Магия пальчиков.
статья на тему

Магия пальчиков. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем выразительнее речь ребенка. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. В. О. Сухомлинский Китайская поговорка гласит: Расскажи мне и я забуду. Покажи мне и я запомню. Вовлеки меня в дело, и я пойму, и чему-то научусь. Как известно, человек усваивает: 10% того, что слышит, 50% того, что видит, 70% того, что сам говорит и 90% того, что сам делает. Поэтому будем уделять больше внимания формированию практических навыков, которые можно применять в повседневной жизни. В жизни человека существует недолгий, но уникальный период, когда детский мозг интенсивно формируется и учится – это дошкольный возраст. Именно в этом возрасте малыш нуждается в творческой, игровой, познавательной деятельности. Детям очень нравится играть, они живут как бы в вымышленном мире, понятном только им. Взрослые должны понимать, что эффективно повлиять на ребенка в этот период можно с помощью игры, фантазии, воображения. Для дошкольников игра является ведущей деятельностью. Если вы хотите заинтересовать ребенка, помочь ему в развитии, сохранить его психическое здоровье, вы должны превратить его деятельность в игру. Играйте с детьми, это оздоравливает отношения. В игре создается ощущение безопасности. У детей возникает искреннее желание сотрудничать с взрослыми. В процессе детской игры вы сами можете много научиться и еще больше знаний донести детям. Когда вы уделяете ребенку внимание, это без слов говорит о том, что он вам не безразличен, что вы его любите. Я покажу вам игры, упражнения , техники арт - терапии, благодаря которым вы можете занять своих детей дома, развить мелкую моторику рук и настроить малышей на позитивный лад. Ведь только тогда работа с дошкольником будет эффективной, когда работают с ним как в дошкольном учреждении, так и дома. Эти упражнения являются безусловной альтернативой просмотру телевизора и компьютерным играм. Помимо развития мелкой моторики, они важны для психического развития. Это и стабилизация эмоционального состояния, и свобода выражать свои эмоции, чувства, а также умение прислушиваться к себе и другим. В то же время это способствует развитию познавательных процессов – способности сосредотачиваться, запоминать, мыслить. Эти упражнения являются отличным средством для профилактики и коррекции гиперактивности, агрессивности, застенчивости и трудностей развития. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей готовности ребенка к школьному обучению. Если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие в пределах возрастной нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и формирование моторной стороны речи, хотя общая моторика может быть в норме. К сожалению, не все родители знают о такой взаимозависимости, а потому часто теряют возможность вовремя помочь ребенку избежать проблем с речью. Однако родители понимают необходимость развития от рождения, поэтому с интересом подходят к работе с детьми. Но чтобы занятия были эффективными, а малыш получал от них удовольствие, они должны быть интересными, веселыми и обязательно соответствовать возрасту малыша. Каждому из нас приходилось встречать детей 4 -5 лет, которые держат ложку в кулаке, не умеют правильно держать кисточку или карандаш, пользоваться ножницами или не могут застегнуть пуговицы, зашнуровать ботинки, завязать шарф и тому подобное. Не секрет, что некоторым родителям проще посадить ребенка перед телевизором или за компьютер, включив мультик или поставив игру на часик, чтобы никто не отвлекал от разговоров по телефону с подругой или других взрослых дел. Единицы определяют тот факт, что им трудно спокойно ждать, пока ребенок самостоятельно зашнурует ботинки, застигнет все маленькие пуговицы на рубашке, доест кашу и тому подобное. Поэтому они покупают вместо ботинок со шнурками ботиночки на липучках, вместо рубашки – свитер на молнии, сами кормят ребенка, чтобы освободить время для других дел. Мало