Рабочая программа кружка "Магия пальчиков" для детей 3-5 лет
рабочая программа (младшая группа)

Тарасова Татьяна Юрьевна

Кружковая деятельность «Магия пальчиков» способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, психического и физического развития ребёнка, и направлена на развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей 3-5 лет.

Цель данной рабочей программы – развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_yagodki_kruzhok.docx405.69 КБ

Предварительный просмотр:

F:\ОП\Scan_20170902_131315.jpg


Содержание

1.

Пояснительная записка

3

2.

Особенности содержания программы

4

3.

Планируемые результаты освоения программы

4

4.

Календарно-тематическое планирование

5

5.

Мониторинг реализации программы

11

6.

Литература

13

7.

Материально-техническое обеспечение

13

  1. Пояснительная записка

Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук. Развитие мелкой моторики необходимо не только для выполнения каких-либо повседневных действий, но и для стимуляции мозговой деятельности и для развития интеллектуальных способностей.

Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строками, то есть его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений. У ребенка развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями. Он может «рассказывать пальцами» целые истории. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Несвоевременное развитие мелкой моторики может оказать негативное воздействие на образовательный процесс в целом, а в дальнейшем и на качество жизни ребёнка.

Кружковая деятельность «Магия пальчиков» способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, психического и физического развития ребёнка, и направлена на развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей 3-5 лет.

Цель данной рабочей программы – развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности.

Содержание рабочей программы направлено на решение следующих задач:

- сформировать навыки самоконтроля и саморегуляции движения рук под контролем зрения, осязания, тактильно-двигательных ощущений;

- создать условия для накопления ребенком практического двигательного опыта, развития навыка ручной умелости;

- способствовать умению целенаправленно управлять движениями пальцев, рук в бытовых ситуациях, приобретать навыки самообслуживания и действий с бытовыми предметами, орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.);

- развивать речь, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие детей через стимуляцию мелкой моторики рук;

- прививать усидчивость, нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества) посредством игр, упражнений на развитие мелкой моторики рук.

При решении поставленных задач учтены основные принципы дидактики: возрастные особенности, физические возможности и индивидуально-психологические особенности ребенка 3-5 лет.

Принципы реализации программы:

- принцип доступности – обучение и воспитание ребенка в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме;

- принцип дифференцированного и индивидуального подхода к ребенку с учетом его психофизических и возрастных особенностей. Данный принцип обеспечивает развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и индивидуальными возможностями, особенностями его развития;

- принцип оздоровительной направленности – на пальцах рук есть много точек, массаж которых помогает укреплять здоровье ребенка;

- принцип коммуникативности – создание атмосферы доброжелательного общения между детьми;

- принцип постоянного соблюдения техники безопасности и гигиенических условий, смены видов деятельности.

Организация и проведение занятий. Программа рассчитана на 2 учебных года. Возраст детей составляет от 3 до 5 лет. Занятия проводятся 1 раз в неделю в течение всего учебного года. Курс занятий рассчитан на 9 месяцев (с сентября по май). В сентябре и мае проводится мониторинг  усвоенных знаний.

  1. Особенности содержания программы

Занятия включают в себя разнообразные игровые упражнения:

  • массаж и  самомассаж кистей рук;
  • пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры;
  • выполнение движений с мелкими предметами (крупы, мелкие игрушки);
  • рисование (пальчиками, пластилином);
  • игры со шнуровками, мозаикой, бумагой.

 В работе используются различные по фактуре материалы (бумага, картон, ткань различной фактуры, нитки, крупы, поролон, листья и др.)

  1. Планируемые результаты освоения программы

После освоения содержания рабочей программы дети:

- воспроизводят полностью кистевые и пальчиковые движения вслед за воспитателем;

- манипулируют мелкими предметами;

- застегивают и расстегивают пуговицы, застежки, молнии;

- справляются со шнуровкой и нанизыванием пуговиц, шариков на тесьму;

- владеют приемами работы с пластилином (круговые, прямые движения, сплющивание, отщипывание), бумагой;

- используют речь как средство общения, связно объясняют свои действия, запоминают и произносят стихи, потешки и т.д.;

- владеют приёмами работы с карандашом, кистью, пластилином, бумагой.

