«Место динамометрии и логоритмики в системе работы по физическому воспитанию детей с нарушением зрения »
консультация по физкультуре на тему

Бадунова Ольга Михайловна

Организация физкультурно-оздоровительных мероприятий и работа педагога с дошкольниками со зрительной патологией. В результате педагогу коррекционного учреждения для построения процесса физического воспитания дошкольников приходится вкраплять в основную методику азы логопедии, дефектологии, социальной психологии.

у Известно, чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивней развивается его речь. Формирование движений происходит при участии речи. Она является одним из основных компонентов в двигательно­пространственных упражнениях.

Ритм речи, прежде всего стихов, поговорок, пословиц, способствует совершенствованию динамической координации, общей и мелкой моторики, облегчает процесс запоминания. С помощью стихотворной ритмической речи вырабатывается правильный темп речи, ритм дыхания, развивается речевой слух, речевая и двигательная память.

Элементы логоритмики могут входить в комплексы общеразвивающих упражнений, в комплексы утренней гимнастики, в подвижные игры, физминутки. ,

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx27.91 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Место динамометрии и логоритмики

в системе работы
по физическому воспитанию детей с нарушением зрения »

Организация физкультурно-оздоровительных мероприятий и работа педагога с дошкольниками со зрительной патологией. В результате педагогу коррекционного учреждения для построения процесса физического воспитания дошкольников приходится вкраплять в основную методику азы логопедии, дефектологии, социальной психологии.

у Известно, чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивней развивается его речь. Формирование движений происходит при участии речи. Она является одним из основных компонентов в двигательнопространственных упражнениях.

Ритм речи, прежде всего стихов, поговорок, пословиц, способствует совершенствованию динамической координации, общей и мелкой моторики, облегчает процесс запоминания. С помощью стихотворной ритмической речи вырабатывается правильный темп речи, ритм дыхания, развивается речевой слух, речевая и двигательная память.

Элементы логоритмики могут входить в комплексы общеразвивающих упражнений, в комплексы утренней гимнастики, в подвижные игры, физминутки. ,

Логоритмическая разминка:

  1. Ходьба в колонне по одному: сделать 2 шага, остановиться, притопнуть левой ногой, 2 раза ударить по бедрам, похлопать в ладоши (повторить 6-8 раз).

Топ-топ!

Хлоп-хлоп!

  1. Ходьба в полуприседе, руки на поясе, дети представляют себя котятами, спешащими к маме-кошке.

Т у к-ту к-тук-тук!

Моих пяток слышен стук,

Мои пяточки идут,

Меня к мамочке ведут.

  1. Ходьба на внутреннем своде стопы (дети изображают пингвинов):

Лед да лед, лед да лед,

А по льду пингвин идет.

Лед да лед, скользкий лед,

Но пингвин не упадет.

  1. Ходьба на наружном своде стопы (дети-медвежата):

Мишка, мишка косолапый,

Мишка по лесу идет,

Мишка хочет ягод сладких,

Но никак их не найдет.

  1. Ходьба с высоким подниманием коленей (дети представляют себя лошадками):

Цок, цок! Конь живой,

С настоящей головой,

С настоящей гривой,

Вот какой красивый!

  1. Прямой галоп (выполняя движение, дети щелкают языком).
  2. Боковой галоп со сменой направлений.
  3. Бег с выносом прямых ног вперед - Бу-ра-ти-но.
  4. Марш со сменой направлений по сигналу (все бодро идут под музыку).
  5. Свободная ходьба с упражнениями на дыхание.

Утренняя гимнастика с элементами логоритмики «Медвежата».

  1. Ходьба на носках в среднем темпе, руки за головой.

Мы веселые ребята,

Наше имя - медвежата.

Любим лазать и метать,

Любим прыгать и играть.

  1. Ходьба в глубоком приседе.

Мишка шел, шел, шел,

Землянику он нашел.

Он присел, попыхтел,

Землянику всю он съел.

  1. Ходьба с высоким подниманием бедра, поворотом на 360 градусов.

Мишка шел, шел, шел,

К тихой речке подошел,

Сделал полный поворот,

Через речку пошел вброд.

  1. Прыжки с продвижением вперед.

Мишка шел, шел, шел,

На лужайку он пришел,

Он попрыгал на лужайке Быстро, ловко, словно зайка.

  1. Легкий бег на носках.
  2. Спокойная ходьба.

Наряду с логоритмикой большое место в работе с детьми с нарушением психоневрологического статуса. Рассмотрим подробнее некоторые из них:

Мелотерапия - воздействие музыкой на ребенка в коррекционных целях. С ее помощью можно создать жизнерадостное, бодрое или спокойное настроение, необходимое для пользования речью, научить пользоваться речевым дыханием, синхронно двигаться, координировать речь и движение, сочетать ритм музыки с ритмом движений.

