Формирование представлений о дружбе, через чтение художественной литературы.
статья (старшая группа) по теме

Легчакова Оксана Алексеевна

Культура общения предполагает умение не только действовать нужным образом, но и воздерживаться от неуместных в данной обстановке действий, слов, жестикуляции. Но во всем этом  нет ничего о дружбе между сверстниками. А ведь дружеские отношения то же нужно сформировать. Но для этого нужно дать детям представления о том, что же такое дружба. И тут я задумалась о том, что детей нужно не просто познакомить с понятием дружба, необходимо, чтобы они почувствовали дружеские отношения.

Я поставила перед собой цель: «Воспитать дружеские взаимоотношения между детьми и уважительное отношение к окружающим».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование представлений о дружбе, через чтение художественной литературы.

В наше время в общественном сознании уже обозначился обобщённый образ человека, отвечающего требованиям двадцать первого века. Это физически здоровый, образованный творческий человек, способный к целеосмысленному общественному труду, строительству собственной жизни, сферы обитания и общения, сообразно с основополагающими моральными принципами. Поэтому проблема воспитания культуры поведения в детском саду на современном этапе жизни общества приобретает особую актуальность и значимость.

Культура поведения – совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности.

В содержании культуры поведения дошкольников выделены следующие компоненты:

- культура деятельности,

- культура общения,

- культурно-гигиенические навыки и привычки.

Формировать у ребенка культуру деятельности – значит воспитывать у него умение содержать в порядке место, где он трудится, занимается, играет, привычку доводить до конца начатое дело, бережно относиться к игрушкам, вещам, книгам.

Культура общения предусматривает выполнение ребенком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, быту. Культура общения предполагает умение не только действовать нужным образом, но и воздерживаться от неуместных в данной обстановке действий, слов, жестикуляции. Но во всем этом  нет ничего о дружбе между сверстниками. А ведь дружеские отношения то же нужно сформировать. Но для этого нужно дать детям представления о том, что же такое дружба. И тут я задумалась о том, что детей нужно не просто познакомить с понятием дружба, необходимо, чтобы они почувствовали дружеские отношения.

Я поставила перед собой цель: «Воспитать дружеские взаимоотношения между детьми и уважительное отношение к окружающим».

Следующие задачи:

- Расширение знаний детей о дружбе;

- Развитие умения объяснять свою точку зрения;

- Формирование у детей нравственных качеств: умение дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе;

- Воспитание доброжелательности, уважения друг к другу.

К средствам формирования представлений о дружбе следует отнести развивающую среду, игру, и особенно художественную литературу.

Слушая произведение, ребенок знакомится с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками, их радостями, а порой и неудачами. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомиться с нормами поведения.

Используя художественную литературу как средство, мы обратили особое внимание на отбор произведений и проведения бесед по произведениям с целью формирования представлений о дружбе, на перенос этих представлений в жизнь и деятельность детей:

  • А. Барто. «Я с ней дружу», «О премии, о Димке и о весеннем снимке», «Подружки», «Сонечка»;
  • А. Кузнецов. «Поссорились»;
  • С. Михалков. «Мы с приятелем...», «Песенка друзей»;
  • В. Маяковский. «Что такое хорошо и что такое плохо»;
  • Г. Остер. «Как хорошо дарить подарки» и другие.

Чтение детской литературы позволило раскрыть дошкольникам сложность взаимоотношений между людьми, многообразие человеческих характеров, особенности тех или иных переживаний, наглядно представить примеры культурного поведения. Представления, полученные детьми из художественных произведений, переносились в их жизненный опыт.

В работе с детьми активно применяли малые фольклорные жанры. Пословицы и поговорки о труде, о дружбе помогли внушить детям правила поведения.

Так же в моей работе присутствуют и беседы: «Что такое дружба», «Если друг вдруг» Беседа по рассказу Фоминой А.Н. «Подруги»; «Умеешь ли ты дружить?»; по произведениям С. Михалкова «Как друзья познаются», А. Гайдара «Чук и Гек», Л. Толстого «Лев и собачка», В. Катаева «Цветик-семицветик» помогла создать в группе доброжелательные отношения друг к другу, сплотить детский коллектив.

И игры:

Словесная игра «Узнай по описанию». Цель: формирование представлений об уникальности других детей;

«В мире вежливых слов». Цель: Воспитывать уважительное отношение к окружающим людям; закреплять знания правил доброжелательного общения.

Для всестороннего развития чувств старалась включать детей в различную деятельность, связанную с художественной литературой. Дети участвовали в играх-драматизациях, инсценировках, создавали свои рисунки по мотивам сказок, рассказов, организовывали выставки: «Моя любимая книга», «Сказки А.С. Пушкина», «Книги о труде», «К.И. Чуковский».

Показывая кукольный, теневой театр и театр игрушек, дети усваивали необходимые при общении правила вежливости, развивался речевой этикет.

Таким образом, художественная литература является важным средством в формировании представлений о дружбе у детей дошкольного возраста.

Воспитание у детей навыков и привычек, способствующих формированию нравственного поведения, осуществляется непрерывно на протяжении всего дошкольного детства и в единстве со всеми образовательными областями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание познавательного интереса у детей через чтение художественной литературы

Создание условий для положительного познавательного развития детей через чтение художественной литературы. рассматривание иллюстраций к произведениям...

Формирование представления о труде взрослых через чтение художественной литературы.

Истоки трудового воспитания лежат в дошкольном возрасте, когда ребёнок впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности, заявляя о своих намерениях и проявляя себя субъектом свои...

Приемы и методы формирования ДНК через чтение художественной литературы

Чтение художественной литературы в дошкольном возрасте формирует у детей основы нравственных качеств будущей личности....

Конспект открытого занятия с детьми старшего дошкольного возраста по формированию нравственно-этических норм через чтение художественной литературы

Проблема нравственного развития детей дошкольного возраста приобретает актуальность, связи со сложившейся ситуацией в современном обществе. Возникший ценностный вакуум, бездуховность, обусловленная от...

Публикация в сборнике "Нравственные ценности и будущее человечества" ( Материалы ежегодных Митрофановских церковно- исторических чтение) Статья "Духовно-нравственное воспитание дошкольников через чтение художественной литературы".

Проблематика деформации духовно-нравственных представлений детей дошкольного возраста. Методы воспитания через мир художественной литературы. Применение эффективных форм воспитания духовно-нравственны...

Формирование представления о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста через чтение художественной литературы

Статья содержит рекомендации по формированию у детей старшего дошкольного возраста представления о здоровом образе жизни через художественную литературу....

Семинар-практикум для родителей младшей группы «Занимательная математика. Развитие логического мышления детей младшего дошкольного возраста». «Формирование финансовой грамотности дошкольников через чтение художественной литературы»

Семинар-практикум для родителей младшей группы «Занимательная математика. Развитие логического мышления детей младшего дошкольного возраста». «Формирование финансовой грамотности дош...