К концу первого учебного года дети:

  • овладеют  работой с бумагой в разных техниках;
  • научатся правильно держать карандаш;
  • приобретут гибкость рук;
  • научатся самостоятельно и творчески работать.

К концу второго года у детей:

  • приобретут эстетический вкус, аккуратность, усидчивость;
  • улучшат  показатель мелкой моторики пальцев рук (координация движений);
  • овладеют  умением ориентироваться на плоскости, и как следствие, увеличат речевую активность.

  1. Календарно-тематическое планирование

Месяц,

неделя

Тема

Цель

1 год обучения

1

Сентябрь,

1 неделя

Беседа «Это Я»

Формирование представлений о себе, как о человеке

2

Сентябрь,

2 неделя

Игра – занятие «Моя семья»

Создание условий для развития психических процессов

3

Сентябрь,

3 неделя

Игра – занятие «Радуются взрослые и дети»

Обучение навыкам работы с бумагой

4

Сентябрь,

4 неделя

Игра - развлечение «Наш малыш»

Формирование координированных движений пальцев рук

5

Октябрь,

1 неделя

Занятие – аппликация «Овощи с огорода» (создание овощей, используя ткани)

Развитие  мелкой  моторики рук и ритмичности

6

Октябрь,

2 неделя

Игра - беседа «Семь одёжек и все без застёжек»

Развитие координации движений; воспитание бережного отношения к одежде.

7

Октябрь,

3 неделя

Игра - занятие «В городе нашем…машины»

Обучение детей ритмично координировать речь и движения.

8

Октябрь,

4 неделя

Творческо-игровое занятие «Наши домашние животные»

Формирование  у детей мышечного чувства напряжения и расслабления работающих групп мелких мышц.

9

Ноябрь,

1 неделя

Игра – беседа «Игры и игрушки» (с использованием пластилина и ткани)

Развитие координированных движений во взаимосвязи с речью.

10

Ноябрь,

2 неделя

Занятие – аппликация «Птицы летят» (с использованием бумаги и крупы)

Развитие зрительного внимания, мелкой моторики.

11

Ноябрь,

3 неделя

Творческо-игровое занятие «Посуда»

Формирование произвольных, координированных движений пальцев рук.

12

Ноябрь,

4 неделя

 Занятие – аппликация «Транспортное средство» (с использованием крупы, ткани и бумаги)

Развитие чувства формы, пропорции, глазомера, согласованности в работе обоих рук.

13

Декабрь,

1 неделя

Игра - беседа «Дикие животные»

Обучение  изображению простейших предметов с помощью пальцев.

14

Декабрь,

2 неделя

Творческо-игровое занятие «Красота растений»

Формирование умения координировать речь и движения.

15

Декабрь,

3 неделя

Игра – беседа «Зима. Признаки зимы» (с использованием крупы)

Формирование умения координировать речь с движениями, умения договаривать слова и словосочетания.

16

Декабрь,

4 неделя

Занятие – аппликация «Новый год. Ёлка» (с использованием ткани и ниток, тесьмы и пластилина)

Стимулирование тактильных ощущений.

17

Январь,

2 неделя

Творческо-игровое занятие «Снег идет» (с использованием бумаги и акварели)

Воспитание самостоятельности, инициативности.

18

Январь,

3 неделя

Занятие с элементами викторины «Мой наряд» (с использованием лоскутов разной фактуры и прищепок)

Развитие координации движений, соотнесения предметов со словесным обозначением.

19

Январь,

4 неделя

Творческо-игровое занятие «Мой питомец» (с использованием прищепок и бумаги)

Обучение детей работе с бумагой (техникой обрывания).

