Консультация. «Как говорит ваш ребенок»
консультация на тему

Васильева Светлана Зинфировна

Как говорит ваш ребенок

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya._kak_govorit_vash_rebenok.doc30 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация "Как говорит ваш ребенок"

«Как говорит ваш ребенок?»

 

Речь ребенка младшего дошкольного возраста (от 2 до 4 лет) недостаточно чиста по звучанию. Наиболее характерный речевой недостаток для детей этого возраста – смягченность речи: «лезецька» (ложечка), «сумоцька» (сумочка). Многие трехлетние дети не произносят щипящих звуков (м, ж. ч. щ), звуки (р) и (л), отмечается замена заднеязычных звуков переднеязычными (к) – (т), (г) – (д) («белта» вместо «белка», «дулять» вместо «гулять»).

В среднем дошкольном возрасте (4 – 4,5 года) в речи почти исчезает смягчение, оно наблюдается лишь у немногих. Для этого возраста характерна неустойчивость произношения. Дети произносят звуки, то правильно, то неправильно. Большинство детей среднего дошкольного возраста уже произносят звук (р), но он еще недостаточно автоматизирован.     Словопроизношение детей в 4-5 лет тоже становится чище, как и звукопроизношение, реже встречаются перестановки и уподобления звуков, слогов, почти исчезают сокращения слов.

Большинство детей старшего дошкольного возраста (от 6 до 7 лет) говорят правильно, но все  же у некоторых встречается нечистая речь (15-20%). Речевые недостатки этой возрастной группы выражаются в искажении шипящих звуков (ш, ж, ч), а  также (ф) и (л), причем здесь уже нет неустойчивости, характерной для детей среднего дошкольного возраста. Чаще всего старшие дети  заменяют один звук другим. Картавость, шепелявость становятся привычными. У многих детей 6-7 лет встречается неправильная расстановка ударений, «проглатывание» окончаний слов. Часто небрежность в словопроизношении объясняется подражанием речи взрослых: «яблуко», «смотри», «вааще», «фатить», «мине». Важным условием формирования правильной речи является развитие у ребенка слухового восприятия и слуховой памяти. Можно предложить малышу закрыть глаза, послушать и угадать, о чем «говорит комната», что слышно с улицы, со двора. Ребенок услышит, как тикают часы, мурлычет кошка, шумят машины. Полезно также приучать малыша слушать в лесу, парке, в саду, в поле шелест листвы, пение птиц, журчание ручья, стрекотание кузнечиков, жужжание пчел, гудение мотора трактора, стук топора, мычание коров. Хорошо при этом пояснить ребенку, что это за звуки, попросить его воспроизвести их. Дети, как правило, поразительно тонко передают различные звуки и их оттенки. Игры такого рода обостряют внимание детей и делают их более восприимчивыми к звучанию речи.

Интересна и полезна для ребят игра: «Отгадай, кто тебя позвал?». Когда в комнате или на улице соберутся несколько человек, каждый по очереди называет имя ребенка, который предварительно закрывает глаза, чтобы не видеть, кто его завет. Малыш должен отгадать по голосу, кто назвал его имя. Игру можно усложнить и разнообразить: произносить не только имя ребенка, но и называть его ласковыми именами, изменять голос. Слуховое внимание и слуховую память ребят развивает и слушание музыки, детских радиопередач.

На кухне можно проводить игры на обогащение словаря ребенка: «Давай искать на кухне слова. Какие слова можно вынуть из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? Плиты? И пр.

«Угощаю». Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга. Ребенок называет «вкусное слово» и «кладет» Вам на ладошку, затем Вы ему и так до тех пор, пока все не «съедите». Можно поиграть в «сладкие», «кислые», «соленые», «горькие» слова.

«Перепутаница». Игровое упражнение на слоговую структуру слов. Жили-были слова. Однажды они веселились, играли, танцевали. И не заметили, что перепутались. Помоги словам распутаться. Слова: босака (собака), лавосы (волосы), лекосо (колесо), посаги (сапоги).

Занимаясь с ребенком, поддерживайте хорошее настроение, наберитесь терпения и не раздражайтесь, далеко не все будет получаться с первого раза. Почаще хвалите ребенка и радуйтесь вместе с ним каждой, даже самой незначительной удаче.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Как говорит Ваш ребенок?"

Как развивается речь ребенка. Что необходимо делать родителям. Практический материал по развитию речи ребенка для родителей....

консультация для родителей "Если ребенок не говорит"

Родители маленьких болтунов сокрушаются по поводу неиссякаемого потока речи, который ребенок обрушивает на них день за днем. Но те, в чьих семьях растет молчун, напротив, готовы на все, чтобы крохотны...

Консультация для родителей на тему "О чем говорить с ребенком в семье"

Консультация для родителей по развитию речи детей...

Консультация для родителей детей дошкольного возраста на тему: «Прежде чем что-то категорично заявить своему ребенку о последствиях; не говорите своему ребенку того, чего бы вы ему на самом деле не желали.»

Уважаемые родители!         Задумывались ли вы, какие установки дали вам ваши родители не являются ли они внутренними указателями на вашем жизненна пути?Внимате...

Консультация "Как говорит ваш ребенок"

Речь ребёнка не возникает сама собой. Она развивается постепенно, иногда со значительными затруднениями только благодаря усилиям взрослых....

Консультация "Как говорит ваш ребенок".

Многие родители задаються этим вопросом. Данный материал подобран в соответсвии с возрастными особенностями ребенка....

Говорите ребенку, говорите с ребенком

Цель: Показать родителям роль полноценного общения с ребёнком для его развития....