Главные вкладки

    Консультация (старшая группа) на тему:
    Театрализованная деятельность в детском саду (из опыта работы)

    Романовская Марина Викторовна

    В данном материале я делюсь опытом работы по театрализованной деятельности в детском саду.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл teatralizovannaya_deyatelnost_v_detskom_sadu.docx24.12 КБ

    Предварительный просмотр:

    Театрализованная деятельность в детском саду

    “Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей…”(Б. М. Теплов)

    В дошкольном образовательном учреждении театрализованная деятельность одна из самых  доступных  видов  искусства для  детей, она  дает  возможность ребенку удовлетворить его любые желания  и интересы, знакомиться с окружающим миром во всем его многообразии,  активизировать  словарь и звуковую культуру речи. Театрализованная   деятельность  является  неисчерпаемым  источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка.

    Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на «их территории». Вступая в мир игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей. И слова, сказанные немецким психологом Карлом Гроссом, являются в связи с этим актуальными: «Мы играем не потому, что мы дети, но само детство нам дано для того, чтобы мы играли».

    Мы знаем, что знакомство с театром происходит в атмосфере волшебства, праздничности, приподнятого настроения, поэтому заинтересовать детей театром не сложно.

    В условиях перехода на ФГОС ДО один из основных принципов дошкольного образования, отраженный в Стандарте: «Реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребёнка».

    Театрализованная деятельность в детском саду – это прекрасная возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитание творческой направленности личности.

    Содержание работы с детьми по театрализованной деятельности в ДОУ организуется следующим образом

    • Упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика) ;
    • Задания для развития речевой интонационной выразительности;
    • Игры-превращения, образные упражнения;
    • Упражнения на развитие детской пластики;
    • Ритмические минутки;
    • Пальчиковый игротренинг;
    • Упражнения на развитие выразительной мимики, элементы пантомимы;
    • Театральные этюды;
    • Разыгрывание мини-диалогов, потешек, песенок, стихов;
    • Просмотр кукольных спектаклей.

    Начиная работу по данной теме, я изучила литературу по театральной деятельности дошкольников: задачи, средства, методы работы. Используя театрализованную деятельность в системе обучения детей в ДОУ, я стараюсь решать комплекс взаимосвязанных задач во всех образовательных областях по ФГОС ДО.

    Социально-коммуникативное развитие

    • формирование положительных взаимоотношений между детьми в процессе совместной деятельности;

    • воспитание культуры познания взрослых и детей (эмоциональные состояния, личностные качества, оценка поступков и пр.) ;

    воспитание у ребенка уважения к себе, сознательного отношения к своей деятельности;

    • развитие эмоций;

    • воспитание этически ценных способов общения в соответствии с нормами и правилами жизни в обществе.

    Познавательное развитие

    • развитие разносторонних представлений о действительности (разные виды театра, профессии людей, создающих спектакль) ;

    • наблюдение за явлениями природы, поведением животных (для передачи символическими средствами в игре–драматизации) ;

    • обеспечение взаимосвязи конструирования с театрализованной игрой для развития динамических пространственных представлений;

    • развитие памяти, обучение умению планировать свои действия для достижения результата.

    Речевое развитие

    • содействие развитию монологической и диалогической речи;

    • обогащение словаря: образных выражений, сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов и пр. ;

    • овладение выразительными средствами общения: словесными (регулированием темпа, громкости, произнесения, интонации и др.) и невербальными (мимикой, пантомимикой, позами, жестами) ;

    Художественно-эстетическое развитие

    • приобщение к высокохудожественной литературе, музыке, фольклору;

    • развитие воображения;

    • приобщение к совместной дизайн-деятельности по моделированию элементов костюма, декораций, атрибутов;

    • создание выразительного художественного образа;

    • формирование элементарных представлений о видах искусства;

    • реализация самостоятельной творческой деятельности детей.

    Физическое развитие

    • согласование действий и сопровождающей их речи;

    • умение воплощать в творческом движении настроение, характер и процесс развития образа;

    • выразительность исполнения основных видов движений;

    • развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки.

    В своей работе с детьми я использую различные приемы: упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика); задания для развития речевой интонационной выразительности; игры-превращения, образные упражнения; упражнения на развитие детской пластики; ритмические минутки; пальчиковый игротренинг; упражнения на развитие выразительной мимики, элементы пантомимы; театральные этюды; разыгрывание мини-диалогов, потешек, песенок, стихов; просмотр кукольных спектаклей.

    Для выявления интересов детей в группах были сделаны выставки книг со сказками, проведена викторина « В гостях у сказки».

    Для организации детского театра нужны куклы различных систем, формирующие у детей определенные умения и навыки, стимулирующие детское творчество (песенное, танцевальное, игровое), побуждающие к импровизации на детских музыкальных инструментах. Мною были пополнены театральные уголки в группах. Из всех видов кукольного театра в детском саду наибольшей популярностью пользуется театр картинок, кукол би-ба-бо.

    В своей работе я использую разные виды театра:

    1. Пальчиковый театр – способствует лучшему управлению движениями собственных пальцев.
    2. Театр кукол на столе – способствует владению техникой управления куклами настольного театра (куклы из бумажных конусов, цилиндров, коробочек, игрушки из ткани, меха, поролона и т.д.)
    3. Театр ложек, верховые куклы (бибабо, куклы на гапите*) – знакомство детей с театральной ширмой, основами кукловождения.
    4. Куклы-марионетки, куклы с «живой рукой
    5. Люди-куклы и тростевые куклы.

        Для детей младших групп были показаны  спектакли: «Кошкин дом»,

    «Три медведя», «Теремок», «Лиса и заяц», спектакли «Золушка», «Колосок» (по украинской народной сказке).

