Консультация для родителей "Словесные игры"
консультация (старшая, подготовительная группа) на тему

Ачилова Анна Сергеевна

Консультация для родителей: «Фантазируем вместе»

Словесные игры для развития лексико - грамматического строя речи детей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей: «Фантазируем вместе»

Словесные игры для развития лексико - грамматического строя речи детей

Все родители мечтают о том, чтобы их дети добились в жизни значительных успехов, сделали блестящую карьеру на поприще науки или в бизнесе, чтобы чувствовали себя в обществе других людей свободно и уверенно.

Развитию грамотной речи способствуют словесные игры.

Играя с ребёнком, будьте дружелюбны и уважительны к нему. Он должен чувствовать, что эти занятия - не скучная неизбежная повинность, а интересная, увлекательная игра, в которой он обязательно должен выиграть. Поощряйте его малейшие успехи и будьте терпеливы при неудачах. Если задание кажется ребёнку сложным, приведите несколько примеров его выполнения или попросите выбрать верный вариант из предложенных Вами. Ни в коем случае не предлагайте механически повторить за Вами готовый ответ.

Предлагаемые ниже словесные игры и упражнения способствуют активизации речевого развития детей. В эти игры можно играть с детьми на кухне, по дороге из детского сада, собираясь на прогулку, идя в магазин, на даче, перед сном и т.д.

«Слово на ладошке».

Назвать слова, которые находятся у Вас в кармане, на потолке, на лице и т.д.

 «Что бывает?». 

Подобрать к прилагательному согласованное с ним в роде, числе, падеже существительное.

Красный -…дом, помидор.

Зимняя -…одежда, рыбалка.

Домашнее -…печенье, задание.

«Общие слова».

1-й вариант. Ребёнок должен назвать фрукты…, мебель…, птиц…, овощи…, одежду…

2-й вариант. Ребёнку предлагается назвать одним словом: н-р, сосна, берёза, клён – это…

«Четвёртый лишний».

Ребёнок должен назвать, что лишнее, и объяснить почему.

Например: ваза- роза- нарцисс- гвоздика.

«Посчитай».

Считаем всё, что  можно посчитать. Например: одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок.  

Можно добавить прилагательное: одно красное яблоко, два красных яблока… пять красных яблок  и т.д.

«Скажи наоборот».

Взрослый называет какое-либо слово, а ребёнок подбирает «слово наоборот».

Существительные: смех- …, лето- …, день- …, холод- …, север - … и т.п.

Глаголы: пришёл- …, нырнул- …

Прилагательные: широкий - …, маленький- …, богатый -… и т.п.

Наречия: далеко -…, высоко- …

«Подбери слово»

Ребёнку предлагается подобрать слово на какой- либо звук, сначала - любые слова, а потом - по лексической теме.

Например: «Назови фрукт, название которого начинается со звука А» (апельсин, абрикос, ананас…)

«Большой - маленький».

Ребёнку предлагается назвать ласково, например, ложку - ложечка, стул- стульчик и т.д. В темах «Дикие и домашние животные» это могут быть названия детёнышей, а могут быть и ласкательные слова: лисонька, заинька, коровушка.

следующие словесные игры основаны на любимых сказках

«Свойства наоборот». 

Берется любая знакомая сказка, и ее героям приписываются прямо противоположные свойства. Например, сказка «Красная шапочка» звучит совершенно по-другому, если волк в ней будет маленький, а Красная шапочка большая, или Баба-Яга в сказках начнет совершать хорошие поступки.

 «Новое свойство». 

Вы изменяете содержание знакомых сказочных сюжетов, то есть рождается новая сказка. Например, Колобок не из теста, из смолы. Тогда сказка может выглядеть следующим образом: «…Катится Колобок, а навстречу ему заяц. « Колобок, Колобок, я тебя съем». «Не ешь меня, я не вкусный». « Я тебе не верю»,- сказал заяц и только хотел схватить Колобка, как вдруг прилип к нему. Покатился Колобок дальше, а заяц со своей добычей не отстает. Навстречу им волк, затем медведь, лиса. Прикатился Колобок восвояси – к бабушке и дедушке. Обрадовались старики: « И еда, и одежда сама в дом пришла». Заплакали звери: « Отпустите нас, мы больше не будем маленьких обижать». Пожалели их дед с бабой и отпустили. А на прощание сказали: «В следующий раз верьте тому, что вам говорят».

 «Введение в название сказки нового объекта». 

В название хорошо знакомой ребенку сказки добавляется слово, обозначающее какой- либо предмет. Например, «Колобок и воздушный шарик», « Теремок- паровоз», «Гуси- лебеди и автомобиль» и т. п.

«Я - герой сказки». 

Знакомая сказка изменится, если в сюжет будет введен ребенок в качестве значимого персонажа. Предложите ребенку пофантазировать, что произойдет, если одним из героев сказки станет он сам, или герои сказки придут к нему в гости.

«Смена места действия». 

Сюжет хорошо знакомой ребенку сказки как бы перемещается в другое время и пространство. Например, жили-были старик со старухой в наши дни; теремок в океане; козлята и волк на необитаемом острове и т.п.

«Изменение сказочной развязки».

Дети - народ оптимистичный. Им свойственно переделывать « все плохое в хорошее», в том числе и финалы сказок, если они их не устраивают. Помочь малышу придумать счастливую развязку можно, используя прием введения в сюжетное повествование какого-либо средства, предмета, явления. Например, медвежата из сказки «Два жадных медвежонка» вместо сыра съедают таблетку от жадности; или Колобок вместо своей песенки будет исполнять другую, в которой поется о том, что он совсем невкусный.