20

Февраль,

1 неделя

Игра - занятие «Виды транспорта»

Совершенствование мелкой моторики рук.

21

Февраль,

2 неделя

Игра - беседа «Профессии» (с использованием ткани и шнуровки)

Воспитание интереса к разным профессиям, любознательности.

22

Февраль,

3 неделя

Творческо-игровое занятие «Защитники отечества» (с использованием акварели и шнуровки)

Упражнение в умении использовать пальчиковые краски, совершенствовать умение наносить мазки пальцами.

23

Февраль,

4 неделя

Занятие – игра «Конец зимы» (с использованием крупы и прищепок)

Развитие умения рисовать круги разного размера цветными мелками.

24

Март,

1 неделя

Занятие – аппликация «Мамин праздник» (с использованием акварели и лоскутов разной фактуры)

Развитие чувства формы, цвета и композиции.

25

Март,

2 неделя

Практическое занятие «Дом» (рисование на манке)

Воспитание стремления доводить начатое дело до конца.

26

Март,

3 неделя

Творческо-игровое занятие «У нас во дворе»

Развитие мелкой моторики рук.

27

Март,

4 неделя

Игра - беседа «Электроприборы» (с использованием бумаги, проволоки)

Развитие внимания.

28

Апрель,

1 неделя

Занятие – игра «Весна пришла!»

Обучение созданию несложных композиций с помощью прищепок.

29

Апрель,

2 неделя

Творческо-игровое занятие «Звонкая капель» (с использование бумаги и воды, поролон)

Развитие координации движений, соотнесение предметов со словесным обозначением.

30

Апрель,

3 неделя

Занятие - игра "Весеннее солнышко" (с использованием ленты и тесьмы)

Развитие чувства формы, цвета, композиции.

31

Апрель,

4 неделя

Занятие – аппликация «Цветочная композиция» (с использованием бумаги, пластилина и лоскутов различной фактуры)

Развитие чувства формы и цвета.

32

Май,

2 неделя

Игра - беседа «Дождь» (с использованием крупы)

Развитие усидчивости, целенаправленности.

33

Май,

3 неделя

Занятие – игра «Насекомые» (с использованием шнуровки и ленты)

Формирование зрительного внимания, мелкой моторики рук.

34

Май,

4 неделя

Творческо-игровое занятие «Вот и лето пришло!» (с использованием крупы, листьев)

Развитие фантазии, чувства прекрасного, любовь к природе.

2 год обучения

35

Сентябрь,

1 неделя

Игра – беседа «Мы делили апельсин»

Совершенствование зрительного внимания, мелкой моторики рук.

36

Сентябрь,

2 неделя

Занятие – игра «Радуются взрослые и дети»

Развитие психических процессов

37

Сентябрь,

3 неделя

Занятие – аппликация «Бабочка» (с использованием лоскутов различной фактуры, ниток и ленты)

Развитие чувства формы и цвета.

38

Сентябрь,

4 неделя

Творческо-игровое занятие «Паучок» (с использованием шнуровки)

Развитие целенаправленности.

39

Октябрь,

1 неделя

Практическое занятие «Пальчиковый лабиринт»

Совершенствование мелкой моторики рук, тактильной чувствительности, координации движений

40

Октябрь,

2 неделя

Беседа, игра – занятие «Бом-бом»

Активизация движений пальцев рук, умения закручивать и откручивать пробки, крышки и пр.

41

Октябрь,

3 неделя

Творческо-игровое занятие «Бумажный мяч» (с использованием бумаги и акварели)

Развитие моторики обеих рук, развитие образного мышления

42

Октябрь,

4 неделя

Практическое занятие «Рисуем пальчиком»

Активизация движения пальцев рук, обогащения словарного запаса

43

Ноябрь,

1 неделя

Занятие – игра «Сильные пальчики»

Развитие моторики рук, умения вкладывать одну форму в другую, развитие сообразительности

44

Ноябрь,

2 неделя

Игра - занятие «Рыбка»

