Вариативные формы обучения.
консультация на тему

Давыдова Анастасия Сергеевна

Время, когда лица с особыми потребностями в образовании изолировались от общества и содержались в закрытых учреждениях, канули в Лету. В современном дошкольном образовании выдвигаются две наиболее продуктивные и гуманные системы обучения:

- инклюзия;

- и интеграция.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon variativnye_formy_obucheniya.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

ВАРИАТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ.

Время, когда лица с особыми потребностями в образовании изолировались от общества и содержались в закрытых учреждениях, канули в Лету. В современном дошкольном образовании выдвигаются две наиболее продуктивные и гуманные системы обучения:

- инклюзия;

- и интеграция.

Инклюзия – наиболее популярный и действенный способ организации обучающей среды. Это слово берет свои корни из французского языка и означает «включающий в себя». Из этого становится понятна основная идея инклюзии – включение детей с особыми возможностями здоровья (здесь и далее, ОВЗ) в среду своих сверстников, где среда подстраивается под особых детей, а не наоборот. Обучение начинается с анализа текущих возможностей и знаний детей и, в дальнейшем, подстраивается под их скорость усвоения новых знаний.

Инклюзия, вне зависимости от страны и общественного строя, проповедует восемь основных принципов:

  • Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
  • Каждый человек способен чувствовать и думать;
  • Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
  • Все люди нуждаются друг в друге;
  • Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
  • Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
  • Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
  • Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Несомненными плюсами инклюзии являются:

1. дети с ОВЗ включения детей в деятельность сверстников, качество их коммуникативных способностей существенно возрастает по сравнению с теми, кто изучается изолированно;

2. дети с ОВЗ больше узнают об окружающем мире и людях вокруг, а их сверстники больше узнают о тех, кто «не такие как остальные», учатся принимать их.

Но есть и минусы:

1. педагоги (особенно педагоги «старой закалки») сталкиваются с трудностями в обучении с детьми с ОВЗ. Эти трудности могут быть психологические, от незнания тонкостей специальной педагогики, нехватки практического опыта;

и 2. не все родители принимают то, что в группах и классах наравне с их детьми обучаются дети с ОВЗ.

Интеграция – процесс, идущий в параллельном направлении с инклюзией. Главное отличие состоит в том, что при этом среда не подстраивается под запросы ребенка, а ребенку приходиться подстраиваться под запросы среды.

Выделяют несколько основных видов интеграции:

- полная (она же инклюзия);

- постоянная неполная (дети находятся в группе своих сверстников большую часть времени и посещают вместе с ними часть занятий);

- и систематическая частичная (дети большую часть времени посещают специальную группу, но объединяются со своими сверстниками для совместных посещений каких-либо занятий).

И, наконец, процесс, идущий в противоположном направлении от инклюзии и интеграции – «изоляция». В современном обществе изоляция кажется пережитком прошлого, но даже она приносит пользу. Суть его заключается в том, что дети с тяжелыми нарушениями (интеллекта, зрения, слуха и пр.), для которых пребывание в среде сверстников наносит больше вредя, чем пользы, обучаются отдельно, чаще всего – в закрытых учреждениях, под контролем не только специальных педагогов, но и необходимого медицинского персонала.

В настоящее время в России выделяют три подхода для обучения детей (как в дошкольном, так и в школьный период) с ОВЗ:

  1. дифференцированное обучение детей с нарушениями речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с задержкой психического развития в специальных (коррекционных) учреждениях I–VIII видов.
  2. интегрированное обучение детей в специальных классах (группах) в общеобразовательных учреждениях.
  3. инклюзивное обучение, когда дети с особыми образовательными потребностями обучаются в классе вместе с обычными детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВАРИАТИВНЫЕ ФОРМЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.

Вашему вниманию предлагается презентация с комментарием из опыта работы по использованию интерактивных технологий в образовательном процесе ДОУ  Этот материал был представлен на научно-практическ...

Детский сад для всех малышей. Вариативные формы дошкольного образования

На сегодняшний день непрерывность образования первой ступени проявляется через использование вариативных форм дошкольного образования, поскольку ни один из возрастных периодов нельзя отделять от друго...

Вариативные формы перспективного планирования в ДОУ

Структура работы и планирование профессиональной деятельности педагога-психолога ДОУ...

Использование вариативных форм работы в процессе обучения детей дошкольного возраста татарскому языку.

На современном этапе дошкольного образования происходят  очень серьёзные изменения. Коснулось это и организации обучения двум государственным языкам. Так на смену традиционным методам обуче...

Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Основной образовательной программы. Вариативная часть основной образовательной программы МКДОУ с. Мирное Хабаровского муниципального района Хабаровского края

Представляю Вашему вниманию описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Основной образовательной программы. Вариативная часть Основной образовательной программы МКДОУ с. Мирное Х...

Планшет «Playing – study», как вариативная форма при подготовке дошкольников к обучению грамоте.

Планшет «Playing – study», как вариативная форма при подготовке дошкольников к обучению грамоте....

Практика создания вариативной формы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья

Развитие ребенка с особыми образовательными потребностями, инклюзивное образование, включение ребенка с ограниченными возможностями здоровья в общество является актуальной темой современной дошк...