"Формирование представлений о дружбе у дошкольников"
консультация по теме

Коткина Татьяна Александровна

Консультация для родителей на тему "Дружба"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

 «Формирование   представлений о дружбе у дошкольника»

    Дружба, являясь одним из видов межличностных отношений, реализует потребности в любви, заботе и значимости. Развитие дружбы предполагает следование ее неписаному кодексу, утверждающему необходимость взаимопонимания, откровенность и открытость друг другу, доверительность, активную взаимопомощь, взаимный интерес к делам и переживаниям другого, искренность и бескорыстие чувств. Тем не менее, каждый человек понимает дружбу по своему, это зависит от многих факторов, от культуры, в которой он воспитывался, и от жизненного опыта.

Современная реальность формирует преимущественно два типа представлений о дружбе: "дружба как функциональные отношения", понимается, как, прежде всего, помощь в трудных ситуациях и решении проблем, характерен для людей среднего возраста; "дружба как эмоционально близкие отношения", прежде всего, направлена на понимание дружбы, как удовлетворение потребностей в эмоциональных отношениях, ценность дружбы заключается в духовной близости между людьми, свойственна  людям ранней взрослости. (Юркова Е.В., 2004).

 Дружбу принято разделять на детскую, юношескую и взрослую

Роберт Селман выделил четыре стадии дружбы.

-   На первой стадии (от 6 лет и младше), он считает что, дружба базируется на физических или географических факторах, дети центрированы на себе и не понимают точки зрения других.

- Вторая стадия (возраст 7-9 лет) характеризуется тем, что дружеские отношения начинают основываться на взаимности и осознании чувств партнера, дружба базируется на социальных действиях и оценке друг друга.

- На третьей стадии (9-12 лет) дружеские отношения базируются на социальном обмене, появляются представления о том, что друзья - это люди, которые помогают друг другу, происходит взаимная оценка партнеров, появляется понятие доверия.

- Четвертая стадия (11-12 лет и старше) заключается в том, что дружба понимается как устойчивые продолжительные отношения, базирующиеся на доверии, дети могут посмотреть на свои отношения с позиции стороннего наблюдателя.

Если  рассматривать более подробно формирование детских дружеских отношений, то стоит начать с самого начала, с младенческого возраста.

   

Эмоции в жизни новорожденного являются первой формой связи с окружающим миром, способствуют познанию и представляют собой одно из средств общения со взрослыми. Эмоциональное общение в младенчестве является ведущим видом деятельности. Общение имеет самое прямое отношение к развитию будущей личности детей, потому что даже в своей примитивной, непосредственно-эмоциональной форме оно приводит к установлению связей ребенка с окружающими людьми и становится первым компонентом общественных взаимоотношений.   (Лисина М.И.,1986)

С двух лет начинают формироваться позитивные эмоции, такие как: удивление, любопытство, любознательность. Эмоции имеют бурный, но не стойкий характер, что проявляется в кратковременных аффектах, в быстром переходе от одного эмоционального состояния к другому. Начинает формироваться чувство юмора. В этом возрасте ребенку важно общение со взрослым, так как оно для ребенка является главным источником оценочного воздействия, под влиянием которого, у него формируется отношение к реальному миру, самому себе и другим людьми.

 Общение со сверстниками в дошкольный период служит основой для приобретения ребенком основных навыков коллективной жизни, так же это средство взаимного обмена оценочными мнениями, благодаря которым ребенок получает возможность видеть себя глазами сверстников.

Свидетельством потребности в друге и напряженного его поиска является появление у дошкольников воображаемых друзей.

Важную роль в формировании представлениях дошкольников о дружбе играют родители, наблюдение за тем как родители общаются со своими друзьями, что рассказывают детям о своем опыте знакомства и поддержания дружеских отношений, а так же какие книжки и какие фильмы смотрят вместе с ребенком. Очень часто бывает так, что дошкольник просто не умеет подойти к сверстнику, не знает как ему объяснить правила игры и вместо этого он либо уходит, либо затевает драку.