Отработка навыка определять на ощупь предметы

45

Ноябрь,

3 неделя

Игра - беседа «Снег, снежок» (с использованием ниток и акварели)

Активизация движения пальцев рук методами нетрадиционного рисования

46

Ноябрь,

4 неделя

Практическое занятие «Сухой бассейн»

Отработка умения детей координировать речь и движения

47

Декабрь,

1 неделя

Творческо-игровое занятие «Утром пальчики проснулись»

Совершенствование моторики обеих рук, умения нанизывать предметы на тесьму

48

Декабрь,

2 неделя

Творческо-игровое занятие «Шнуровка»

Развитие мелкой моторики рук, гибкости, подвижности пальцев

49

Декабрь,

3 неделя

Занятие – аппликация «Новогодние игрушки» (с использованием крупы, тесьмы)

Развитие фантазии

50

Декабрь,

4 неделя

Практическое занятие «Ёлочка»

Обучение умению выкладывать из мелких бус украшение, развитие эстетического вкуса

51

Январь,

2 неделя

Занятие – игра «Пробковые лыжи» (с использованием бумаги и акварели)

Развитие мелкой моторики пальцев рук, умения детей выполнять имитирующие движения (движения на лыжах)

52

Январь,

3 неделя

Творческо-игровое занятие «Деревенская улица»

Отработка умения застегивать и расстегивать пуговицы, молнии, липучки

53

Январь,

4 неделя

Занятие с элементами викторины «Ладошки играют»

Развитие

усидчивости, чувства цвета и размера

54

Февраль,

1 неделя

Творческо-игровое занятие «Пальчиковый театр»

Развитие мелкой моторики пальцев рук, привитие интереса к драматизации

55

Февраль,

2 неделя

Занятие – аппликация «Спрячь в ладошку» (с использованием шнуровки, крупы и ниток)

Активизация движения пальцев рук, координации движений

56

Февраль,

3 неделя

Творческо-игровое занятие «Прощай, зима» (с использованием прищепок и крупы)

Развитие точности движений, внимания и контроля собственных действий

57

Февраль,

4 неделя

Практическое занятие «Зайчик» (с использованием шнуровки, молнии и липучек)

Развитие координации пальцев рук ребенка

58

Март,

1 неделя

Игра - беседа «Наша мама» (с использованием тесьмы, лоскутов различной фактуры, проволоки)

Совершенствование мелкой моторики рук, внимания, координации пальцев рук, воспитание заботы о близких

59

Март,

2 неделя

 Занятие – игра «Стираем платочки» (с использованием ниток и крупы)

Способствование развитию тонко координированных движений рук, различению цвета

60

Март,

3 неделя

Занятие – аппликация «Замок» (с использованием бумаги, крупы и акварели, поролона)

Развитие мелкой моторики пальцев рук и творческих способностей детей через нетрадиционные методы аппликации

61

Март,

4 неделя

Практическое занятие  «Лодочка» (с использованием лоскутов различной фактуры)

Способствование  развитию внимания, воображения

62

Апрель,

1 неделя

Творческо-игровое занятие «Варим, варим мы компот» (с использованием шнуровки, молнии и ниток)

Способствование развитию внимания, четкости координации движений пальцев, пространственного мышления

63

Апрель,

2 неделя

Занятие – игра «Липкие пальчики»

Формирование контроля над мышечными ощущениями пальцев

64

Апрель,

3 неделя

Творческо-игровое занятие «Геометрическая мозаика» (с использованием акварели и бумаги)

Способствование точной точечной координации рук, развитию мышления

65

Апрель,

4 неделя

Игра - занятие «Пальцы в гости приходили»

Развитие мелкой моторики детей с использованием тактильных дорожек, выполненных из различных материалов (тесьма, лента, наждачная бумага)

66

Май,

2 неделя

Игра - беседа «Животные» (с использованием шнуровки и крупы)

Совершенствование движений рук

67

Май,

3 неделя

Занятие – аппликация «Капельки» (с использованием лоскутов различной фактуры, ниток и крупы)

