Развитие познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности Игры на развитие познавательных процессов у детей 5-7 лет
консультация

Халимова Зулайхо Зайдулоевна

О богатстве окружающего мира — предметах, явлениях, связях между ними, звуках, красках, запахах, температуре и т. д. человек узнает благодаря познавательным процессам: восприятию, вниманию, памяти, мышлению, речи. Благодаря их развитию люди могут приспосабливаться к изменяющейся окружающей действительности, изучать или изменять ее. Естественно, что учебная деятельность, являясь частным видом человеческой деятельности, во многом определяется уровнем и качеством сформированное этих психических процессов. Более подробно на содержании и формировании познавательных процессов мы остановимся в следующем разделе. Здесь же приводятся игры-упражнения, способствующие развитию этой сферы человеческой психики.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx178.11 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НИЖНЕВАРТОВСКА

ДЕТСКИЙ САД №41 "РОСИНКА

http://letopisi.org/images/a/a1/%D0%AD%D0%BC%D0%B1%D0%BB%D0%B5%D0%BC%D0%B0_%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%8B_%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B0_%D1%81%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D0%B3%D0%B0%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%BE.jpg

Развитие познавательных процессов

у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности

Игры на развитие познавательных процессов у детей 5-7 лет

г. Нижневартовск

Решая задачи, поставленные в нашей программе помощи ребенку, мы выделили отдельно игры, направленные на развитие познавательных (когнитивных) процессов.

О богатстве окружающего мира — предметах, явлениях, связях между ними, звуках, красках, запахах, температуре и т. д. человек узнает благодаря познавательным процессам: восприятию, вниманию, памяти, мышлению, речи. Благодаря их развитию люди могут приспосабливаться к изменяющейся окружающей действительности, изучать или изменять ее. Естественно, что учебная деятельность, являясь частным видом человеческой деятельности, во многом определяется уровнем и качеством сформированное этих психических процессов. Более подробно на содержании и формировании познавательных процессов мы остановимся в следующем разделе. Здесь же приводятся игры-упражнения, способствующие развитию этой сферы человеческой психики. 

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=f45a3e952d21fafaa103d1c6231c390e_l-5888798-images-thumbs&n=13

Колечко

Игра направлена на удержание правила, зрительно-слуховое сосредоточение, планирование действий и результата, моторную координацию, умение сотрудничать.

Играющие стоят в шеренгу, держа руки впереди лодочкой. Выбирается один ведущий. В руках у ведущего лежит небольшой блестящий предмет (колечко, фантик из фольги). Ведущий идет и каждому как будто кладет колечко в руки.

При этом он говорит:

Я иду, иду, иду,

Всем колечко вам кладу,

Ручки крепче зажимайте

Да следите, не зевайте.

Одному из детей он незаметно кладет колечко, а потом отходит и говорит: «Колечко, колечко, выйди на крылечко!»

Тот, у кого в ладошках окажется колечко, выбегает, а остальные дети должны постараться задержать его.

Правила игры. 

После слов: «Колечко, выйди на крылечко!» все игроки должны успеть быстро взяться за руки, чтобы не выпустить игрока с колечком.

Земля, вода, огонь, воздух

Такая игра активизирует потенциальный запас знаний, скорость и точность реакций, слуховое сосредоточение, внимание, удержание правила, координацию движений.

Играющие становятся в круг, в середине его стоит ведущий. Он бросает мяч кому-нибудь из играющих, произнося при этом одно из четырех слов: «земля», «вода», «воздух», «огонь». Если водящий сказал слово «земля», тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать какое-нибудь домашнее или дикое животное. На слово «вода» играющий отвечает названием какой-либо рыбы; на слово «воздух» — названием птицы. При слове «огонь» все должны несколько раз быстро повернуться кругом, помахивая руками. Затем мяч возвращается водящему.

Ошибающийся выбывает из игры.

Прямой счет

Игра направлена на усвоение числового ряда, усвоение последовательности действий, развитие внимания,

слух двигательной координации.

Ведущий бросает ребенку мяч и называет цифру 1, ребенок ловит мяч и продолжает счет — 2.

Затем бросает мяч следующему ребенку, продолжая счет — 3. Тот ловит мяч, говорит — 4 и т. д.

Обратный счет

Ведущий бросает ребенку мяч и называет цифру 12. Ребенок ловит мяч и продолжает счет в обратном порядке —11.

Далее он бросает мяч другому ребенку, продолжая счет в обратном порядке, — 10. Тот ловит мяч и называет цифру 9

 и т. д.

Кто больше

Игра активизирует потенциальный запас знаний по математике, скорость и точность реакций, слуховое сосредоточение, внимание, удержание правила, координацию движений, умственное планирование.

Надо взять кубик, на гранях которого есть точки от 1 до 6. Играют двое. Каждый бросает кубик 3 раза подряд. У кого сумма очков, набранных на верхней грани, окажется больше, тот и победил.

Вариант игры: «До одиннадцати» — играют двое, каждый кидает кубик столько раз, сколько считает нужным, но старается, чтобы сумма очков на верхней грани была как можно ближе к 11, но не превышала. Кому это удастся, тот победил, а при переборе — поражение.

