«Работа с родителями в вопросах физического воспитания детей с нарушением зрения»
консультация на тему

Наряду с общими задачами охраны и укрепления здоровья физическое
воспитание направлено на преодоление недостатков физического развития
детей с нарушением зрения, которое отрицательно влияет на овладение деть-
ми движениями, ориентировкой в пространстве, что приводит к гиподинамии
и сказывается на общем физическом развитии детей и состоянии здоровья.
Физическое воспитание строится на основе Программы «От рождения
до школы», сообразуясь с особенностями развития и ориентации детей с
нарушениями зрения в пространстве.
При нарушении зрения у детей отмечаются недостатки физического
развития (в быстроте, ловкости, координации, в статическом и динамическом
равновесии, точности, силе, выносливости). У большинства детей со зри-
тельной неполноценностью отмечены нарушения в микро и макроориентировке в пространстве.
Недостатки формирования двигательной сферы и ориентации в пространстве при низкой остроте зрения и нарушении бинокулярного зрения
снижают двигательную активность детей и нередко обусловливают отклонения в развитии вегетативной нервной системы.
Развитие движений осуществляется через широкое использование подвижных игр и двигательных упражнений на воздухе с применением игрушек и атрибутов разной величины, формы я цвета. На прогулках большое место должны занимать игры и упражнения на развитие макро и микроориентировки в пространстве. Уровень физического развития и физической подготовленности, а также развития движений и ориентации оценивается с учетом
состояния зрения, характера нарушений зрительной системы, этиология и патогенеза. Содержание коррекционно-воспитательной работы подчинено задачам, которые определены программой с учетом структуры дефекта, состава нарушенных и недоразвитых зрительных функций, вторичных отклонений, а также особенностей развития ребенка на разных возрастных стадиях.
При нарушении зрения у детей отмечаются нарушения осанки, позы,
искривления позвоночника, а также асимметрии развития движений рук и
других органов тела. Назначение режима занятий для разных возрастных
групп производится с учетом не только общего состояния здоровья, физического развития в подготовленности, но и состояния зрительных функций, индивидуальных первичных и вторичных отклонений в физическом развитии.
Врач-офтальмолог не должен ограничиться только противопоказания-
ми для занятий по физическому воспитанию, он должен продумать вместе со
специалистом по лечебной гимнастике и назначить систему показанных для
таких детей физических упражнений, имеющих как общеукрепляющее, так и коррекционно-восстановительное значение для физического развития. Важно
соблюдать дифференцированный подход в назначении режима питания, закаливающих процедур, при подборе подвижных и настольных игр, физических упражнений. При этом особое внимание обращается на индивидуальный подход при коррекции недоразвитых двигательных функций. В физическом воспитании детей с нарушением зрения особенно большое внимание
уделяется формированию правильности позы и осанки у детей. В программе
воспитания в детском саду сказано, что залогом правильной осанки является
хорошее общее физическое развитие ребенка.
Следует два раза в год проводить обследование осанки у детей врачами
- специалистами с целью определения конкретных рекомендаций в отношении каждого ребенка. Дети, у которых отмечены различные двигательные
нарушения, должны заниматься лечебной гимнастикой. Воспитатели на физкультурных занятиях, в подвижных играх учитывают рекомендации офтальмолога, а также специалиста по лечебной гимнастике и тифлопедагога.
В целях преодоления недостатков развития движений используют физические упражнения, имеющие коррекционно-воспитательное значение. В
процессе выполнения этих упражнений педагоги учат детей выполнять четко
и точно движения как на основе показа, т. е. наглядного образца, так и по
словесной инструкции. Следует научить детей согласовывать движения с
темпом и ритмом музыкального сопровождения: правильно оценивать и выполнять движения в определенном направлении на видимую цель или на
звук; соответственно применять выработанные двигательные навыки в быту,
игровой и учебно-трудовой деятельности, при самообслуживании.
Во всех физических упражнениях воспитатели развивают не только,
двигательные, но и зрительные, а также слуховые функции детей, формируют у них приемы макро и микроориентировки в пространстве.
Упражнения предусматривают развитие остроты зрения путем дистантного восприятия, бинокулярного зрения, фиксации взора, цветоразличения. Воспитатель проводит их по рекомендации врача-офтальмолога и под
наблюдением медицинского работника.
Серьезное внимание уделяют педагоги и воспитатели повышению двигательной активности детей в течение всего дня. Необходимо предусмотреть
условия для развития пространственной ориентации и движений детей на
участке детского сада и в помещении, для повышения двигательной активности детей используют мячи, кегли, прыгалки и т. д. в перерывах между занятиями, на прогулке и в свободных играх.
Во всех подвижных играх воспитатели используют различные ориентиры для выработки правильного движения детей; звуковые сигналы (колокольчики, бубны, музыкальные инструменты); зрительные (флажки, султанчики, значки и т. д.). К нормативам основных движений, которые указаны в программе воспитания в детском саду по каждой возрастной группе, следует
подходить с учетом индивидуальных особенностей зрения и движения детей.
Утренней гимнастикой дети занимаются ежедневно, где наряду с общеукрепляющими упражнениями осуществляется работа по предупреждению
плоскостопия, исправлению осанки и др. Закаливающие мероприятия (солнечные, воздушные и водные процедуры) проводят на основе рекомендаций
педиатра, офтальмолога, психоневролога или невропатолога.
Физическое воспитание осуществляется при соответствующих условиях: просторное светлое помещение, специально подобранное оборудование участка, правильный подбор мебели соответственно росту детей, удобная
одежда, соблюдение рационального питания и регулярного сна, режим проветривания помещений.
По мнению автора, «для организации зрительного восприятия у детей с
нарушением зрения на занятиях по физической культуре и пространственной
ориентировке, необходимо:
1. создать установку на восприятие;
2. формировать умение наблюдать;
3. предъявлять оптимальный объем информации на одном занятии;
4. учитывать индивидуальные возможности детей;
5. обеспечивать страховку при выполнении упражнений».
Вариативность этих средств определить и выбор средств для зрительного восприятия.
Следует так организовать физическое воспитание, чтобы ребенок ежедневно занимался гимнастикой, подвижными играми, гулял, закалялся. Во время утренней зарядки следует учитывать непригодность упражнений в упоре, сильные наклоны туловища вниз, назад, в стороны, т.к. они могут отрицательно воздействовать на зрительные функции. Гимнастика должна быть проста, доступна, интересна. Необходимо включать специальные упражнения для глаз. Общая продолжительность 5 – 7 минут. Последовательность
общая: ходьба, бег, 5 – 6 упражнений, спокойная ходьба, игра небольшой подвижности. Многие упражнения полезно делать босиком, это способствует
закаливанию, укрепляет мышцы, предупреждает плоскостопие: ходьба по
палке, на носках, катание палки ногами, поднятие мяча ступнями в упоре сидя, собирание полотенца ступнями ног. Правильному выполнению упражнений помогает использование игрушек, атрибутов, они повышают интерес к
занятию, повышают полезное воздействие на организм, снимают зрительное
напряжение.
Нередко в результате сильной опеки со стороны родителей, ребенок
начинает себя чувствовать не полноценным, у него нет потребности в движении. Чтобы избежать этого, необходимо привлекать к выполнению различных упражнений, учитывая сложности зрительно-двигательной ориентировки. Взрослый показывает упражнение, подробно объясняет последовательность выполнения, затем предлагает выполнить самостоятельно. Закрепление усвоенных движений, ходьбы, бега, прыжков, метания и индивидуальное
проявление двигательной активности ребенка возможно через подвижную
игру. Игра требует руководства со стороны взрослых. Оно заключается уже в
выборе игры. Для детей с нарушением зрения игры должны быть просты, доступны по двигательным возможностям. Кроме того, игры должны быть такими, которые способствуют укреплению зрительных функций: «Кегли»,
«Сбей колпак», «Успей поймать», «Надень кольцо».
Не рекомендуются игры, вызывающие согнутое положение, резкие
наклоны туловища и головы, резкие повороты, прыжки, игры со встречным
бегом, бросание мяча с большого расстояния. Большое внимание следует
уделять самостоятельной двигательной деятельности и самостоятельным играм детей. Самостоятельность у наших детей снижена. Чтобы их активизировать, взрослый должен подбирать соответствующие игрушки, пособия и снаряды. Необходимо давать упражнения на расслабление мышц, успокаивающие ребенка. Наиболее удачны упражнения из положения лежа на спине, животе, с открытыми и закрытыми глазами.
Общая наша цель – научить детей бережному отношению к себе и
своему здоровью, формирование здорового образа жизни. Тогда наши выпускники легко адаптируются в массовой школе, займут активную жизненную позицию, будут участвовать в различных видах деятельности вместе со сверстниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon konsultats_-_kopiya.pdf210.98 КБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с родителями как средство гуманизации воспитания дошкольников с нарушением зрения.

