Главные вкладки

    Приемы и методы формирования ДНК через чтение художественной литературы
    консультация по художественной литературе на тему

    Поварницына Светлана Анатольевна

    Чтение художественной литературы в дошкольном возрасте формирует у детей основы нравственных качеств будущей личности.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл doklad_na_seminar_chhl.docx26.93 КБ

    Предварительный просмотр:

    Чтение художественной литературы как средство духовно – нравственного воспитания дошкольников

     «Если с детства у ребенка не воспитана любовь к книге, если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь,- в годы отрочества душа подростка будет пустой, на свет «божий» выползает как будто неизвестно откуда взявшееся плохое» В.А. Сухомлинский

     (слайд 2) Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека.

    Использование художественной литературы для развития нравственных качеств у дошкольников является актуальным и важным средством повышения уровня духовного и нравственного развития дошкольников.  (слайд 3) В условиях перехода на новые ФГОС дошкольного образования определены основные задачи духовно – нравственного воспитания детей дошкольного возраста:

    1. Формирование начал патриотизма и гражданственности

     2. Формирование гуманного отношения к людям и окружающей природе

     3. Формирование духовно – нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа

    4. Уважение к своей нации

    5. Понимание своих национальных особенностей

    6. Формирование чувства собственного достоинства как представителя своего народа

    7. Уважение к представителям других национальностей

    8. Формирование доброжелательных коллективных взаимоотношений

    9. Воспитание уважительного отношения к труду.

    Духовно-нравственное воспитание – целенаправленное систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали. Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Правила социально- нравственного поведения приобретают в художественном произведении живое содержание.

    (слайд 4) Цель: воспитание духовно-нравственных ценностей у дошкольников посредством художественной литературы.

    Задачи:

    1. Помогать усвоению детьми духовно- нравственных категорий (добро – зло, послушание – непослушание, согласие – вражда, трудолюбие – лень и т.д.) и правил.

    2. Содействовать развитию познавательной сферы детей, развитию речи детей, обогащению словаря, развитию образного строя и навыков связной речи.

    3. Развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту.

    4. Формировать у детей осознанное понимание нравственного смысла художественных произведений. Развивать способность детей отличать хорошее от плохого в произведении и в жизни, умение делать нравственный выбор.

    5. Воспитывать послушание на основе любви и уважения к родителям, терпение, милосердие, умение уступать, помогать друг другу и принимать помощь с благодарностью.

     6. Воспитывать трудолюбие, привычку заниматься делом, работать старательно и аккуратно, доводить начатое до конца, с уважением относиться к результатам своего и чужого труда.

     7. Воспитывать в детях читательский интерес к книге, стремление к знакомству с новыми произведениями.

    Для воспитания духовно – нравственных качеств у дошкольников посредством художественной литературы используются следующие формы работы:  

    (Слайд 5)1. Чтение художественного произведения 2. Беседа по прочитанному 3. Повторное чтение 4. Дискуссия по прочитанному 5. Проигрывание ситуаций из художественного произведения 6. Выставки ( книг, рисунков) 7. Театрализация 8. Праздники, развлечения 9. Придумывание сказок

    Погружать детей в волшебный мир литературы педагогу могут помочь определенные условия:

    1. Изучение психолого-педагогической литературы, методических рекомендаций
    2. Создание предметно-развивающей среды группы
    3.  Подбор произведений в соответствии с возрастом дошкольников

    Достичь хороших результатов в воспитании духовно-нравственных качеств возможно с использование разнообразных форм (слайд 5), приемов (слайд 6) и методов, но при этом обязательно учитывая индивидуальные особенности детей, так как каждый ребенок воспринимает преподносимый ему материал по-своему: один лучше запоминает услышанное, другой – увиденное, третий – проигранное.

    (Слайд7,8,9) Наглядные методы:

    - показ иллюстраций, репродукций

     -элементы инсценировки

       -просмотр видеофильмов

      -оформление выставок

       Словесные методы:

    - чтение литературных произведений воспитателем

    - чтение стихотворений детьми, воспитателем;

    - беседы с элементами диалога,

    - обобщающие рассказы воспитателя;

    - заучивания наизусть стихотворений

    - загадывание загадок

    - прослушивание аудиозаписей

    - моделирование сказок;

    -разбор житейских ситуаций;

     Практический метод

    -организация постановок литературных произведений, сказок                          конкурсы, викторины.

    -игры-драматизации

    - дидактические и театрализованные игры

    - изготовление наглядных пособий для занятий;

    - проведения конкурсов, тематических вечеров, развлечений.

    –использование различных видов театра.