Совершенствование координации и движений пальцев рук

68

Май,

4 неделя

Творческо-игровое занятие «Бусы для мамы» (с использованием тесьмы, крупы и бумаги, листьев)

Совершенствование мелкой моторики пальцев, развитие художественного вкуса

  1. Мониторинг реализации программы

Диагностики для младшего дошкольного возраста.
Уровень развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста можно определить с помощью следующих заданий:

Задание № 1. Выполнение по зрительному образцу:

  • соединяй 1 и 2 пальцы в кольцо - "O-KEY";
  • пальцы сжаты в кулак, 2 и 3 пальцы вытянуты - "зайчик";
  • 2 и 3 пальцы - "коза-дереза".
    То же левой рукой.

Задание №2. Выполнение по тактильному образцу с выключением зрительного анализатора: 

  • с закрытыми глазами задать своей рукой "зайчика" и "козу";
  • открыть глаза - повтор движений. 

Задание №3. Перенос позы с выключением зрительного анализатора: 

  • взрослый делает позу на левой руке, ребенок повторяет на правой и наоборот ("зайчик" и "коза"). 

Оценка результата:

     0 баллов  – ребенок не справился с заданием.

     0,5 баллов  - ребенок справился с помощью взрослого.

     1 балл – ребенок справился с заданием.

Диагностики для младшего дошкольного возраста.

Инструкция: «Сейчас мы с тобой будем играть в интересную игру. Я тебе прочитаю стихотворение и покажу, как умеют играть пальчики. Ты эти движения попробуй повторить вместе со мной».

Пирожки. Я купила масло, сахар и муку, полкило изюма, пачку творогу. Пирожки пеку, пеку. Всех друзей я в гости жду.

1. Поочередно загибаем пальцы при перечислении продуктов, начиная с мизинца; 2. имитация лепки пирожков (ладони полусогнуты); 3. движения ладонями раскрытыми вперед, имитирующие подзывание гостей.

Дятел. Тук-тук-тук, тук-тук-тук, раздаётся чей-то стук. Это дятел на сосне долбит клювом по коре.

1. 6-7 раз подряд постучать кулачком правой руки по раскрытой ладони левой; 2. - наоборот, постучать кулачком левой руки по раскрытой ладони правой; 3. соединить все пальцы правой руки, изображая клюв дятла и слегка ударять по ладони левой руки, пальцы которой развести в стороны, изображая дерево; 4. пальцами левой руки, изображающими клюв, постучать по ладони правой руки.

Стирка. Мы бельё стирали, в речке полоскали, выжали, развесили - то-то стало весело!

1. Тереть один кулачок об другой; 2. движения ладонями вправо - влево; 3. сжимать - разжимать кулачки, имитировать движения, изображающие развешивание белья; 4. поворачивать кисти рук из стороны в сторону, пальцы разведены в стороны ("фонарики").

Радуга. Ах ты, радуга-дуга, ты высока и туга! Не дай дождичка, дай нам вёдрышка. Чтобы деткам погулять, чтоб теляткам поскакать, нужно солнышко, колоколнышко!

1. Раскрытыми ладонями, с растопыренными пальчиками рисовать движение полукруг, из одной стороны в другую; 2. раскрытыми ладонями движения от себя; 3. раскрытыми ладонями движения к себе; 4. "шагать" по столу поочередно указательными и средними пальцами обеих рук; t 5. "поскакать" по столу всеми пальцами начиная с мизинца, поочередно; 6. нарисовать в воздухе круг раскрытыми ладонями; 7. собирание в щепоть всех пальчиков (имитируя колокольчик).

Капустка. Мы капустку рубим-рубим, мы капустку солим-солим, мы капустку трём-трём, мы капустку жмём-жмём.