Например:

  1. Музыкальные релаксационные упражнения для мимических мышц.
  2. Музыкальные упражнения для коррекции жестов («Зверобика» Б. Савельева, «Улыбка» В. Шаинского)
  3. Музыкальные упражнения, регулирующие мышечный тонус («Маятник», «Часики» - перенос тяжести тела с одной ноги на другую, «Шалтай-Болтай» - свободное качание обеих рук вперед-назад).
  4. Упражнения для развития темпа, чувства ритма (прохлопать, протопать ритмический рисунок песни)
  5. Упражнения, в которых под музыку ритм отбивается руками, постепенно ускоряется темп, каждый удар ладони приходится на гласную (Андрей-воробей, не гоняй голубей).
  6. Упражнения для снижения напряжения голосовых связок.

Игры с мячом.

Занятие с использованием мелотерапии.

  1. Упражнение на координацию движений и слов (под стихотворение С.Маршака «Мяч»). Дети имитируют отбивание мяча об пол на каждую фразу, затем бегут, изображая укатившийся мяч. На последнюю фразу хлопают в ладоши два раза и мимикой изображают огорчение.
  2. Упражнение для формирования мышечного тонуса и на координацию движений («Полька» М. Глинки). Дети, стоя врассыпную, играют с воображаемым мячом: то «отбивают» поочередно кистью правой и левой руки «мяч», то подбрасывают его вверх и ловят.
  3. Упражнение на выработку коллективного ритма («Мячики прыгают» М. Сатулина). Дети передают в движении ритм музыкального произведения (прыжки на двух ногах, бег, занимают свое место с окончанием мелодии).
  4. Релаксация («Волшебные звуки природы», аудиокассета). Дети принимают произвольную, удобную для них позу на ковре.

Динамометрия - двигательные упражнения, направленные на общее физическое оздоровление и коррекцию нарушений в двигательной сфере.

Примерный комплекс упражнений по динамометрии.

Цель: развивать диафрагмальное дыхание, совершенствовать качество движений, умение переключаться с одного движения на другое. Использовать релаксацию для снятия мышечного напряжения, развивать силу, гибкость, выносливость.

Вводная часть.

  1. Построение в колонну по одному. Ходьба на месте с высоким подниманием коленей, ходьба в колонне, бег врассыпную с остановкой по сигналу (3 мин.)
  2. Игры «Делай, как я» (ходьба с высоким подниманием коленей), «Цапля» (стойка на одной ноге), «Лягушки» (прыжки в приседе), «Слон» (ходьба с опорой на колени и одну руку, другая рука изображает хобот слона).
  3. Ходьба в колонне, перестроение в звенья с обручем (3 мин.)

Упражнения с обручем.

  1. «Обруч за плечи» - ноги слегка расставить, обруч опущен (8 раз).
  2. «Подуй в обруч». И.п. - ноги на ширине плеч, обруч перед грудью. 1,2 - полунаклон вперед, приблизить обруч к лицу, длительный выдох; 3,4 - вернуться в и.п., вдох (8-10 раз).
  3. «Достать обруч». И.п. - лежа на спине, обруч за головой. 1,2 - ноги вверх, слегка развести в стороны, коснуться обруча; 3,4 - плавно опустить ноги (следить за тем, чтобы дети не сгибали ноги и тянули носки), (6-8 раз).
  4. «Подними обруч». И.п. - лежа на животе, обруч в согнутых руках, носками ног зацепить за обод, ноги согнуть в коленях. 1,2 - ноги и руки вверх, прогнуться; 3,4 - вернуться в и.п. (6-8 раз).
  5. «Покати ногой» И.п. - о.с., руки на поясе, обруч на полу на расстоянии полушага, 1 - правую (левую) ногу вверх, 3 - ногу вверх, 4 - вернуться в и.п. (6-8 раз).
  6. И.п. - стоя на четвереньках с опорой на колени, руки в обруче, смотреть вперед. 1 - правую (левую) руку в сторону, смотреть, на руки, 2 - вернуться в и.п. (3-4 раза).
  7. «Впрыгни - выпрыгни». И.п. - о.с., обруч на полу сбоку. Впрыгивать в обруч и выпрыгивать из него, продвигаясь по кругу (сделать два круга в одну сторону и два в другую). То же, но повернуться к обручу другим боком (4-5 раз).
  8. «Гармошечка». И.п. - о.с. руки выше пояса, 1 - плечи поднять, вдох, задержать дыхание, 2 - выдох, опустить руки; 3-4 (то же самое) - 3-4 раза.

Основная часть.

  1. Прыжки на двух ногах с продвижением вперед (прямо, боком) через набивные мячи (4 раза).
  2. Ходьба по наклонной доске с мешочком на голове. Метание (игра «Дартс»).
  3. Подвижная игра «Медведь и пчелы». Гимнастическая стенка - улей, на противоположной стороне луг, в стороне - берлога. Дети-медведи - в берлоге, дети-пчелы - на стенке. По сигналу пчелы вылетают (слезают со стенки) и летят (бегут) на луг. Медведи выбегают из берлоги и забираются в улей (залезают на стенку). На другой сигнал - пчелы летят в улей, а медведи должны успеть убежать в берлогу. Не успевших вовремя слезть, пчелы жалят (дотрагиваются рукой).

Заключительная часть.

  1. Расслабление (лежа на спине).

