Вариативные формы обучения.
консультация на тему

Давыдова Анастасия Сергеевна

Время, когда лица с особыми потребностями в образовании изолировались от общества и содержались в закрытых учреждениях, канули в Лету. В современном дошкольном образовании выдвигаются две наиболее продуктивные и гуманные системы обучения:

- инклюзия;

- и интеграция.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon variativnye_formy_obucheniya.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

ВАРИАТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ.

Время, когда лица с особыми потребностями в образовании изолировались от общества и содержались в закрытых учреждениях, канули в Лету. В современном дошкольном образовании выдвигаются две наиболее продуктивные и гуманные системы обучения:

- инклюзия;

- и интеграция.

Инклюзия – наиболее популярный и действенный способ организации обучающей среды. Это слово берет свои корни из французского языка и означает «включающий в себя». Из этого становится понятна основная идея инклюзии – включение детей с особыми возможностями здоровья (здесь и далее, ОВЗ) в среду своих сверстников, где среда подстраивается под особых детей, а не наоборот. Обучение начинается с анализа текущих возможностей и знаний детей и, в дальнейшем, подстраивается под их скорость усвоения новых знаний.

Инклюзия, вне зависимости от страны и общественного строя, проповедует восемь основных принципов:

  • Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
  • Каждый человек способен чувствовать и думать;
  • Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
  • Все люди нуждаются друг в друге;
  • Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
  • Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
  • Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
  • Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Несомненными плюсами инклюзии являются:

1. дети с ОВЗ включения детей в деятельность сверстников, качество их коммуникативных способностей существенно возрастает по сравнению с теми, кто изучается изолированно;

2. дети с ОВЗ больше узнают об окружающем мире и людях вокруг, а их сверстники больше узнают о тех, кто «не такие как остальные», учатся принимать их.

Но есть и минусы:

1. педагоги (особенно педагоги «старой закалки») сталкиваются с трудностями в обучении с детьми с ОВЗ. Эти трудности могут быть психологические, от незнания тонкостей специальной педагогики, нехватки практического опыта;

и 2. не все родители принимают то, что в группах и классах наравне с их детьми обучаются дети с ОВЗ.

Интеграция – процесс, идущий в параллельном направлении с инклюзией. Главное отличие состоит в том, что при этом среда не подстраивается под запросы ребенка, а ребенку приходиться подстраиваться под запросы среды.

Выделяют несколько основных видов интеграции:

- полная (она же инклюзия);

- постоянная неполная (дети находятся в группе своих сверстников большую часть времени и посещают вместе с ними часть занятий);

- и систематическая частичная (дети большую часть времени посещают специальную группу, но объединяются со своими сверстниками для совместных посещений каких-либо занятий).

И, наконец, процесс, идущий в противоположном направлении от инклюзии и интеграции – «изоляция». В современном обществе изоляция кажется пережитком прошлого, но даже она приносит пользу. Суть его заключается в том, что дети с тяжелыми нарушениями (интеллекта, зрения, слуха и пр.), для которых пребывание в среде сверстников наносит больше вредя, чем пользы, обучаются отдельно, чаще всего – в закрытых учреждениях, под контролем не только специальных педагогов, но и необходимого медицинского персонала.

В настоящее время в России выделяют три подхода для обучения детей (как в дошкольном, так и в школьный период) с ОВЗ:

  1. дифференцированное обучение детей с нарушениями речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с задержкой психического развития в специальных (коррекционных) учреждениях I–VIII видов.
  2. интегрированное обучение детей в специальных классах (группах) в общеобразовательных учреждениях.
  3. инклюзивное обучение, когда дети с особыми образовательными потребностями обучаются в классе вместе с обычными детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование вариативных форм работы в процессе обучения детей дошкольного возраста татарскому языку.

На современном этапе дошкольного образования происходят  очень серьёзные изменения. Коснулось это и организации обучения двум государственным языкам. Так на смену традиционным методам обуче...

Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Основной образовательной программы. Вариативная часть основной образовательной программы МКДОУ с. Мирное Хабаровского муниципального района Хабаровского края

Представляю Вашему вниманию описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Основной образовательной программы. Вариативная часть Основной образовательной программы МКДОУ с. Мирное Х...

Планшет «Playing – study», как вариативная форма при подготовке дошкольников к обучению грамоте.

Планшет «Playing – study», как вариативная форма при подготовке дошкольников к обучению грамоте....

Практика создания вариативной формы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья

Развитие ребенка с особыми образовательными потребностями, инклюзивное образование, включение ребенка с ограниченными возможностями здоровья в общество является актуальной темой современной дошк...

Методические рекомендации «Использование вариативных форм с применением электронного обучения с дистанционно – образовательных технологий в работе педагога»

Востребованность индивидуализации обучения посредством дистанционных образовательных технологий в дошкольном образовании достаточно четко обозначилась  в последние годы: улучшение качества дошкол...