1. Прямыми ладонями, пальцы зафиксированы, имитируем движения топора, вверх, вниз - движения повторяющиеся, ритмичные; 2. поочередное поглаживание подушечек пальцев, пальцы собраны в щепоть - имитация соления; 3. потирание кулачка о кулачок - движения вертикальные, вверх - вниз; 4. энергично сжимаем пальцы в кулак, сжимаем и разжимаем - движения ритмичные, одновременные.

Оценка результата:

1 балл - отсутствие основных элементов в структуре движения.

2 балла - основные элементы движения выполнены, но присутствуют неточности выполнения.

3 балла - точное воспроизведение движений.

ФИ ребенка

Задание №1

Задание №2

Задание №3

Задание №4

  1. Литература

1. Горюнова Т. М. Развитие детей раннего возраста: Анализ программы дошкольного образования. – М.: ТЦ Сфера, 2009.

2. Самые маленькие в детском саду. (Из опыта работы московских педагогов) / Авт. сост. В. Сотникова. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС. 2005. – с. 79.

3. Смирнова Е. А. Система развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста. – М.: Изд-во: Детство-пресс, 2013.

4. Трясорукова Т.П. Игры для дома и детского сада на снижение психо-эмоционального и скелетно-мышечного напряжения / Т.П. Трясорукова. – Изд.3-е, стер. – Ростов н/Д: Феникс, 2013.

5. Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста: методическое пособие для воспитателей и родителей. – М.: Мозаика-синтез, 2009.

  1. Материально-техническое обеспечение программы

1. Инструменты, материалы и приспособления на каждого обучающегося:

  • бумага цветная, картон;
  • кисточки;
  • карандаши простые и цветные;
  • клей-карандаш;
  • гуашь.

2.  Природный материал: листья деревьев и кустарников

3.  Различные оригинальные материалы:

  • кусочки фетра, драпа, поролона, кожи, ткани, проволоки;
  • кусочки ткани, тесьма, ленты, нитки и пр.

Лист вносимых изменений

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обучению детей 5-6 лет в группе предшкольной подготовки на 2012 -2013 учебный год Составлена на основе программы обучения и развития детей 5 – 6 лет «Предшкольная пора» Н.Ф. Виноградовой

Рабочая программа по подготовке детей 5 – 6 лет к обучению в школе разработана на основе Программы  обучения и развития детей 5 лет «Предшкольная пора», созданной под руководством Н.Ф. Вино...

Рабочая программа по развитию детей средней группы, разработанная на основе общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы" под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой

    Рабочая  программа по развитию детей средней  группы (Далее - Программа) разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой МБДОУ «Детский сад № ...

Рабочая программа по развитию детей разновозрастной (старше-подготовительной) группы на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под. Ред. Н. Е. Вераксы.

АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕРабочая Программа по развитию детей разновозрастной (старше-подготовительной) группы разработана в соответствии с образовательной программой дошкольного образования детска...

«ВОЛШЕБНЫЙ ЗАВИТОК» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Обучение детей элементарным приемам техники «квиллинг» Разработана на основе парциальной программы «Конструирование и ручной труд в детском саду» Л.В

Занятия художественным творчеством имеют большое значение в становлении личности ребенка. Они способствуют раскрытию творческого потенциала личности ребенка, вносят вклад в процесс формирования эстети...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (4 - 5 ЛЕТ) В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС Составлена на основе примерной программы «ДЕТСТВО» под ред.Т.И.Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова.

Настоящая рабочая программа разработана с учетом примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Детство» / Под ред. Т. И. Бабаевой, А.Г.Гогоберидзе, О.В.Солнцевой, образовательн...

Рабочая программа по развитию детей средней группы. Приложения к программе.

МК ДОУ Павловский д/сад №4 Павловского муниципального района Воронежской области Принято...

Рабочая программа по развитию детей подготовительной к школе группе № 1 «Ягодки» примерной образовательной программы дошкольного образования (2014 г.) «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой,

-Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребёнка-Физическое развитие. Календарно - тематическое планирование-Социально-коммуникативное развитие. Календарно - тематическое ...