    Из интересных занятий, с применением нестандартных методов и приемов, можно вспомнить такие как:

    1.для улучшения знания произведения и укрепления нравственных представлений

    - выставки кукольной одежды для персонажей сказок с беседой с детьми по вопросам и последующие дидактические игры на занятии; занятие-игра в библиотеку прямо на выставке; чтение, заучивание наизусть и последующая игра-драматизация;

    2.для развития не только нравственных качеств, а и фантазии детей

    - занятия типа «Придумай рассказ», «Создай свою сказку», «Выбери начало», «Выбери концовку сказки» (рассказа);

    3. для формирования представления детей об описании героев, событий и умения определять недостатки описания

    - занятия типа «Нарисуй портрет», «Учись рассуждать»;

    4.для развития положительных качеств, фантазии и умения детей видеть возможности развития сюжета

    - занятия типа «Составим разные рассказы».

    Немаловажное значение имеет  отбор книг для чтения: (слайд 10,11,12,13) идейная направленность книги (например, моральный облик героя);  высокий художественный уровень, литературная ценность(критерием художественности является единство содержания произведения и его формы);  доступность литературного произведения, соответствие возрастным и психологическим особенностям детей (при отборе книг учитываю особенности внимания, памяти, мышления, круг интересов детей, их жизненный опыт); занимательность сюжета, простота и ясность композиции;  конкретные педагогические задачи.                                                                              

    Художественное восприятие ребенка на протяжении возраста развивается и совершенствуется.

    Младший дошкольный возраст. Первое знакомство ребенка с художественным словом начинают с малых фольклорных форм: колыбельных песен, потешек, прибауток, считалок, поговорок, скороговорок, песенок- небылиц. В потешках и песенках оживают явления природы («Ночь пришла, темноту привела», «Солнышко-ведрышко», «Обогрело телят, ягнят и еще маленьких ребят»), действуют животные (кисонька-мурысонька, курочка-рябушечка, сорока-белобока и многие другие персонажи). Описание их не только поэтично, но и образно: курочка-рябушечка идет на реку за водичкой - цыпляток поить; кисонька - мурысонька едет на мельницу, чтобы испечь прянички; сорока-белобока кашку варит - деток кормить; котик идет на торжок и покупает пирожок; заинька горенку метет и т.д. Персонажи трудолюбивы, ласковы и заботливы: собачка не лает, чтобы деток не пугать, а котик качает люлечку, баюкает младенца и т.д. В течение года детей знакомят с произведениями детской художественной литературы: рассказывают сказки «Репка», «Курочка ряба», «Колобок», показывают настольные кукольные театры, читают книги с иллюстрациями, разучиваю с детьми песенки, прибаутки, потешки, загадки.

     Формируют у детей умение воспринимать литературное произведение, также некоторые элементарные умения анализировать произведение (его содержание и форму).

    К концу года дети умеют определить основных героев (о ком говорится в произведении), высказывать свое отношение к ним (кто нравится и почему).

    В младшем дошкольном возрасте ребенок еще не может дать правильную моральную оценку, важная роль отводится воспитателю, который помогает осмыслить ситуацию, перенося свое положительное или отрицательное отношение на конкретные поступки героев.

    Приобщая детей к художественной литературе, необходимо подобрать такие произведения, героями которых можно восхищаться, подражать, которые помогают в формировании нравственных чувств у детей: товарищества, честности, правдивости, уважения к труду взрослых, ответственности за свои поступки, умению видеть добро и зло, способствуют развитию у детей любви к родному краю, к родной природе.

    Средний дошкольный возраст. Расширение детского жизненного опыта, круга конкретных представлений. Совершенствуется и обогащается читательский опыт.  Дети легко устанавливают простые причинные связи в сюжете. Характеризуя героев книг, чаще всего высказывают правильные суждения об их поступках, опираясь на сложившиеся жизненные представления. Читая детям художественные произведения, необходимо  показать маленьким слушателям , в чем главные жизненные ценности. Так, например, знакомя детей со сказкой «Лиса и журавль» подвести  детей к размышлению, что такое жадность и хитрость, каким нужно быть, чтобы тебя любили, ждали в гости, радовались твоему приходу.

    Для лучшего понимания литературного произведения эффективен   прием «Нравственной лесенки». Можно предложить детям расположить героев на лесенке из пяти ступенек следующим образом: на самых верхних ступеньках те, которые понравились больше всего, а на самых нижних те, которые совсем не понравились, показались злыми, жестокими. «Лесенка» применяется наряду с беседой, при индивидуальной работе с детьми.                                                                                            Использовать такие игры как «Отвечай быстро» Один игрок называет свойства, а второй называет предмет, например: рыжая пушистая хитрая.