Помочь ребенку в установлении контакта, а в дальнейшем и дружеских отношений, можно еще и с помощью заучивания с ребенком шаблонных фраз:

  1. "Как тебя зовут? Давай дружить". Вроде бы простые, наивные слова. А без них многие дети так и играют в одиночестве.
  2.  "Можно с вами?". Если несколько детей увлечены игрой, они могут просто не заметить, малыша, вертящегося рядом. А иногда такой зритель, путающийся под ногами, вызывает раздражение. Научите ребенка проситься в игру. Но подготовьте его и к возможному отказу.
  3. "Пожалуйста" и "спасибо". Вежливые слова в дошкольном возрасте – тоже шаблоны. Но постепенно из привычки быть вежливым вырастает настоящая вежливость.
  4.  "Подскажите, пожалуйста…" С этой фразой ребенку будет проще просить помощи у взрослых. И воспитатели, продавцы, прохожие будут лучше реагировать на такое обращение.
  5. "Чем тебе помочь?" Лучшее в этой фразе не то, что она тешит родительский слух. Здесь опять ребенок через внешний ритуал, привычку, обретает важные внутренние установки.

Помочь ребенку могу и совместные с родителем просмотры фильмов, мультиков или чтение книг о дружбе. Ниже подобран примерный перечень материалов.

Мультфильмы про дружбу

  • "Самый большой друг" по сказке Софьи Прокофьевой
  • "Котенок по имени Гав"
  • "Лис и охотничий пес"
  • "Умка"
  • "Тимка и Димка"
  • "Винни Пух"
  • "38 попугаев"
  • "Маша и медведь"

Пословицы о дружбе:

  • Дружбу топором не разрубишь
  • Дружба от не дружбы близко живёт
  • Для друга нет круга. Для друга семь вёрст не круг
  • Для друга всё не туго (не тяжело, не  скучно)
  • Без друга – сирота, с другом – семьянин
  • Нет друга, так ищи; нашёл, так береги
  • Без беды друга не узнаешь.  Друг познаётся в несчастии
  • Не узнавай друга в три дня, узнай в три года
  • Старый друг лучше новых двух
  • Новых друзей наживай, а старых не утрачивай
  • Не держи сто рублей, держи сто друзей
  • Друг денег дороже. Друга за деньги не купишь

Кодекс дружбы, разработанный европейскими психологами и социологами:

  • Делитесь новостями о своих успехах.
  • Высказывайте эмоциональную поддержку.
  • Добровольно помогайте в случае нужды.
  • Старайтесь, чтобы другу было приятно в Вашем обществе.
  • Возвращайте долги и оказанные услуги.
  • Необходимо быть уверенным в друге, доверять ему.
  • Защищать друга в его отсутствие.
  • Быть терпимым к остальным его друзьям.
  • Не критиковать друга публично.
  • Сохранять доверенные тайны.
  • Не ревновать и не критиковать прочие личные отношения друга
  • Не быть назойливым, не поучать.
  • Уважать внутренний мир и автономию друга.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование представлений о дружбе, через чтение художественной литературы.

Культура общения предполагает умение не только действовать нужным образом, но и воздерживаться от неуместных в данной обстановке действий, слов, жестикуляции. Но во всем этом  нет ничего о дружбе...

Консультация для родителей на тему «Формирование представлений о дружбе у дошкольника»

Консультация  для родителей на тему «Формирование представлений о дружбе у дошкольника»Дружба, являясь одним из видов межличностных отношений, реализует потребности в любви, заботе и значимости. ...

Пословицы и поговорки для формирования представлений о дружбе у детей дошкольного возраста

Пословицы и поговорки для формирования представлений о дружбе у детей дошкольного возраста...

Примерные игры и упражнения, направленные на формирование представлений о дружбе

Примерные игры и упражнения, направленные на формирование представлений о дружбе у детей дошкольного возраста...

Эмоционально-смысловое общение с детьми дошкольного возраста для формирования представлений о дружбе

Эмоционально-смысловое общение с детьми дошкольного возраста для формирования представлений о дружбе...

Консультация для родителей : "Формирование представлений о дружбе у дошкольника?"

Консультация для родителей : "Формирование представлений о дружбе у дошкольника?"...

Методическое пособие: «Сборник по формированию представлений о дружбе, дружеских отношений у дошкольников с помощью «Мирилок»

Данный сборник «миролок» адресован педагогом ДОУ, родителям и  предназначен для проведения в процессе организации совместной деятельности с детьми, во время режимных моментов. Может б...