Затем побуждать выполнять самостоятельно, похвалив за каждый выполненный элемент.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие тактильных и сложно координированных движений пальцев рук "Ловкие пальчики"

Развитие тактильных ощущений и сложнокоординированных движений пальцев рук.Как сделано:В деревянном ящике высотой 6 см, оформлены отделения, в которых находится разнообразный материал: мелкие ракушки,...

Статья по теме: Развитие крупной и мелкой моторики как вспомогательное средство для развития речи

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что с каждым годом у детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии ...

«РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ: УКРЕПЛЕНИЕ КИСТИ РЕБЕНКА, ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИЛЬНОГО УДЕРЖИВАНИЯ КИСТИ, КАРАНДАША»

Мелкая моторика - это способность человека выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий трех систем: нервной, мышечной и костной....

Развитие зрительно-моторной координации как основы выполнения точно-координированных движений у детей с амблиопией и косоглазием

Развитие зрительно-моторной координации  как основы выполнения точно-координированных движений у детей с амблиопией  и  косоглазием...

Проект по развитию крупной и мелкой моторики «Танцуем, играем - движения развиваем»

Цель проекта:Развивать крупную и мелкую моторику посредством логоритмических игр и упражнений.ЗадачиПривлечь родителей к совместной активной деятельности в рамках данного проекта;Развивать координацию...

Развитие мелкой моторики кисти рук детей дошкольного возраста с нарушением зрения как одно из средств успешного развития речи.Автор-Романченко Е.Х.

1).Коррекционная педагогика.Статья по теме:"Развитие мелкой моторики кисти рук детей среднего дошкольного возраста с нарушением зрения как одно из средств успешного развития речи".Автор-Рома...