кто задумывается над тем, что такая экономия времени лишает их ребенка возможности развивать движения пальцев рук, а следовательно, и улучшать качество речи. Результаты исследований ученых, практический опыт дефектологов и логопедов свидетельствуют о том, что в последнее время у детей заметно снизился уровень развития тонких движений пальцев рук. Соответственно, возросло количество детей с задержкой речевого и психического развития. Стоит помнить, что речевые части в коре больших полушарий головного мозга формируются под влиянием увеличения импульсов, которые интенсивно идут из пальцев рук. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте. Именно к 6-7 годам заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Поэтому важно, чтобы к этому возрасту ребенок был подготовлен к усвоению новых двигательных навыков, а не был вынужден исправлять неправильно сформированные старые. Кроме этого, хорошо развита моторика положительно влияет на проявление фантазии и творческое самовыражение. К тому же напрямую влияет на способность ребенка учиться – чем «умнее» руки, тем умнее малыш. Занятие для домашнего досуга. 1. Нанизывание бусинок. Привлекайте детей нанизывать макароны с широким отверстием, косточки от счетов, большие пуговицы, разрезанные на части использованные фломастеры, деревянные бусинки, порезанные коктейльные трубочки. Для основания можно использовать тонкую проволоку, время от времени покручивая ее. 2. Сухие бассейны для рук. Насыпьте в емкость крупу и предложите детям подвигать там руками. 3. Игры с сухим и мокрым песком. Предлагайте рисовать пальчиком на песке, отыскать в нем маленькие игрушки, выкладывать узоры из пуговиц, природного материала (каштанов, ракушек, желудей, фасолин). В мокром песке можно делать оттиски штампами, формировать пасочки. 5. Лепка. Предлагайте детям для лепки глину, соленое тесто, специальную массу для моделирования. 6. Шнуровка, застегивание пуговиц, молний. 7. Игры с крупами. Просеивайте смешанные муку и горох, манку и рис через сито. Прячьте в манку или в муку пуговицу, камешек или игрушку из киндер-сюрприза, учите искать спрятанные мелкие предметы в разных крупах, насыпанных в небольшую, но высокую емкость. Просев все это через сито, радуйтесь вместе с малышом его находке. 8. Раскручивание и закручивание пробок из пластиковых бутылок. 9. Массаж пальцев и ладошек шишками, орехами. 10. Игры с прищепками. Сначала малыш учится только снимать прищепки, а потом уже и прикреплять их самостоятельно. Их можно крепить к краю коробки из –под конфет, а можно к любой фигуре, вырезанной из плотного картона. Можно изготовить из плотного картона солнышко (прикрепить лучики из прищепок), новогоднюю елку (прищепки игрушки), дерево (прищепки – листочки), рыбку (плавники, хвостик), ежика (колючки), стрекозу, бабочку (крылышки), зеленую травку, праздничный торт (свечи) и тому подобное. 11. Оригами – искусство создания фигур из бумаги. Можно научить детей составлять различные несложные предметы: лодочка, лягушка, пилотка и тому подобное. 12. Головоломка из палочек. Предлагайте детям выложить из палочек различные фигурки, предметы. 13. Работа с пуговицами. Детям понравится выкладывать из пуговиц узоры, воображаемый сюжет и по образцу, расставлять пуговицы по контуру картинок. 14. Тренировка навыков письма. Штриховать картинки, рисовать по точечкам, писать графические диктанты по клеточкам. 15. Пальчиковая гимнастика. Эти игры очень эмоциональны, способствуют развитию речи и творческой деятельности, чувства ритма, артикуляционной моторики, координации речи и движений, речевое дыхание. Во время работы с детьми родителям нужно соблюдать следующие правила: • Не забывать хвалить малыша. • Восхищаться его способностями. • Во время занятий с детьми должен царить «дух открытия» • Не оставлять без внимания ответы ребенка. • Помнить о развитии речи ребенка. • Поддерживать чувство успеха.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл magiya_palchikov.docx30.6 КБ