        Интересные сценарии в стихах  дополняли песенки героев и яркие танцы. Дети увлеченно выполняли свои роли, демонстрировали выразительность речи и движений и даже удачно импровизировали в ходе сценария. Успех спектакля зависел так же и от родителей, многие из которых постарались и сшили для детей замечательные костюмы. Удовольствие от спектакля получили как зрители, так и сами актеры.

        Театрализованная деятельность – один из любимых видов детской деятельности, занятия театром всегда несут детям радость, пользуются у них неизменной любовью, но не только в этом их ценность. Театрализованные представления способствуют формированию выразительности речи и движений, формирует привычку к публичным выступлениям, необходимую современному члену общества, позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и т.д.). Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребенка.

        Выступление артистов театрального кружка из 3 школы было встречено овациями. Сказка «Свинопас « Ганса  Христиана Андерсена была исполнена выразительно с детской непосредственностью. Юные зрители остались очень довольны и отблагодарили артистов аплодисментами.

    Положительный эмоциональный отклик у детей старших групп вызвали театрализованная игра «Цирк зверей», экскурсии в библиотеку, в Центр культуры и спорта «Театр и профессия в нем». С нетерпением дети ждут выступлений кукольного театра из города Вельска.

    Артисты всегда привозят интересные и поучительные сказки. Большой интерес вызвала встреча с няндомской поэтессой Н. А. Теплухиной, она рассказала о своей театральной деятельности.

    Участвуя в праздниках в качестве ведущей, в роли сказочного персонажа, я на собственном примере стараюсь показать детям, как интересно перевоплощение.

    Дошкольное образование предполагает взаимодействие всех участников воспитательного процесса: детей, педагогов, родителей.  Признание приоритета семейного воспитания требует  таких отношений семьи и образовательных учреждений, которые определяются сотрудничеством и доверительностью.

    В своей работе по театрализованной деятельности я активно привлекаю родителей и других членов семей воспитанников, так как считаю это сотрудничество необходимым и эффективным в воспитании и образовании детей.

    Родители принимают активное участие в создании развивающей среды для своих детей. Поставив перед собой задачу – заинтересовать родителей в создании развивающей театрализованной среды, я предлагаю им помочь в пошиве костюмов для детей и взрослых, изготовлении различных атрибутов, головных уборов, декораций.

    Знакомлю родителей с разными видами театров, рассказываю из чего и как можно их изготовить для  детского сада и для дома на консультациях, ширмах-передвижках («Что такое театр», «Первые шаги к сцене»). Родители активно помогают во всём, благодаря чему в каждой группах и в музыкальном зале имеется всё необходимое для театрализованной деятельности.

    Практически в каждом мероприятии (будь то праздник, досуг  или развлечение)  роли некоторых персонажей исполняют родители или дети старших групп. Мы практикуем постановки спектаклей, как силами взрослых, так и совместно с детьми. Подготовка  к спектаклям всегда проходит весело, на эмоциональном подъёме. Это нас сплачивает, родители и педагоги полны оптимизма, заинтересованности, дети получают от процесса колоссальное удовольствие. Просмотр таких постановок и участие в них даёт детям возможность в полном объёме перенимать опыт взрослых. Это позволяет эффективнее решать поставленные педагогические задачи, развивать художественно – эстетический вкус и творческие способности детей, а также поддерживать взаимосвязь детского сада с родителями в общем деле воспитания, образования и развития ребёнка.

    Результаты моей работы:

    Дети овладевают навыками выразительной речи, правилами поведения, этикета общения со сверстниками и взрослыми.

    Проявляют интерес, желание к театральному искусству.

    Умеют передавать различные чувства, используя мимику, жест, интонацию.

    Самостоятельно исполняют и передают образы сказочных персонажей.

    Дети стараются уверенно чувствовать себя во время выступлений.

    Предметно-пространственная развивающая среда ДОУ дополнилась разными видами театров, пособиями, рисунками, картотеками творческих игр.

    Установлен тесный контакт с родителями.

    Занимаясь с детьми театром, я ставлю перед собой цель – сделать жизнь наших детей интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. Стремлюсь к тому, чтобы навыки, полученные в театрализованной деятельности, дети смогли использовать в повседневной жизни.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация "Проектная деятельность в детском саду" (из опыта работы)

    [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3338272","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"300","width":"400"}}]]ДИДАКТИЧЕСКАЯ  ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:1.Формирование наблюдательност...

    «Проектная деятельность в детском саду» Выступление: «Взаимодействие с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду (из опыта работы)»

    В статье представлен опыт работы  по взаимодействию с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду....

    Тема: «Опытно – экспериментальная деятельность в детском саду» (из опыта работы)

    Работа предназначена для использования в работе воспитателей дошкольных учреждений в условиях создания опытно - экспериментальной деятельности....

    «Организация проектной деятельности в детском саду» (из опыта работы воспитателя)

    Необходимы новые наиболее эффективные пути и средства решения поставленных задач перед образовательным учреждением и нами - педагогами. Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значим...

    Статья «Организация проектной деятельности в детском саду» (из опыта работы воспитателя)

    В современном мире необходимы новые наиболее эффективные пути и средства решения поставленных задач перед образовательным учреждением и нами - педагогами. Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих,...

    Организация проектной деятельности в детском саду (из опыта работы музыкального руководителя)

    Организация проектной деятельности в детском саду (из опыта работы музыкального руководителя)...

    Фотоотчет театрализованной деятельности в детском саду (из опыта работы)

    Размещены фотографии театрализованной деятельности в старшей группе детского сада....