Игры на развитие познавательных процессов и пространственных представлений
консультация

Киселева Валентина Леонидовна

Игра на развитие внимания

Найди два  одинаковых предмета:

Предлагается  карточка с изображением  пяти и более предметов, из которых два предмета  одинаковые. Требуется  найти одинаковые предметы, объяснить свой выбор.

Исключение лишнего:

Предлагается  карточка с изображением 4-5 предметов. Один, из которых отличается  от остальных. Необходимо его найти.

Найди различия:

Предлагается карточка с изображением  двух картинок, имеющих несколько  различий. Необходимо  как можно быстрее найти эти отличия.

Выкладывание  узора:

Ребенку предлагают выложить  из мозаики или палочек по образцу букву, цифру, узор, силуэт.

Рисование по клеточкам:

Ребенку дается лист  в клеточку, образец для рисования, карандаш. Необходимо перерисовать узор по клеточкам.

Лабиринт:

Пройти по лабиринту, прослеживая путь  взором, в случае затруднения пальцем или карандашом.

Назови  предмет:

Ребенку  даются  рисунки с замаскированными (неполными, перечеркнутыми, наложенными друг на друга) изображениями предметов. Необходимо их назвать.

Сколько чего?

Ребенка просят осмотреть  комнату и назвать как можно больше имеющихся предметов, начинающихся на букву “К ”, «Т ”, «С ”, все стеклянные или металлические, круглые, или все белые предметы и т. д.

Дорисуй:

Ребенку предлагается назвать, что отсутствует в изображении предметов и дорисовать их. Примеры: дом без окон, машина без колес, цветок  без стебелька.

 

 

 

 

Игры на развитие  памяти

Шкафчики: 

Материал: шкафчики, склеенные из 4 и более спичечных коробков, мелкие предметы. 

Ход игры: взрослый  прячет  игрушку  в один из коробков  на глазах  у ребенка, затем шкафчик  убирается на несколько  секунд  и показывается  снова, ребенка просят найти  игрушку.

Что исчезло? 
На столе раскладывают  несколько предметов  или картинок.  Ребенок рассматривает  их, затем отворачивается. Взрослый убирает один  предмет. Ребенок  смотрит  на оставшиеся предметы  и называет, что исчезло.

Что изменилось?

На столе раскладывают  несколько игрушек. Ребенку предлагают  их рассмотреть  и запомнить. Ребенок отворачивается, одну игрушку добавляют, или игрушку меняют местами. Ребенок отвечает, что  изменилось.

Художник:

Ребенок играет роль художника. Он  внимательно рассматривает того, кого будет рисовать. Потом  отворачивается и дает  его словесный портрет. Можно использовать  игрушки.

Запомни и воспроизведи:

Вариант 1.Ребенку называют числа  и просят  их воспроизвести. Количество чисел в ряду постепенно возрастает.

Вариант 2. Ребенку называют  слова  и просят их воспроизвести (от 4 до 10 слов).

Вспомни и покажи:

Детям предлагается  воспроизвести движение  знакомых объектов (например, махающую крыльями  птицу, косолапого  медведя, ползущую гусеницу, нахохленного петуха и т.д.)

 

 

 

 

 

 

 

Игры на развитие пространственных представлений

"38 попугаев":

Ребенку предлагается вспомнить мультфильм про слоненка, мартышку и удава. Затем предлагается измерить несколько предметов или расстояний при помощи различных частей своего тела. Вслед за этим ребенку дают мелкие предметы (буквы, цифры) и просят разложить их так, чтобы между ними было расстояние в его ладонь, а от каждого из них до края стола - его указательный палец. Рекомендуется предложить как можно большее количество вариантов расположения предметов (на расстоянии стопы, от колена до пятки, от локтя до кисти и т. д.).
"Маркеры":

Маркируется левая рука ребенка при помощи браслета, колокольчика, яркой тряпочки и т. п.
Каждое из направлений закрепляется определенным движением. Например: "вверх" - прыжок, "вниз" - присесть, "вправо" - прыжок с разворотом направо, "влево" - прыжок с разворотом налево.
"Зеркало":

Упражнение выполняется либо в паре с ведущим, либо двумя детьми. На первом этапе упражнение выполняется в положении сидя на коленях и на пятках. Сначала ведущий совершает медленные движения одной рукой, затем другой, затем двумя. Ребенок зеркально повторяет движения ведущего. Когда упражнение освоено, можно переходить в положение стоя и подключать движения всего тела.
"Телевизор":

Это упражнение аналогично предыдущему, только движения повторяются той же рукой, какой показывает ведущий (если ведущий берется правой рукой за левое ухо, ребенок тоже берется правой рукой за левое ухо).
"Найди клад":

В комнате прячется игрушка или конфета. Ребенок должен найти ее, ориентируясь на команды ведущего (ведущий говорит: "сделай два шага вперед, один направо..." и т. п.). Найденная ребенком вещь дарится ему.
 Графические диктанты на листочках в клеточку.

Копирование нарисованных фигур разной степени сложности. Педагог рисует план, по которому ребенок должен найти предмет в комнате или здании.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игра на развитие внимания

Найди два  одинаковых предмета:

Предлагается  карточка с изображением  пяти и более предметов, из которых два предмета  одинаковые. Требуется  найти одинаковые предметы, объяснить свой выбор.

Исключение лишнего:

Предлагается  карточка с изображением 4-5 предметов. Один, из которых отличается  от остальных. Необходимо его найти.

Найди различия:

Предлагается карточка с изображением  двух картинок, имеющих несколько  различий. Необходимо  как можно быстрее найти эти отличия.

Выкладывание  узора:

Ребенку предлагают выложить  из мозаики или палочек по образцу букву, цифру, узор, силуэт.