Реснички опускаются Глазки закрываются,

Мы спокойно отдыхаем - Сном волшебным засыпаем.

Дышится легко и ровно,

Ноги наши отдыхают,

Отдыхают - засыпают (2 раза).

Все чудесно расслабляются.

Дышится легко,

Ровно, глубоко.

Мы спокойно отдыхаем - Сном волшебным засыпаем.

Хорошо нам отдыхать,

Но пора уже вставать.

Крепче кулачки сжимаем,

Их повыше поднимает.

Подтянуться, улыбнуться,

Всем открыть глаза и встать.

Логоритмотерапия - система разнообразных упражнений и игр, в которых речь соединяется с движением. Они проводятся под музыку или без нее, способствуют нормализации общей речевой моторики. Эти игры и упражнения подробно представлены у Г.А. Волковой, В.И. Селиверстовой и др.

В детском саду используются разнообразные средства логоритмотерапии, в том числе игры, упражнения, этюды для развития мимики, зрительного, слухового внимания и памяти, ориентировки в пространстве, чувство ритма, волевых качеств, общей и мелкой моторики, игры с пением, хороводы, игры-драматизации.

Упражнения по логоритмотерапии.

  1. Упражнения для развития мимики и орального праксиса. «Съешь кислый лимон» - морщат нос. «Увидели драчуна» - нахмурили брови. «Увидели красивый цветок» - улыбнулись. «Ходят часики вот так: тик- так, тик-так» (дети направляют кончик языка от одного уголка губ к другому).
  2. Упражнения для развития зрительного, слухового внимания, а так же памяти. «Я движенья покажу, а что значит - не скажу. Вы их точно повторите, и что они значат, расскажите» (имитируются действия: умывание, игра в мяч, еда, укачивание куклы и.т.д.)
  3. Упражнения для развития чувства ритма. «Конь меня в дороге ждет, бьет копытом у ворот. На ветру качает гривой пышной, сказочно красивой Быстро на седло вскачу, не поеду - полечу! Цок-цок- цок- цок- цок. Там, за дальнею рекой помашу тебе рукой» (дети бьют ногой по полу, кивают головой, подскакивают, пружинят ногами, машут рукой).
  4. Упражнения для развития общей и мелкой моторики. «Колечко- цепочка-щеточка» (делают пальцами). «Кулак-ладонь ребро». «Козочки-зайчики» (козочки бодаются, зайчики ушками шевелят; показывают «рожки» большим пальцем и мизинцем, «ушки» - указательным и средним пальцами). «Сам-сам, самолет тут и там - самолет. Летит самолет близко, далеко, низко, высоко» (хлопают в ладоши, руки в стороны, перед собой, вверх).
  5. Игры с пением.

Мы - веселые сестрички,

Мы - веселые странички.

Дружно за руки взялись И все в книгу собрались.

Ты читай, читай, читай,

Ты листай, листай, листай, и о том, что книга - друг

Никогда не забывай.

Вдруг пришей читатель злой И порвал странички - ой.

Наша Катенька пришла,

Все странички собрала,

Закрепила в переплет,

Снова книга оживет.

Ты читай, читай, читай,

Ты листай, листай, листай, и о том, что книга - друг Никогда не забывай.

Дети сначала идут в хороводе, потом бегут в хороводе, приседают, разъединяют руки, потом вновь берутся за руки и бегут по кругу.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Лопухина И.Л. «Речь - ритм - движение», С-Пб., 1997 г.
  2. Рычкова Н.А. «Логопедическая ритмика», М., 1998 г.
  3. Свиридюк Т.П. «Учителю о детях с нарушением зрения» К., 1994 г.
  4. «Дефектология», журнал, № 2, 2001 г., стр. 84-86.
  5. «Дошкольное воспитание», журнал, № 3 2005 г., стр. 59-66.
  6. «Дошкольное воспитание», журнал, № 12, 2003 г., стр. 46-49.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Физическое воспитание  является  одним из основных направлений в развитии дошкольников, с помощью которого у детей формируются не только основные двигательные навыки и физические качес...

Физическое воспитание детей с нарушениями зрения

В данных файлах будут описаны физические упражнения с мячом, их роль в развитии детей с нарушением зрения...

Ритмопластика, как инновационный подход в системе физического воспитания детей с нарушением слуха

Ритмопластика, как инновационный подход в системе физического воспитания детей с нарушением слуха...

«Работа с родителями в вопросах физического воспитания детей с нарушением зрения»

Наряду с общими задачами охраны и укрепления здоровья физическоевоспитание направлено на преодоление недостатков физического развитиядетей с нарушением зрения, которое отрицательно влияет на овладение...

Коррекционно- педагогическая работа по физическому воспитанию детей с нарушением зрения.

Физическая культура - важный фактор, оказывающий разностороннее влияние на укрепление организма детей с особыми возможностями здоровья. Нарушение зрения отрицательно влияет на овладение детьми движени...

Особенности физического воспитания детей с нарушением зрения

В статье представлены особенности физического развития детей с нарушением зрения, а также некоторые моменты организации физического воспитания данной категории детей...