Использование вариативных форм работы в процессе обучения детей дошкольного возраста татарскому языку.
статья (подготовительная группа) по теме

 

На современном этапе дошкольного образования происходят  очень серьёзные изменения. Коснулось это и организации обучения двум государственным языкам. Так на смену традиционным методам обучения татарскому языку пришли новые методические комплекты, аналогов которым не было до сих пор в республике Татарстан. Разработчики программы  предусмотрели  здесь все, и подвижные, и пальчиковые игры, и мультимедийная технология, и рабочие тетради, и технические средства обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование вариативных форм работы в процессе обучения детей дошкольного возраста татарскому языку.

На современном этапе дошкольного образования происходят  очень серьёзные изменения. Коснулось это и организации обучения двум государственным языкам. Так на смену традиционным методам обучения татарскому языку пришли новые методические комплекты, аналогов которым не было до сих пор в республике Татарстан. Разработчики программы  предусмотрели  здесь все, и подвижные, и пальчиковые игры, и мультимедийная технология, и рабочие тетради, и технические средства обучения.

Рабочая тетрадь является одним из основных компонентов УМК “Говорим по татарски”, предназначенная для детей 4-7 лет  делающих первые шаги в мире татарского языка. Тетрадь  помогает ребенку усвоить лексику татарского языка, закрепить речевой материалл, привлечь родителей активно включаться в процесс развития своего малыша.

Раньше мы даже мечтать не могли о том, что мы сможем запросто зайти на сайт Министерства образования и просмотреть  прекрасные мультфильмы и анимационные сюжеты, в том числе и на татарском языке. Сейчас же нам доступны и другие интернет ресурсы.

В связи с происходившими изменениями  и сам воспитатель должен измениться.Но что же сделать чтобы наши дети заговорили на татарском языке? Во первых -это создание языковой среды. Например, в нашем детском саду мы построили процесс обучения по такому принципу: сегодня целый день мы с детьми и с воспитателями говорим только на татарском языке. Но для того, чтобы осуществить задуманное, нам прежде всего пришлось пройти обучение самим. Русскоязычные педагоги и помощники воспитателей  с удовольствием учат татарский язык, посещая занятия татарского языка и активно там работают вместе с детьми. Происходит параллельное обучение детей и воспитателей.

Нельзя добиться высоких результатов только усилиями одного воспитателя татарского языка, ведь всё основное время ребёнок проводит с воспитателями в группе. Поэтому  педагоги нашего детского сада, участвуя в жизни детей, используют татарский язык во время различных режимных моментов. Воспитатели создают такие ситуации, которые  направлены на закрепление у детей потребности обращаться к педагогам и другим детям с различными просьбами на татарском языке. Я уверена в том, что никакое обучение не может быть успешным вне общения. Ребёнок должен общаться постоянно и с детьми, и с родителями. Но в наш информационный век, когда  кругом столько информации, и к тому же, родители очень загружены работой, общение в семье сводится к минимуму. Раньше, когда мы еще были детьми, для нас родители были примером, мы стремились им подражать. Сейчас же этого не происходит. И поэтому первоосновной задачей детского сада  является вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс детского сада и в частности в процесс обучения татарскому языку. Что же мы делаем? Мы  предлагаем  родителям вечером просмотр татарских мультфильмов  и телепередачи на канале ТНВ «Әкият илендә». Сейчас в Республике Татарстан открыто обучение в государственной онлайн - школе татарского языка «Ана Теле». Этот замечательный проект, аналогов которому в Российской Федерации нет.  Образовательная программа бесплатна для всех желающих изучать татарский язык как в России, так и за рубежом и наши родители заинтересовались, и стали активными участниками в этом проекте. Помогли  им зарегистрироваться и провели мастер-класс по обучению. На сегодняшний день более 90% наших родителей с большим удовольствием проходят обучение в этой онлайн - школе.