«Событийная цепочка». 

Этот прием помогает ребенку лучше понять, почувствовать логику сказки, «прожить» судьбу героев вместе с ними. Можно предложить детям заглянуть в прошлое или будущее сказочных героев: что было раньше с тем или иным героем, что может произойти потом ( например, с колобком после того, как он вернулся к бабушке и дедушке; как изменилась жизнь Красной Шапочки после того, как ее и бабушку спасли охотники).

«Прогулка в прошлое героев» имеет особый воспитательный смысл- она помогает осмысливать последствия тех или иных событий, учит их анализировать ситуацию и прогнозировать результаты конкретной деятельности, поступков, реакцию окружающих.

«Объединение».

Рождение новой сказки происходит за счет объединения названий двух или нескольких знакомых сказок, например, «Красная Шапочка» и «Мальчик -с-пальчик», «Дюймовочка» и «Кот в сапогах», «Золушка» и «Малыш и Карлсон» и т. п.

«Фантазируем вместе»

Жил - был когда - то мальчик, которого звали...

 - Как меня?

- Да, как тебя.

 - И что я делал?

 - А вот сейчас расскажу.

- Я был ещё сыщиком, а ты удирал...

 - А ты кричал...

 Рассказывание ребёнку историй, в которых он сам главное действующее лицо, отвечает его эгоцентризму. И жаль, если мамы пользуются этим в назидательных целях:

- Мальчик (имя) не хотел пить молоко...

Отказывался ложиться спать...

Намного лучше если мама скажет так:

- Мальчик был великим путешественником, он ездил по всему свету, смотрел на обезьян, львов...

- А слона он видел?

 - И слона видел.

 - А жирафа?

 - И жирафа.

 - А что было потом?

Игра всегда неизмеримо продуктивней, если мы с её помощью ставим ребёнка в приятные ситуации, которые позволяют совершать героические поступки и, слушая сказку, видеть своё будущее полноценным и многообещающим. Важно, чтобы ребёнок накапливал запас оптимизма и веры для борьбы с неизбежными житейскими трудностями. В историях подобного рода мать передаёт ребёнку свой опыт, помогает ему ориентироваться, уяснить своё место в мире вещей, понять систему связей, центром которой он является. Чтобы познать себя, надо иметь возможность себя вообразить. Эти игры не "запретные мечты", а совершенно необходимые упражнения.

"Перевирание сказок":

 - Жила - была девочка, которую звали Жёлтая Шапочка...

 - Не Жёлтая, а красная!

 - Ах да Красная Так вот. позвал её папа и...

 - Да нет же, не папа, а мама.

И так далее. Такую игру можно затеять в любой семье, в любую минуту, необходимо лишь выбрать для неё нужный момент. Дети в отношении сказок очень долго остаются консерваторами. Им приятно узнавать знакомые слова, усваивать в первоначальной последовательности, снова испытать волнение.

Поэтому, возможно, что поначалу игра в "перевирание сказок" будет будоражить ребёнка. Но наступает момент, когда Красной Шапочке больше нечего ему сказать, и тогда новый угол зрения возобновляет интерес к самой сказке. В некоторых случаях эта игра будет оказывать оздоровительное воздействие. Она поможет ребёнку избавиться от иных навязчивых идей: научит не бояться волка, представит в смешном виде ведьму, установит более чёткую грань между миром подлинным и миром вымысла.

А вот путешествие по собственному дому. Если стол и стул для нас почти не замечаемые вещи, которыми мы пользуемся машинально, в течение долгого времени остаются для ребёнка загадочными и многогранными объектами повышенного интереса ..Домашние предметы несут информацию, в которой содержатся и материалы, из которых они изготовлены, и цвета, и формы. Да если вы ещё сумеете рассказать историю,... например, о кровати, которая не давала мальчику спать: опрокидывалась, скакала под потолок, выбегала на лестничную площадку; подушка непременно хотела лежать в ногах,.. или о кровати - рассказчице и т, п.

Тогда по вечерам ребёнок не будет капризничать, лишь бы не спать, не будет ненавидеть свою кроватку, отрывающую его от важного . Не поучать, не обучать, а играть и фантазировать вместе с детьми, сочинять сказки, стихи, загадки, придумывать истории.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Играйте с детьми в народные подвижные игры»

Народные подвижные игры не только занимательны для малышей, но и чрезвычайно полезны. Они учат управлять своими движениями, принимать игровое правило и подчиняться ему, кроме того, приведённые н...

консультация для родителей "Играйте с детьми в народные игры"

консультация для родителей с описанием народных игр которые можно использовать в домашних условиях...

Консультация для родителей "Играем дома, играем в дороге в словесные игры"

Предлагается речевой материал для словесных игр, формирующих понятие "предложение", развивающие фонематическое восприятие, грамматический строй речи через прослушивание заведомо бессмысленного предлож...

Консультация для родителей - Игра в жизни ребёнка. Почему дети играют? Зачем нужна игра?

«Игра - это школа произвольного поведения» (Д. Б. Эльконин)«Игра - школа морали в действии» (АН. Леонтьев)...

Игры по дороге в детский сад. Консультация для родителей Консультация для родителей. Игры по дороге в детский сад.

Игры по дороге в детский сад. Консультация для родителейКонсультация для родителей.Игры по дороге в детский сад....

Консультация для родителей "Играйте с играми в подвижные игры"

Консультация для родителей с примерным перечнем подвижных игр....