Рисование по клеточкам:

Ребенку дается лист  в клеточку, образец для рисования, карандаш. Необходимо перерисовать узор по клеточкам.

Лабиринт:

Пройти по лабиринту, прослеживая путь  взором, в случае затруднения пальцем или карандашом.

Назови  предмет:

Ребенку  даются  рисунки с замаскированными (неполными, перечеркнутыми, наложенными друг на друга) изображениями предметов. Необходимо их назвать.

Сколько чего?

Ребенка просят осмотреть  комнату и назвать как можно больше имеющихся предметов, начинающихся на букву “К ”, «Т ”, «С ”, все стеклянные или металлические, круглые, или все белые предметы и т. д.

Дорисуй:

Ребенку предлагается назвать, что отсутствует в изображении предметов и дорисовать их. Примеры: дом без окон, машина без колес, цветок  без стебелька.

Игры на развитие  памяти

Шкафчики:  

Материал: шкафчики, склеенные из 4 и более спичечных коробков, мелкие предметы.  

Ход игры: взрослый  прячет  игрушку  в один из коробков  на глазах  у ребенка, затем шкафчик  убирается на несколько  секунд  и показывается  снова, ребенка просят найти  игрушку.

Что исчезло? 
На столе раскладывают  несколько предметов  или картинок.  Ребенок рассматривает  их, затем отворачивается. Взрослый убирает один  предмет. Ребенок  смотрит  на оставшиеся предметы  и называет, что исчезло.

Что изменилось?

На столе раскладывают  несколько игрушек. Ребенку предлагают  их рассмотреть  и запомнить. Ребенок отворачивается, одну игрушку добавляют, или игрушку меняют местами. Ребенок отвечает, что  изменилось.

Художник:

Ребенок играет роль художника. Он  внимательно рассматривает того, кого будет рисовать. Потом  отворачивается и дает  его словесный портрет. Можно использовать  игрушки.

Запомни и воспроизведи:

Вариант 1.Ребенку называют числа  и просят  их воспроизвести. Количество чисел в ряду постепенно возрастает.

Вариант 2. Ребенку называют  слова  и просят их воспроизвести (от 4 до 10 слов).

Вспомни и покажи:

Детям предлагается  воспроизвести движение  знакомых объектов (например, махающую крыльями  птицу, косолапого  медведя, ползущую гусеницу, нахохленного петуха и т.д.)

Игры на развитие пространственных представлений

"38 попугаев":

Ребенку предлагается вспомнить мультфильм про слоненка, мартышку и удава. Затем предлагается измерить несколько предметов или расстояний при помощи различных частей своего тела. Вслед за этим ребенку дают мелкие предметы (буквы, цифры) и просят разложить их так, чтобы между ними было расстояние в его ладонь, а от каждого из них до края стола - его указательный палец. Рекомендуется предложить как можно большее количество вариантов расположения предметов (на расстоянии стопы, от колена до пятки, от локтя до кисти и т. д.).
"Маркеры": 

Маркируется левая рука ребенка при помощи браслета, колокольчика, яркой тряпочки и т. п.
Каждое из направлений закрепляется определенным движением. Например: "вверх" - прыжок, "вниз" - присесть, "вправо" - прыжок с разворотом направо, "влево" - прыжок с разворотом налево.
"Зеркало":

Упражнение выполняется либо в паре с ведущим, либо двумя детьми. На первом этапе упражнение выполняется в положении сидя на коленях и на пятках. Сначала ведущий совершает медленные движения одной рукой, затем другой, затем двумя. Ребенок зеркально повторяет движения ведущего. Когда упражнение освоено, можно переходить в положение стоя и подключать движения всего тела.
"Телевизор": 

Это упражнение аналогично предыдущему, только движения повторяются той же рукой, какой показывает ведущий (если ведущий берется правой рукой за левое ухо, ребенок тоже берется правой рукой за левое ухо).
"Найди клад":

В комнате прячется игрушка или конфета. Ребенок должен найти ее, ориентируясь на команды ведущего (ведущий говорит: "сделай два шага вперед, один направо..." и т. п.). Найденная ребенком вещь дарится ему.
Графические диктанты на листочках в клеточку.

Копирование нарисованных фигур разной степени сложности. Педагог рисует план, по которому ребенок должен найти предмет в комнате или здании.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры по развитию познавательных процессов на этапе предшкольной подготовки детей

реферат на тему Дидактические игры по развитию познавательных процессов на этапе предшкольной подготовки детей...

Игры на развитие познавательных процессов у старших дошкольников

Буклет с подборкой игр на развитие познавательных процессов. Рекомендуется использовать как раздаточный материал к тематическому родительскому собранию в детском саду или учреждениях ДОД....

Рекомендации родителям "Игры на развитие познавательных процессов"

Как помочь ребенку успешно адаптироваться в школе и полноценно включиться в учебно-воспитательный процесс? С детского сада необходимо укреплять психику ребенка, развивать его мышление и эмоционально-в...

Игры на развитие познавательных процессов( внимание, память,восприятие, мышление,речь) у дошкольников

Игры на развитие познаватИгры на развитие познавательных процессов( внимание, память,восприятие, мышление,речь)...

«ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ»

«ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ»...

Роль сюжетно-ролевой игры в развитии познавательных процессов у детей

Сюжетно-ролевые игры, особенно игры с правилами, стимулируют наглядно-образное мышление. Играя с предметами, ребенок учится замещать их образами, в результате чего необходимость практического действия...

Развитие познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности Игры на развитие познавательных процессов у детей 5-7 лет

О богатстве окружающего мира — предметах, явлениях, связях между ними, звуках, красках, запахах, температуре и т. д. человек узнает благодаря познавательным процессам: восприятию, вниманию, памя...