Вовлечение детей в практическую деятельность, где они приобретают навыки и умения в декоративно - прикладном искусстве, музыке, танцах, играх, в различных жанрах народного фольклора.
Основу НОД по художественной литературе, экологическому воспитанию составляет изучение стихов, рассказов, сказок татарских поэтов и писателей. Знакомясь с их произведениями, ребенок начинает понимать культуру татарского народа. Произведения Г.Тукая, М.Джалиля, Ш.Галиева и других писателей дают возможность поразмышлять над многими темами: об окружающей красоте природы, о дружбе народов, о богатстве татарского языка, о взаимоотношениях между людьми.
В НОД по изобразительному искусству и ручному труду детям наиболее интересны проекты: «Декоративные закладки» (национальный орнамент), «Национальные костюмы», «Как возник кафтан?», «Мой красивый платок», «Украсим фартук», «Подари маме поднос», «Национальные узоры», где дети знакомятся с национальными костюмами, предметами быта, народными изделиями.
Важной частью воспитания является игра, усвоенный материал дети закрепляют в народных играх (подвижные, хороводные, досуговые), играх - драматизациях, в собственном творчестве. Использую в практике много словесных игр такие, как «Цветок красивых слов», «Похвали соседа», «Река вежливости» и другие.
Приобщение к народным праздникам - важная особенность национального воспитания. Именно здесь фокусируются тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными измениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем эти наблюдения непосредственно связаны с трудовой и различными сторонами общественной жизни человека во всех их целостности и многообразии. Все праздники, которые проводятся у нас в группе, проходят на татарском языке. Мы разучиваем стихи, песни на татарском языке, и дети их с удовольствием повторяют. В группе с детьми мы проводим следующие праздники:
- «Яна ел бэйреме» (Новый год), где дети готовят стихи, песни, танцы для встречи «Кыш бабая» (Деда Мороза);
- «Уйныйбыз да, жырлыйбыз да» (Мы играем и поем), на этом празднике дети знакомятся с элементами фольклора. Они не только поют, танцуют и читают стихи, но показывают знания татарских пословиц, потешек, народных игр, отгадывают загадки, соревнуются в произношении скороговорок;
- «Сембелә» (Осень золотая), это тоже традиционный праздник татарского народа, который проводится после сбора урожая.
Дети нашей группы активно принимают участие в праздниках, проводимых в детском саду: «Нәүруз бәйрәме» (Праздник весны), «Карга боткасы». Особенно они любят праздник «Сабантуй» (Праздник плуга), который проводится в каждой деревне, в каждом городе. В начале праздника дети идут с длинным шестом в руках, исполняя народные песни, и собирают подарки для участников в состязаниях праздника. Затем каждый ребенок участвует в состязаниях или в концертной программе. Никто не остается без подарков. На этом празднике дети получают не только заряд бодрости, но и багаж знаний в рамках национальных татарских традиций.

Такой  подход к работе по билингвальному образованию  эффективен и призываю своих коллег продолжать в таком ракурсе – это дает результаты. По итогам диагностики освоения программного материала по УМК выявилось, что все наши дети прекрасно владеют как русским, так и татарским языками.

Такие  результаты были  итогом слаженной работы всего нашего коллектива.

И ещё хочется вам сказать, что дошкольное образование наконец- то нашло свою нишу в системе образования - оно признано первой ступенью в образовании. С сентября этого года с вступлением в силу нового закона об образовании Дошкольное образование становится самостоятельным уровнем образования и регулируется федеральными государственными образовательными стандартами. И это, конечно же, возлагает на весь педагогический коллектив детских садов большую ответственность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация проекта “Күз җитмәгән җиргә сүз җитә” по теме: «Индивидуальная работа по обучению детей дошкольного возраста татарскому языку с использованием компонента “Разговариваем по татарски” из УМК»

Бу ярдәмлек – “Күз җитмәгән җиргә сүз җитә” проекты  балалар бакчасындагы татар теленә өйрәтүче тәрбиячеләр өчен эшчәнлек һәм эшчәнлектән тыш вакытларда индивидуаль эш алып бару мөмкинлекләрен ча...

Презентация проекта “Күз җитмәгән җиргә сүз җитә” по теме: «Индивидуальная работа по обучению детей дошкольного возраста татарскому языку с использованием компонента “Разговариваем по татарски” из УМК»

Бу ярдәмлек – “Күз җитмәгән җиргә сүз җитә” проекты  балалар бакчасындагы татар теленә өйрәтүче тәрбиячеләр өчен эшчәнлек һәм эшчәнлектән тыш вакытларда индивидуаль эш алып бару мөмкинлекләрен ча...

Обучение детей дошкольного возраста татарскому языку и проблема оценивания качества образования

Единство семьи и детского сада обеспечат нам успех в процессе усвоения детьми второго языка и позволят добиться высокого качества билигвального образования...

Использование игровых технологий в обучении детей дошкольного возраста татарскому языку

Применение современных инновационных игровых технологий в практической работе с детьми дошкольного возраста, приводят к устойчивым положительным результатам в речевом развитии детей. В игре дети естес...

Индивидуальный план профессионального развития воспитателя МБДОУ «Детский сад №15» г.Лениногорска Зариповой Нурсины Мингалиевны на 2020-2024 г.г.Тема : «Использование игровых технологий в обучении детей дошкольного возраста татарскому языку"

Цель: повышение профессионального развития в межаттестационный период.Задачи:1. Развитие профессиональной компетентности. 2.Педагогическая деятельность по реализации образователь...