    Старший дошкольный возраст. Появляется способность мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, становиться на место персонажа. Рекомендуется выбирать для прочтения близкие по содержанию произведения(сказки) и организовываю дискуссию сразу об обоих. Это позволяет сформировать у дошкольников сравнительную оценку образов, поступков героев, а также выяснить умения детей сравнивать, воспринимать в других ситуациях полученные ранее представления.

    Большое внимание должно быть уделено сказке, которая помогает детям разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро и зло, получить информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества, расширить кругозор, развить речь, фантазию, воображение, а также духовно-нравственные качества: доброту, щедрость, трудолюбие, правдивость.

    Взаимодействие с родителями - является неотъемлемой частью - образовательного процесса. (Слайд 14) 

    Предполагаемые результаты: (Слайд15)

    1. Усвоение ребенком добродетели, направленность и открытость его к добру.

    2. Позитивное отношение ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе, иерархичность отношений со взрослыми и сверстниками, создание оптимистической детской картины мира.

    3. Потребность и готовность проявлять совместное сострадание и радость.      

    4. Воспитание чувства патриотизма, потребности в самоотверженном служении на благо Отечества.

    5. Знакомство с формами традиционного семейного уклада, понимание своего места в семье и посильных домашних делах.

    6. Деятельное отношение к труду.

    7. Ответственность за свои дела и поступки

    Таким образом, детская художественная литература за счет многочисленных форм, методов и приемов работы с ней, предоставляет огромные возможности для нравственного воспитания детей. Литературные произведения вовлекают детей в раздумья над поступками и поведением героев, происходящим событиям, побуждают к их оценке и обогащает эмоциональную сферу. Нравственные убеждения, взгляды, привычки тесно связаны с чувствами ребенка. Внутренний мир ребенка придет в гармонию: разовьется умение управлять своими эмоциями и настроением, преодолевать трудности и страхи, передавать с помощью речи различные эмоциональные состояния, устанавливать дружеские взаимоотношения, проявлять сочувствие, сопереживание и участие в жизни близких и окружающих. Войти в мир общения, найти свое место в коллективе сверстников, обрести друзей и самим научиться быть добрым и отзывчивым помогут книги

    В младших группах знакомство с художественной литературой осуществляется с помощью литературных произведений разных жанров. В этом возрасте учат детей слушать стихи, сказки, рассказы. Также детей учат следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям. Малышей также привлекают произведения стихотворного жанра, которые отличаются ритмичностью, четкой рифмой, музыкальностью. Дети начинают запоминать текст при повторном чтении (или многократном повторении), утверждаются в чувстве рифмы, ритма, усваивают смысл стихотворения. При этом речь ребенка обогащается наиболее запомнившимися ему словами и предложениями.  В младшем дошкольном возрасте рекомендуется читать следующие художественные произведения:
    Сказки: «Козлятки и волк», «Репка», «Теремок», «Колобок», «Маша и медведь», «Кот,  лиса и петух», «Снегурушка и лиса», «Гуси – лебеди», «У страха глаза велики»,  украинская сказка «Рукавичка», итальянская сказка» «Ленивая Бручолина».  Стихи: А. Прокофьев « Покормите птиц зимой», С. Черный «Приставалка», С. Маршак « Детки в клетке».

    В средней группе детей продолжают знакомить с художественной литературой.
    Воспитатель обращает внимание детей как на само содержание литературного произведения, так и на некоторых особенности языка (некоторые эпитеты и сравнения, образные слова и выражения). После прочтения (рассказывания) сказок необходимо приучать детей отвечать на вопросы, связанные с содержанием произведения, а также на самые простые вопросы по художественной форме. Очень важно после чтения правильно
    сформулировать вопросы. Это нужно для того, чтобы помочь детям выделить главное – основные события произведения, действия главных героев, их поступки и взаимоотношения. Заставить ребенка думать, размышлять, приходить к правильным выводам может заставить только правильно поставленный вопрос. При чтении стихотворений выделяют музыкальность, ритмичность, напевность стихотворений, подчеркивают образные выражения, развивают у детей способность замечать богатство и красоту русского языка.  В среднем дошкольном возрасте рекомендуется читать следующие художественные произведения:  Сказки: «Привередница», « Лисичка со скалочкой», « Красная шапочка», « Три поросенка», « Жихарка», « Лисичка- сестричка и серый волк», «Зимовье», « Коза дереза»,  « Сестрица Аленушка и братец Иванушка», « Бременские музыканты», « Два жадных медвежонка».
    Рассказы: М. Пришвин « Журка», В.Зотов «Белки», Н.Носов « Заплатка», « Затейники», « Живая шляпа», Е. Чарушин « Лисята», «Курочка», « Что за дверь», « Про зайчат».  