Определи звуки

Данная игра направлена на развитие фонематического слуха, слухового сосредоточения, всех форм внимания, пассивного словаря, звукобуквенного анализа.

Взрослый читает ребенку ряды слов, в каждом из слов повторяется какой-либо звук.

Задача ребенка — определить этот звук.

Например, дротик, кров, песок, мост, лимон, килька, батист, бисквит, носки, астра, постель, стриж

Вариант: здесь задача ребенка — определить, какие два звука повторяются в каждом из следующих рядов слов:

книга, гора, ангел, грамота

бокс, короб, роба, забор

Правая, левая

Игра направлена на развитие произвольного внимания, слухового сосредоточения, фонематического слуха, координации и последовательности движений, пассивного словаря.

Ведущий читает ряд слов с согласными на конце. В паузах между словами дети поднимают руку:

правую — если окончание твердое;

левую — если мягкое.

Варианты слов:

брат, нож, был, мель, брать, ел, топь, хор, уголь, мел, стал, ель, топ, быль, сталь, пыл, вес, жарь, пыль, хорь, жар, лаз, цепь, высь, вяз, конь, обмен, воз, мыс, петь, печаль, рост, пир.

Мячик-смягчитель

Эта игра обеспечивает развитие внимания, речи, темпа мышления, слухового сосредоточения, фонематического слуха, последовательности и координации движений, пассивного словаря.

Дети садятся в кружок. Ведущий, бросая мяч, произносит слово с твердым окончанием. Ребенок, поймавший мяч, перед тем как бросить его обратно, произносит то же слово, но с мягким окончанием.

Возможные слова:

угол, брат, ел, топ, мел, хор, стал, пыл, жар, был, цеп, вес, любит, ходит, носит, мочит, варит, строит, обут, служит, тужит, доит, поит, дурит, ценит, хмурит, пилит, шутит, мол, дал, пар, шар, врал, вяз, жест, прав.

Назови как можно больше предметов, имеющих данный признак

Игра направлена на развитие мышления, речи, пассивного и активного словаря, внимания.

Здесь необходимо назвать как можно больше предметов, имеющих данный признак, для чего ребенок должен будет ответить на предложенные ниже вопросы.

Например, «Что бывает ДЛИННЫМ?» (нитка, лента, веревка, шнур, проволока, пояс, дорога, река, хвост, платье, юбка, волосы).

Задание позволяет проверить уместность употребления ребенком имен прилагательных, то есть точность понимания им значений слов, умение правильно сочетать их между собой, поскольку важен не только сам по себе словарный запас, но и правильность его использования в речи. Плохо, например, если ребенок скажет, что длинным бывает дерево или шкаф, тогда как для определения их величины больше подходит прилагательное ВЫСОКИЙ.

Итак, предложите ребенку следующие вопросы:

Что бывает КРУГЛЫМ (КВАДРАТНЫМ, ОВАЛЬНЫМ, ТРЕУГОЛЬНЫМ...)?

Что бывает ВЫСОКИМ (НИЗКИМ)?

Что бывает ЗЕЛЕНЫМ (КРАСНЫМ, СИНИМ...)?

Что бывает ХОЛОДНЫМ (ГОРЯЧИМ, ТЕПЛЫМ, ПРОХЛАДНЫМ...)?

Что бывает СЛАДКИМ (ГОРЬКИМ, КИСЛЫМ, СОЛЕНЫМ...)?

Что бывает ШЕРСТЯНЫМ (ШЕЛКОВЫМ, БУМАЖНЫМ, ДЕРЕВЯННЫМ, ЖЕЛЕЗНЫМ...)?

Что бывает ТЯЖЕЛЫМ (ЛЕГКИМ)?

Что бывает ГЛУБОКИМ (МЕЛКИМ)?

Что бывает КОЛЮЧИМ (ОСТРЫМ, ХРУПКИМ...)?

Сколько знаешь ты имен?

Игра, направленная на расширение словарного запаса, на развитие зрительно-слухового сосредоточения, моторной координации.

Играющий должен сделать быстро десять-пятнадцать шагов, называя на каждом мужское или женское имя. Имена должны быть только мужские или только женские, дважды одно и то же упоминать нельзя. Выигрывает тот, кто выполнит задание без ошибок.

Вариант игры: называются — деревья, фрукты, цветы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Система работы по развитию красноречия у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности».

Данный материал представляет собой поэтапную работу  по развитию красноречия у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности. Будет полезен как учителям - логопедам, так и воспитател...

РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИГРОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

долгосрочный проэкт по математическому развитию старших дошкольников. Включает в себя 3 этапа....

Тесты на развития воображения у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности

Воображение – это важнейшая сторона нашей жизни. Если бы человек не обладал фантазией, мы лишились бы почти всех научных открытий и произведений искусства. Дети не услышали бы сказок и не смогли бы иг...

План работы по самообразованию «Развитие элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность» на 2018-2019 уч. год. Старшая группа «Ромашка»

laquo;Формирование элементарных математических представлений у дошкольников» входит в образовательную область «Познавательное развитие», содержание которой предполагает развитие инт...

Отчет по теме самообразования «Развитие математических способностей детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность»

Цель: Создание условий для развития у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений посредством развивающих игр.      Задачи:.—Определить наиболее рацио...