Предварительный просмотр:

Магия пальчиков.

Чем больше уверенности в движениях  детской руки, тем выразительнее речь ребенка. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Ум ребенка находится на кончиках его пальцев.

                                                                                                               В. О. Сухомлинский

Китайская поговорка гласит: Расскажи мне и я забуду. Покажи мне и я запомню. Вовлеки меня в дело, и я пойму, и чему-то научусь. Как известно, человек усваивает: 10% того, что слышит, 50% того, что видит, 70% того, что сам говорит и 90% того, что сам делает. Поэтому будем уделять больше внимания формированию практических навыков, которые можно применять в повседневной жизни.

     В жизни человека существует недолгий, но уникальный период, когда детский мозг интенсивно формируется и учится – это дошкольный возраст.

Именно в этом возрасте малыш нуждается в творческой, игровой, познавательной деятельности. Детям очень нравится играть, они живут как бы в вымышленном мире, понятном только им. Взрослые должны понимать, что эффективно повлиять на ребенка в этот период можно с помощью игры, фантазии, воображения. Для дошкольников игра является ведущей деятельностью. Если вы хотите заинтересовать ребенка, помочь ему в развитии, сохранить его психическое здоровье, вы должны превратить его деятельность в игру.  Играйте с детьми, это оздоравливает отношения. В игре создается ощущение безопасности. У детей возникает искреннее желание сотрудничать с взрослыми.  В процессе детской игры вы сами можете много научиться и еще больше знаний донести детям.

       Когда вы уделяете ребенку внимание, это без слов говорит о том, что он вам не безразличен, что вы его любите.

      Я покажу вам игры, упражнения , техники арт - терапии, благодаря которым вы можете занять своих детей дома, развить мелкую моторику рук и настроить малышей на позитивный лад. Ведь только тогда работа с дошкольником будет эффективной, когда работают с ним как в дошкольном учреждении, так и дома.

      Эти упражнения являются безусловной альтернативой просмотру телевизора и компьютерным играм. Помимо развития мелкой моторики, они важны для психического развития.  Это и стабилизация эмоционального состояния, и свобода выражать свои эмоции, чувства, а также умение прислушиваться к себе и другим. В то же время это способствует развитию познавательных процессов – способности сосредотачиваться, запоминать, мыслить. Эти упражнения являются отличным средством для профилактики и коррекции гиперактивности, агрессивности, застенчивости и трудностей развития.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей готовности ребенка к школьному обучению. Если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие в пределах возрастной нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и формирование моторной стороны речи, хотя общая моторика может быть в норме. К сожалению, не все родители знают о такой взаимозависимости, а потому часто теряют возможность вовремя помочь ребенку избежать проблем с речью.

Однако родители понимают необходимость развития от рождения, поэтому с интересом подходят к работе с детьми. Но чтобы занятия были эффективными, а малыш получал от них удовольствие, они должны быть интересными, веселыми и обязательно соответствовать возрасту малыша.

       Каждому из нас приходилось встречать детей 4 -5 лет, которые держат ложку в кулаке, не умеют правильно держать кисточку или карандаш, пользоваться ножницами или не могут застегнуть пуговицы, зашнуровать ботинки, завязать шарф и тому подобное.

Не секрет, что некоторым родителям проще посадить ребенка перед телевизором или за компьютер, включив мультик или поставив игру на часик, чтобы никто не отвлекал от разговоров по телефону с подругой или других взрослых дел. Единицы определяют тот факт, что им трудно спокойно ждать, пока ребенок самостоятельно зашнурует ботинки, застигнет  все маленькие пуговицы на рубашке, доест кашу и тому подобное. Поэтому они покупают вместо ботинок со шнурками ботиночки на липучках, вместо рубашки – свитер на молнии, сами кормят ребенка, чтобы освободить время для других дел. Мало кто задумывается над тем, что такая экономия времени лишает их ребенка возможности развивать движения пальцев рук, а следовательно, и улучшать качество речи.  Результаты исследований ученых, практический опыт дефектологов и логопедов свидетельствуют о том, что в последнее время у детей заметно снизился уровень развития тонких движений пальцев рук. Соответственно, возросло количество детей с задержкой речевого и психического развития.

      Стоит помнить, что речевые части в коре больших полушарий головного мозга формируются под влиянием увеличения импульсов, которые интенсивно идут из пальцев рук. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте. Именно к 6-7 годам заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Поэтому важно, чтобы к этому возрасту ребенок был подготовлен к усвоению новых двигательных навыков, а не был вынужден исправлять неправильно сформированные старые.

     Кроме этого, хорошо развита моторика положительно влияет на проявление фантазии и творческое самовыражение. К тому же напрямую влияет на способность ребенка учиться – чем «умнее» руки, тем умнее малыш.

Занятие для домашнего досуга.