    В старшей группе при восприятии содержания литературных произведений детей учат замечать выразительные средства. Дети 5 – 6 лет способны более глубоко осмысливать содержание литературного произведения, осознавать особенности художественной формы. К этому возрасту они уже могут различать жанры литературных произведений и некоторые специфические особенности каждого жанра. Чтобы дети смогли понять и почувствовать художественные достоинства сказки и глубокое идейное содержание,  необходимо чтобы им полюбились и надолго запомнились поэтические образы. При ознакомлении детей с произведениями стихотворного жанра, необходимо помочь ребенку почувствовать напевность и красоту стихотворения, глубже осознавать его содержание.  При знакомстве с жанром рассказа, воспитатель должен раскрывать взаимоотношения героев, общественную значимость описываемого события, обращать внимание детей на то, какими словами автор характеризует как самих героев, так и их поступки. Вопросы по прочитанному произведению должны определять понимание ребенком основного содержания, а также умение оценивать поступки и действия героев.

     В старшем дошкольном возрасте рекомендуется читать следующие художественные произведения: Сказки: «Кот дрозд и петух», «Лиса, заяц и петух», «Лисичка со скалочкой», «Лиса и тетерев», «Лиса и рак», «Крошечка- Хаврошечка», «Молодильные яблоки», «У страха глаза велики», «У солнышка в гостях», «Федорино горе».  Рассказы: Н. Сладков « Плясунья», Е Чарушин «Лиса с лисятами», Л. Толстой «Два товарища», « Пожарные собаки», «Лев и собачка», Э.Мошковская «Обида», Е. Благина  «Подарок», Н. Калинина «Разве так играют».  Стихи: С. Михалков « Кошка», Ю.Коринец «Лапки».

    В подготовительной группе перед педагогом стоят задачи воспитывать у детей к художественной литературе, книге, умение чувствовать художественный образ; развивать поэтический слух (способность улавливать звучность, музыкальность, ритмичность поэтической речи), интонационную выразительность речи: воспитывать способность чувствовать и понимать образный язык сказок, рассказов, стихотворений. Необходимо проводить такой анализ литературных произведений, при котором дети научатся
    различать жанры, понимать их специфические особенности, чувствовать образность языка сказок, рассказов, стихотворений, басен и произведений малых фольклорных жанров. Чтение литературных произведений раскрывает перед детьми все богатство русского языка, способствует тому, что они начинают пользоваться этим богатством в самостоятельном творчестве и повседневном речевом общении. В этом возрасте у детей развивается способность наслаждаться художественным словом, закладывается
    фундамент для формирования любви к родному языку.

     Для этого возраста рекомендуется читать следующие художественные произведения: Сказки: «Кот, лиса и петух», «Лисичка-сестричка и серый волк», «Лиса и журавль»,  «Сивка-Бурка», «Царевна лягушка», «Хаврошечка», « Гадкий утенок», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Цветик- семицветик», «Аленький цветочек», «Хроменькая уточка».  Басни: И.А.Крылов «Стрекоза и муравей», «Ворона и лисица», «Лебедь, щука и рак», Л.  Толстой «Собака и ее тень».  Рассказы: В.Драгунский «Тайное всегда становится явным», «Друг детства», Л.Толстой «Лгун», «Желтухин», Н.Носов «Огурцы».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формирование представлений о дружбе, через чтение художественной литературы.

    Культура общения предполагает умение не только действовать нужным образом, но и воздерживаться от неуместных в данной обстановке действий, слов, жестикуляции. Но во всем этом  нет ничего о дружбе...

    Воспитание познавательного интереса у детей через чтение художественной литературы

    Создание условий для положительного познавательного развития детей через чтение художественной литературы. рассматривание иллюстраций к произведениям...

    Развитие словаря детей старшего дошкольного возраста через чтение художественной литературы.

    Не маловажную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет художественная литература. Взрослые должны помнить, что потребность ребенка в том, чтобы ему читали, даже если он уже на...

    «Развитие речи детей через чтение художественной литературы»

    Раскрытие значение речи во всестороннем развитии личности ребёнка....

    Формирование представления о труде взрослых через чтение художественной литературы.

    Истоки трудового воспитания лежат в дошкольном возрасте, когда ребёнок впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности, заявляя о своих намерениях и проявляя себя субъектом свои...

    Конспект открытого занятия с детьми старшего дошкольного возраста по формированию нравственно-этических норм через чтение художественной литературы

    Проблема нравственного развития детей дошкольного возраста приобретает актуальность, связи со сложившейся ситуацией в современном обществе. Возникший ценностный вакуум, бездуховность, обусловленная от...