В статье говорится о проблемах,  формах и результатах работы с родителямия. имеющих нетипичного ребёнка....

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Физическое воспитание  является  одним из основных направлений в развитии дошкольников, с помощью которого у детей формируются не только основные двигательные навыки и физические качес...

Физическое воспитание детей с нарушениями зрения

В данных файлах будут описаны физические упражнения с мячом, их роль в развитии детей с нарушением зрения...

«Место динамометрии и логоритмики в системе работы по физическому воспитанию детей с нарушением зрения »

Организация физкультурно-оздоровительных мероприятий и работа педагога с дошкольниками со зрительной патологией. В результате педагогу коррекционного учреждения для построения процесса физического вос...

Коррекционно- педагогическая работа по физическому воспитанию детей с нарушением зрения.

Физическая культура - важный фактор, оказывающий разностороннее влияние на укрепление организма детей с особыми возможностями здоровья. Нарушение зрения отрицательно влияет на овладение детьми движени...

Особенности физического воспитания детей с нарушением зрения

В статье представлены особенности физического развития детей с нарушением зрения, а также некоторые моменты организации физического воспитания данной категории детей...

Статья "Современные подходы к работе с родителями в вопросах физического воспитания дошкольников".

Данная  статья направлена на взаимодействие с семьёй по физическому воспитанию и развитию дошкольников....