1. Нанизывание бусинок. Привлекайте детей нанизывать макароны с широким отверстием, косточки от счетов, большие пуговицы, разрезанные на части использованные фломастеры, деревянные бусинки, порезанные коктейльные трубочки. Для основания можно использовать тонкую проволоку, время от времени покручивая ее.

2. Сухие бассейны для рук. Насыпьте в емкость крупу и предложите детям подвигать там руками.

3. Игры с сухим и мокрым песком. Предлагайте рисовать пальчиком на песке, отыскать в нем маленькие игрушки, выкладывать узоры из пуговиц, природного материала (каштанов, ракушек, желудей, фасолин). В мокром песке можно делать оттиски штампами, формировать пасочки.

5. Лепка. Предлагайте детям для лепки глину, соленое тесто, специальную массу для моделирования.

6. Шнуровка, застегивание пуговиц, молний.

7. Игры с крупами. Просеивайте смешанные муку и горох, манку и рис через сито. Прячьте в манку или в муку пуговицу, камешек или игрушку из киндер-сюрприза, учите искать спрятанные мелкие предметы в разных крупах, насыпанных в небольшую, но высокую емкость. Просев все это через сито, радуйтесь вместе с малышом его находке.

8. Раскручивание и закручивание пробок из пластиковых бутылок.

9. Массаж пальцев и ладошек шишками, орехами.

10. Игры с прищепками. Сначала малыш учится только снимать прищепки, а потом уже и прикреплять их самостоятельно. Их можно крепить к краю коробки из –под конфет, а можно к любой фигуре, вырезанной из плотного картона. Можно изготовить из плотного картона солнышко (прикрепить лучики из прищепок), новогоднюю елку (прищепки игрушки), дерево (прищепки – листочки), рыбку (плавники, хвостик), ежика (колючки), стрекозу, бабочку (крылышки), зеленую травку, праздничный торт (свечи) и тому подобное.

11. Оригами – искусство создания фигур из бумаги. Можно научить детей составлять различные несложные предметы: лодочка, лягушка, пилотка и тому подобное.

12. Головоломка из палочек. Предлагайте детям выложить из палочек различные фигурки, предметы.

13. Работа с пуговицами.  Детям понравится выкладывать из пуговиц узоры, воображаемый сюжет и по образцу, расставлять пуговицы по контуру картинок.

14. Тренировка навыков письма. Штриховать картинки, рисовать по точечкам, писать графические диктанты по клеточкам.

15. Пальчиковая гимнастика. Эти игры очень эмоциональны, способствуют развитию речи и творческой деятельности, чувства ритма, артикуляционной моторики, координации речи и движений, речевое дыхание.

Во время работы с детьми родителям нужно соблюдать следующие правила:

  • Не забывать хвалить малыша.
  • Восхищаться его способностями.
  • Во время занятий с детьми должен царить «дух открытия»
  • Не оставлять без внимания  ответы  ребенка.
  • Помнить о развитии речи ребенка.
  • Поддерживать чувство успеха.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа "Магия красок"

исследовательская работа "Магия красок"...

Химия или магия?

Цель: познакомить детей с наукой химией.Задачи:   Развивающие задачи: пробудить интерес, активизировать мыслительную деятельность. Продолжать учить вступать в диалог с взрослым. ...

" Магия Магнитов"

                                                    ...

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ «МАГИЯ КРАСОК»

Углубление представлений детей подготовительной группы о существенных характеристиках некоторых материалов – они окрашивают другие материалы....

Рабочая программа кружка "Магия пальчиков" для детей 3-5 лет

Кружковая деятельность «Магия пальчиков» способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, психического и физического развития ребёнка, и направлена на развити...

для первой младшей группы «В детский сад идти пора» Этот пальчик хочет спать, Этот пальчик – прыг в кровать, Этот пальчик прикорнул, Этот пальчик уж уснул. Встали пальчики, ура! В детский сад идти пора. Дети поочередно загибают пальчики руки. Дети

для первой младшей группы «В детский сад идти пора»Этот пальчик хочет спать, Этот пальчик – прыг в кровать, Этот пальчик прикорнул, Этот пальчик уж уснул.Встали п...